Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (Особенности взаимодействия семьи и школы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура нетрадиционных собраний отличается большим разнообразием, но их объединяющим признаком является активность родителей в процессе поиска решения проблемы. Эти формы предпочтительны прежде всего с точки зрения эффективности и результативности. Учителю, вступающему в диалог с родителями, необходимо продумать стиль и тональность своего речевого поведения. Оно должно соответствовать всем правилам делового общения, направленного на сотрудничество: тон должен быть доброжелательным, приветливым и уверенным; речевые высказывания (речевые поступки) – обдуманными и корректными [1, с. 6–15].

Готовясь к родительскому собранию, учитель должен выбрать для него наиболее актуальную тему, что во многом зависит от состава класса и особенностей взаимоотношения с родителями.

Нетрадиционная форма родительского собрания позволяет учителю организатору максимально проявлять инициативу и свои творческие способности. Важно, с какими эмоциями и с каким настроем он готовит и проводит родительское собрание, насколько владеет умением реализовывать конкретные речевые субжанры в гипержанре родительского собрания, – от этого зависит результат его общения с родителями детей.

Эффективными формами работы считаются индивидуальные тематические консультации, проведение родительских собраний, домашнее посещение семей. Также одним из важных условий успешной организации взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся является вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители наравне с детьми и педагогами заинтересованы в успешной работе школы, хотя юридически не считаются школьным коллективом [4]. Важная задача в работе классного руководителя с родителями – повышение их родительской компетентности и коммуникативной культуры, развитие их родительских чувств, развитие умения находить с детьми «общий язык» и сотрудничать с ними. К одному из способов помощи родителям с детьми относится обучение родителей навыкам сотрудничества с детьми, их психологическое просвещение, повышение их психологопедагогической грамотности. Ф.П. Черноусова отмечает, что для сотрудничества классного руководителя с родителями существуют следующие способы: - организовывать родительские конференции, собрания, индивидуальные встречи родителей и учителей; - использовать Интернет средства и телекоммуникации для получения консультаций по поводу домашнего задания и способов его выполнения; - уважительно общаться с учетом религиозной, культурной и этнической принадлежности родителей; - проводить неформальные встречи родителей, детей и учителей (праздники, вечера и прочее) [11]. Показателями, характеризующими эффективное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся, выступает следующее: изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, которые нуждаются в педагогической поддержке; системность проведения родительских собраний и их посещаемость; организация помощи образовательному учреждению со стороны родителей; разнообразие форм проведения совместных мероприятий учащихся и их родителей; наличие родительского самоуправления и организация его работы. Эффективное сотрудничество учителя с родителями учащихся будет при соблюдении следующих условий: - формирование активной педагогической позиции родителей; - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями; - оказание помощи родителям в семейном воспитании; - организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе; - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Для реализации этих условий были разработаны различные совместные мероприятия:


1. Тренинг «Образовательный маршрут для организации совместной деятельности ребенка и родителей в сети Интернет». Целью которого является демонстрация потенциала ресурсов сети Интернет в плане осуществления движения по индивидуальному образовательному маршруту для развития ребенка. Данный тренинг способствует развитию социального партнерства родителей и педагогов в процессе сетевого взаимодействия. Здесь является необходимым обучение родителей использованию потенциала сети, организация совместной деятельности в семейном кругу при помощи компьютера и сети Интернет, для сближения родителей и детей, повышения заинтересованности и пользы в совместном общении с точки зрения получения новых знаний, и приобретения социального опыта. 2. Спортивное мероприятие «С физкультурою дружи и здоровье береги!», которое способствует созданию условий для дружеских взаимоотношений между детьми, родителями и педагогом, закреплению двигательных умений и навыков при выполнении разных двигательных заданий, развитию инициативы и сообразительности. Участники спортивного мероприятия - дети и родители совместно участвуют в различных эстафетах, типа: - «Гонка большого мяча над головой». - «Преодолей препятствия». -«Россыпь-собери». - «Перекати поле». - «С берега на берег». 3. Родительское собрание на тему «Педагогика понимания», в котором необходимо участие не только родителей, но и учащихся.

