Файл: Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение внутренней среды организации обеспечивает возможность выявления и раскрытия ее сильных и слабых сторон[30].

1.3 Основные методы анализа внешней и внутренней среды организации

Выделим основные методы анализа внешней и внутренней среды организации (рисунок 4).

Рисунок 4. Основные методы анализа внешней и внутренней среды организации

Стоит отметить, что мы представили только основные методы, существует их значительно больше. В целом, методы анализа внешней и внутренней среды организации бывают традиционные, социологические, камеральные (анализ документов), методы, основанные на групповой работе и математические.

Также отметим, что мы выбрали 2 метода, которые подходят как для анализа внешней среды, так и внутренней. Рассмотрим каждый из представленных методов анализа.

SWOT-анализ является стратегическим аналитическим методом[31], дающим оценку внешней и внутренней среды организации.

PEST-анализ применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами, такими как SWOT-анализ[32].

Объектом исследования при использовании PEST-анализа является внешняя среда (макроокружение) изучаемой организации. Предметом – исследование факторов макроокружения по сегментам (группам). Главная цель PEST-анализа – выявление наиболее значимых факторов макросреды, определение их ключевых тенденций, характера и силы влияния на деятельность компании в будущем. PEST-анализ считается инструментом долгосрочного стратегического планирования.

Помимо оценки текущего состояния всех групп факторов, при проведении данного вида анализа необходимо прогнозировать возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед[33].

Конкурентный анализ по методу М. Портера помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, найти такую позицию, в которой компания будет максимально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них[34].

Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:


  • рыночная власть покупателей
  • рыночная власть поставщиков
  • угроза вторжения новых участников
  • опасность появления товаров — заменителей
  • уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.

Майкл Портер считал, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели – модель пяти сил конкуренции по Портеру[35].

SNW-анализ представляет собой усовершенствованную форму SWOT-анализа[36]. В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что "зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S"[37].

Метод С. Болотова является анализом непосредственного окружения и факторов общего окружения организации. Позволяет проанализировать торговую нишу, схему предпринимательства, оценить действия конкурентов[38].

Существенным элементом процесса создания архитектуры предприятия является идентификация и анализ несоответствия между существующим и желаемым состоянием архитектуры предприятия и отдельных его доменов – так называемый GAP-анализ. Этот анализ является критически важным с точки зрения определения ключевых шагов и необходимых изменений в направлении целевой архитектуры. При проведении анализа необходимо категоризировать идентифицированные несоответствия и собрать вместе бизнес-требования, технологические потребности, требования к информации и приложениям – для того чтобы начать решение соответствующих проблем.

Функциональная калькуляция себестоимости - ActivityBased Costing (ABC) - это метод отнесения расходов от функций, осуществляемых на предприятии на конечные продукты, при котором рассчитываются индивидуальные ставки распределения таких расходов для каждой функции, основанные на точном потреблении продуктами этих функций. При этом под функцией понимается определенный процесс, происходящий на предприятии, как например: доставка материа- лов со склада до станков или переналадка оборудования с выпуска одного вида продукции на другой, административная или маркетинговая работа, связанная с обслуживанием заказчиков и т. д.


Изучив представленные методы анализа внешней и внутренней среды, мы можем составить систему методов для применения на примере конкретной организации (таблица 1).

Таблица – Система методов анализа внешней и внутренней среды для применения на примере конкретной организации

Внешняя среда

Внутренняя

SWOT- анализ

-

+

PEST-анализ

+

-

Метод М. Портера

+

+

SNW-анализ

+

+

Всего

3

3

Остальные методы либо являются измененными вариациями уже выбранных, либо применяются для анализа примерно тех же аспектов организации.

Таким образом, мы рассмотрели, структурировали, а также выбрали основные методы анализа внешней и внутренней среды организации для дальнейшего их применения.

Выводы по главе

Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих (прямо и косвенно) на различные сферы его деятельности. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его потенциала на должном уровне.

Внутренняя среда представляет собой условия, сущности, события и факторы внутри организации, которые влияют на ее деятельность и выбор, особенно на поведение сотрудников. Факторы, которые часто считаются частью внутренней среды, включают формулировку миссии организации, стили лидерства и ее организационную культуру.

Методы анализа внешней среды организации: SWOT- анализ, PEST-анализ, метод М. Портера, SNW-анализ, метод Болотова.

