Файл: Теоретические аспекты проблемы исследования коммерческой деятельности спортивной организации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты проблемы исследования коммерческой деятельности спортивной организации
1.1 Спортивная организация как объект управления
1.2 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.3. Специфика коммерческой деятельности спортивной организации
2 Анализ коммерческой деятельности фитнес-клуба «Marina Club»
2.1 Общая характеристика фитнес-клуба «Marina Club»
2.2 Структура управления фитнес-клуба «Marina Club»
Это утверждение, по нашему мнению, правомерно, если субъектом коммерческой деятельности являются предприятия, организации и физические лица, специализирующиеся в сфере торговли.
Но предприятия-изготовители товаров могут самостоятельно, без участия торговых посредников, осуществлять коммерческую деятельность, реализуя произведенную ими товарную продукцию в сети специально создаваемых «фирменных» магазинов. В этом случае субъекты коммерческой деятельности расширяются, в их число входят все хозяйствующие субъекты, производящие товары, полуфабрикаты, запасные части и комплектующие изделия, оказывающие услуги и производящие любые другие значимые для общества продукты, в процессе рыночной реализации которых субъект коммерческой деятельности получает прибыль.
Правомерность такого подхода к определению предмета коммерческой деятельности можно подтвердить выделенными в Большой экономической энциклопедии «видами» коммерческой деятельности: «... непроизводственный бизнес (профессиональный спорт, концертные выступления и т.п.); деятельность предприятий торговли; коммерческое дело в сфере услуг (например, туристический сервис, юридическая контора, парикмахерская); производственный бизнес (доходная работа на предприятиях, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях)»[11].
Уместно подчеркнуть, что в литературе встречаются точки зрения, в которых коммерческая деятельность отождествляется с коммерческой работой.
В каждом из определений отражен деятельностный характер коммерции, в связи с чем, на наш взгляд, отождествление «работы» и «деятельности» является некорректным. «Работа» может иметь как разовый, эпизодический, так и систематический характер, а «деятельность», в отличие нее, всегда предполагает некоторую системность, целенаправленность, четко выраженную ориентацию на получение запланированного результата.
Мы считаем, что любая деятельность, как таковая, поглощает в себе работы различного рода, в том числе применительно к предмету нашего исследования, в области реализации коммерческих процессов, осуществления соподчиненных им коммерческих операций, процедур, приемов, действий и т.д., т. е. конкретных видов работ.
С учетом изложенного мы разделяем понятия «коммерческая работа» и «коммерческая деятельность», определяя последнюю в качестве «объектной сферы» маркетингового управления.
Таким образом, на основании анализа содержания существующих трактовок понятий, выступающих словообразующими для термина «коммерческая деятельность», можно сделать вывод о том, что коммерция отождествляется с торговлей.
Подобная точка зрения нам представляется правомерной в том случае, если предмет торговли рассматривать в широком смысле, не сводя его только к товарно-денежным отношениям, возникающим при реализации товара.
Коммерция как понятие, на наш взгляд, полностью приемлемо и другим видам продуктов, создаваемых обществом - услугам, интеллектуальным продуктам, социальной сфере и т.д.
Современная практика развития российского общества показывает, что коммерция по сфере ее использования все шире проникает в те виды экономической деятельности, которые традиционно рассматривались как «неприбыльные», например, в сферы здравоохранения, образования и др., вплоть до государственных услуг, что доказывается переводом их на платную для населения основу.
С учетом этого обстоятельства коммерческая деятельность наполняется новым, более широким содержанием и может осуществляться практически в любой сфере жизнедеятельности общества.
В результате изучения литературных источников нами выявлено, что определения коммерческой деятельности характеризуются не меньшим разнообразием, чем определения коммерческой работы.
Самое лаконичное определение коммерческой деятельности, отождествляющее ее с торговой деятельностью, дано В.В. Бакаевой, по мнению которой «коммерческая деятельность - это совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов»[12].
Подобная точка зрения характерна для Е.Е. Прушковской, по утверждению которой «коммерческая деятельность - это деятельность по купле-продаже товаров, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности и получение прибыли»[13].
Отдельные исследователи, например, С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова отождествляют коммерческую деятельность с предпринимательской деятельностью: «коммерческая деятельность - это предпринимательская деятельность, содержательную сторону которой составляет товарный обмен»[14].
Макроэкономический аспект сущности коммерческой деятельности отражен в определении, данном Ф.П. Половцевой. В частности, автор считает, что «коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли»[15].
Расширительная трактовка сущности коммерческой деятельности, рассматриваемой как система условий для функционирования инфраструктуры рынка, дана Л. А. Брагиным, утверждающим, что «коммерческую деятельность можно рассматривать как систему хозяйственноорганизационных мероприятий по обеспечению деятельности соответствующих производственных, транспортных, складских, торговых, бытовых предприятий в интересах наилучшего удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах при наименьших затратах ресурсов»[16].
