Файл: Роль франчайзинга в коммерческой деятельности торговой организации (Сущность состояния рынка франчайзинга в России).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность состояния рынка франчайзинга в России
1.1Определение и методология франчайзинга
Глава 2. Анализ организации коммерческой деятельности Макдональдса в формате франчайзинга
2.1 Характеристика организации
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности Макдональдс.
3.1 Разработка и обоснование мероприятий
Развитие франчайзинга Преимущества франчайзинга определяются еще и тем, что он позволяет сэкономить капитал путем привлечения капитала франчайзи. Покупатель франшизы более точно знает конъюнктуру и особенности местного рынка, что является немаловажным положительным фактором. Основным вкладом франчайзера при этом становится торговая марка, ноу-хау, технологии, затраты же на непосредственную организацию бизнеса, в том числе на содержание аппарата управления, содержание помещения и т. д. В то же время франчайзер получает определенный процент прибыли от реализации товара и плату за использование его имени. При этом требуется незначительный, в отличие от организации собственных торговых и производственных точек, объем вложенных средств. Франчайзинг в РФ и в мире Франчайзинг в России В России за последние года популярность и активность франчайзинга выросла на 98% и по данным статистики является самой высокой среди многих стран Европы. Система франзчайнинга в России значительно повышает эффективность работы и позволяет выходить на новые рубежи за короткие сроки.
К одной из проблем более 3 широкого продвижения и использования франчайзинговой схемы в России является отсутствие необходимой базы знаний и несовершенство законодательной системы в данной области. Основные правовые нормы в области франчайзинга относятся к законам о представительстве и законам, регулирующим интеллектуальную собственность, арендным и лизинговым, нормам передачи технологий и многим другим. Часто применяются нормы международных конвенций. Существует Ассоциация франчайзинга, в функции которой входит серьезная поддержка всех членов франчайзинговой системы.
Рис.2 Количество предприятий в сети.
Основные тенденции развития франчайзинга в РФ глобально не отличаются от мировых, что обусловлено необходимостью стандартизации возможностей и ресурсов.
Доля сферы оказания услуг в деятельности франчайзинговых систем составляет около 20%. В это число входят: бытовые услуги, пассажирского транспорта, жилищно- коммунальные, учреждений культуры, медицинские, услуги банков и торговли. На основе оценки перспектив использования франчайзинга в сфере услуг России, отмечено, что заинтересованность в применении данного механизма возрастает.
Опыт развитых стран свидетельствует, что франчайзинг наиболее прогрессивно будет развиваться в тех отраслях, для успешного ведения которых необходимо добиться максимального охвата удаленных рынков. Поэтому применение франчайзинга именно в сфере услуг, является перспективным.
Необходимость совмещения двух развивающихся направлений (франчайзинга и информационного сервиса) обуславливается экономической выгодой, минимальной конкуренцией и дальнейшей возможностью расширения деятельности как во внедрении принципиально новых услуг, так и в проникновении на новые перспективные рынки.
С его помощью предприниматель сможет проанализировать рынок, лучше разобраться в потребительских предпочтениях, отработать новые технологии продаж, усовершенствовать логистику и привлечь новых клиентов. Каждый год в России появляется около ста новых франшиз.
По данным Российской ассоциации франчайзинга, на территории страны в настоящее время работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. Стоит отметить, что на рынке франшиз России порядка 45 % составляют молодые, только что созданные предприятия, которые работают в этой сфере менее 5 лет.
Это говорит о возрастающем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Еще одной характерной чертой российского рынка является рост доли франшиз эконом-класса, со стартовым капиталом до 1 млн рублей, составляющей примерно 15 % всего рынка франшиз.
