Файл: Роль франчайзинга в коммерческой деятельности торговой организации (Сущность состояния рынка франчайзинга в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Целью работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, анализ организации коммерческой деятельности Макдональдса в формате франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.

Задачей исследования информации в данной курсовой работе является: определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга в России, анализ организации коммерческой деятельности предприятия в рамках франчайзинговой системы Макдональдса, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.

Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом «Что такое франчайзинг?» к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Поэтому основная цель моей курсовой работы состоит в изучении данного вида организации ведения бизнеса. Изучив и проанализировав информацию, предоставленную профессиональной литературой, различными финансовыми журналами, газетами и другими средствами СМИ, выявить преимущества и недостатки данных договорных отношений, определить место и роль франчайзинга на российском рынке, сделать соответствующие выводы и заключения, а так же дать свои рекомендации и предложения. Уже давно франчайзинг является основной рабочей моделью развития крупных компаний

Уже давно франчайзинг является основной рабочей моделью развития крупных компаний, занимающихся общественным питанием, реализацией розничных товаров, а также предоставлением различных услуг. Говоря о компании Макдоналдс в России, можно увидеть, что здесь ситуация сильно отличается от других государств и около двадцати лет компания открывает рестораны не применяя данный вид партнерства с местными предпринимателями.

Для выполнения работы были использованы труды таких авторов как Ягудин С. Ю. Венчурное предпринимательство, Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В, Акимов О.Ю, Аньшин, В.М., Филин С.А. , Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг, Блинов, А.О., Шапкин И.Н. 7. Голубев Ю.Н, Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент, Лебедева С.Н.


Работа содержит 34 страницу печатного текста ,1 таблица,3 рисунка, список использованной литературы.

Глава 1. Сущность состояния рынка франчайзинга в России

1.1Определение и методология франчайзинга

Франчайзинг-это форма сотрудничества между франчайзером и франчайзи, в результате которого первая компания, преимущественно производитель товаров и услуг, передает права использования собственной торговой марки другой организации. Франчайзи обязан реализовывать товары и услуги в рамках политики компании-производителя, корректно применяя ее маркетинговые технологии, внутренний аудит и экспертизу качества работы.

Франшиза – это когда предприятия с отработанной технологией и известным брендом разрешают другим компаниям пользоваться своим именем. Кроме имени, они передают и другие знания, такие как технологии производства, корпоративные стандарты, права на патенты и изобретения. Это и есть определение франшизы простыми словами.

Рис.1 Франчайзинг в России.

Для того чтобы стать франчайзи, необходимо заключить с компанией-основателем контракт, где оговариваются все права и обязанности обеих сторон. В соответствие с документом франчайзи получает возможность использовать товарный знак, но ни в коем случае не владеть им. Право сох[1]раняется до тех пор, пока главная компания получает от него ежемесячные взносы, размер которых отмечается в контракте. Сотрудничество может быть расторгнуто, если франчайзи своими действиями наносит урон репутации главной компании и собственному бизнесу.

При покупке франшизы – полной системы ведения бизнеса, франчайзи может организовать компанию без наличия специального образования или особых навыков. Более того, его успех на рынке практически обеспечен, причем с минимальными финансовыми вложениями. Известно, что стоимость франшизы намного ниже открытия нового бизнеса, который требует самоутверждения и долгого продвижения для достижения положительных результатов.

Кто такой франчайзер и каковы его функции в системе франчайзинговых взаимоотношений вы узнаете из данной статьи.


Система франчайзинга с каждым годом становится все более популярной у российских предпринимателей. И это вполне объяснимо, ведь система франчайзинга во всем мире зарекомендовала себя как одна из самых надежных возможностей быстро развить собственный бизнес Самостоятельным небольшим фирмам чаще всего на рынке удается продержаться около двух лет — как правило, они не выдерживают конкуренцию.

Большинство из топ-менеджеров компаний, которые продвигают на российском рынке франшизные программы, уверены в том, что франчайзинг — это именно то, что необходимо для малого бизнеса.

