Файл: Информация в материальном мире (Понятие информации, ее виды и свойства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Жизненный цикл информационного ресурса

В разные периоды социальной истории информационные знания не только добывались, накапливались, использовались, но и систематизировались. Это эволюционно, а иногда и скачкообразно выводило человечество на качественно новый уровень технологического и социально-экономического развития. [5]

Основным объектом человеческой деятельности в условиях информационного общества является обмен информацией. Свободная циркуляция данных в обществе может стать важным фактором экономического, национального и личностного развития. Особенностью современной социокультурной ситуации является рост роли информации, который является результатом взаимодействия двух процессов: постоянного увеличения объемов информации и совершенствования технологии ее накопления и распространения. [5]

2.2. Качественная и количественная особенности передачи информации

Для эффективного функционирования информационного процесса необходимо обеспечить соответствующие условия, в частности:

  • предотвращение искажения информации как на передаче, так и на приеме;
  • создание языка информации, который был бы понятен и доступен всем участникам (элементам информационного процесса);
  • обеспечить эффективный поиск, получение и использование информации [14].

Основатель теории оптимального кодирования (под которой обычно и понимают теорию информации) К. Шеннон установил, что для передачи определенного сообщения (информации) передающая система должна обладать разнообразием свойств своих элементов. Чем больше разнообразия, тем больше информации может быть передано. Однако сам К. Шеннон и его последователи настойчиво подчеркивали, что количество разнообразия сигналов еще не определяет целостности информации, ее содержательности и качества [10].

Для передачи определенного сообщения необходимым условием является наличие достаточно определенного минимума энергии сигнала. Так, световой сигнал может быть передан и воспринят только при определенной яркости источника света. В физиологии давно и точно установлено, при какой величине энергии воздействия сигнал не воспринимается. Нужно заметить, что энергия сигнала всегда несколько больше для передачи данного сообщения, она избыточна.


Такое же наблюдается в любой другой материальной деятельности: энергии тратится гораздо больше, чем это требуется для выполнения данной работы. Это все касается количественной стороны информационного процесса [14].

Качественная сторона информации связана с трансформацией одних видов энергии в другие. Справедливо то, что одна и та же информация может быть передана качественно различными энергетическими носителями. Но неправильным является то, что информация может быть воспринята в виде различных видов энергии. Электрическая (или электронная) машина, например, может воспринимать информацию только в виде электрических сигналов, механическая - в виде механических, химическая - в виде химических. Для того, чтобы электрическая машина отреагировала на механическое или световое воздействие, оно должно быть преобразовано в электрические сигналы. Наличие соответствующих преобразователей (органы чувств или анализаторы у животных и человека) снимает различие между отдельными видами энергии сигналов и является причиной унификации всех форм воздействия в одну, что соответствует спецификации воспринимающей системы. [12-14]

Все это дает основания утверждать, что все те процессы, которые обычно называются информационными, по своей сути являются процессами энергетическими. Но они носят чрезвычайно специфический характер и поэтому требуют особого определения, которым и является понятие информации. Необходимо также различать понятия «сигнал» и «информация», которые отражают различные стороны одного процесса.

Сигнал, как материальный носитель информации, выступает средством переноса ее в пространстве и во времени. В качестве сигналов могут выступать определенные материальные объекты (звук транспорта, речь преподавателя и т.п.), но не объекты, а некоторые их состояния. Для образования сигналов можно использовать только такие объекты, состояние которых достаточно стабильно во времени и пространстве. По признакам сигналы разделяют на статические (стабильное состояние физических объектов - книга, диск) и динамические (динамические состояния силовых полей - звуки, радиосигналы). Первые используются преимущественно для хранения информации, вторые - для ее передачи. [14]

Особая роль сигналов заключается в том, что они (в отличие от вещественных и энергетических потоков), перенося информацию, упорядочивают ее, организуют систему.

Информация - отношение качественного и количественного соответствия между энергией воздействия и энергией отражения, определяет сигнальный характер воздействия. То есть информация - это всегда отношение двух систем (или элементов).


2.3. Помехи при передаче информации

Во время передачи информации от передатчика к приемнику по каналам связи часто возникают помехи, способные искажать информацию.

Искажаться может сообщение, переданное в любой форме. Многим приходилось общаться по телефону, в трубке которого слышен треск или другие посторонние звуки. Водители могут управлять автомобилем ночью или в сильный туман. Чаще всего человек подсознательно хорошо решает такие проблемы, хотя не всегда понимает, как он это делает. Передача сообщений при наличии помех является немалой проблемой, значение которой возрастает с введением компьютерных телекоммуникаций, в которых невозможно избавиться от помех [11].

Поэтому важным является процесс восстановления поврежденной информации, в котором можно выделить следующие этапы:

  • Установление самого факта повреждения или искажения информации;
  • Выяснение того, в какой конкретной части сообщения это произошло;
  • Исправление ошибок (попытка восстановить первоначальный вид сообщения).

Для восстановления искаженных при передаче сообщений в них заранее можно закладывать дублированные или дополнительные данные. Такое уведомление имеет информационную избыточность, но благодаря этому его можно восстановить в случае повреждения. Естественные языки имеют большую избыточность (в европейских языках избыточность составляет около 7%), именно благодаря этому сообщение из символов этих языков имеют высокую помехоустойчивость [7].

