Файл: Современная семья в системе воспитания(Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…».

По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка либо юношу, имеющее целью довести его до той дали самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле».

Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».

Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». [5]

В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» [2].

Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации [9].

В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий взрослых и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне, каждый личность невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

Ознакомившись с краткой характеристикой вышеперечисленных понятий, было определено, что все они весьма значимы в данной сфере рассмотрения. Так же стало понятно, что существует множество точек зрения на то, что из себя представляет то либо иное понятие, какую окраску несет оно в себе.


Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где происходит закладывание основ личности. Семья – это основанное на браке либо родстве объединение людей, общественный механизм воспроизводства человека. Являясь ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, общительным, либо тревожным, грубым.

1.2.Положительная и отрицательная роль семьи в воспитании личности

Отметим, что семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.

В настоящее время много вопросов о роли семьи в воспитании детей. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, общении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что главная роль в воспитании ребенка должна отводиться не только детским садам и школе, но и, в большей степени должна принадлежать семье.

На позицию ребенка влияет также количество и порядок рождения детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как и первенца – от самого младшего. Существует и особая позиция: единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. В многодетной семье соперничество среди детей – явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом либо полом, может добавляться и выделение родителями кого-то из детей.

Это вызывает ревность других членов семьи. В любом периоде жизни ребенка папы и мамы – пример как личность. Благодаря этому с малых лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с рождения одаривают детей одним из прекраснейших человеческих чувств – родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира папы и мамы формируют интересы ребенка, советуют ему выбирать спортивные занятия, друзей, помогают решать вопрос о будущей профессии, влияют на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции [16].


Имея свою, заимствованную у взрослых систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее со взглядами и поведением своих друзей и ровесников. Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности папы и мамы с детских лет формируют у ребенка нормы, стиль поведения, знакомят с миром человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти законы настолько, что они становятся его собственными убеждениями.

Снижение воспитательной функции семьи способствует возникновению у детей различного типа нарушений в поведении. К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

На современном этапе происходит размывание института семьи, территории семейного пространства. По мнению Н.Н.Суртаевой «пространство по своей сути, является важнейшей составляющей, определяющей порядок вещей в мире, что обеспечивает протекание повседневной жизни людей, их общения, уклад их непосредственного личностного бытия».

Множество исследований показывают массу негативных тенденций, которые произошли и происходят на территории семейного пространства, непосредственного личностного бытия в этом институте(сильный межпоколенный разрыв, потеря контактов взрослых и детей, сокращение до минимума времени на общение взрослых с собственными детьми и т.д.).

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода изменениям, их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, воспитательной дееспособности так как отмечает Карл Витакер, что семья в широком понимании – не только продукт взаимодействия социальных ролей и социальных правил, не только биокультурная динамическая сила, но также – живой организм. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми Воспитательная функция подразумевает духовное воспроизводство населения. И.В. Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей [16].


Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на взрослых (других членов семьи) побуждающее их к самовоспитанию. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (демографическими, политическими, экономическими, психологическими) факторами субъективного и объективного характера (макросреды, структура семьи (нуклеарная либо многопоколенная, полная либо неполная, многодетная либо малодетная), материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.),личностные характеристики взрослых (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей), психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность; помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

На сегодняшний день падение нравов, рост алкоголизма и наркомании, невозможность обеспечить семью привели к увеличению разводов.

Так, в сравнении с 1990 г. количество разводов увеличилось на 12, 7%, причем наибольшее их число приходится на семьи со стажем семейной жизни от одного до пяти лет (43,8%) и от пяти до десяти лет (25,6%), т.е. на тот период, когда дети еще не выросли и после развода остаются с папой или мамой, отмечает В.Н. Гуров. Эти данные свидетельствуют о целесообразности внешнего влияния на семью с целью усиления ее позитивного потенциала, о том, что семейный социум должен стать главным объектом работы образовательных организаций, выступать субъектом социализации личности. В качестве объекта он выступает сложной социальной системой, включающей в себя ряд параметров: структуру, окружение, функционирование и развитие. Неполная семья, возникшая в результате развода с точки зрения ее воспитательного потенциала наиболее уязвима.

Развод и предшествующий ему конфликт в семье деформируют психику, нравственное и эмоциональное развитие ребенка, приводят к отстраненности и замкнутости ребенка, возникновению коммуникативных барьеров. По экспертной оценке несовершеннолетние правонарушители более чем в 2 раза чаще приходят из неполной, чем из полной семьи. Существенно больше в неполных семьях педагогически запущенных детей. Дети в неполных семьях в 2 раза чаще чем в полных, остаются без всякого присмотра, т.е. материальные и другие проблемы жизнедеятельности неполной семьи нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Только 21,7% опрошенных матерей из неполных семей ответили, что у них практически не бывает конфликтов с детьми отмечает Титаренко В.Я.


О роли родительского авторитета писал А.С. Макаренко, что для ребенка первых лет жизни «… самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом».

Поскольку социальные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего, то авторитетный родитель, являясь объектом подражания, непосредственно обуславливает мировоззрение и направленность личности ребенка, ее потребности и интересы, идеалы и стремления, моральные и эстетические качества.

В первую очередь, обуславливаются статус и социальные функции – роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений – все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. 90-х годов привели к глубоким изменениям в жизнедеятельности семьи, лишили ее прежней государственной поддержки. Сегодня очевидно кризисное состояние социального института семьи, ослабление его воспитательного потенциала.

Сегодня семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Перестройка экономических отношений в России отбросила многие семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Неуверенные в себе папы и мамы перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей, отсюда возникают проблемы социализации и воспитания детей.

Для ребенка очень важно эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально – психологических механизмов становления личности.

Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения с взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами [2,с.44]. Известно, что на атмосферу в семье влияет множество причин, в число которых, входят стили воспитания, характер отношений, дисциплина и т. п.