Файл: Теоретические аспекты коммерческой деятельности спортивной организации (Понятие коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема оценки эффективности коммерческой деятельности в современных условиях становится все более актуальной.

Это определяется, прежде всего, обострением конкуренции физкультурно-спортивных организаций предпринимательского типа, а также необходимостью формирования культуры управления данным видом деятельности в сфере физической культуры и спорта (ФКиС).

Исследование данной проблемы способствует развитию предпринимательства, подготовке специалистов, связавших свою дальнейшую деятельность с изучением рынка товаров и физкультурно-спортивных услуг. Овладение основами оценки эффективности коммерческой деятельности позволит спортивным менеджерам освоить принципы и образ действия в условиях рыночной системы хозяйствования, использовать приемы коммерции в предпринимательской деятельности, обосновании объемов производства товаров и услуг, заключении договоров и контрактов, расширении масштабов бизнеса с учетом его особенностей в сфере ФКиС национальной экономики[1].

Объект исследования – ФК “Долгопрудный “.

Предмет исследования – экономические отношения между субъектами коммерческой деятельности.

Цель исследования: разработать рекомендации по оценке эффективности коммерческой деятельности спортивной организации на примере футбольного клуба «Долгопрудный».

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1 Определить понятие коммерческой деятельности;

2. Рассмотреть спортивную организацию как объект коммерческой деятельности;

3. Привести характеристику футбольного клуба «Долгопрудный»;

4. Изучить организацию управления футбольным клубом «Долгопрудный»;

5. Проанализировать коммерческую деятельность футбольного клуба «Долгопрудный».

Методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших названные выше вопросы в рамках институциональной теории развития экономики ФКиС, а также материалы периодической печати и научных конференций.

Информационную основу исследования составили материалы, опубликованные российскими и зарубежными физкультурно-спортивными организациями на официальных сайтах; отчеты согласно Российским стандартам бухгалтерского учет, а также Международным стандартам финансовой отчетности, Интернет-ресурсы различных рейтинговых агентств, ассоциаций и форумов.


1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности спортивной организации

1.1 Понятие коммерческой деятельности

Термин «коммерция» получил широкое распространение в России в связи с переходом от централизованного управления экономикой на рыночные принципы.

Коммерция (коммерциум) - слово латинского происхождения, в пе­реводе - торговля. Торговля - это приобретение и сбыт (продажа) товаров, в узком смысле слова - ряд покупок и продаж.

Таким образом, коммерция в сфере товарного обращения - это сово­купность процессов и операций, направленных на совершение купли- продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства. За рубежом аналогом «предпринимательства» является термин «бизнес». Под бизнесом понимается любая форма человеческой активности, направленная на получение какого-либо дохода.

В коммерческо-посреднической деятельности операции разделяются на производственные, связанные с непосредственным движением грузов, хранением, погрузкой, разгрузкой, транспортировкой, фасовкой, подсортировкой, упаковкой и другие коммерческие операции, связанные со сменой форм собственности, определяемые куплей-продажей товаров. Также большое значение имеют операции, связанные с проведением рыночных исследований, оценкой инфраструктуры, исследованием конкурентов, формированием рекламной политики. Немаловажны операции по оказанию дополнительных услуг предпродажного, продажного и послепродажного сервиса, обеспечивающих достижение большего коммерческого успеха.

В целом можно выделить три основные группы задач предпринимательской деятельности: производство продукции, коммерческое посредничество и

коммерция (торговля). Коммерческая деятельность имеет особенную специфику в оптовой и розничной торговле и посреднических структурах.

Следует отметить, что предприниматели, экономисты, финансисты, товароведы, маркетологи, специалисты по рекламе, бухгалтеры, менеджеры понятие «коммерция» характеризуют каждый по-своему. Однако общим для всех является то, что предмет коммерции - акты купли-продажи товаров в сфере товарного обращения, ориентированные на спрос потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации и получение прибыли с наименьшими издержками.


В процессе коммерческой деятельности следует учитывать особо форсмажорные обстоятельства и реалии современной действительности, вызывающие беспокойство коммерсантов: штрафы, обман, угрозы, воровство,

грабежи, вымогательство, что может отразиться на конечном результате. Это поможет более объективно изложить содержание коммерческих операций и осуществить их конкретную постановку специалистами. Использование арсенала математических методов и моделей позволяет разработать оптимальные варианты решений задач коммерческой деятельности.

В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.