Целевой аспект осуществления коммерческой деятельности, синонимируемой с торговой деятельностью, выражается точкой зрения М.Н. Агафоновой. Автор утверждает, что «коммерческая деятельность - это умение и искусство хорошо и еще лучше продать товары для своей и потребителя пользы с учетом перспективы, своевременное и гибкое реагирование на изменения конъюнктуры.
Коммерческая деятельность - это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов промежуточного и конечного потребителя. Коммерческая деятельность включает планирование объемов закупки и реализации (перепродажи) товаров с учетом намеченного уровня прибыли: поиск и выбор наилучшего партнера (поставщика или покупателя); проведение торгов, включая назначение цены, соответствующей качеству товаров и спросу; выявление и активное использование факторов, способных ускорить (или замедлить) реализацию товара и соответственно увеличить (уменьшить выручку)»[17].
Сторонниками целевого аспекта раскрытия сущности коммерческой деятельности также являются Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин, предлагающие следующую трактовку коммерческой деятельности: «Цель коммерческой деятельности - максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установления договорных связей на рынке товаров и услуг»[18]. Авторы выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество.
«Чтобы обеспечить продажи и приобретения товаров, - пишет Б.И. Си- нецкий, - организации ведут исследования рынков, рекламу, вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями, защищают свои интересы в судах и арбитражах и т.д. Весь этот комплекс операций торговых организаций - производителей товаров и услуг или независимых торговых организаций называется коммерческой деятельностью»[19].
В зарубежных литературных источниках определения коммерческой деятельности имеют ярко выраженный маркетинговый аспект трактовки, а ее сущность сводится к общей посылке о том, что коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования.
Таким образом, в такой точке зрения под коммерческой деятельностью понимается купля и продажа товаров, нацеленные на спрос покупателей и получение прибыли торговым предприятием.
При этом, как отмечает И. Ф. Шерр, «выражением коммерческой деятельности служит торговое предприятие, т.е. организация труда и средств, необходимая для обращения торгового капитала»[20].
Содержательный анализ выше приведенных определений позволяет нам выделить несколько важных теоретичских положений, раскрывающих многообразие подходов к определению сущности исследуемого термина.
В наиболее общем виде эти положения сводятся к следующим:
- коммерческая деятельность - товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торговой организации с ориентацией на потребности рыночного спроса;
- коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торговой организации;
- коммерческая деятельность - это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
- коммерческая деятельность - комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров, и вместе с торговыми процессами, представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
- коммерческая деятельность - оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
1.3. Специфика коммерческой деятельности спортивной организации
Всю совокупность экономических отношений в сфере двигательной активности и спорта можно условно поделить на две больших сегмента – сферу некоммерческого спорта и область спортивного бизнеса. Пересечение полей коммерческого и некоммерческого спорта образует смешанные формы функционирования с частичным бюджетным финансированием, дополняемых собственной предпринимательской деятельностью. Пропорции всех указанных на схеме областей могут варьироваться в широких пределах. Все зависит от выбора людей и оформившейся политической системы. В одних странах доминирует частный бизнес и саморегулирующиеся спортивные организации, в других – поддерживаемый государством массовый и профессиональный спорт (см. рис.1).
Рис.1. Структура и состав физкультурно-спортивной отрасли, подразделенной по принципу финансирования.[21]
Какая же из этих систем лучше? Та, что опирается на бюджетные ресурсы государства или же та, в основе которой лежит частная инициатива спортивных предпринимателей и экономические интересы спортивных организаций? Ответить на поставленные вопросы мы сможем, обратившись к опыту развития разных физкультурно-спортивных систем, осуществляемых различными странами и народами на протяжении многих десятилетий и даже столетий.
Обратимся вначале к опыту нашей собственной страны и практике стран с административно-командной экономикой. В силу политических причин всякий бизнес, в том числе и спортивный, был там под запретом. Все физкультурно-спортивные мероприятия, массовый и профессиональный спорт (которого де-юре как бы не было), финансировало государство. За счет бюджетных средств строились стадионы и иные спортсооружения, содержались спортивные клубы и добровольные спортивные общества, выплачивались зарплаты тренерам, финансировались объекты физкультурно-спортивного назначения. Государственные, партийные и отчасти профсоюзные структуры были в ответе за все – детский, студенческий, инвалидный и массовый спорт, за выступления элитных атлетов на международных соревнованиях, за поддержание на должном уровне здоровья трудящихся, за пропаганду здорового образа жизни.
В определенный период времени физкультурно-спортивная система, построенная на армейских принципах со значительным элементом принуждения, дает весьма впечатляющие результаты – быстрыми темпами растет количество физкультурников, спортсменов и тренеров, нарастает численность спортсооружений, увеличивается продолжительность жизни населения, улучшаются показатели здоровья нации.