Файл: Теоретические аспекты коммерческой деятельности спортивной организации (Понятие коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности спортивной организации
1.1 Понятие коммерческой деятельности
1.2. Спортивная организация как объект коммерческой деятельности
2. Анализ коммерческой деятельности футбольного клуба «Долгопрудный»
2.1 Общая характеристика футбольного клуба «Долгопрудный»
2.2. Организация управления футбольным клубом «Долгопрудный»
2.3 Коммерческая деятельность футбольного клуба «Долгопрудный»
Введение
Проблема оценки эффективности коммерческой деятельности в современных условиях становится все более актуальной.
Это определяется, прежде всего, обострением конкуренции физкультурно-спортивных организаций предпринимательского типа, а также необходимостью формирования культуры управления данным видом деятельности в сфере физической культуры и спорта (ФКиС).
Исследование данной проблемы способствует развитию предпринимательства, подготовке специалистов, связавших свою дальнейшую деятельность с изучением рынка товаров и физкультурно-спортивных услуг. Овладение основами оценки эффективности коммерческой деятельности позволит спортивным менеджерам освоить принципы и образ действия в условиях рыночной системы хозяйствования, использовать приемы коммерции в предпринимательской деятельности, обосновании объемов производства товаров и услуг, заключении договоров и контрактов, расширении масштабов бизнеса с учетом его особенностей в сфере ФКиС национальной экономики[1].
Объект исследования – ФК “Долгопрудный “.
Предмет исследования – экономические отношения между субъектами коммерческой деятельности.
Цель исследования: разработать рекомендации по оценке эффективности коммерческой деятельности спортивной организации на примере футбольного клуба «Долгопрудный».
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1 Определить понятие коммерческой деятельности;
2. Рассмотреть спортивную организацию как объект коммерческой деятельности;
3. Привести характеристику футбольного клуба «Долгопрудный»;
4. Изучить организацию управления футбольным клубом «Долгопрудный»;
5. Проанализировать коммерческую деятельность футбольного клуба «Долгопрудный».
Методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших названные выше вопросы в рамках институциональной теории развития экономики ФКиС, а также материалы периодической печати и научных конференций.
Информационную основу исследования составили материалы, опубликованные российскими и зарубежными физкультурно-спортивными организациями на официальных сайтах; отчеты согласно Российским стандартам бухгалтерского учет, а также Международным стандартам финансовой отчетности, Интернет-ресурсы различных рейтинговых агентств, ассоциаций и форумов.
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности спортивной организации
1.1 Понятие коммерческой деятельности
Термин «коммерция» получил широкое распространение в России в связи с переходом от централизованного управления экономикой на рыночные принципы.
Коммерция (коммерциум) - слово латинского происхождения, в переводе - торговля. Торговля - это приобретение и сбыт (продажа) товаров, в узком смысле слова - ряд покупок и продаж.
Таким образом, коммерция в сфере товарного обращения - это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли- продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.
Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства. За рубежом аналогом «предпринимательства» является термин «бизнес». Под бизнесом понимается любая форма человеческой активности, направленная на получение какого-либо дохода.
В коммерческо-посреднической деятельности операции разделяются на производственные, связанные с непосредственным движением грузов, хранением, погрузкой, разгрузкой, транспортировкой, фасовкой, подсортировкой, упаковкой и другие коммерческие операции, связанные со сменой форм собственности, определяемые куплей-продажей товаров. Также большое значение имеют операции, связанные с проведением рыночных исследований, оценкой инфраструктуры, исследованием конкурентов, формированием рекламной политики. Немаловажны операции по оказанию дополнительных услуг предпродажного, продажного и послепродажного сервиса, обеспечивающих достижение большего коммерческого успеха.
В целом можно выделить три основные группы задач предпринимательской деятельности: производство продукции, коммерческое посредничество и
коммерция (торговля). Коммерческая деятельность имеет особенную специфику в оптовой и розничной торговле и посреднических структурах.
Следует отметить, что предприниматели, экономисты, финансисты, товароведы, маркетологи, специалисты по рекламе, бухгалтеры, менеджеры понятие «коммерция» характеризуют каждый по-своему. Однако общим для всех является то, что предмет коммерции - акты купли-продажи товаров в сфере товарного обращения, ориентированные на спрос потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации и получение прибыли с наименьшими издержками.
