Файл: Современная семья в системе воспитания(Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из протокола наблюдений, становится ясно, что дети в данном классе достаточно разные по своему поведению. И хотя основная масса детей была неплохо подготовлена к урокам, слушала учителя и старалась работать на уроках весьма активно, были и такие, которые не проявляли себя вообще.

По наибольшей пассивности на уроках можно выделить следующих учеников: Дмитрий Е. ( личность совсем не работал, не подготовил ни одного домашнего задания и не слушал учителя, вертясь и отвлекая своих одноклассников); Егор П. ( домашние задания у данного ребенка не были выполнены, одна, в отличии от Дмитрия Е., он пытался проявить себя на одном из уроков); Юрий К ( личность не работал, не выполнил ни одного домашнего задания, однако не отвлекал своих товарищей, сидел смирно и создавал видимость работы, рисуя в своей тетради).

Были и такие дети, которые отличились отличной подготовленностью к уроку, внимательностью и старательностью: Артем О. и Кристина (дети достаточно активно работали, слушали учителя и подготовили почти все домашние задания); Елена С. (активность у данного ребенка была средняя, однако она достаточно внимательно слушала учителя и отлично подготовила домашнее задание); Иван С. ( ребенок отлично подготовил домашнее задание и достаточно внимательно слушал учителя, активно работая); Олеся В. (данный личность отличился больше всех, потому что не только отлично подготовила домашнее задание, но и работала активнее всех на уроках)

Считаю нужным выделить Ирину Р., которая отлично подготовилась к уроку и внимательно слушала преподавателя, но совершенно не проявляла себя при просьбах преподавателя ответить с места либо у доски.

Таблица 2. Поведения детей во время перемен

Имя

Активность на перемене

Агрессивное поведение на перемене

Проявление неуважения к одноклассникам

Итог

Арина Н.

1

0

0

1

Артем О.

4

1

0

5

Борис Л.

5

2

1

8

Галина А..

1

0

0

1

Георгий П.

5

3

1

9

Дмитрий Е.

5

5

4

14

Елена С.

3

0

0

3

Ирина Р.

1

0

0

1

Илья В.

5

2

0

8

Кристина Я

4

1

1

6

Иван С. .

2

0

0

2

Егор П. .

4

3

0

7

Марина Д.

3

0

0

3

Оксана З.

2

0

1

3

Олеся В.

4

0

1

5

Петр П.

4

2

0

6

Станислав К.

5

0

0

5

Юрий К.

0

0

0

0


Судя по полученным данным в ходе наблюдения за детьми на перемене можно судить том, что большинство детей ведут себя достаточно спокойно, придерживаясь нормам поведения. Из основной массы выделяются те, кто никак не проявляли себя на перемене и те, кто были излишне агрессивны и вели себя неуважительно по отношению к своим одноклассникам.

Достаточно пассивно вели себя следующие ребята: Арина Н. ( личность сидел один и играл со своей куклой); Галина А. (ребенок оставался на переменах в классе и помогал учителю раздавать тетради и вытирать с доски); Ирина Р. ( личность наблюдал за играми других детей, но не подходил к ним, стоя в стороне); Иван С. (ребенок играл в машинки и изредка подбегал к своим одноклассникам).

По уровню агрессивности так же выделились некоторые дети: Дмитрий Е. (данный личность отвратительно вел себя на переменах и был практически неуправляем); Георгий П и Егор П. (ребята были достаточно агрессивны и бегали на переменах, пока им не сделали замечание).

Отдельно хотелось бы выделить Юрия К. Данный личность не выходил на переменах из класса и засыпал на своем рабочем месте. Было видно, что личность очень хочет спать. Он не общался с одноклассниками.

Соотнеся данные из первой и второй таблицы, можно сделать вывод, что у некоторых детей определенные проблемы в семье. Особо выделившиеся дети ведут себя не нормально по отношению к своим одноклассникам, проявляют совершенную безответственность по отношению к учебе. Эти дети имеют определенные проблемы в воспитании, которые видны невооруженным глазом.

Есть и такие, которые серьезно относятся к учебе, но боятся отвечать на уроках и общаться со своими сверстниками. Что не является хорошим показателем психологического развития ребенка. Необходимо отметить, что скорее всего, у этих детей определенные проблемы в общении с родителями.

Для того чтобы убедится в правильности сделанных мною выводов решила выяснить стили семейного воспитания в семьях детей, за которыми велись наблюдения и уровень благополучности их семей. Для этого посетила родительское собрание и провела небольшой опрос среди взрослых детей, за которыми велись наблюдения. А так же провела беседу с классным руководителем, наблюдаемого мной класса.