Целью данного собрания является создание благоприятных условий для бесконфликтного общения детей и родителей. Таким образом, включение в образовательный процесс предложенных мероприятий может способствовать эффективному сотрудничеству педагога с родителями обучающихся. Формы и методы работы с родителями должны повышать педагогическую культуру родителей, укреплять взаимодействие школы и семьи, усиливать ее воспитательный потенциал. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогом

2.2.Пути диалога классного руководителя и родителей

Семья и школа – это два социальных института, от слаженных действий которых зависит эффективное воспитание подрастающего поколения. Организация согласованных действий является проблемой, которую нужно решать и родителям, и педагогам. Невозможно ответить, что играет большую роль: семья или школа. В воспитании детей необходим союз семьи и школы. Их объединяют единые цели, надежды, радости и неудачи. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком и культурной личностью, важно наладить отношения взаимопонимания между родителями и учителем, особенно в первые годы учёбы. А ведь случаются такие ситуации, когда встречаются учительница и мама ученика, здороваются и расходятся, не сказав друг другу ни слова.


Неестественность такой ситуации состоит в том, что и учитель, и родитель нуждаются друг в друге, так как являются основными носителями информации о ребёнке. Каждый из них имеет информацию, которую порой не имеет другой. Поэтому необходимость общения настолько велика, что без неё процесс воспитания становится ущербным.

Кроме взаимопонимания, общение двух воспитателей приводит к доверию, обмену духовными и эмоциональными ценностями, педагогическим опытом и знаниями, которые учитель и родители передают друг другу. Всё это помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. Таким образом, общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей надёжных помощников, родители обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы учитель и родитель понимали друг друга, необходимо установить новый тип отношений, инициатором которого должен стать педагог. Один из аспектов общения – умение войти в контакт. Порой это даётся нелегко, но необходимо. Представьте ситуацию: учитель встречает маму своего ученика и хочет что-то важное сказать о сыне. Но та не настроена на разговор и спешит удалиться. Можно, конечно, отложить разговор или пригласить её в школу.

Мудрое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду» – писал В.А Сухомлинский. Бывает и так: одна и та же простая фраза, произнесённая с разной интонацией, с разным логическим ударением, может трактоваться по-разному. Ясно, что из такого многообразия нюансов учитель должен выбрать единственный, который необходим в конкретной ситуации. Итак, интонация в речи очень важна при вступлении в контакт с родителями. Вернёмся к ситуации. С чего же начать разговор? Ну, конечно, с приветствия и улыбки. Спокойный взгляд и доброжелательный тон и другие выразительные средства помогут войти в контакт и создать комфортное, хорошее настроение в самые напряжённые моменты.

Второй аспект общения: взаимное уважение. Особенно важно в работе с трудными детьми. Пример: Алексей – большой шалун, часто сквернословит и обижает одноклассников. В семье между родителями тоже сложные отношения: то нормальные, то напряжённые. Чаще всего это случается из-за Алексея. Мама понимает проблему сына, папа же занял по отношению к сыну защитную позицию. Учительница вызывает в школу папу, так как поток грязных слов и грубость в семье начинается с папы. Беседу учитель начинает после того, как все дети покинули класс. Отец Алексея настроен воинственно: «Что он хуже всех ведёт себя?» Учитель: «Что вы, Олег Александрович! Я этого не говорила и не собираюсь сравнивать Лёшу с кем-то. Он хороший мальчик: смелый, честный, открытый, любознательный. Люблю таких… Но из-за шалостей и непослушания можно упустить мальчика. Глядишь, совсем выйдет из-под контроля. И на учёбу это влияет. Ведь мальчик смышленый. Попробуйте найти причину его негативного поведения. Чаще надо говорить с сыном и разъяснять его поступки. Приучайте сдерживаться в поступках и словах и помните, что самое главное в воспитании детей – пример родителей. Я уверена, что наши совместные усилия принесут положительный результат». Папа ушёл из школы с хорошим настроением и желанием поработать с ребёнком, с пониманием важности дела, а не обозлённым на учителя. Что особенного в таком подходе? Когда мать или отец настроены агрессивно и готовы доказывать или оправдываться перед учителем, они не способны слушать, принимать советы.


