Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (Особенности взаимодействия семьи и школы).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности взаимодействия семьи и школы
1.1. Роль классного руководителя в начальной школе
1.2.Значение взаимодействия школы и семьи
Глава 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями младших школьников
2.1.Формы работы с родителями младших школьников
4. систематическое проведение ученического собрания в классе;
5. привлечение учащихся в кружковую работу;
6. организация и участие в общественно полезных и коллективно-творческих делах;
7. содействие в работе добровольных детских и подростковых организаций. Вся деятельность школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. Коллективными формами работы являются: педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и пр. Педагогический лекторий имеет цель - привлечение внимания родителей к актуальным проблемам воспитания.
Данная форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический всеобуч нужно начинать в 1 и 2 классах, так как здесь закладывается отношение к обучению, школе. Хорошо, если первые занятия проведут руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы.
Очень важной проблемой в деятельности классного руководителя с учителями является организация помощи неуспевающим школьникам. Конечно, данную работу должен проводить каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в тесном контакте с учениками, иногда может определить причины снижения успеваемости того или иного школьника и попросить учителя учесть это в своей работе. Не менее важной стороной работы классного руководителя с учителями является активизация внеклассной деятельности - кружков, олимпиад по различным предметам, выставок творчества. Кроме того, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспитательной деятельности. По его просьбе учителя проводят с учениками беседы на научные, нравственные и эстетические темы, берут участие в классных собраниях, в проведении общественно полезной работы и т.д. Следовательно, тесное взаимодействие классного руководителя с другими учителями помогает ему повысить содержательность и успешность учебно-воспитательной работы.
1.2.Значение взаимодействия школы и семьи
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школ. Введение ФГОС придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Растет роль семьи как субъекта образовательной деятельности, расширяется участие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации.
Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги -дети -родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения. (ФЗ «Об образовании в РФ»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка реализовать свой потенциал.
. Великий русский педагог В. Сухомлинский писал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях. Большинство из них не пытаются вникнуть в суть перемен. В результате чего происходит формальное общение родителей и педагогов, что влечёт за собой отчуждение образовательного учреждения и семьи.
Сложность работы с семьей можно объяснить рядом причин:
- низким уровнем социально - психологической культуры родителей;
- непониманием родителями самоценности периода младшего школьного возраста и его значения для формирования личности в целом;
- отсутствием у родителей «педагогической рефлексии»;
недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в школьном учреждении;
- консервативностью родительской позиции опеки ребенка.
Для решения этого несоответствия классному руководителю необходимо сделать воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Классный руководитель должен быть педагогом - профессионалом, духовным посредником между семьёй и ребенком, создающим условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Воспитанника должны окружать взаимопонимание, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это и есть раскрытие и реализация каждым своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое “Я”. Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя. Но для достижения хороших результатов необходима совместная работа школы и семьи. Она является обязательным условием успешного решения учебно-воспитательных задач.
Основные задачи взаимодействия школы и семьи:
- Формирование психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей;
- Создание условий для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
- Пропаганда знаний о здоровом образе жизни;
- Демонстрация положительного опыта воспитания детей в семье;
- Активизация поиска новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;
- Повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом. Один из важных аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям.(с.7) Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе : педагоги и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Цель работы классного руководителями с родителями: (с.4)
Просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
Консультативная - совместный психолого - педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
сс. Важно с первого года обучения ребенка в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание, а оно рождается в совместной деятельности.
Ш. А. Амонашвили писал: «Главную обязанность учителей мы должны видеть не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми. Взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.
Основными принципами взаимодействия педагога с родителями считаю:
Принцип сотрудничества;
Принцип равноправия;
Принцип признания важности родителей в сотрудничестве;
Принцип «поля пересечения» (педагог убедил в своей искренности);
Принцип «точки опоры» (принятие родителями и классным руководителем общего решения);
Принцип конструктивности (есть цель, этой цели соответствует результат);
Принцип оптимизма;
Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение.
