Файл: Информация в материальном мире (Понятие информации, ее виды и свойства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 549

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термин «информационное общество» был предложен профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши. Позже термин в своих работах применили Ф. Махлуп и Т. Умесао. Теория информационного общества, в свою очередь, была развита такими авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер [2].

При использовании понятий «постиндустриальное общество» или «информационное общество», целесообразно принять во внимание мнение Белла о конвергенции идей постиндустриализма и информационного общества. Выражение «информационное общество» по Беллу – это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития, а основу определения его структуры – информацию.

1.3. Источники информации в материальном мире

Всякое движение материи, всякое изменение энергии, свойства, явления, процесса, всякое преобразование и взаимодействие, всякая неравномерность или неоднородность является источником создания и фактором существования информации. Влияние на живую и неживую природу, создание искусственного вещества, искусственных материальных объектов, явлений, процессов также является источником новой информации. Среди факторов существования и создания информации можно выделить следующие виды действий и взаимодействий: материальные объекты взаимодействуют непосредственно или через силовые поля, материальные объекты излучают сами, материальные объекты отражают излучение или пропускают через себя, объекты и процессы копируются, они же организуются, имеют место процессы творческих изобретений и тому подобное [14].

Материальные объекты, природные и искусственные, излучают или возбуждают определенные волны (создают поля взаимодействий - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые), которые несут информацию о процессах в таких объектах. Поскольку элементарные частицы могут рассматриваться как сгустки физических полей, то информация переносится различными носителями: квантами света (фотонов), электронами, ионами, молекулами, волнами и тому подобное; с различными градиентами параметров: температуры, электрического заряда, тока, давления, концентрации, коэффициента переноса.

Информация существует лишь там, где есть процессы управления, а, следовательно, управляющие системы. Там, где управляющих систем нет (например, в неживой природе), информации нет. Поэтому отпечаток колес автомобиля на грунтовой дороге - это только отражение, но не информация (информацией этот отпечаток может быть только для управляющих систем - живых существ, компьютеров и тому подобное) [12].


Источник информации - непосредственно генерирует информацию. Источником информации может, например, быть: человек, точнее - его мозг; компьютер космического корабля, который посылает сигналы с поверхности Луны; компьютер, который автоматически генерирует ответы на серверах электронной почты и т. д.

Материальные объекты, природные и искусственные, отражают и, если они прозрачные, пропускают через себя излучение другого объекта. При этом излучение модулируется в зависимости от свойств, структуры, формы, характера взаимодействия и несет дальше информацию (сигнал) о данном материальном объекте [10].

Носители информации могут копироваться. Копирование может выполняться в живой и неживой природе, природными или искусственными объектами. Излучение как носитель информации может распространяться в разные стороны и выполнять формообразование во множестве объектов, где встречаются необходимые условия или восприниматься не одним объектом-адресатом. Копирование, как и излучение, является видом отчуждения информации от источника и дальше информация существует и превращается независимо от источника. В отличие от излучения, копирование создает копию информации на новом носителе и, чаще всего, оставляет оригинал неизменным на старом носителе. Необходимо заметить, что при копировании увеличение числа копий информации не меняет ровно во столько же раз количество информации. Например, ударная волна распространяется во все стороны и приемниками этой волны будут несколько объектов. Количества информации здесь будет столько, сколько ее сгенерирует источник.

Для появления новой информации должен действовать определенный механизм выбора. Но при копировании все же определенное количество новой информации создается. Каждая следующая копия получает свой порядковый номер (изменение количества объектов), свое место в пространстве, самостоятельно вступает во взаимодействие со средой, тоже способна формировать копии и тому подобное. Формально копирование можно считать не как умножение количества информации, а как распространение, например, информационной волны в живом биологическом поле, где информация может распространяться в пространстве, занимая своими носителями все новые области [7].

Не все формы взаимодействия могут быть охарактеризованы количественно, потому что не все явления допускают количественное описание и не все величины имеют количественный смысл. Физическое понятие энергии в общем случае не может быть применено, например, в биологических или социальных системах. Но понятие взаимодействия, как источника и носителя информации, распространяется на материальные системы любой природы и в отношении них можно говорить об интенсивности или результативности взаимодействия.


1.4. Виды и свойства информации

По происхождению информационные сообщения можно разделить на механические (элементарные), несущие информацию об объектах и процессах неживой природы, биологические (они содержат сведения о растительном и животном мире) и социальные, которые содержат сведения о процессах, происходящих в обществе [8].

Поскольку различную информацию мы получаем с помощью различных органов чувств, информационные сообщения можно классифицировать и по форме восприятия. Аудиальные сообщения мы получаем благодаря органам слуха, зрительные сообщения воспринимаем органами зрения, вкусовые сообщение - органами вкуса, тактильные - органами осязания, а обонятельные - органом обоняния. [9]

Сообщение можно передать с помощью символов, содержание которых заранее известно приемнику информации (такие информационные сообщения называют символьными). Например, можно сообщить водителю о гололедице, разместив на дороге временный дорожный знак. На соревнованиях по спортивному ориентированию спортсмены получают информацию о размещении контрольных пунктов, анализируя специально нанесенные на карту условные обозначения.

