Файл: Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим также форму № 2, отчет о финансовых результатах.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Доходы и расходы по обычным видам деятельности ООО «Натси-Барнаул» 2015-2017 гг., тыс. руб.

2015

2016

2017

Выручка

2854

2289

1986

Себестоимость продаж

2292

1801

1358

Прибыль (убыток) от продаж

562

488

628

Как видно в таблице 8, выручка компании значительно упала за счет сокращения объема продаж. При этом себестоимость продаж также сократилась, но , как положительный момент, выросла прибыль от продаж.

Рассмотрим также прочие доходы и расходы ООО «Натси-Барнаул» (таблица 9)[44].

Таблица 9 – Прочие доходы и расходы ООО «Натси-Барнаул» 2015-2017 гг., тыс. руб.

2015

2016

2017

Прибыль (убыток) до налогообложения

562

488

628

Текущий налог на прибыль

84

73

94

Чистая прибыль (убыток)

478

415

534

Для наглядности, построим диаграмму (рисунок 6).

Рисунок 6. Чистая прибыль ООО «Натси-Барнаул»

Как видно на рисунке, чистая прибыль организации выросла, за счет чего выросли суммы выплат налога на прибыль.

2.2. Анализ внешний и внутренней среды ООО «Натси-Барнаул»

С целью проведения анализа внешней и внутренней среды ООО «Натси-Барнаул», мы применим ранее изученные нами методы.

Проведем SWOT- анализ ООО «Натси-Барнаул» (таблица)

Таблица 10 – SWOT- анализ ООО «Натси-Барнаул»

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Работа с 2002 года;

Узнаваемость среди оптовых покупателей;

Надежный крупный поставщик ООО «Натси»

Широкий ассортимент

Наличие постоянных оптовых покупателей

Слабая логистическая система, неоптимальное расположение складских помещений;

Нехватка данных касательно развития;

Ценовая категория выше среднего по городу и области работы организации

Возможности (О)

Угрозы (T)

Расширение сети продаж;

Привлечение крупных оптовых покупателей в области;

Оптимизация ассортимента продукции

Создание продуманного ценообразования, скидок постоянным покупателям или при закупке крупной партии продукции (за счет сокращения логистических издержек);

Отсутствие крупных оптовых покупателей, являющимися лидерами рынка в области ограничивает возможности роста компании;

Конкуренция;

Снижение покупательской способности населения, и, как следствие, падение спроса на продукцию средней и высокой ценовой категории.

Наличие одного основного поставщика обуславливает риск сбоя всей системы продаж компании при нарушении сроков или поставке некачественной продукции поставщиком;

Выход на рынок нового конкурента с более привлекательными условиями для оптовых покупателей.


Таким образом, в ходе анализа сильных и слабых сторон ООО «Натси барнаул» мы смогли определить те параметры, которые являются выигрышными для организации, их необходимо развивать и поддерживать на необходимом уровне. Сильные стороны компании обеспечивают ряд возможностей для ее развития. Также мы определили слабые стороны организации, устранение которых может дать новые возможности для роста компании, а также способствовать устранению существующих угроз.

SWOT-анализ, как мы можем видеть, направлен в первую очередь на внутреннее состояние конкретной анализируемой компании, ее положение на рынке, устойчивость и т.д. Поэтому, для проведения полноценного анализа внещней и внутренней среды ООО «Натси-Барнаул», стоит также провести PEST-анализ. Данный метод анализа больше направлен на анализ внешней среды организации.

Таким образом, далее следует провести PEST-анализ.

Мы выделили по 4 основных фактора 4 видов факторов и указали их в таблице 11. Влияние фактора мы оценили самостоятельно. Экспертная оценка проводилась при помощи сотрудников ООО «Натси-Барнаул». Средняя оценка и оценка с поправкой на вес являются расчетными, и заполнялись с учетом уже имеющихся данных.

Таблица 11 – PEST-анализ

Описание фактора

Влияние фактора

Экспертная оценка

Средняя оценка

Оценка с поправкой на вес

1

2

3

4

5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Устойчивость политической власти и существующего правительства

1

4

4

3

2

4

3,4

0,10

Налоговая политика (тарифы и льготы)

3

4

5

5

5

3

4,4

0,40

Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли

1

2

2

1

3

4

2,4

0,07

Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли

3

5

3

5

4

5

4,4

0,40

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Темпы роста экономики

3

5

4

4

4

5

4,4

0,40

Уровень инфляции и процентные ставки

3

5

4

4

5

4

4,4

0,40

Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны

2

3

2

3

3

3

2,8

0,17

Уровень располагаемых доходов населения

3

5

5

4

5

5

4,8

0,44

СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

Требования к качеству продукции и уровню сервиса

2

3

3

3

2

2

2,6

0,16

Темпы роста населения

1

2

2

1

2

1

1,6

0,05

Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам

3

3

4

5

5

4

4,2

0,38

Образ жизни и привычки потребления

2

3

2

1

3

2

2,2

0,13

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Уровень инноваций и технологического развития отрасли

2

3

1

3

1

2

2,0

0,12

Степень использования, внедрения и передачи технологий

2

4

5

5

4

5

4,6

0,28

Расходы на исследования и разработки

1

3

4

5

2

4

3,6

0,11

Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств

1

2

3

1

3

3

2,4

0,07

Всего

33

54,2


Для распределения влияния факторов по весу, мы решили составить диаграмму оценки факторов с поправкой на вес. Данный столбец учитывает все остальные указанные значения в таблице (рисунок 7).

