Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (Особенности взаимодействия семьи и школы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно требованиям ФГОС НОО учителя и родители являются партнеров по организации эффективного педагогического процесса. А это означает, что выбранная тема актуальна, так как именно при условии тесного сотрудничества учителей и родителей возможно успешное решение задач воспитания младших школьников. Под педагогическим сотрудничеством, Т.К. Ким понимает двухсторонний процесс предполагающий взаимодействие минимум двух субъектов образовательного процесса

Сотрудничество, по Л.И. Савинову – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учеников и взрослых (учителей и родителей), основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, на коллективном анализе хода и результата деятельности [2, с. 247]. В вопросах воспитания младших школьников необходимо решение общей задачи взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов [3].

В научно-методической литературе, по данной проблеме, прослеживается противоречие между позицией родителей, стремящихся решать задачи воспитания своего ребенка, но не всегда обладающих достаточным уровнем знаний, а с другой стороны позицией учителя не всегда заинтересованного во взаимодействии с родителями. Вышесказанное определяет проблему сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания личности школьника.

С одной стороны, педагоги обвиняют семью в недостаточной степени воспитания, участия, контроля, заинтересованности в жизни ребенка. С другой стороны, родители имеют претензии к педагогам, обвиняя их либо в предвзятости, либо в незаинтересованности, а то и в низком профессиональном уровне и невысоких моральных качествах. В рамках научно-исследовательской деятельности по данной проблеме была сформулирована гипотеза: тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в процессе воспитания младших школьников. Для того чтобы сформировать у родителей потребность в сотрудничестве с классным руководителем в вопросах воспитания своих детей, необходимо показать заинтересованность педагога в родителях, в единении совместных усилий для решения воспитательных задач. Как подчеркивает М.М. Шубович, основная задача родителей –сделать школу своим союзником, единомышленников в вопросе обучения и воспитания своего ребенка [4]. Поэтому родителям не следует забывать об ответственности перед школой и, особенно, перед своим ребенком.


Глава 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями младших школьников

2.1.Формы работы с родителями младших школьников

Содержание взаимодействия учителя и родителей тесно связано с формой взаимодействия. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. В педагогической науке выделяют коллективные формы, которые включают: родительские собрания, родительский комитет, организация праздников.

К групповым формам взаимодействия относят: родительские университеты и конференции. Также не обходиться без индивидуальных форм. Туда входят: консультации и беседы [2]. От удачного выбора формы взаимодействия порой зависит и сама эффективность этого взаимодействия. Анализ научной литературы о природе стиля педагогического общения показал, что существует довольно большое разнообразие представлений на этот счет. Рядом авторов усматривается родство педагогического стиля общения с индивидуальным стилем деятельности. Весьма показательна в этом смысле точка зрения И.А.Зимней, которая считает, что стиль педагогического общения – есть компонент стиля педагогической деятельности, включающего, помимо этого, еще стиль управления, стиль саморегуляции и когнитивный стиль педагога [1].

Также существует довольно много точек зрения на типологию стилей педагогического общения, но мы будем опираться на классификацию А.К. Марковой, которая выделяла следующие стили педагогического общения учителей: авторитарный стиль, демократический, либеральный [4]. Для авторитарного стиля характерно: цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом; свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе обучащихся; общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Учитель с демократическим стилем придерживается таких установок: общение и деятельность строится на творческом сотрудничестве; педагог прислушивается в мнению обучающихся, поддерживает право на свою точку зрения, поощряет активность и инициативу. Основной формой обращения является совет, рекомендация или просьба. При либеральном (попустительском) стиле отсутствует система в организации деятельности и контроля и педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры


При воспитании семейных ценностей у каждого из нас складывается своё понимание того, что должно определять и сохранять брак и взаимоотношения. Нас этому научили родители, что-то поняли сами. Нельзя забывать о детях, их необходимо не только учить тому, как важна семья и мир в ней, необходимо на собственном примере постоянно доказывать это утверждение и прививать истинные семейные ценности. Таким образом, воспитание семейных ценностей является обязательным требованием для нас.

Влияние семьи наиболее значимо в детстве, особенно в раннем и до-школьном возрасте, так как именно до 6-7 лет происходит формирование характера ребёнка. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая – её разносторонность. Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учёба эта особенно прочна и действенна ещё и потому, что не только и не столько проходит через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, несправедливостях и обидах.

Не мало важным является воспитание и развитие ребёнка. И если в семье сложился отрицательный микроклимат, то возникают трудности в воспитании детей, что часто приводит к появлению трудновоспитуемых ребят, приводит к правонарушениям. Поэтому школа призвана постоянно оказывать помощь семье в воспитании ребёнка.

