Файл: Теоретические аспекты проблемы исследования коммерческой деятельности спортивной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время кризисные явления в мировой и отечественной экономике продолжают усугубляться, ставя перед наукой и практикой новые задачи. В сложной финансово-экономической ситуации на первый план выступают вопросы рационального функционирования различных организаций.

Актуальность избранной темы представлена в рассмотрении методических и методологический подходов к планированию и реализации коммерческой деятельности в спортивной организации.

Предметом исследования выступает коммерческая деятельность в спорте;

Объектом – фитнес-клуб «Marina Club».

Цель настоящей работы состоит в анализе предпринимательской деятельности и источников прибыли спортивной организации на примере фитнес-клуба «Marina Club».

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Исследовать спортивную организацию как субъект коммерческой деятельности;

2. Определить понятие и выявить сущность коммерческой деятельности

3. Изучить специфику коммерческой деятельности спортивной организации;

4. Дать общую характеристику фитнес-клуба «Marina Club»;

5. Выделить структуру управления фитнес-клуба «Marina Club»;

6. Провести анализ коммерческой деятельности фитнес-клуба «Marina Club».

Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические положения и концептуальный аппарат, разработанные отечественными и зарубежными учеными в области сферы физической культуры и спорта и предпринимательской деятельности.

Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

1 Теоретические аспекты проблемы исследования коммерческой деятельности спортивной организации

1.1 Спортивная организация как объект управления

Объект управления – это то, что мы переводим из одного состояния в другое, применяя те или иные управленческие технологии, средства и методы воздействия.


Процесс управления делится на тех, кто управляет, которых принято называть субъектами управления, а тех, кем управляют и то, чем управляют, называют объектами управления. Субъекты управления – это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, т.е. руководители. Объектами управления могут быть работники, коллективы, действующие согласно установкам.

Рис.1. Схема управления[1]

В сфере физической культуры и спорта, прежде всего, мы управляем конкретными физкультурно-спортивными организациями различного назначения и величины[2]:

- оздоровительными (оздоровительные центры, комбинаты, группы);

- спортивными (ДЮСШ, ШВСМ, спортивные клубы, команды);

- учебными (университеты, факультеты физической культуры и спорта, институты переподготовки);

- спортивными сооружениями (бассейны, спортивные залы, манежи).

В системе управления физической культуры и спорта в качестве субъектов выступают, в первую очередь, государственные органы, а также иные органы государственного и общественного управления. В качестве объектов – физкультурно-спортивные организации различного уровня и характера.

Характеристика физкультурно-спортивной организации квалифицируется по следующим признакам[3]:

1.Организационно-правовая форма (Государственные общественные объединения, потребительские фонды, коммерческие и т.д.).

2.Целевое назначение (медицинское обслуживание, подготовка кадров, непосредственно осуществление учебно-спортивной работы и т.д.).

3.Уровень иерархии (государственный комитет, областной, район, клубы).

4.Взаимодействие подразделений основывается на разделении труда (линейная структура, функциональная, матричная).

Организации характеризуются наличием[4]:

1) цели, которые определяют то, ради чего они создаются;

2) члены группы, которые выполняют задания сознательно, работают вместе;

3) руководитель, который наделен специальными полномочиями для руководства. Тот, кто дает задания.

Чтобы участвовать в гражданских правоотношениях, они наделены статусом юридических лиц.

Спортивная организация как юридическое лицо характеризуется организационным единством, обособленным имуществом, самостоятельной ответственностью, правом выступать в гражданских правоотношениях от собственного имени.


Физкультурно-спортивная организация, независимо от ее вида и направления работы, характеризуется общими составляющими: внутренней средой, внешней средой, коммуникациями.

Внутренняя среда организации говорит о том, что это такие внутренние переменные, на изменение состояния которых должно быть направлено управленческое воздействие руководителя. Более того, руководитель активно формирует внутренние переменные, подбирая их таким образом, чтобы они взаимодействовали с максимальной эффективностью. К внутренним переменным организации относятся[5]:

- ресурсы организации – это то, чем располагает организация для осуществления своей деятельности и то, без чего эта деятельность не может быть эффективной;

- финансовые ресурсы – необходимое количество финансовых средств, которые обеспечивают выплату заработной платы, покупку инвентаря, оборудования и т.д.;

- материально-технические ресурсы спортивной организации включают спортивные базы, инвентарь, оборудование, тренажеры, технические средства;

- людские ресурсы характеризуют круг детей, подростков, взрослых, которые потенциально могут стать физкультурниками и спортсменами и могут быть вовлечены в сферу деятельности физкультурно-спортивной организации;

- кадровые ресурсы характеризуют наличие квалифицированного управленческого, тренерского, медицинского, технического и другого персонала;

- технологические ресурсы определяют наличие и степень использования технологий (методик) для проведения качественного и эффективного учебно-тренировочного, воспитательного, соревновательного и других процессов;

- информационные ресурсы показывают степень доступа организации к информации и качество ее использования в профессиональной деятельности;

- временные ресурсы показывают наличие времени, необходимого для достижения поставленных целей.