Вот почему учительница не пошла на обострение отношения с отцом. Она сразу дала понять, что хочет помочь ему и понимает его. Модель поведения, которую выбрала учительница в общении с отцом такова: спокойный тон, добрые слова в адрес ребёнка – удачный инструмент воздействия. И это сослужило хорошую службу: учительница добилась понимания, изменила позицию отца. И ещё одна маленькая деталь – учительница обращается по имени-отчеству. Для мудрого учителя вежливая манера обращения столь же естественна, сколь и обязательна для налаживания контакта. Обе стороны благодарны за общение – следующий аспект общения.

Несомненно, ведущая роль в создании платформы воспитательного единства с родителями отводится учителю. Учитель, опираясь на свои профессиональные навыки, должен создать условия для взаимопонимания, быть внимательным и тактичным. Но и другая сторона – родители – не имеют права на недоброжелательность, несдержанность. Обеим сторонам важно определить рубеж, который гарантирует взаимное уважение обоих партнёров. Каждая из сторон должна быть заинтересована в том, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, образованным, чтобы раскрылись все его способности.

Руководствуясь такой формулой, учитель и родители исходят из установки на радушие, искренность и доброту отношений. Умение говорить и слушать партнёра. Этот аспект можно считать краеугольным камнем в искусстве общения. Это проявление уважения к личности собеседника. Нередко в практике можно наблюдать, как учительница отчитывает маму своего ученика за какую-то провинность ребёнка. При этом мама ничего не слышит по простой причине, что всё её существо восстало против тона учительницы. В диалоге учителя с родителем недопустимы едкая ирония, саркастические замечания, придирки к неудачному слову, пренебрежение к партнёру.

Умение слушать – одно из важнейших профессиональных средств в арсенале педагога. Учитель, который умеет слушать, не только не прервёт собеседника, но и не помешает ему высказать всё, что у него на душе. Сам разговор лучше начинать с положительных моментов. Это – «золотое» правило общения учителя с родителями. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной вызова в школу, следует поинтересоваться, всё ли благополучно в семье и что, по мнению отца или матери, должен и может сделать учитель, как ему лучше поступить и затем только дать профессиональный совет.


Заключение

С момента поступления ребенка в образовательное учреждение, появляется «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). Достижения в воспитании и развитии детей во многом зависят от сложившихся отношений между всеми участниками «педагогического треугольника». Следственно, в современных условиях семье н6еобходима квалифицированная и систематическая помощь со стороны школы. Лишь в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решить проблему успешного воспитания и развития ученика. Работа с родителями должна быть направлена на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, на повышение педагогической культуры родителей.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, педагогу будет легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы. Важное звено в построении воспитательной работы – взаимодействие педагога с родителями учащегося. Семья является естественной средой жизни и развития ребенка, в которой происходит закладка основ личности. Взяв любую сторону развития ребенка, всегда решающую роль на любом возрастном этапе играет семья, она выполняет следующие важнейшие функции: − формирует ценностные ориентации; − влияет на умственное развитие; − оказывает социальную поддержку; − оказывает влияние на формирование психологического пола; − регулирует физическое и эмоциональное развитие; − знакомит ребенка с социальными нормами.

Реализация данных функций способствуют улучшению климата семейных отношений, режима семейной жизни, содержания деятельности, присущее различным поколениям членов семьи. Школа и семья являются естественными союзниками, двумя основными факторами в воспитании детей. Объединив их усилия можно способствовать решению проблемы воспитания подрастающего поколения.

Список использованной литературы

  1. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с.
  2. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; рец.: В.Т. Волов, В.Л. Савиных. - М.: Юрайт, 2014. - 314 с. - Библиогр.: с. 307.
  3. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями [Текст] / Р.М. Капралова. – М.: Просвещение, 1980. – 190 с.
  4. Классному руководителю : учеб.метод.пос. / Под ред. М.И. Рожкова. – М. : ВЛАДОС,2001.
  5. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: [Текст]: учеб. пособие. / В.С. Селиванов; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: центр Академия, 2000. - 336 с.
  6. Сковородкина, И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для исп-ия в учеб. процессе образоват. учр-ий, реализ. программы СПО по спец. «Преподавание в начальных классах» / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; рец. Н.Л. Селиванова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015. - 320 с. - (Проф. Образование
  7. Чибисова, М.Ю. Психолог на родительском собрании / М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. – 2_е изд.. – М. : Генезис, 2009.