Файл: Современная семья в системе воспитания(Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время семья в России как социальный институт находится в центре экономических, социальных и иных проблем, обрушившихся на страну. Проблемы семьи имеют устойчивую тенденцию к обострению. Эта ситуация определяет необходимость объединения усилий государственной власти всех уровней, социальных институтов и общественных организаций по улучшению ситуации.

Вместе с тем в силу ослабления механизмов воспитания и социализации детей через общественные и государственные институты, а также самоустранения и массового отторжения российских семей от их главного назначения – воспитания детей, происходит отчуждение семьи от школы, родителей от педагогов.

Семья по праву считается институтом первичной социализации, так как она обеспечивает ребенку самый ранний опыт социального взаимодействия, освоение первых ценностных представлений и норм. В окружении родных, естественно выступающих как «значимые другие», ребенок присваивает необходимые ролевые модели поведения.

Школа действует как институт вторичной социализации, здесь создается для ребенка другой социальный коллектив с неизмеримо большим, чем в семье, набором моделей идентификации, но с меньшей эмоциональной и личностной значимостью.

Решению этой проблемы посвящены многие работы психологов, педагогов, методистов: А.М. Архангельского, Н.М.Болдырева, М. Т. Воюшиной, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л. Н Толстого, Ю. К. Бабанского, В. С. Мухиной, В. Г. Нечаевой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г., Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Д. Локк, Дж. Рескин.

Цель исследования: анализ современной семьи в системе воспитания.

Объект исследования: процесс воспитания школьника.

Предмет исследования: изучение факторов воспитания в современной семье.

Задачи исследования:

  • рассмотреть процесс воспитания в семье;
  • выявить положительную и отрицательную роль семьи в воспитании личности;
  • провести практический анализ роли современной семьи в системе воспитания.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;

Методы обработки: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.


Теоретическая значимость исследования заключается в научном осмыслении психолого-педагогических, литературоведческих и методических основ воспитания и развития личности в призме домашнего воспитания.

Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

Глава I. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании личности

1.1. Воспитание в семье

Одним из важнейших факторов социализации личности является институт семьи. Семья – это самый мощный механизм становления личности ребенка, накопления им социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная полезная деятельность детей и взрослых создают уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости.

Блохина С. А.  в статье «Роль семьи в развитии личности» отмечала, что уровень семейных отношений определяет меру функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис конкретной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей [16].

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям конкретного периода развития личности. Внутрисемейные отношения – это форма межличностных отношений, осуществляемых в процессе непосредственного общения.

Позиция отвержения формирует у ребенка такие черты, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей, вызывает у них беспомощность. Если папы и мамы проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он вырастает эмоционально неустойчивым человеком. Чаще всего такие дети недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой; они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе. Чрезмерная требовательность взрослых лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми [16].


Дружеское, лояльное отношение к окружающим вырабатывается при родительской позиции «признание прав ребенка». Дети таких взрослых стараются быть по возможности независимыми и больше полагаются на себя. Они более инициативны и креативны.

Если папы и мамы дарят ребенку разумное доверие, они воспитывают в нем свободную личность, и он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных жизненных ситуациях. Правильные воспитательные позиции взрослых выражаются, в первую очередь, в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного ее члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль общения, обеспечивающий ребенку более равноправную позицию по отношению к родителям. Но в некоторых случаях демократический стиль может превратиться в попустительский, что чаще всего негативно влияет на личность ребенка и его образ жизни.

Ребенок это зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца, писал Сухомлинский. Существует несколько определений понятия «семья».

Семья – малая группа, основанная на браке либо кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [3].

Семья – сложная многофункциональная система. Функция семьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.

Традиционно семья определяется как союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других [4].

Общепринятое, официальное понятие семьи в России вытекает из теории и норм семейного права. В этой связи в современной юридической литературе существуют различные понятия семьи.

Например, семья – это: круг лиц, которые связаны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из заключения брака, родства, усыновления либо иной формы принятия детей на воспитание; организованная социальная группа, в которой члены этой группы связаны между собой совместным бытом, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью; союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих (то есть детей).


В психологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт.

Однако несмотря на различные подходы к понятию семьи, ее признаки, функции и характерные черты в целом совпадают [5]. Итак, семья обладает следующими главными признаками: совместное проживание членов семьи; наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи, предусмотренных семейным законодательством; в большинстве случаев наличие общих детей; взаимная моральная и материальная общность и поддержка членов семьи. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением тех либо иных потребностей всех членов семьи. К основным функциям семьи относятся: воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовная (культурная), а также функция первичного социального контроля [6].

Семья закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребенка. Вопросы повышения компетентности воспитателей и взрослых поднимал в своих трудах К.Д. Ушинский (1824 – 1870). Он считал, что папы и мамы должны иметь педагогические знания, изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу. К.Д. Ушинским были изданы многочисленные художественные рассказы, стихи, позволяющие родителям заложить в своих детях любовь к Родине, труду, близким, обогатить содержание и методы их умственного, нравственного и эстетического воспитания [7].

Многие ученые определяли семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка. Этими учеными были: Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г., Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.П. Вахтеров, Д. Локк, Дж. Рескин и многие другие [24].

Семья выполняет определенные функции, отражающие как социальную значимость семьи, так и ее индивидуальные потребности в различных сферах. Очень важную роль в жизни детей имеет взаимоотношения в семье. Семейный микроклимат определяется поведением самых близких взрослых – мамы, папы, бабушки, братьев и сестер и т. д. Ребенок не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. В тоже время, под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Необходимо отметить, что со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом [7].


Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Необходимо отметить, что согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для того чтобы понять, что представляет собой роль семьи в воспитании личности, необходимо рассмотреть каждое из этих понятий. Одно из первых понятий, была «роль».

Роль – в широком смысле, это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то либо чем-то в рамках определенного процесса.

По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Так же роль – это способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе либо социуме в целом. В тоже время, понятие «роль» введено и описано американским психологом Р. Линтоном в 1936 году [1].

Роль (в социальной психологии) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса либо позиции в обществе, в системе межличностных отношений. В тоже время, понятие «роль» в социальную психологию ввел Д. Мид [4].

Следующие понятие, которое необходимо осветить – это «воспитание».

Воспитание – единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Необходимо отметить, что содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру. [9]

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности.

Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. В тоже время, по определению академика И. Павлова воспитание это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. [14]