Педагогический союз классного руководителя, учителей и родителей – могучая воспитательная сила. Когда учитель берется за классное руководство в незнакомом классе, то его в одинаковой степени волнуют мысли и о том, что из себя представляют будущие ученики, и о том, какие у них родители, как они воспитывали и воспитывают своих детей, будут ли они помощниками. Есть родители, которые даже и воспитанием своих детей не занимаются всерьез. Таких и в школу не дозовёшься. – Нам некогда, – заявляют одни, – мы работаем! Ребёнок 3 класса не выполняет домашние задания, ходит в разорванных брюках, а мама отвечает: «Я всё время отдаю ребёнку». Звонишь на работу матери, чтобы узнать причину отсутствия дочери, а она говорит: «А разве она не в школе?» Именно из этих семей дети и бывают чаще всего трудными. Их не так уж много, а требуют они к себе огромного внимания, и не только со стороны учителей. Родители-общественники, которые вместе с педагогами принимают участие в судьбе таких детей, помогают воздействовать на их семью, сплачивать родительские и классные коллективы, и являются опорой учителя. Необходимо, чтобы родители не боялись учителя, а уважали и верили ему. Нужно постараться создать такие взаимоотношения с родителями, чтобы они шли к учителю с любой бедой, тревогой и обидой. Педагог всегда должен быть при этом спокойным, доброжелательным и готовым помочь. Конечно, учитель всегда занят детьми и времени у него очень мало для ежедневных встреч и бесед с родителями, а общения только на родительских собраниях в начальной школе не достаточно. Чтобы выйти из этого положения, дополнительно проводятся заседания родительского комитета, малые собрания, родительские дни. Большой подготовки они не требуют и много времени не занимают.
На неделе определяется один день, в который после уроков родители могут войти в кабинет, поговорить с детьми, учителем, посмотреть журнал и т. д. Малые собрания проходят для отдельных родителей, объединенных одной проблемой. Например, собираются родители слабых учеников, и обсуждается проблема успеваемости. Или родители одарённых учеников и обсуждается проблема подготовки к олимпиадам и т. д. То есть надо так строить работу, чтобы родителям на собрании было интересно, комфортно. Чтобы собрания были для них важны и полезны.
Недопустимо на классных собраниях говорить публично об отметках учеников. Например, чтобы не называть детей, которые плохо пишут в тетрадях, заводится Тетрадь Почёта и Круговая тетрадь. В Тетради почёта даётся право писать только детям с аккуратным и красивым почерком, а в Круговой тетради пишут все по очереди. Родители могут всегда посмотреть и сравнить работу своего ребёнка с работами его сверстников и увидеть его проблемы. В диагностической «Папке-накопителе» родители всегда могут найти письменные проверочные работы своих детей. Необходимо, чтобы на каждом собрании родители узнавали что-то новое, важное о том, как воспитывать своего ребенка, как помочь детям в учёбе, как прививать любовь к чтению, как относиться к отметкам ребёнка и т. д. Нужно проводить для родителей педагогические беседы, яркие, доходчивые, насыщенные примерами из жизни класса.
Устраивать диспуты, конференции по тем вопросам, которые особенно волнуют. Практиковать обмен опытом семейного воспитания. Обсуждать интересные статьи о воспитании. Очень полезны собрания, в подготовке которых участвуют сами родители. Эта помощь не только сэкономит силы учителя для другой работы, которой у него непочатый край, но и даст большой воспитательный эффект. Например, если учитель говорит на собрании о том, что ребята приходят в класс неопрятными – впечатление одно. Но если об этом же скажет родительница, которая дней за десять до собрания провела два-три санитарных осмотра, впечатление от такого выступления будет иным. Когда учитель говорит о том, как важно приучать ребенка к режиму, каким должен быть распорядок дня у данного класса, то, возможно, некоторые родители и думают про себя: «Что ж, на то и учитель, чтобы напоминать нам об этом».
Однако если кто-либо из родителей, расскажет о том, что посетив семью, увидел, что ребёнок предоставлен сам себе, проводит день как ему вздумается, садится за уроки поздно вечером, в дневнике у него за месяц всего одна подпись родителей, – такое выступление заставит почувствовать многих родителей, что не только школа, но и сами родители уже требуют от них ответственного отношения к воспитанию детей. Общественное мнение родителей – огромная воспитательная сила. Разнообразные, педагогически содержательные выступления родителей на классных собраниях – одна из возможностей привести её в действие [1, с.45]. Всякая хорошая работа требует поощрения. Поэтому, чтобы родители охотнее соглашались помогать учителю в воспитательном процессе, я завела для них Тетрадь Почёта, куда записываю имена тех, которые принимают активное участие в жизни класса. Но сколько бы мы не говорили о воспитании детей самое главное, как говорил А.С. Макаренко, «только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – первый и самый главный метод воспитания!»