Одни из крупнейших мировых компаний в сфере производства модной и спортивной одежды, такие как ZARA, Декатлон, Спортмастер, в начале 2017 г. начали переносить производство в Россию на отечественные предприятия. Показатель уровня локализации производства в России компании Декатлон в 2017 г. составляет 17,5 %, а в 2018 г. его планируют повысить до 45 %
Размер инвестиций |
2016 г. |
2017 г. |
До 500 000 руб. |
Стардог!S |
Чемпионика |
Tele2 |
1С:БухОбслуживание |
|
Сема |
Стардог!S |
|
Оранжевый слон |
Оранжевый слон |
|
Fast&Shine |
Сема |
|
500 000–1 000 000руб |
33пингвина |
33пингвина |
Инвитро |
Аскона |
|
Аскона |
хеликс |
|
Лабораория Гемотест |
CMD-Центр молекулярной диагностики |
|
Хеликс |
Баскин Роббинс |
|
1 000 000–5 000 000 руб. |
FixPrice |
Ивитро |
Бэби-клуб |
Лаборатория Гемотест |
|
Subway |
Додо пицца |
|
Додо пицца |
Крошка картошка |
|
Yves Rocher |
FixPrice |
|
Более 5 000 000 руб. |
Пятерочка |
Пятерочка |
TOM TAILOR |
Додо пицца |
|
2ГИС |
Папа джонс |
|
ЛЕЧУ |
2ГИС |
|
Папа Джонс |
Шашлыкof |
Рис.3 Инвестиции 2016-2017 года.
Глава 2. Анализ организации коммерческой деятельности Макдональдса в формате франчайзинга
2.1 Характеристика организации
«Макдоналдс» предоставляет полноценное и разнообразное питание. Каждый посетитель может выбрать для себя то, что ему больше подходит и нравится (исходя из рациона питания и образа жизни). Рацион здорового питания строится на основе обычных продуктов из зерновых, овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбы и мяса. Именно эти продукты составляют основу их меню. Для обеспечения самых высоких стандартов качества продуктов всегда используются только высококачественные компоненты.
Самый главный человек в ресторане – это посетитель. И делается все для того, чтобы он остался довольным от посещения ресторана и захотел прийти снова.
С самого начала работа ресторанов «Макдоналдс» основана на принципах ККЧиД. Качество, Культура обслуживания, Чистота и Доступные цены – правило, постоянное выполнение которого и является важной ступенью к достижению успеха.
Предоставление посетителям всегда качественной, свежей, горячей и аккуратно упакованной продукции.
Культура обслуживания. Каждый посетитель должен почувствовать себя важным гостем в ресторане, постоянно чувствовать внимание и заботу.
Чистота. Посетители ожидают чистоту как внутри ресторана, так и вокруг него. Цель – оправдать их ожидания.
Цены доступны для большинства. За свои деньги посетители получают не только продукцию, они получают впечатление. Улыбка в каждом заказе и каждому посетителю. Улыбка бесплатна, но она и бесценна.
Впервые концепция "фаст фуд" (быстрая еда) в современном ее понимании была реализована в России известной в этой области компанией Макдоналдс.
К моменту прихода в Россию "Макдоналдс" уже имел опыт работы в более чем в 50 странах, жесткую операционную модель и кадры, умеющие ее внедрять.
У них уже был наработан опыт глобального международного менеджмента, а также умение учитывать местную специфику.
Первый в Москве ресторан "Макдоналдс", который оказался в то время самым большим в мире, открыл свои двери для посетителей в январе 1990 года.
Рядовые москвичи почувствовали вкус к еде "Макдоналдс" значительно быстрее, чем их лидеры к сотрудничеству, и ресторан имел огромный успех.
Московский "Макдоналдс" стал совместным предприятием канадского отделения компании Московской городской организации по управлению ресторанами.
Рис.4 Франшиза прибыли бизнеса.
Широко разрекламированный в средствах массовой информации набор первых сотрудников в московский ресторан позволил достичь стратегическую цель создания образа "Макдоналдс" как привлекательного, элитного работодателя.
Достигнута чисто тактическая задача подбора суперперсонала - молодых, образованных, амбициозных, стремящихся работать и учиться москвичей, практически не имеющих опыта работы в других организациях.
Начиная с чистого листа с такими кадрами, компания очень быстро обратила их в свою веру и добилась прекрасных операционных результатов.
