Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (Особенности взаимодействия семьи и школы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Возрастание ценности образования в жизни общества, в сознании отдельного человека резко повышает требования к школе со стороны родителей, поэтому взаимодействие с ними –это существенный признак новой образовательной ситуации. Работа с родителями –неотъемлемая часть системы работы классного руководителя, особенно в младших классах. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе вовлекать родителей в педагогический процесс. Большое значение в работе с родителями имеет заранее продуманная система сотрудничества. И сегодня именно на педагога ложится ответственность за поиски новых форм работы с семьей. Важно найти такие формы общения с родителями, при которых возможно взаимопонимание, взаимопомощь в решении задач обучения и воспитания, творческого развития ребёнка.

Главной целью в педагогическом общении с родителями является доверие, достигаемое с помощью определенных методов и приемов. В основном, педагог должен представлять родителям ребенка в положительном образе. При повседневном общении в семье часто не замечаются или не проявляются какие-либо стороны личности. Педагог же, видящий ребенка в разнообразных ситуациях и видах деятельности, может предоставить родителям эту информацию. Помимо этого достаточно значимо показать родителям положительное отношение педагога к их ребенку, чтобы они могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важно соблюдать диалог с родителями: обмениваться мнениями, искать совместные решения, прилагать общие усилия, которые необходимы для развития ребенка.

Цель работы: рассмотреть особенности работы классного руководителя с родителями младших школьников

Задачи:

1.раскрыть роль классного руководителя в начальной школе

2. рассмотреть значение взаимодействия школы и семьи

3.описать формы работы с родителями младших школьников

4.раскрыть пути диалога классного руководителя и родителей

Объект исследования: взаимодействия классного руководителя

Предмет исследования: работа классного руководителя с родителями младших школьников.

Глава 1. Особенности взаимодействия семьи и школы


1.1. Роль классного руководителя в начальной школе

Для того чтобы проходил правильный процесс развития ребенка, необходимо влияние родителей и окружающих, которые будут заниматься процессом воспитания детей. С самого рождения этим занимаются сами родители, но это происходит до того момента, как их отдадут в детский сад, а затем и в школу. В этих социальных институтах функцию воспитания на себя берут учителя и воспитатели, которые учат детей уважать себя и своих родителей. И одну из самых важных ролей в школьной жизни детей играет классный руководитель, который является непосредственным организатором учебной деятельности, назначаемый директором для реализации воспитательной работы в классе [1].

Основной целью в деятельности классных руководителей является создание таких условий, которые помогут детям реализовывать и развивать себя, а также будут способствовать благополучной социализации учеников в обществе. К воспитательному процессу должны относиться не только сами уроки, но также и перемены, и внеурочная деятельность. И за всем этим должен наблюдать классный руководитель, ведь на его плечи возложена огромная ответственность. Можно выделить следующие функции классного руководителя:

1. Аналитико-диагностическая (данная функция проявляется при изучении особенностей, которые проявляются при беседах и при совместной деятельности, когда классный руководитель определяет личностные качества учеников, особенности их мышления, речи); 2. Планово-прогностическая (к данной функции относится определение целей: развитие личности ученика, создание условий для дружелюбных отношений между учениками); 3. Организационно-координирующая (к этой функции относится организация внеурочной деятельности учащихся, куда входят и увлекательные мероприятия, и условия для установки хороших и надежных отношений между семьей и ребенком, и организация питания детей в школе); 4. Контрольно-координирующая (к данной функции относится понимание результатов деятельности классного руководителя и учеников, во время которого преподаватель определяет условия, при помощи которых получились данные результаты). Каждая из этих функций является важной как для классного руководителя, так и для самих учеников.

И в соответствии с вышеперечисленными функциями выделяются и формы работы с учениками:

1. Индивидуальная (данная форма характеризуется тем, что учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания, куда относятся беседа и консультация);


2. Групповая (эта форма предполагает, что учащиеся выполняют одинаковые задания, благодаря чему мастер имеет возможность руководить работой всей группы одновременно);

3. Коллективная (данная форма предполагает, что каждый ученик участвует в классной жизни, дети ходят вместе на спектакли, в походы, участвуют в соревнованиях). Вышеперечисленные формы работы относятся не только к ученикам, но и к родителям, которые принимают непосредственное участие в жизни класса. Также значимыми являются и задачи, которые классный руководитель ставит перед собой. Ведь от этих задач зависит деятельность учащихся, самого педагога, а также родителей. Выделяются следующие задачи:

1. Помощь в установлении взаимоотношений между учениками класса; 2. Уделять достаточное внимание развитию личности каждого ученика; 3. Воспитание патриотизма у школьников; 4. Помощь в творческом саморазвитии у каждого ребенка; 5. Взаимодействие с семьей каждого из учеников и регулярные встречи с родителями; 6. Забота о безопасной жизнедеятельности каждого учеников, помощь в решении проблем. Большую часть воспитательной работы обеспечивает школа, в частности классный руководитель. Школа имеет в своём распоряжении квалифицированных педагогов, которые помогают ученикам влиться в эту деятельность, почувствовать все тонкости и аспекты учебного и воспитательного процесса. Педагоги направляют подопечных в нужное русло, чтобы они могли заниматься самореализацией и самовыражением.