Толкование термина “коммерческий” имеет, прежде всего, практическое значение, так как организация работы коммерческих служб предполагает учет множества специфических особенностей, начиная с экономических основ и заканчивая структурой документооборота. Особым образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Помимо традиционных знаний в области экономики и управления, коммерсант должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения по выявлению высокорентабельных сфер приложения труда.

Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.

Объектами профессиональной деятельности коммерсанта являются материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращении.

В 80-90 годах в России в связи с ее переходом к рыночной экономике предпринимательство было легализовано и закреплено в Гражданском ко­дексе Российской Федерации[2].


Так, в соответствии с п. 1. ст. 2 ГК РФ «Гражданское законодатель­ство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпри­нимательскую деятельность, или с их участием...»[3]

Следовательно, законодатель в качестве коммерческих (предприни­мательских) правоотношений называет два вида отношений, а именно:

  1. гражданско-правовые отношения, в которых на обеих сторонах участвуют предприниматели (например, ст. 310 ГК РФ);
  2. гражданско-правовые отношения, в которых предприниматель участвует только на одной стороне (например, ст. 401 ГК РФ).

Таким образом, коммерческие отношения - это отношения, регулиру­емые гражданским правом, участниками которых являются специальные субъекты гражданского права - хозяйствующие субъекты, осуществляю­щие торговую деятельность, т.е. предприниматели (коммерсанты). На эти отношения распространяется особый правовой режим, определяемый тем, что их участники занимаются предпринимательской либо коммерческой деятельностью, в частности, в разделе, посвященном общим положением обязательного права (ст. 316, 322, 428 ГК РФ и др.)[4].

Отсюда можно сделать вывод, что предпринимательская и коммерче­ская деятельность регулируется именно гражданским законодательством, и, следовательно, ГК РФ безоговорочно отвергает возможность парал­лельного существования гражданского и независимого от него предпри­нимательского (торгового) кодекса.

Все предприятия, организации и учреждения, действующие на товарном рынке, можно условно подразделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих относятся практически все предприятия сферы материального производства (заводы, фабрики), значительная часть предприятий производственной инфраструктуры (транспортные и торгово-посреднические предприятия, предприятия связи и др.) и непроизводственной сферы (бытовые услуги, индустрия развлечений и т.п.), почти все субъекты рынка ценных бумаг.

Некоммерческая деятельность традиционно концентрируется в сфере здравоохранения и образования, хотя в последнее время и здесь появились ростки предпринимательства. Деятельность любого некоммерческого (“non-profitable” – в западной экономической литературе) субъекта строится на принципе поддержании баланса равенства доходов и расходов. Налоговое законодательство России четко определяет направления, по которым могут осуществляться расходы, включаемые в себестоимость. Кроме того, строго определяются и источники формирования доходов некоммерческой организации. В случае образования прибыли, данная организация должна ее использовать в строгом соответствии с требованиями законодательства или выполнить специальную процедуру расчетов в государственным бюджетом путем пересмотра размеров финансирования или уплаты соответствующих налогов. К числу некоммерческих организаций относятся и правительственные учреждения (федеральные и муниципальные).


В настоящее время существует легальное определение предпринима­тельской деятельности, которое закреплено в ст. 2 ГК РФ: «Предпринима­тельской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск дея­тельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль­зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, долж­ны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном порядке, ели иное не предусмотрено настоящим Кодексом»[5].

Данное определение содержит четыре основных признака предпри­нимательской (коммерческой) деятельности: самостоятельная деятель­ность; осуществляемая на свой риск; направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, вы­полнения работ или оказания услуг; деятельность, подлежащая государ­ственной регистрации в установленном законом порядке. Причем отсут­ствие одного из названных признаков лишает деятельность характера предпринимательской (коммерческой).

Итак, законодатель не определяет различий между понятиями «пред­принимательство» и «коммерция», а отождествляет их.

Вместе с тем, «предпринимательство» является более широким поня­тием, чем «коммерция», поскольку включает в себя любые виды предпри­нимательской деятельности. Это может быть как производственная, стро­ительная деятельность, так и научно-исследовательская, а также деятель­ность по оказанию услуг и т. д.

В свою очередь, «коммерция» отражает только торговые отношения и ее основная цель - это продвижение товара от производителя к потребите­лю. Поэтому коммерция - это деятельность, осуществляемая организаци­ями, по приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций[6].

В настоящее время данная позиция нашла подтверждение в Феде­ральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где в ст. 2 закреплено «торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с при­обретением и продажей товаров»[7].

В настоящее время данная позиция нашла подтверждение в Феде­ральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где в ст. 2 закреплено «торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с при­обретением и продажей товаров»[8].