Однако для большинства из нас проще ориентироваться в сообщениях, представленных в форме обычного текста. Он может содержать не только буквы определенного языка, но и цифры, знаки или другие символы.

Звуковым называют информационное сообщение, содержащее звуковую информацию. Именно благодаря звуковому сообщению можно определить, на каком расстоянии в данный момент происходит гроза (анализируя продолжительность задержки грохот грома с момента вспышки молнии), насладиться на концерте современной музыки, общаться с друзьями по телефону. [10]

Графическая форма представления информационного сообщения допускает наличие в нем рисунков, фотографий и видеозаписей. Именно эту форму представления информационного сообщения используют для компьютерной презентации.

Информационное сообщение может быть подано с одновременным использованием различных форм. Например, посещая дискотеку, человек одновременно получает и обрабатывает различные виды сообщений, использующих разнообразную форму подачи информации, с помощью органов чувств.

Информационные сообщения имеют разное общественное назначение. Они могут быть личными, то есть содержать информацию, нужную конкретному человеку (так эту информацию человек сохраняет в собственной памяти), или массовыми, поскольку предназначены одновременно для широкого круга людей. Общественно-политические сообщения предназначены для передачи информации, важной и нужной всему обществу.


Специальные сообщения могут быть научными, техническими, отраслевыми, производственными, то есть содержать специальную информацию, необходимую определенному кругу людей (ученым, работникам определенной отрасли промышленности или специалистам определенной профессии).

Приведенная классификация информационных сообщений является условной, поскольку в одном сообщении может содержаться различная по форме представлении информация, человек может одновременно воспринимать его с помощью различных органов чувств и это сообщение может иметь разное общественное назначения или происхождение. [5, 10]

Несмотря на такое большое количество видов информационных сообщений, любая информация предполагает наличие материального носителя информации, источника, передатчика, приемника информации и канала связи между ними.

Информация, как явление объективной реальности, обладает многими различными свойствами, важнейшими из которых являются:

  • адекватность - соответствие сообщений, сигналов реальным процессам и объектам;
  • релевантность - соответствие информации определенным задачам, для решения которых она предназначена;
  • правильность - соответствие между содержанием информации и способом ее выражения (представления).
  • точность - отражение соответствующих объектов, явлений и процессов с минимальным искажением или с минимальными погрешностями;
  • актуальность - (или своевременность) - возможность использования информации именно в тот момент времени, когда есть в ней потребность;
  • обобщенность - независимость сути и общего содержания информации от отдельных частных изменений
  • детальность - отражение с соответствующей полнотой всех существенных обстоятельств и признаков [2, 7-11].

Вполне очевидно, что далеко не каждая информация обладает в полной мере перечисленными свойствами. Поэтому эти свойства целесообразно и необходимо рассматривать одновременно и как требования, которым должна отвечать информация, особенно научная.

2. Передача данных в материальном мире

В наше время, когда объемы информации постоянно растут, важными становятся процессы поиска и обработки информации. Обработкой информации называют процесс изменения формы или структуры определенной информации или получения новой информации путем выполнения определенных действий (логических рассуждений, математических расчетов и т.п.). Все действия, выполняемые с информацией, называют информационными процессами.


2.1. Понятие информационного ресурса.

В современной информациологии существует необходимость осмысления двух понятий: информационный ресурс и информационный потенциал, которые современные исследователи часто отождествляют. Как известно, ресурс это источник, запасы, средства, возможности чего-либо, это то, что при необходимости может быть использовано в общественной жизни. Потенциал это перспективная составляющая ресурса. Каждый ресурс может быть потенциалом.

В широком смысле информационный ресурс это важное средство, источник социального развития и прогресса, который актуализируется в человеческой деятельности и эффективно используется как инструмент социальных преобразований. Это главный ресурс человеческой деятельности.

В узком смысле это продукт производства и обмена, объект противоборства и соперничества, сырье для целенаправленной (целесообразной) социально-экономической деятельности человека, при которой создается информационный (интеллектуальный) продукт и удовлетворяются потребности и интересы человека. [1]

Информационным ресурсом является только та информация, которая актуализирована в обществе, использована и эффективно реализована в экономике, образовательных технологиях и тому подобном. Это та информация, которая входит в систему человеческой деятельности и имеет практическое значение для человека как в его социальной, так и личной жизни.

Информационный потенциал это перспективная составляющая информационного ресурса, которая может быть мобилизована, активизирована и эффективно использована для достижения цели в информационной сфере, а также может способствовать восстановлению и развитию инфосферы.

Неиспользование информационного потенциала приводит к его быстрому обесцениванию, старению, а это, в свою очередь, влечет за собой потерю стоимости информационного ресурса. Первым и необходимым условием существования информационных ресурсов является их постоянное обновление. Известное изречение Ф. Бэкона «знание – сила» можно перефразировать: «знание это лишь потенциальная сила». Для того чтобы стать силой, знания должны превратиться в информацию. [2]

Информационная основа деятельности во всех сферах жизни общества является фундаментом или стратегическим ресурсом социального развития и прогресса. По значимости и специфичностью информационный ресурс превышает все остальные, но, как и все другие, имеет свой жизненный цикл (рис. 1).