Файл: Теоретические аспекты проблемы исследования коммерческой деятельности спортивной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это утверждение, по нашему мнению, правомерно, если субъектом ком­мерческой деятельности являются предприятия, организации и физические лица, специализирующиеся в сфере торговли.

Но предприятия-изготовители товаров могут самостоятельно, без участия торговых посредников, осуществлять коммерческую деятельность, реализуя произведенную ими товарную продукцию в сети специально создаваемых «фирмен­ных» магазинов. В этом случае субъекты коммерческой деятельности расширяются, в их число входят все хозяйствующие субъекты, производящие товары, полу­фабрикаты, запасные части и комплек­тующие изделия, оказывающие услуги и производящие любые другие значимые для общества продукты, в процессе ры­ночной реализации которых субъект ком­мерческой деятельности получает при­быль.

Правомерность такого подхода к определению предмета коммерческой деятельности можно подтвердить выде­ленными в Большой экономической эн­циклопедии «видами» коммерческой дея­тельности: «... непроизводственный биз­нес (профессиональный спорт, концерт­ные выступления и т.п.); деятельность предприятий торговли; коммерческое де­ло в сфере услуг (например, туристиче­ский сервис, юридическая контора, па­рикмахерская); производственный бизнес (доходная работа на предприятиях, в про­мышленности, сельском хозяйстве, строи­тельстве и других отраслях)»[11].

Уместно подчеркнуть, что в литературе встречаются точки зрения, в кото­рых коммерческая деятельность отождествляется с коммерческой работой.

В каждом из определений отражен деятельностный характер коммерции, в связи с чем, на наш взгляд, отождествле­ние «работы» и «деятельности» является некорректным. «Работа» может иметь как разовый, эпизодический, так и системати­ческий характер, а «деятельность», в от­личие нее, всегда предполагает некоторую системность, целенаправленность, четко выраженную ориентацию на получение запланированного результата.

Мы считаем, что любая деятель­ность, как таковая, поглощает в себе рабо­ты различного рода, в том числе применительно к предмету нашего исследования, в области реализации коммерческих про­цессов, осуществления соподчиненных им коммерческих операций, процедур, прие­мов, действий и т.д., т. е. конкретных видов работ.

С учетом изложенного мы разделяем понятия «коммерческая работа» и «коммерческая деятельность», определяя последнюю в качестве «объектной сферы» маркетингового управления.

Таким образом, на основании анализа содержания существующих тракто­вок понятий, выступающих словообразующими для термина «коммерческая деятельность», можно сделать вывод о том, что коммерция отождествляется с торговлей.


Подобная точка зрения нам пред­ставляется правомерной в том случае, ес­ли предмет торговли рассматривать в ши­роком смысле, не сводя его только к то­варно-денежным отношениям, возникаю­щим при реализации товара.

Коммерция как понятие, на наш взгляд, полностью приемлемо и другим ви­дам продуктов, создаваемых обществом - услугам, интеллектуальным продуктам, со­циальной сфере и т.д.

Современная практика развития российского общества показывает, что коммерция по сфере ее использования все шире проникает в те виды экономической деятельности, которые традиционно рас­сматривались как «неприбыльные», на­пример, в сферы здравоохранения, обра­зования и др., вплоть до государственных услуг, что доказывается переводом их на платную для населения основу.

С учетом этого обстоятельства коммерческая деятельность наполняется новым, более широким содержанием и может осуществляться практически в любой сфере жизнедеятельности общества.

В результате изучения литературных источников нами выявлено, что определения коммерческой деятельности характеризуют­ся не меньшим разнообразием, чем определения коммерческой работы.

Самое лаконичное определение коммерческой деятельности, отождеств­ляющее ее с торговой деятельностью, дано В.В. Бакаевой, по мнению которой «коммерческая деятельность - это совокупность элементов торговой деятельно­сти, направленной на получение доходов»[12].

Подобная точка зрения характерна для Е.Е. Прушковской, по утверждению которой «коммерческая деятельность - это деятельность по купле-продаже това­ров, нацеленная на обеспечение конку­рентоспособности и получение прибыли»[13].

Отдельные исследователи, например, С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова отождествляют коммерческую дея­тельность с предпринимательской деятель­ностью: «коммерческая деятельность - это предпринимательская деятельность, со­держательную сторону которой составля­ет товарный обмен»[14].

Макроэкономический аспект сущности коммерческой деятельности отражен в определении, данном Ф.П. Половцевой. В частности, автор считает, что «коммерче­ская деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерче­ского предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, свя­занные с куплей и продажей товаров, удов­летворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией из­держек обращения и получением прибыли»[15].


Расширительная трактовка сущно­сти коммерческой деятельности, рассмат­риваемой как система условий для функ­ционирования инфраструктуры рынка, дана Л. А. Брагиным, утверждающим, что «коммерческую деятельность можно рас­сматривать как систему хозяйственно­организационных мероприятий по обес­печению деятельности соответствующих производственных, транспортных, склад­ских, торговых, бытовых предприятий в интересах наилучшего удовлетворения потребностей населения в товарах и услу­гах при наименьших затратах ресурсов»[16].

Целевой аспект осуществления коммерческой деятельности, синонимируемой с торговой деятельностью, выра­жается точкой зрения М.Н. Агафоновой. Автор утверждает, что «коммерческая деятельность - это умение и искусство хорошо и еще лучше продать товары для своей и потребителя пользы с учетом пер­спективы, своевременное и гибкое реаги­рование на изменения конъюнктуры.