Приобретая франшизу, предприниматель получает самое необходимое для успеха — известный раскрученный бренд и уже проверенные технологии. Как правило, на их создание требуется несколько лет кропотливой работы по продвижению и весьма внушительные финансовые затраты.

Франчайзинг подразумевает наличие двух сторон для взаимовыгодного сотрудничества -франчайзера и франчайзи.

Франчайзер — это владелец исключительных прав на какую-либо идею, фирменного стиля или бренда. Франчайзер является правообладателем, собственником патента, товарного знака и т.д. На определенных условиях, которые оговариваются в договоре, франчайзер передает своим компаньонам (франчайзи) свои права.Франчайзи, которые работают по договору с правообладателем (франчайзером) и работать они могут не только в разных городах, но и в разных странах. Это своего рода торговая сеть, стремящаяся работать по единой разработанной франчайзером методике.

Для того, чтобы бизнес развивался успешно и беспроблемно, франчайзер гарантирует франчайзи обеспечить его различными формами поддержки. Франчайзер имеет право регулировать деятельность франчайзи. Это делается для того, чтобы сохранить хорошую репутацию. При этом франчайзер ни в коем случае не нарушает экономической и юридической самостоятельности частного предпринимателя (франчайзи).

Официальная статистика умалчивает какие-либо данные по рынку франчайзинга. К примеру, неизвестно, сколько в стране предлагается франшиз для покупателей. Единый список никто не ведет, потому что франчайзинг  не выделяется в отдельный вид бизнеса. Некоторые компании ведут собственные каталоги, однако в них представлена куцая информация, порой и вовсе проплаченная. При этом общий объем российского рынка франшиз оценивают в 5 млрд. долларов. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга, стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями. Кроме того, в России до сих пор отсутствует необходимое законодательство по франчайзингу. Как будет развиваться рынок франчайзинга в условиях такой неопределенности? 
Рынок франшиз сегодня. Неофициальная статистика гласит, что бизнес по франшизе пополняет российский ВВП на 1%. К примеру, в США этот показатель достигает 10%. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98%. При этом высокие темпы его развития, по утверждению экспертов организации, продолжится и в ближайшие пять лет.  Россия находится в числе лидеров по динамике роста стартапов, открывшихся по франшизе.
На эту модель ведения бизнеса начинают обращать внимание не только бизнесмены, но и представители государственных структур. Так, на Московском международном форуме по франчайзингу прозвучала идея применить основы франчайзинга в сфере ЖКХ. Чиновники обещали подумать над этим предложением. Президент РАФ Мераб Бен-Эл убежден, что у подобных инициатив перспективное будущее. По его мнению, франчайзинг занимает особое место в системе экономических приоритетов. На сегодня готовый бизнес стал едва ли не единственным механизмом, который позволяет быстро развить отрасли, отвечающие массовому спросу потребителей. Поэтому представители РАФ добиваются принятия госпрограммы поддержки франчайзинга. От чиновников они просят помощи в создании инфраструктурных проектов (продвижении потребительских кластеров; развитии транспортных узлов; создание структуры, которая  продвигала интересы российских франчайзи за рубежом).
В начале этого года более половины российских франшиз, по данным журнала "Франчайзи", были связаны непосредственно  с торговлей. Дальше в ТОПе следуют общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье. Эксперты прогнозируют России бурный рост франчайзинга в секторе сервиса и B2B-услуг. В этом плане Россия идет в одну ногу со всем остальным миром. Согласно исследованию компании Entrepreneur magazine Franchise Zone, в прошлом году среди лидеров по количеству франшиз выделяются предприятия питания, сетей по продаже продовольственных товаров и коммунальных услуг.
Член совета экспертов Федерации франчайзинга Франции и автор книги La Franchise Жильбер Меллинж уверен, что именно участие банковской системы сделало возможным успешное развитие франчайзинга во Франции. Многие французские финансовые учреждения открыли отделы, которые занимаются вопросами финансирования франчайзи, которые показывают высокие показатели прибыльности в сочетании со сравнительно низком уровне рисков.
С какими проблемами сталкиваются франчайзи?Существует немало факторов, которые сдерживают стремительное развитие франчайзинга в России. Среди основных причин эксперты называют нехватку качественной недвижимости, которая соответствовала бы профилю бизнеса. Развитию бизнеса по франшизе не способствует отсутствие внятной законодательной базы. Не лучшим образом сказывается и закрытость самих франчайзеров, которые не торопятся предоставлять исчерпывающую информацию о том, на каких условиях могут сотрудничать, отмечают эксперты РАФ.
Еще одна причина сдержанного роста рынка франшизы - острая нехватка специализированных посредников между франчайзерами и начинающими бизнесменами-франчайзи. Предприниматели, получив франшизу, остаются с ней один на один, не имея возможности проконсультироваться по некоторым вопросам. Однако присутствие подобных посредников на российском рынке постепенно расширяется. К примеру, инвестиционный фонд "Лайф Франчайзинг" выделяет предпринимателям  до 90% суммы на приобретение любой франшизы из своего портфеля (рестораны "Шоколадница", Subway, "Папа Джонс"; супермаркет "Перекресток Экспресс" и другие). Договор компания заключает на пять лет, в течение которых специалисты фонда будут консультировать предпринимателей. За это время бизнесмен должен выкупить у фонда свою долю франшизы. До истечения договора компания делится с предпринимателем опытом и финансами, а после истечения срока выходит из проекта.
"Мы выделяем до 90% инвестиций бизнесменам и принимаем на себя риски start-up. Мы отбираем франшизы на основании своей экспертной оценки, поэтому занимаемся финансированием франчайзинговых проектов только тех физических лиц, которые прошли наш строгий отбор", - отмечает управляющий инвестиционными проектами Антон Реутов.
Успех подобных посредников обусловлен недоступностью традиционных банковских  кредитов для большинства бизнесменов, занимающихся франчайзингом. Это еще одна причина, сдерживающая развитие рынка франшиз. Однако в России существуют и положительные примеры по этому направлению.