Ресурсное обеспечение деятельности организации, относится к сфере деятельности руководителя организации и должно быть одним из приоритетов его профессиональной деятельности.

Цели организации – это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа, осуществляя совместную деятельность. Любая организация имеет уровневую структуру целей. Это значит, что для достижения основной стратегической цели организации необходимо предварительно достичь промежуточных целей. Эти цели образуют определенную сеть, которая называется «дерево целей»[6].


Задачи организации – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в оговоренные сроки. С формальной точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности.

Структура организации – это взаимоотношения подразделений и уровней управления, выполняющих конкретную работу для организации в целом. Конкретные работы называют функциональными обязанностями.

Законодательство. Организации должны соблюдать законы своей страны и требования государственного управления, которые выражаются в налоговой, ценовой, кредитно-финансовой политике и др. (можно говорить о неопределенности, запутанности сегодняшнего правового поля, одно требование вступают противоречия с другим).

Потребители. Выживание организации зависит от способности находить потребителя и удовлетворять его запросы. Потребителя определяют почти все (какие товары и услуги, по какой цене для них предпочтительнее).

Конкуренты. Если не удовлетворять запросы потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то предприятие может разориться.

Поставщики являются примером воздействия среды на деятельность организации[7].

Социальные установки, жизненные ценности и традиции той культурной среды, где функционирует организация и должны учитываться в деятельности организации.

Экономические условия. Руководство должно предвидеть изменения состояния экономика в стране и мире, уметь оценить степень влияния этих изменений на деятельность организации (снижение налогов способствует стимулированию бизнеса).

Коммуникации. Все, что делают руководители, направлено на обеспечение достижения целей организации, требует эффективного обмена информацией. Если люди, работающие в организации, не смогут обмениваться информацией, то они не сумеют работать вместе и достигнуть высокого результата. Как установлено, руководитель тратит от 50 до 90% своего времени на коммуникации, в результате которых обменивается информацией как внутри, так и вне организации.

1.2 Понятие и сущность коммерческой деятельности

Современная теория и практика маркетингового управления организация­ми показывают, что по мере развития рыночных механизмов содержание экономи­ческой деятельности организаций также подвергается определенным трансформа­циям, наполняясь новыми функциями, по­рождаемыми потребностями рынка и ди­намикой платежеспособного спроса потребителей.


В наиболее концентрированном выражении подобные трансформации проявляются в коммерческой деятельности организации, возникшей как экономический феномен в результате разделения труда[8].

Экономическое содержание коммерческой деятельности характеризуется составом ее структурообразующих эле­ментов, их содержательным наполнением и системой взаимосвязей, предваряя рас­смотрение которых, следует конкретизи­ровать сущность самой коммерческой деятельности.

Необходимость такой конкретизации обусловливается тем, что коммерческая деятельность в рамках нашего исследования рассматривается как объект маркетингового управления, без познания сущности которого невозможно определить функциональные процессы, подвер­гаемые управленческому воздействию в целях обеспечения деятельности органи­зации, ориентированной на конъюнктуру рынка и потребности потребителей.

Проведенное изучение литературных источников показало, что тер­мин «коммерческая деятельность» раскрывается лишь в источниках, непосред­ственно посвященных сущности, содержанию и предмету коммерческой деятельности.

Справочная и энциклопедическая литература не содержат определений исследуемого термина, в этой литературе приведены лишь трактовки сопряженных с ним понятий «коммерция», «коммерсант», «коммерческий».

В связи с тем, что эти понятия по отношению к коммерческой деятельности выступают в качестве базовых, словообразующих, мы считаем уместным рассмотреть отдельные из их трактовок, критический анализ которых позволит нам сформулировать авторское определение коммерческой деятельности.

Наиболее полной по содержатель­ному наполнению, по нашему мнению, является трактовка анализируемых поня­тий, данная в Большой экономической эн­циклопедии. В частности, ее составители под коммерсантом понимают «граждани­на, который осуществляет частную деятельность торгового характера, т.е. зани­мается профессиональным промыслом»[9]. Разделение коммерсантов при этом в энциклопедии производится на «коллективных» и «индивидуальных».

«Коммерцию» Большая экономи­ческая энциклопедия трактует как «вид деятельности, в узком смысле слова означает осуществление торговли, в широком смысле к коммерческой относится деятельность, которая в качестве основной своей цели ставит извлечение прибыли» [4, с. 290], с чем, на наш взгляд, можно в полной мере согласиться.

Однако нам сложно согласиться с тем, что «в коммерческой деятельности нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции. Предприниматель перепродает материальные объекты в готовом виде, по­купая их у изготовителя или такого же по­средника»[10].