Коммерческая деятельность - это все то, что обеспечивает максимальную выгод­ность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете ин­тересов промежуточного и конечного по­требителя. Коммерческая деятельность включает планирование объемов закупки и реализации (перепродажи) товаров с учетом намеченного уровня прибыли: по­иск и выбор наилучшего партнера (по­ставщика или покупателя); проведение торгов, включая назначение цены, соот­ветствующей качеству товаров и спросу; выявление и активное использование фак­торов, способных ускорить (или замед­лить) реализацию товара и соответственно увеличить (уменьшить выручку)»[17].

Сторонниками целевого аспекта раскрытия сущности коммерческой дея­тельности также являются Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин, предлагающие следую­щую трактовку коммерческой деятельно­сти: «Цель коммерческой деятельности - максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкрет­ных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процес­са формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов раз­вития их производства в соответствии с по­требностями общества и отдельных потре­бителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установле­ния договорных связей на рынке товаров и услуг»[18]. Авторы выделяют три ком­понента коммерческой деятельности: про­изводство продукции; коммерция (торгов­ля); коммерческое посредничество.


«Чтобы обеспечить продажи и приобретения товаров, - пишет Б.И. Си- нецкий, - организации ведут исследова­ния рынков, рекламу, вступают в дого­ворные отношения с посредниками, бан­ками, контролирующими организациями, защищают свои интересы в судах и ар­битражах и т.д. Весь этот комплекс опе­раций торговых организаций - произво­дителей товаров и услуг или независимых торговых организаций называется ком­мерческой деятельностью»[19].

В зарубежных литературных ис­точниках определения коммерческой дея­тельности имеют ярко выраженный мар­кетинговый аспект трактовки, а ее сущ­ность сводится к общей посылке о том, что коммерческая деятельность существу­ет для того, чтобы с прибылью удовлетво­рить потребительские требования.

Таким образом, в такой точке зрения под коммерческой деятельностью по­нимается купля и продажа товаров, нацеленные на спрос покупателей и получение прибыли торговым предприятием.

При этом, как отмечает И. Ф. Шерр, «выражением коммерческой деятельности служит торговое предпри­ятие, т.е. организация труда и средств, не­обходимая для обращения торгового ка­питала»[20].

Содержательный анализ выше приведенных определений позволяет нам выделить несколько важных теоретичских положений, раскрывающих много­образие подходов к определению сущно­сти исследуемого термина.

В наиболее общем виде эти положения сводятся к следующим:

  • коммерческая деятельность - то­варно-денежный обмен, в процессе кото­рого товары от поставщика переходят в собственность торговой организации с ориентацией на потребности рыночного спроса;
  • коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торговой организа­ции;
  • коммерческая деятельность - это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
  • коммерческая деятельность - комплекс операций, обеспечивающих ку­плю-продажу товаров, и вместе с торго­выми процессами, представляющих собой торговлю в широком смысле слова;

- коммерческая деятельность - оперативно-организационная деятель­ность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.


1.3. Специфика коммерческой деятельности спортивной организации

Всю совокупность экономических отношений в сфере двигательной активности и спорта можно условно поделить на две больших сегмента – сферу некоммерческого спорта и область спортивного бизнеса. Пересечение полей коммерческого и некоммерческого спорта образует смешанные формы функционирования с частичным бюджетным финансированием, дополняемых собственной предпринимательской деятельностью. Пропорции всех указанных на схеме областей могут варьироваться в широких пределах. Все зависит от выбора людей и оформившейся политической системы. В одних странах доминирует частный бизнес и саморегулирующиеся спортивные организации, в других – поддерживаемый государством массовый и профессиональный спорт (см. рис.1).

Рис.1. Структура и состав физкультурно-спортивной отрасли, подразделенной по принципу финансирования.[21]

Какая же из этих систем лучше? Та, что опирается на бюджетные ресурсы государства или же та, в основе которой лежит частная инициатива спортивных предпринимателей и экономические интересы спортивных организаций? Ответить на поставленные вопросы мы сможем, обратившись к опыту развития разных физкультурно-спортивных систем, осуществляемых различными странами и народами на протяжении многих десятилетий и даже столетий.

Обратимся вначале к опыту нашей собственной страны и практике стран с административно-командной экономикой. В силу политических причин всякий бизнес, в том числе и спортивный, был там под запретом. Все физкультурно-спортивные мероприятия, массовый и профессиональный спорт (которого де-юре как бы не было), финансировало государство. За счет бюджетных средств строились стадионы и иные спортсооружения, содержались спортивные клубы и добровольные спортивные общества, выплачивались зарплаты тренерам, финансировались объекты физкультурно-спортивного назначения. Государственные, партийные и отчасти профсоюзные структуры были в ответе за все – детский, студенческий, инвалидный и массовый спорт, за выступления элитных атлетов на международных соревнованиях, за поддержание на должном уровне здоровья трудящихся, за пропаганду здорового образа жизни.

В определенный период времени физкультурно-спортивная система, построенная на армейских принципах со значительным элементом принуждения, дает весьма впечатляющие результаты – быстрыми темпами растет количество физкультурников, спортсменов и тренеров, нарастает численность спортсооружений, увеличивается продолжительность жизни населения, улучшаются показатели здоровья нации.