Методы анализа внутренней среды организации: SWOT- анализ, портфельный анализ, SNW-анализ, GAP- анализ и ABC- анализ.

Стоит отметить, что мы представили только основные методы, существует их значительно больше. В целом, методы анализа внешней и внутренней среды организации бывают традиционные, социологические, камеральные (анализ документов), методы, основанные на групповой работе и математические.


Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Натси-Барнаул»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Натси-Барнаул»

Для анализа внешней и внутренней среды организации, мы выбрали ООО «Натси-Барнаул». Выбранная компания не является лидером на рынке и имеет возможности для дальнейшего роста и развития, в том числе с помощью разработки стратегии дальнейшего развития на основе анализа внешней и внутренней среды организации.

Основные данные о выбранной нами организации представлены в таблице 2[39].

Таблица 2 – Основная информация ООО «Натси-Барнаул»

Полное наименование организации

Общество с ограниченной ответственностью «Натси-Барнаул»

ОГРН

1022201759876 от 27 августа 2002 г.

ИНН

2225055690

КПП

222201001

Уставный капитал

10 000

Режим налогообложения

УСН

Юридический адрес

656039, Алтайский край, город Барнаул, Северо-Западная 2-я улица, 8

Как можно заметить в таблице 2, у организации установлен минимально возможный уставный капитал, а также выбрана упрощенная система налогообложения.

Рассмотрим виды деятельности организации по ОКВЭД [40](таблица 3).

Таблица 3 – Виды деятельности ООО «Натси-Барнаул» по ОКВЭД

Основной вид деятельности

46.90

Торговля оптовая неспециализированная

Дополнительные виды деятельности (1)

47.19

Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах

Организация «Натси-Барнаул» является одним из филиальных представительств ООО «Натси» (всего их 12 по всей России), главный офис которой располагается в г. Новосибирск[41].

Согласно видам деятельности по ОКВЭД, организация ООО «Натси-Барнаул» является торговым представителем ООО «Натси». Соответственно, транспортные потоки организации взаимосвязаны с ООО «Натси».

Представим организационную структуру ООО «Натси-Барнаул» (рисунок 5).


Рисунок 5. Организационная структура ООО «Натси-Барнаул»

Составим также экономическую характеристику ООО «Натси-Барнаул». Для этого проведем анализ бухотчетности организации за последние 3 отчетных года (2015-2017 гг.) форма №1 и форма № 2 бухгалтерского баланса (таблица 4).

Таблица 4 – Активы и пассивы ООО «Натси-Барнаул» 2015-2017 гг., тыс. руб.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

БАЛАНС (актив)

2998

3393

3822

БАЛАНС (пассив)

2998

3393

3822

Как видно в таблице 4, количество активов и пассивов за рассматриваемый период времени значительно выросло.

Внеоборотных активов за рассматриваемый период у организации не было.

Рассмотрим также оборотные активы организации (таблица 5)[42]

Таблица 5 – Оборотные активы ООО «Натси-Барнаул» 2015-2017 гг., тыс. руб.

2015

2016

2017

Запасы

262

267

135

Дебиторская задолженность

2537

2937

3514

Денежные средства и денежные эквиваленты

199

189

173

Итого оборотных активов

2998

3393

3822

Как видно в таблице 5, количество запасов ООО «Натси-Барнаул» сократилось, при это выросла дебиторская заложенность, количество денежных средств и денежных эквивалентов сократилось. В целом, количество оборотных активов организации выросло за счет дебиторской задолженности.

Рассмотрим также капитал и резервы (таблица 6)[43].

Таблица 6 – Капитал и резервы ООО «Натси-Барнаул» 2015-2017 гг., тыс. руб.

2015

2016

2017

Капитал

1989

2404

2938

Как видно в таблице 6, капитал организации значительно вырос за рассматриваемый период.

Долгосрочных обязательств у ООО «Натси-Барнаул» за период 2-15-2017 гг. не было.

Рассмотрим краткосрочные обязательства организации (таблица 7).

Таблица 7 – Краткосрочные обязательства ООО «Натси-Барнаул» 2015-2017 гг., тыс. руб.

2015

2016

2017

Краткосрочная кредиторская задолженность

1009

989

884

Как видно в таблице 7, краткосрочная кредиторская задолженность организации за период 2-15-2017 гг. сократилась.