В процессе коммерческой деятельности следует учитывать особо форсмажорные обстоятельства и реалии современной действительности, вызывающие беспокойство коммерсантов: штрафы, обман, угрозы, воровство,
грабежи, вымогательство, что может отразиться на конечном результате. Это поможет более объективно изложить содержание коммерческих операций и осуществить их конкретную постановку специалистами. Использование арсенала математических методов и моделей позволяет разработать оптимальные варианты решений задач коммерческой деятельности.
В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.
Толкование термина “коммерческий” имеет, прежде всего, практическое значение, так как организация работы коммерческих служб предполагает учет множества специфических особенностей, начиная с экономических основ и заканчивая структурой документооборота. Особым образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Помимо традиционных знаний в области экономики и управления, коммерсант должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения по выявлению высокорентабельных сфер приложения труда.
Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.
Объектами профессиональной деятельности коммерсанта являются материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращении.
В 80-90 годах в России в связи с ее переходом к рыночной экономике предпринимательство было легализовано и закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации[2].
Так, в соответствии с п. 1. ст. 2 ГК РФ «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием...»[3]
Следовательно, законодатель в качестве коммерческих (предпринимательских) правоотношений называет два вида отношений, а именно:
- гражданско-правовые отношения, в которых на обеих сторонах участвуют предприниматели (например, ст. 310 ГК РФ);
- гражданско-правовые отношения, в которых предприниматель участвует только на одной стороне (например, ст. 401 ГК РФ).
Таким образом, коммерческие отношения - это отношения, регулируемые гражданским правом, участниками которых являются специальные субъекты гражданского права - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, т.е. предприниматели (коммерсанты). На эти отношения распространяется особый правовой режим, определяемый тем, что их участники занимаются предпринимательской либо коммерческой деятельностью, в частности, в разделе, посвященном общим положением обязательного права (ст. 316, 322, 428 ГК РФ и др.)[4].
Отсюда можно сделать вывод, что предпринимательская и коммерческая деятельность регулируется именно гражданским законодательством, и, следовательно, ГК РФ безоговорочно отвергает возможность параллельного существования гражданского и независимого от него предпринимательского (торгового) кодекса.
Все предприятия, организации и учреждения, действующие на товарном рынке, можно условно подразделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих относятся практически все предприятия сферы материального производства (заводы, фабрики), значительная часть предприятий производственной инфраструктуры (транспортные и торгово-посреднические предприятия, предприятия связи и др.) и непроизводственной сферы (бытовые услуги, индустрия развлечений и т.п.), почти все субъекты рынка ценных бумаг.
Некоммерческая деятельность традиционно концентрируется в сфере здравоохранения и образования, хотя в последнее время и здесь появились ростки предпринимательства. Деятельность любого некоммерческого (“non-profitable” – в западной экономической литературе) субъекта строится на принципе поддержании баланса равенства доходов и расходов. Налоговое законодательство России четко определяет направления, по которым могут осуществляться расходы, включаемые в себестоимость. Кроме того, строго определяются и источники формирования доходов некоммерческой организации. В случае образования прибыли, данная организация должна ее использовать в строгом соответствии с требованиями законодательства или выполнить специальную процедуру расчетов в государственным бюджетом путем пересмотра размеров финансирования или уплаты соответствующих налогов. К числу некоммерческих организаций относятся и правительственные учреждения (федеральные и муниципальные).
В настоящее время существует легальное определение предпринимательской деятельности, которое закреплено в ст. 2 ГК РФ: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном порядке, ели иное не предусмотрено настоящим Кодексом»[5].
Данное определение содержит четыре основных признака предпринимательской (коммерческой) деятельности: самостоятельная деятельность; осуществляемая на свой риск; направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; деятельность, подлежащая государственной регистрации в установленном законом порядке. Причем отсутствие одного из названных признаков лишает деятельность характера предпринимательской (коммерческой).
Итак, законодатель не определяет различий между понятиями «предпринимательство» и «коммерция», а отождествляет их.
Вместе с тем, «предпринимательство» является более широким понятием, чем «коммерция», поскольку включает в себя любые виды предпринимательской деятельности. Это может быть как производственная, строительная деятельность, так и научно-исследовательская, а также деятельность по оказанию услуг и т. д.
В свою очередь, «коммерция» отражает только торговые отношения и ее основная цель - это продвижение товара от производителя к потребителю. Поэтому коммерция - это деятельность, осуществляемая организациями, по приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций[6].
В настоящее время данная позиция нашла подтверждение в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где в ст. 2 закреплено «торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров»[7].
В настоящее время данная позиция нашла подтверждение в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где в ст. 2 закреплено «торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров»[8].