Файл: Современная семья в системе воспитания(Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А также семейное отношение оказывает самое непосредственное влияние на формирование детского сознания, ведь дети копируют модель поведения взрослых и близких родственников. Главная особенность семьи в том, что она эмоциональна по своему содержанию и предполагает любовь взрослых к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Можно сказать, что основную ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребенку, устранение все более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребенка. Все это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент.

Общение индивида с внешним миром начинается очень рано. Задолго до рождения младенца его органы чувств способны воспринимать информацию извне. Вестибулярный аппарат, реагирующий на изменения положения головы и тела в пространстве, начинает работать у зародыша в 6 недель, кожная чувствительность появляется в 10 недель, органы слуха – в 14 недель, то есть с четвертого месяца после момента зачатия плод ощущает то, что чувствует его мать, слышит голос отца, различает их настроение. Человек рождается, и с первыми прикосновениями, кормлением, улыбками он, как губка, продолжает впитывать эмоции и чувства родных ему людей – будь то их искренняя радость при виде младенца либо скрытое раздражение.

В жизни каждого человека папы и мамы играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда папы и мамы осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию [7].


Одновременно с появлением на свет начинает формироваться «Я», и этот процесс развития бесконечен. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним – так начинается общение. А людьми нас делает именно общение с другим человеком; «Я» начинает развиваться с того момента, когда ребенок вступает в контакт с родителями. Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает и инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой он родился: чтобы чувствовать себя защищенным, он готов разделить ее судьбу, если надо, даже в ущерб себе.

В социологической энциклопедии материнство трактуется как биологическое и социальное отношение матери к ребенку. Основными функциями материнства являются репродуктивная и воспитательная. Первая функция неразрывно связана со второй (уход за детьми, их воспитание и обучение и т. п.).

Материнство вместе с отцовством наиболее полно удовлетворяет когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей. Значение материнства как института воспитания меняется в зависимости от социально-экономических, идеологических и исторических условий развития общества [6].

В процессе взаимодействия матери и ребенка материнские функции последовательно изменяются, чем достигается их соответствие задачам развития ребенка как представителя своего вида и культуры. Выполнение материнских функций и их изменение обеспечено со стороны матери наличием у нее потребностей и способов их удовлетворения, возникновение и развитие которых имеет эволюционные, социокультурные и онтогенетические корни.

Лучшее, что могут сделать для ребенка взрослые, – это помочь ему в формировании гармоничного «Я». Представление о социальных и нравственных ориентирах, которые он получает в семье, поможет жить в обществе; эмоциональные стимулы – ласка и нежность, вкус к удовлетворению, к игре – окажут влияние на развитие его чувствительности. А признание того, что он является личностью и у него есть свои взгляды, поможет понять, кто он такой, чего хочет на самом деле и на что способен.

По мнению Л.Б. Шнейдер, материнство – это сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности [4].


Создать понимающие и гармоничные отношения не так просто. Если папы и мамы росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего, примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдал от невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своими детьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.

Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого опыта ребенка может соответствовать представлениям его взрослых о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям) [8].

Ребенок, безусловно, хочет, чтобы его любили те люди, среди которых он живет, и готов для этого сделать многое: улавливать настроение родных и подстраиваться под него, чтобы чувствовать себя в безопасности. Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям, опирается на детскую логику: принадлежать к семье – значит быть похожим на тех, из кого она состоит.

Материнское и отцовское воспитание приобретают большое значение для ребенка на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру.

Подчеркивая исключительную важность установок родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности, многие ученые (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Водовозова, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), представляющие разные исторические периоды, в качестве ценностных приоритетов «родительства» выделяют: эмоциональноценностное отношение матери и отца к ребенку на основе принятия ребенка; взаимное отождествление, т. е. идентификация матери и младенца, обеспечивающее формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, отцу, другим членам семьи, а позднее к миру; передача элементарного социального опыта деятельности и взаимоотношений, первичного познания мира и зарождения глубоких привязанностей [2].


Свой собственный образ возникает у ребенка постепенно и основывается на собственном опыте удач и поражений, на мнениях сверстников. Но зависит также он и от того, каким его видят родители. И часто ему приходится уживаться с тем своим образом, который формируют его папа и мама.

Ребенок, в силу своей слабости и из желания угодить родителям, часто бессознательно подчиняется родительской установке и направляет свою энергию на реализацию жизненного проекта, который не является его собственным. Когда мечты об «идеальном ребенке» не дают родителям покоя, они изводят своего ребенка постоянными сравнениями с другими детьми, а к его реальным достижениям относятся пренебрежительно, в результате чего он теряет веру в себя. Так папы и мамы становятся косвенной причиной того, что ребенок перестает самостоятельно думать и чувствовать и ему все труднее достигать успеха.

Разрываясь между родительскими требованиями и стремлением отстоять свое «Я», ребенок ищет новые возможности самовыражения, примеряя на себя новые роли в компании друзей либо подражая любимому певцу, спортсмену, телезвезде. Чтобы пойти навстречу своему настоящему «Я», нужно разобраться с теми представлениями о мире, которые нам привили в семье.

Важно научиться отделять внешний (даже родительский) взгляд на то, какие мы, от знания себя «изнутри» – и так расстаться с ненужными нам наследственными чертами, сохранив положительные. Отыскав и приняв свое взрослое «Я», человек понимает, что по-прежнему любим свою семью, но готовы идти по собственному пути.

Сложные связи между поколениями можно увидеть, прочувствовать либо частично предвидеть. Ребенок в состоянии выявлять эти связи и формулировать собственные желания, чтобы жизнь соответствовала тому, чего от нее хотят, подлинным стремлениям.

Уже с момента рождения каждый из нас получает «в наследство» семейную историю. Научиться осознанно принимать это наследство и себя как часть своей семьи – первый шаг к тому, чтобы стать собой. Детям нужно дать возможность попробовать как можно больше разных вариантов, чтобы найти себя и определить то, что их действительно интересует.

Глава II. Практический анализ роли современной семьи в системе воспитания


2.1. Цель исследования

Фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Наиболее важными факторами формирования личности ребенка и его межличностных отношений, требующими первоочередного изучения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи.

В соответствии с этим, целью работы являлось выявление зависимости успеваемости и поведения личности от особенностей психологического климата в семье. Было предположено, что именно психологический климат в семье существенно влияет на развитие личности. В качестве объекта исследования выступили учащиеся третьего класса школы № 3 города Подольска в количестве 18 человек и их родители.

2.2 Анализ результатов исследования

В ходе исследования сначала необходимо провести наблюдение за детьми данного класса. Наблюдения велись на основе бланка.

Таблица 1.Поведения детей во время урока

Активность на уроке

Подготовленность домашней работы

Внимательность на уроке

Итог

Арина Н.

1

5

5

11

Артем О.

4

4

4

12

Борис Л.

3

2

3

8

Галина А..

1

4

4

9

Георгий П.

0

3

3

6

Дмитрий Е.

0

0

0

0

Елена С.

3

5

4

12

Ирина Р.

0

5

5

10

Илья В.

5

2

3

10

Кристина Я

4

4

4

12

Иван С. .

4

5

4

13

Егор П. .

1

0

1

2

Марина Д.

2

1

3

6

Оксана З.

2

5

4

11

Олеся В.

5

5

5

15

Петр П.

4

1

4

9

Станислав К.

1

3

3

7

Юрий К.

0

0

1

1