Однако при всем этом "Макдоналдс" не торопился расширяться, между открытием первого и второго ресторана прошли годы, в течение которых закреплялась корпоративная культура и готовились те, кто стал ее активными проводниками в новых ресторанах.
Сеть ресторанов "Макдоналдс" вначале ограничивалась Москвой и Московской областью, но в 1996 году компания открыла рестораны в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, а позже - в Самаре и Казани.
К 2016году "Макдоналдс" насчитывал в России уже 52 ресторана, из них 26 в Москве, в 2017 году планировалось открыть еще 9.
В настоящее время 145 ресторанов "Макдоналдс" находятся и работают в тридцати семи городах России: Москве, Мытищах, Реутове, Люберцах, Одинцово, Троицке, Дмитрове, Клину, Красногорске, Балашихе, Химках, Сергиевом Посаде, Щелково, Наро-Фоминске, Подольске, Пушкино, Коломне, Раменском, Электростали, Солнечногорске, Орехове-Зуеве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Казани, Самаре, Нижнекамске, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Альметьевске, Набережных Челнах, Новочеркасске, Воронеже, Оренбурге, Сочи, Саратове и Уфе.
Рестораны с концепцией обслуживания МакАвто. Сейчас в России работает 69 Ресторанов МакАвто с совершенно новой для России концепцией обслуживания, благодаря которой водитель и пассажиры могут пообедать, не выходя из автомобиля. МакАвто работает по принципу "трех окон". В первом окне работники принимают заказ, во втором - заказ оплачивается, а в третьем посетитель получает уже упакованную продукцию, не выходя из автомобиля.
2.2 Анализ организации коммерческой деятельности предприятия в рамках франчайзинговой системы Макдональдса
McDonald’s работает в ресторанном бизнесе, сегмент – быстрое питание (fastfood). Рестораны данной торговой марки работают по всему миру по прямой лицензии и по системе франшиз. Особенностью данного сегмента является крайне невысокая рентабельность бизнеса, что связано с низкой добавленной стоимостью продукции. Из-за этого, даже несмотря на низкие, чистый финансовый результат остается очень низким. В частности, непосредственному McDonald’s чистая рентабельность составляет менее 18%. Однако количественный подход в данном сегменте рынка является все же самым эффективным – компания является одной из наиболее успешных в мире и ведет свою деятельность с 1940 года. Как я уже говорил, ключевой элемент такого успеха – схема франчайзинга, благодаря которой удается открыть огромное количество ресторанов по всему миру и при этом основной объем инвестиций привлечь от частных покупателей франшизы.
Генеральная цель сети - ККЧ и Д, что расшифровывается, как Качество, Культура обслуживания, Чистота и Доступность. И раз уже главная цель компании направлена в сторону посетителей, то и все инициативы компании измеряются этим единственным критерием. Улучшаем ли мы впечатление от посещения ресторана, делаем ли мы все, чтобы посетители выбирали именно наши рестораны? Данная черта, кстати, характерна для подавляющего большинства западных компаний.
Миссия компании в оригинале звучит так:” McDonald’s main mission is to beour customers’ favorite place and way to eat.” И снова компания показывает свою ориентацию на потребителя, Макдональдс стремится стать любимым местом потребления еды и провозглашает McDonald’s не просто как сеть ресторанов быстрого питания, а как отдельный новый “способ питания”.
Так как целью любой компании является извлечение прибыли, то и McDonald’s тут не исключение. "Макдоналдс" cтремится быть производителем, у которого самые оптимальные затраты в индустрии, но не самые низкие, потому что он никогда не откажется от своего обязательства перед посетителями предоставлять самое высокое качество. Концепции качества следуют во всей корпорации, прививая культуру качества через следующие принципы: ориентироваться на посетителя, анализировать факты, оценивать людей и постоянно улучшать все аспекты нашего бизнеса. Поэтому система целей компании выглядит следующим образом.
Экономия за счет роста масштаба- Компании принадлежит благотворительная организация Рональда МакДональда».