Первопроходцем можно считать "Сбербанк", у которого уже порядка 70 франчайзинговых партнеров. Причем банк не только выдает  бизнесменам специализированные кредиты, но и выступает с предложением развивать собственное дело на основе уже созданного бизнес-плана (заведения общепита, мастерские по ремонту обуви, салоны красоты, производство мебели и другие).

На октябрь этого года самыми популярными и востребованными франшизами, под которые бизнесмены  брали кредиты, стали магазин игрушек "БЕГЕМОТиК", ресторан быстрого обслуживания SUBWAY , магазин автомобильных аксессуаров Автодевайс, торговля нижним бельем «Парижанка» и другие. Причем размер кредита, выделяемого банком на франшизу, составляет 80% от объема инвестиций, остальные 20% бизнесмен должен найти самостоятельно. Однако активность "Сбербанка" на рынке франчайзинга можно считать скорее исключением, потому что остальные банки не спешат развиваться в этом направлении.
Какие перспективы у российского рынка франчайзинга? Однако для российского рынка франчайзинга характерно неравномерное распределение бизнеса. Обычно только после внедрения своих проектов на московском или петербургском рынках бизнесмены начинают продвигать его и в регионах. Тем не менее направление развития в сторону регионального франчайзинга уже задано, заявил начальник управления по лицензированию и регулированию потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев во время круглого стола "Франчайзинг в Тюменской области: итоги 2016 года и планы на 2017 год", который прошел накануне на площадке Тюменского технопарка. К примеру, в Башкортостане в 2017 году откроется  Центр франчайзинга, который будет создан совместно с РАФ. По мнению исполнительного директора РАФ Юрия Михайличенко, франчайзинг становится реальным инструментом для вывода экономики на мировой рынок, но при условии, что создаются пакетные предложения.