Для выяснения стилей семейного воспитания воспользовалась опросником «Анализ семейного воспитания» по Э. Г. Эйдемиллеру и В. Юстицкис. В исследовании принимало участие 10 человек – 5 мужчин и 5 женщин. Особое внимание решила уделить родителям тех детей, чье поведение отклонялось от нормы: Дмитрий Е; Ирина Р; Егор П. ; Георгий П; Галина А. папы и мамы Юрия К, к сожалению, не пришли на родительское собрание, но из беседы с классным руководителем стало ясно, что его папы и мамы ни разу не появлялись в школе за все время обучения ребенка, никогда не интересовались образованием своего ребенка и при разговоре с учителем по телефону позволяли себе грубость, из чего сделала вывод, что семья у этого ребенка не благополучная.


Для того чтобы было понятно, по каким критериям определять особенности воспитания младшего школьника, легче всего разграничивать семьи на стили воспитания, то есть на какой системе воспитания строится семья.

Установив стиль семейного воспитания данной семьи, можно утверждать об особенностях воспитания, посредством которых возможно определить качества личности младшего школьника. В опроснике взяты только первые одиннадцать шкал. 2 из 10 семей, имеющие следующие:

Таблица 3.Анализ семейного воспитания

Шкалы

Количество баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

3

4

8

1

3

9

3

4

10

2

4

11

5

5

Из таблицы видно, что 2 семьи ( Егор П.; Георгий П .) (5 баллов) испытывают сложности, как правильно воспитывать младшего школьника. Об этом говорит шкала № 11 (5 баллов), суммированные положительные ответы равны пяти, число баллов достигло диагностического значения. Эта шкала позволяет говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания, свидетельствует о «шараханьях» взрослых от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. В тоже время, при этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании. Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребенка.

Либеральная семья (3 семьи) не требует особого приклада сил на то, чтобы воспитывать своего ребенка. Конечно, ребенок в этом семье предоставлен самому себе. Можно подозревать, какие качества могут быть сформированы у младшего школьника. В этом случае ребенку «можно все». После исследования папы и мамы говорили почему-то, что у них недостаточно количества времени на реализацию полноценного воспитания ребенка в семье. 3 из 10 семей имеют количество баллов (5 баллов), превышающее диагностическое значение по шестой шкале (4 балла) и по восьмой шкале (3 балла). В таблице показано следующим образом:

Таблица 4.Анализ семейного воспитания

Шкалы

Количество баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

5

4

7

3

4

8

3

3

9

3

4

10

3

4

11

4

5


Шестая шкала демонстрирует нехватку обязанностей. В этом случае личность имеет минимальное количество обязанностей в семье. Выражения взрослых заключаются в том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому. Такие семьи относятся к категории либеральных семей.

Авторитарная семья (3 семьи, одна из которых семья Дмитрия Е) не связывает акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение за развитием ребенка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. Такой стиль вредит развитию младшего школьника, ставит под угрозу развитие и воспитание ребенка. Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

Требования к ребенку велики, не соответствуя его возможностям. Он становится объектом воздействий родителей. Здесь можно говорить о том, что ребенок может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт. Наблюдается тенденция того, что есть родители, не стремящиеся к удовлетворению потребностей своих детей, игнорируя их. 3 из 10 семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов. 2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достигло показатель диагностического значения четвертой шкалы (4 балла). Результаты приведены ниже в таблице:

Таблица 5.Анализ семейного воспитания

Шкалы

Количество баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

4

4

5

2

4

6

3

4

7

5

4

8

2

3

9

3

4

10

3

4

11

4

5

По седьмой шкале ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество обязанностей, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

По четвертой шкале воспитание представляет собой не в полной мере стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Довольно часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с семьей, в ее любви.

1 из этих 3 семей (семья Ирины Р) (5 баллов) превышает седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов и имеет показатель (5 баллов), превышающая диагностическое значение по 9 шкале (4 балла). Результаты показаны ниже в таблице:


Таблица 6.Анализ семейного воспитания

Шкалы

Количество баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

5

4

8

2

3

9

5

4

10

3

4

11

4

5

По девятой шкале характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих взрослых отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости.

Мы видим, что 2 семьи (одна из которых семья Галины А.) относят себя к демократическому стилю воспитания, семьи (4 балла), которые достигли показатель диагностического значения по десятой шкале (4 балла). Известно будет предположить, что дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого у младшего школьника формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребенка. Этот момент особо важен для воспитания младшего школьника. Результаты приведены ниже в таблице:

Таблица 7.Анализ семейного воспитания

Шкалы

Количество баллов семьи

Диагностическое значение

1

2

7

2

4

8

3

1

8

4

3

4

5

2

4

6

3

4

7

3

4

8

1

3

9

3

4

10

4

4

11

4

5

По десятой шкале папы и мамы склонны обходиться без наказаний либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрение.

30 % авторитарных семей, где затормаживается благоприятное, всестороннее воспитание ребенка, направленное на разложение, разрушение личности ребенка. 30 % либеральных семей, в которых папы и мамы не принимают активное участие в воспитании младшего школьника. 20 % семей, где присутствует отчаянность в воспитании своего ребенка, есть только неопределенность в выборе методов воспитания, верного пути развития. 20 % составляют демократические семьи, атмосфера внутри которых царит позитивная для осуществления полноценного воспитания.