Избыточность сообщений можно использовать и во время передачи и приема кодированных сообщений техническими устройствами. Для этого каждый фрагмент сообщения можно передать трижды, а правильной считать ту пару фрагментов, которые полностью совпадают. Зато большая избыточность приводит к большим временным затратам при передаче сообщений и требует большего объема памяти для хранения информации..

2.4. Аспекты информационного процесса

Раскрывая сущность и содержание понятия информации, следует отметить следующие аспекты информационного процесса:

1. Эффект усиления определяется наличием свободной энергии воспринимающей системы, критичностью ее состояния относительно внешнего воздействия. Чем выше будет критичность системы, тем меньше требуется энергии воздействия, необходимой для ее преобразования, тем выше информационная ценность, содержательность такого влияния;


2. Необходимость качественного соответствия между энергией воздействия и энергией отображения;

3. Связь информационного процесса с процессом отображения и регуляцией системы. Важность информации для процесса управления и саморегуляции определяется ее усиливающим характером. Это означает, что в системах реализуется информационное (сигнальное) отношение отдельных видов энергии с целью более эффективного воздействия одной системы на другую. [14-15]

Содержание и качественная оценка информации характеризуются следующими признаками [10]:

  • семантический - отражает смысловое значение информации;
  • семиотический - определяет способ кодирования информации и ее выражение в различных шифросистемах;
  • аксиологический - ценность информации.

В простых кибернетических системах содержание информации передается средствами синтаксиса или при помощи чисто формальных, структурных свойств языка. Тем самым вид сообщения однозначно определяет его содержание.

В общем виде процесс представляется в виде последовательно взаимосвязанных составляющих, в частности таких:

  • формирование выходного сигнала «элементом-источником» или «элементом - транслятором»;
  • определение конкретного адресата для каждого выходного сигнала;
  • прохождения сигнала по каналам связи;
  • восприятие сигнала «элементом - потребителем» или «элементом - ретранслятором»;
  • реагирование воспринимающего элемента на полученный сигнал;
  • следующая передача сигнала воспринимающим элементом (рефлексивным, рецептором, эффектором), что является собственно началом нового цикла информационного процесса.

Исследование существующих подходов к определению понятия «информация» позволяет сделать вывод о наличии взаимосвязи между определением информации как данных и знаний, и, соответственно, меры неопределенности в системе и степени ее упорядоченности. В то же время, необходимо содержательное разветвление понятий «данные», «информация» и «знание». Знания могут рассматриваться как продукт использования информации, тогда как сама информация, в свою очередь, является производной от данных (фактов, сведений), и представляет их структурированную (обработанную, пригодную для дальнейшего использования) совокупность. В контексте исследования процессов, информация может быть определена как структурированные данные, пригодные для дальнейшего применения в процессе (например, управление предприятием), продуктом использования которых есть знание.


В итоге, нужно подчеркнуть, что информация (в зависимости от специфики взаимодействующих систем) проявляется в различных формах (биологическая, техническая, семантическая). В основе всех видов информации лежит соответствие энергии воздействия и энергии реакции - в этом суть любого информационного процесса.

Заключение.

Подытоживая вышесказанное, мы можем утверждать, что информация во все времена была неотъемлемой частью общества. Но только с начала с XX в. информация заняла в обществе место ведущей производительной силы и ресурса.

Переход к информационному обществу был длительным процессом, в ходе которого менялась структура производственных сил, развивались информационно-коммуникационные технологии, менялась роль информации и знаний в экономике.

Информация определяется как количественная мера согласованности системы с ее окружением, или информация об объекте определяется как отражение его свойств в других объектах, полученных в результате их взаимодействия. Информация все чаще рассматривается как отдельная субстанция, при этом: материя, сознание и информация составляют три равнозначные субстанции, которые с достаточной полнотой описывают любое явление или событие.

Современная теория информации и кодирования позволяет решать задачи сбора, преобразования, передачи, хранения и предоставления информации наиболее экономичными и эффективными способами.

В современном научном мире, кроме ученых, которые считают, что информационное общество решит проблему социального неравенства, бедности и безработицы, есть и такие, которые указывают на расширение разрыва между владельцами информации и людьми, расширение социального неравенства.

Становление информационного общества является предпосылкой для эволюционного перехода к следующей стадии развития человечества, технологической основой которой является индустрия создания, обработки и передачи информации.

Две стороны информационного общества особенно важны для понимания коммуникационной революции:

  • переход от индустриального к сервисному обществу, где решающее значение имеет кодифицированное теоретическое знание для осуществления технологических инноваций;
  • необходимо преобразование новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.

Формирование информационного общества обусловлено требованиями времени. Вопрос его развития становится вопросом государственной важности, поскольку экономический, политический и социальный потенциал страны напрямую зависит от информационно-интеллектуального потенциала ее населения. Но влияние информационных и коммуникационных технологий на развитие общества может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. И чтобы избежать их негативного воздействия на общественные отношения, государство должно регулировать процесс формирования информационного общества. С одной стороны, создавать условия для свободного доступа своих граждан к информации, с другой ­ защищать их частную жизнь от несанкционированного вмешательства. [3]