Он убежден, что под франшизами нужно подразумевать не только разрешение на использование бренда, но и определенный набор услуг, который сопровождает бизнес. В качестве примера Сергей Михайличенко приводит франшизу по производству летательных аппаратов "Бомбардье". Французы продают не только сервис по обслуживанию, но и аэропорты и направлени полетов.
Специалисты рекомендуют обратить внимание на развития франчайзинга в Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Доне, Перми, Омске, Владивостоке.
Но для начала нужно провести "ликбез", заняться обучающими программами. Осознавая перспективность развития франчайзинга, власти намерены заняться активным обучением бизнесменов основам этого бизнеса. На эти цели намерены потратить солидные суммы денег.
В этой ситуации неудивительно, что в скором времени станет возможным открытие отделений "Почты России" частными компаниями на условиях франчайзинга. Нововведения предусмотрены законопроектом "О почтовой связи" разрешит "Почте России".  По словам сооснователя сетей терминалов автоматизированной доставки QiwiPost Игоря Зубова, франчайзинговая схема функционирования почтовых отделений успешно применяется в странах Европы. Сам оператор управляет 10% - 20% всех отделений, остальные же открыты по договорам с сетевыми магазинами и ИП.
В России пока отсутствует необходимое законодательство по франчайзингу, что во многом сдерживает развитие рынка. Примером в этом плане могут стать страны ЕС, которые, по мнению некоторых экспертов, нашли оптимальный способ правового регулирования франчайзинга.


К примеру, были определены общие критерии оценки договоров франчайзинга на соответствие антимонопольному законодательству ЕС и закреплен перечень положений, которые недопустимо включать в договоры франчайзинга из-за риска возможного ограничения конкуренции. При этом более детальное регулирование отношений в франчайзинге остается на усмотрение сторон по договору.

Не избежать внесения корректировок по франчайзингу в законодательство и России. В таком случае есть большая вероятность, что бизнес по франшизе будет пополнять российский ВВП на более солидные суммы.

1.2Анализ рынка франчайзинга

В последние годы франчайзинг, как форма организации бизнеса, набирает всё большие обороты. Существует множество причин для обоснования этого процесса. Актуальность данной темы определяется социальным и экономическим факторами. Их проявление заключается в человеческой натуре. Как существо биосоциальное, индивид стремится к лидерству и, следовательно, к независимости, в том числе и финансовой.

Создать, организовать своё дело и регулировать его дальнейшее функционирование – одна из нелегких работ. Но человек, стремящийся к обособленной деятельности, экономической независимости решается на риск. На начальных этапах происходит выбор вида деятельности, который будет совмещать в себе финансовый результат и моральное удовлетворение. Затем – проведение маркетингового исследования; в котором необходим анализ конкурентной среды, определение недостатков и преимуществ данного рынка, выявление желаний и требований потребителей и т.д.

Но всего этого, если не избежать, а минимизировать можно, сократив время и затраты на исследования, выбрав уже созданную бизнес-модель. Таковой является франчайзинг. Социологические опросы, проводимые в развитых странах, показывают, что предприниматели, вступившие во франшизную сеть 1, ориентированы на успех значительно больше, чем рядовые предприниматели. Таким образом, данные системы объединяют лиц с явно выраженными позитивными жизненными установками. Совместные интересы формируют общее видение проблем, целей и задач, решаемых в сети. Бурное развитие франшизных сетей стало наиболее заметной мировой тенденцией конца ХХ в. Предполагается, что она сохранится и в будущем. Россия находится сегодня в состоянии, когда трудно говорить о каких-то общих тенденциях в организационном управлении. Однако можно с уверенностью утверждать, что, стимулируя франчайзинг и его элементы как систему управления бизнесом, государство тем самым закладывало бы известные предпосылки для перехода на новые, прогрессивные формы управления. При создании российской системы франчайзинга следует иметь в виду, что франшизная сеть состоит главным образом из малых предприятий. Это означает, что человеческие факторы играют в ней очень большую роль.