Файл: Современная семья в системе воспитания(Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании личности).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
А также семейное отношение оказывает самое непосредственное влияние на формирование детского сознания, ведь дети копируют модель поведения взрослых и близких родственников. Главная особенность семьи в том, что она эмоциональна по своему содержанию и предполагает любовь взрослых к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.
Можно сказать, что основную ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребенку, устранение все более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребенка. Все это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент.
Общение индивида с внешним миром начинается очень рано. Задолго до рождения младенца его органы чувств способны воспринимать информацию извне. Вестибулярный аппарат, реагирующий на изменения положения головы и тела в пространстве, начинает работать у зародыша в 6 недель, кожная чувствительность появляется в 10 недель, органы слуха – в 14 недель, то есть с четвертого месяца после момента зачатия плод ощущает то, что чувствует его мать, слышит голос отца, различает их настроение. Человек рождается, и с первыми прикосновениями, кормлением, улыбками он, как губка, продолжает впитывать эмоции и чувства родных ему людей – будь то их искренняя радость при виде младенца либо скрытое раздражение.
В жизни каждого человека папы и мамы играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда папы и мамы осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию [7].
Одновременно с появлением на свет начинает формироваться «Я», и этот процесс развития бесконечен. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним – так начинается общение. А людьми нас делает именно общение с другим человеком; «Я» начинает развиваться с того момента, когда ребенок вступает в контакт с родителями. Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает и инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой он родился: чтобы чувствовать себя защищенным, он готов разделить ее судьбу, если надо, даже в ущерб себе.
В социологической энциклопедии материнство трактуется как биологическое и социальное отношение матери к ребенку. Основными функциями материнства являются репродуктивная и воспитательная. Первая функция неразрывно связана со второй (уход за детьми, их воспитание и обучение и т. п.).
Материнство вместе с отцовством наиболее полно удовлетворяет когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей. Значение материнства как института воспитания меняется в зависимости от социально-экономических, идеологических и исторических условий развития общества [6].
В процессе взаимодействия матери и ребенка материнские функции последовательно изменяются, чем достигается их соответствие задачам развития ребенка как представителя своего вида и культуры. Выполнение материнских функций и их изменение обеспечено со стороны матери наличием у нее потребностей и способов их удовлетворения, возникновение и развитие которых имеет эволюционные, социокультурные и онтогенетические корни.
Лучшее, что могут сделать для ребенка взрослые, – это помочь ему в формировании гармоничного «Я». Представление о социальных и нравственных ориентирах, которые он получает в семье, поможет жить в обществе; эмоциональные стимулы – ласка и нежность, вкус к удовлетворению, к игре – окажут влияние на развитие его чувствительности. А признание того, что он является личностью и у него есть свои взгляды, поможет понять, кто он такой, чего хочет на самом деле и на что способен.
По мнению Л.Б. Шнейдер, материнство – это сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности [4].
Создать понимающие и гармоничные отношения не так просто. Если папы и мамы росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего, примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдал от невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своими детьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.
Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого опыта ребенка может соответствовать представлениям его взрослых о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям) [8].
Ребенок, безусловно, хочет, чтобы его любили те люди, среди которых он живет, и готов для этого сделать многое: улавливать настроение родных и подстраиваться под него, чтобы чувствовать себя в безопасности. Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям, опирается на детскую логику: принадлежать к семье – значит быть похожим на тех, из кого она состоит.
Материнское и отцовское воспитание приобретают большое значение для ребенка на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру.
Подчеркивая исключительную важность установок родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности, многие ученые (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Водовозова, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), представляющие разные исторические периоды, в качестве ценностных приоритетов «родительства» выделяют: эмоциональноценностное отношение матери и отца к ребенку на основе принятия ребенка; взаимное отождествление, т. е. идентификация матери и младенца, обеспечивающее формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, отцу, другим членам семьи, а позднее к миру; передача элементарного социального опыта деятельности и взаимоотношений, первичного познания мира и зарождения глубоких привязанностей [2].