Деятельность классного руководителя - основной механизм осуществления индивидуального подхода к учащимся. Классный руководитель выполняет деятельность такого содержания:

1. максимальное развитие каждого ученика, определение его неповторимости и творческого потенциала;

2. изучение личности каждого школьника, его потребностей и интересов;

3. создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для всех учащихся класса;

4. участвует в самовоспитании и саморазвитии личности учащихся класса;

5. осуществляет содействие в создании благоприятного климата для личностного развития и духовного формирования личности школьника, отмечает изменения в развитии и поведении школьника, вносит требуемые коррективы в содержание его образования;

6. осуществляет координацию деятельности учителей-предметников в целях личностного и общественного развития учеников, помогает отдельным учащимся в учебной деятельности;

7. оказывает содействие в получении дополнительного образования каждым учащимся посредством кружков, дополнительных секций по интересам, организованных в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства;


8. осуществляет взаимодействие с ученическим самоуправлением, с детскими и молодежными организациями в проведении внеурочной воспитательной деятельности, оказывая им методическую помощь;

9. осуществляет воспитательную деятельность в классе, учитывая возрастные интересы школьников;

10. проявляет заботу о здоровье и безопасности детей своего класса; оказывает помощь в диспансеризации учеников, проводимой медицинскими работниками, а также поддерживает пропаганду здорового образа жизни;

11. всегда находится в активном контакте с родителями учеников, изучает воспитательные особенности семьи; осуществляет индивидуальную работу с родителями, помогает в организации совместной деятельности учащихся и родителей, осуществляет работу по педагогическому просвещению родителей, повышая их педагогическую культуру;

12. ведет документацию, включающую в себя планирование, процесс и результаты воспитательной работы (кроме общепринятых классных журналов, планов работы классных руководителей после решения педагогического совета могут применяться авторские программы, рабочие дневники, тетради наблюдений и другие документы). В качестве главнейших функций классного руководителя выступает следующие: диагностическая, организаторская, объединительная, координирующая и развивающая [3, с. 56]. 1.

Диагностическая функция – данную функцию связывают с обязательным всесторонним изучением процесса развития и поведения школьников и определением уровня их воспитанности в учебном процессе и во внеклассной работе. Классному руководителю следует знать состояние здоровья учеников класса и их физического развития, характер домашнего воспитания, межличностные контакты, личностные склонности, потребности и интересы, отношение к учебной деятельности и их успеваемость. Перечисленные данные необходимо сообщать работающим в классе учителям для того, чтобы они учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

2. Организаторская функция. Эта функция объясняется тем, что участие учащихся во внеклассной деятельности является добровольным. Оно не связано с принуждением школьников, здесь главным является умение классного руководителя организовать внеклассную деятельность таким образом, чтобы она увлекала школьников интересным содержанием, различными формами работы, систематическим поиском новых подходов к ее организации. Ведь даже самые обычные виды работы (Новый год, праздник 8 марта, классный час и т.д.) каждый раз следует проводить поразному, проводить их в ярких, игровых формах.


3. Объединительная функция. Сущность данной функция состоит в том, что важным фактором успешного воспитания является сплочение учеников, здоровая психологическая атмосфера в классе, дружеское общение, забота школьников друг о друге, взаимодействие ученического коллектива. Также следует предотвращать возникновение в классе микрогрупп с негативной направленностью, создавать условия для интересной совместной деятельности учеников.

4. Координирующая функция деятельности классного руководителя. Обусловлена функция тем, что так как в классе работают учителя-предметники, возникает необходимость в согласовании их действий и усилий по обучению и развитию учеников, координация их деятельности и осуществления единого педагогического подхода к учащимся. Такую работу нужно проводить с родителями учеников и приобщать их к совместной с классом воспитательной деятельности. В качестве вопросов для такой деятельности могут выступать и пробелы в домашнем обучении школьников, а также разнообразные отклонения в поведении, осуществление внеклассного чтения и т.д.

5. Развивающая функция. Ее выполнение требует придания осуществляемой воспитательной работе активного педагогического влияния на формирование личностных качеств школьников: стимулирование их мотивационной сферы, учебно-познавательной самостоятельности, духовно-нравственное и эстетическое развитие, развитие креативных способностей и склонностей и пр. Автор Н.Е. Щуркова описывает четыре основные функции классного руководителя, отражающие сущность его деятельности: − благоустройство школьной жизнедеятельности класса (улучшение материальных бытовых условий для комфортного обучения школьника в школе); − осуществление предметной деятельности класса (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой); − работа над осмыслением цели обучения, жизненных ориентиров; − анализ и оценка развития учащихся класса. Функции могут быть определены и по объектам внимания учителя: ученики класса, а также работающие с ними педагоги, родители школьников и администрация школьного учреждения. Выполнение перечисленных функций связывают с осуществлением классным руководителем определенного ряда возложенных на него обязанностей. К этим обязанностям относят [1, c. 27].

1. всестороннее изучение личности учащихся;

2. объяснение и обеспечение выполнения правил поведения учащимися;

3. ежедневное наблюдение за успеваемостью учеников, осуществление контроля за их домашней работой, а также контролирование объема заданного домашнего задания;