В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т.IV – c.504/.

А значит, работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя.

Конкретная помощь со стороны школы на разных ступенях обучения школьников различна, она имеет свои задачи и содержание. Если в дошкольном возрасте главным видом деятельности ребёнка являлась игра, и родители помогали ему организовывать игру, подсказывали, как надо поступать в той или иной игровой ситуации, то с поступлением ребёнка в школу основным и новым видом деятельности для него является учебная деятельность. Родители с помощью школы помогают первоклассникам в усвоении требований школы, в выполнении нового для них режима дня, приучают ребят к самостоятельности, умению жить в новом для них школьном коллективе. Школа привлекает родителей к работе с детьми.


Основной целью учителя является воспитание будущего интеллигента. Исходя из этой цели, пересматриваются отношения: учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик. Я ставлю целью перестроить отношения так, чтобы оно было единымученик – учитель - родительт.е. главная фигура в воспитании и образовании – ученик-ребёнок.

Чтобы воспитание и образование в семье шло по единому руслу, родители и педагоги школы в первую очередь должны понимать, что им для достижения таких высоких целей, как воспитание интеллигента, нужно провести общую линию в воспитании и образовании детей. А для этого классный руководитель или учитель в начальных классах должен уметь:

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

- оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;

- укреплять авторитет родителей в семье;

- помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;

- тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

Исходя из этих задач, я провожу большую работу с родителями.

Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка стало социологическое исследование, где по анкетам я провожу знакомство с будущими учениками и изучаю условия жизни и быта в семье. Это служит отправной точкой для учёта и корректировки условий жизни и быта ученика.

Второй шаг – это первое родительское собрание

Самая традиционная и самая необходимая форма работы с семьёй − это родительское собрание. Собрание – это сложноорганизованная структура, объединяющая в себе систему речевых жанров, набор которых зависит от темы мероприятия и коммуникативной ситуации.

Основные функции родительского собрания, которые признаны многими педагогами и психологами [3, с. 7–8], –информационная, просветительская, обучающая, консультационная, профилактическая, координационная и организационная. Все они существуют во взаимосвязи и проявляются по_разному в зависимости от вида родительского собрания, его целей и задач, которые в свою очередь определены темой и заявленной в ней проблемой.

Выделяются следующие виды родительских собраний:

1) установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе);

2) аналитические (знакомство с материалами об успеваемости, мед_осмотре, правонарушениях);


3) консультативные (обсуждение мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);

4) чрезвычайные (проводятся по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);

5) совместные (с учениками и родителями);

6) отчётные;

7) связанные с помощью отдельным семьям и детям;

8) информационно-просветительские

На современном этапе развития образования происходит трансформация структуры, тематики и организации родительских собраний, а следовательно, и изменение функционирования и распределения ролей в рассматриваемой коммуникативной ситуации. Создание электронных информационных пространств для учителей, учеников родителей позволило многие вопросы успеваемости, поведения, выполнения домашних заданий, проведения контрольных работ и т.д. освещать на школьных сайтах (дневник, табель успеваемости и классный журнал, информация о внеурочной деятельности, экскурсиях и т.п.).

В связи с этим возникают вопросы: какую информацию ожидают услышать родители на собраниях? Что им будет интересно, кроме успеваемости и организации различных мероприятий, которые легко можно уточнить, не выходя из дома? Какие проблемы захотят обсудить? Попытаемся ответить. Ясно одно: визуальную коммуникацию не могут заменить современные системы информирования, важно общаться «вживую», чтобы каждый из участников родительского собрания мог задать вопрос, высказаться, поделиться проблемами, решить какие-либо вопросы обучения и воспитания, обменяться мнениями с другими участниками (учителями, администрацией, родителями, классным руководителем, психологом, социальным педагогом). Необходимость во взаимодействии учителей и родителей не исчезла, но поменялись его форма и организация [6]. Следовательно, подходы к подготовке и проведению родительского собрания должны быть не такими, как прежде.

Чаще всего в школе обращаются к традиционным формам родительского собрания: лекциям, беседам, вечерам вопросов и ответов, встречам со специалистами. Как свидетельствует практика, для этих форм родительских собраний и дистанционного общения через Интернет характерно отсутствие диалога, субъект субъектных отношений, прямого взаимодействия родителей и учителя.

Необходимо обратиться к новым, нетрадиционным формам проведения родительских собраний, которые в современных школах встречаются довольно редко. К нетрадиционным формам проведения родительского собрания относятся семинары, практикумы, тренинги, деловые игры, диспуты, «круглые столы», дискуссии, читательские конференции, семейные клубы, гостиные и др.