Свой собственный образ возникает у ребенка постепенно и основывается на собственном опыте удач и поражений, на мнениях сверстников. Но зависит также он и от того, каким его видят родители. И часто ему приходится уживаться с тем своим образом, который формируют его папа и мама.
Ребенок, в силу своей слабости и из желания угодить родителям, часто бессознательно подчиняется родительской установке и направляет свою энергию на реализацию жизненного проекта, который не является его собственным. Когда мечты об «идеальном ребенке» не дают родителям покоя, они изводят своего ребенка постоянными сравнениями с другими детьми, а к его реальным достижениям относятся пренебрежительно, в результате чего он теряет веру в себя. Так папы и мамы становятся косвенной причиной того, что ребенок перестает самостоятельно думать и чувствовать и ему все труднее достигать успеха.
Разрываясь между родительскими требованиями и стремлением отстоять свое «Я», ребенок ищет новые возможности самовыражения, примеряя на себя новые роли в компании друзей либо подражая любимому певцу, спортсмену, телезвезде. Чтобы пойти навстречу своему настоящему «Я», нужно разобраться с теми представлениями о мире, которые нам привили в семье.
Важно научиться отделять внешний (даже родительский) взгляд на то, какие мы, от знания себя «изнутри» – и так расстаться с ненужными нам наследственными чертами, сохранив положительные. Отыскав и приняв свое взрослое «Я», человек понимает, что по-прежнему любим свою семью, но готовы идти по собственному пути.
Сложные связи между поколениями можно увидеть, прочувствовать либо частично предвидеть. Ребенок в состоянии выявлять эти связи и формулировать собственные желания, чтобы жизнь соответствовала тому, чего от нее хотят, подлинным стремлениям.
Уже с момента рождения каждый из нас получает «в наследство» семейную историю. Научиться осознанно принимать это наследство и себя как часть своей семьи – первый шаг к тому, чтобы стать собой. Детям нужно дать возможность попробовать как можно больше разных вариантов, чтобы найти себя и определить то, что их действительно интересует.
Глава II. Практический анализ роли современной семьи в системе воспитания
2.1. Цель исследования
Фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Наиболее важными факторами формирования личности ребенка и его межличностных отношений, требующими первоочередного изучения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи.
В соответствии с этим, целью работы являлось выявление зависимости успеваемости и поведения личности от особенностей психологического климата в семье. Было предположено, что именно психологический климат в семье существенно влияет на развитие личности. В качестве объекта исследования выступили учащиеся третьего класса школы № 3 города Подольска в количестве 18 человек и их родители.
2.2 Анализ результатов исследования
В ходе исследования сначала необходимо провести наблюдение за детьми данного класса. Наблюдения велись на основе бланка.
Таблица 1.Поведения детей во время урока
Активность на уроке |
Подготовленность домашней работы |
Внимательность на уроке |
Итог |
|
Арина Н. |
1 |
5 |
5 |
11 |
Артем О. |
4 |
4 |
4 |
12 |
Борис Л. |
3 |
2 |
3 |
8 |
Галина А.. |
1 |
4 |
4 |
9 |
Георгий П. |
0 |
3 |
3 |
6 |
Дмитрий Е. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Елена С. |
3 |
5 |
4 |
12 |
Ирина Р. |
0 |
5 |
5 |
10 |
Илья В. |
5 |
2 |
3 |
10 |
Кристина Я |
4 |
4 |
4 |
12 |
Иван С. . |
4 |
5 |
4 |
13 |
Егор П. . |
1 |
0 |
1 |
2 |
Марина Д. |
2 |
1 |
3 |
6 |
Оксана З. |
2 |
5 |
4 |
11 |
Олеся В. |
5 |
5 |
5 |
15 |
Петр П. |
4 |
1 |
4 |
9 |
Станислав К. |
1 |
3 |
3 |
7 |
Юрий К. |
0 |
0 |
1 |
1 |