Рисунок 7. Оценка факторов PEST-анализа

Применим также Метод анализа пяти сил М. Портера(экспресс-анализ) (таблица 12).

Таблица 12 – Анализ пяти сил М. Портера

Оценка наличия

Оценка негативного влияния

Возможности парирования

Итоговый рейтинг

Имеющиеся конкуренты

8

8

4

12

Угроза появления новых

4

5

8

1

Угроза появления товаров-заменителей

2

1

9

-6

Власть поставщиков

10

0

0

10

Власть потребителей

8

0

4

4

Для оценки мы использовали десятибалльную шкалу. Итоговый рейтинг был рассчитан следующим образом:

Итоговый рейтинг = оценка наличия + оценка негативного влияния – возможности парирования

Таким образом, самой большой силой влияния являются имеющиеся конкуренты и власть поставщиков. Самой минимальный силой является появление новых конкурентов и угроза появления товаров-заменителей.

Проведем также SNW-анализ. Данный анализ направлен прежде всего на оценку внутренней среды организации (таблица 12).

Таблица 12 – SNW-анализ

Факторы

Оценка

S

N

W

1

Система планирования

1

2

Стратегические альянсы

1

3

Стратегия развития предприятия

1

4

НИОКР

1

5

Система обучения

1

6

Система мотивации

1

7

Текучесть кадров

1

8

Квалификация персонала

1

9

Организационная структура предприятия

1

10

Состояние охраны труда

1

11

Численность персонала

1

12

Корпоративная культура

1

13

Система маркетинга

1

14

Ассортимент выпускаемой продукции

1

15

Товаропроводящяя система

1

16

Имидж организации

1

17

Ценовая политика

1

18

Объемы продаж

1

19

Ориентация на потребителя

1

20

Территориальное расположение

1

21

Производственные площади

1

22

Объемы производства

1

23

Качество продуктов и/или услуг

1

24

Уровень технической оснащенности

1

25

Финансовая устойчивость предприятия

1

26

Заработанная плата

1

27

Сроки выполнения заказов

1

28

Зависимость от поставщиков

1

29

ИТ системы

1

Всего

9

12

7


Представим основные полученные результаты анализа внешней и внутренней среды ООО «Натси-Барнаул» (таблица 13) .

Таблица 13 –Основные полученные результаты анализа внешней и внутренней среды ООО «Натси-Барнаул»

Внешняя среда

Внутренняя

SWOT- анализ

-

+

PEST-анализ

+

-

Метод М. Портера

+

+

SNW-анализ

+

+

Всего

3

3

В целом, мы можем сказать, что проанализированные нами внешняя и внутренняя среда организации, а также проблемы, выявленные при их анализе, являются взаимосвязанными. Основным отличием решения проблем во внешней и во внутренней среды является то, что проблемы внутренней среды, как правило можно и нужно решать, а проблемы внешней среды можно только своевременно диагностировать и снижать их пагубное влияние на организацию.

С учетом всего вышесказанного, проведем разработку путей повышения эффективности деятельности ООО «Натси-Барнаул» с учетом взаимосвязи факторов внутренней и внешней среды управления.

2.3 Разработка путей повышения эффективности деятельности ООО «Натси-Барнаул» с учетом взаимосвязи факторов внутренней и внешней среды управления

С целью разработки путей повышения эффективности деятельности ООО «Натси-Барнаул» с учетом взаимосвязи факторов внутренней и внешней среды управления, составим таблицу на основе выявленных проблем и предложим пути их решения (таблица).

Таблица 14 - Проблемы и пути повышения эффективности деятельности ООО «Натси-Барнаул»

Проблема

Пути решения

Отсутствие системы обучения и системы мотивации персонала

Создание системы обучения и системы мотивации персоонала

Низкая квалификация персонала

Разработка системы повышения квалификации персонала, регулярные тренинги и семинары

Упрощенная организационная структура предприятия

Нынешняя организационная структура является максимально упрощенной и для принятия любых управленческих решений требуется подтверждение. Соответственно, необходимо по каждому направлению деятельности назначить уполномоченное ответственное лицо, которое будет обязано только отчитываться по результатам деятельности.

Численность персонала

На данный момент недостаточное количество персонала увеличивает нагрузку на имеющийся штат сотрудников, а также ограничивает организационный рост. Требуется провести соответствующее исследование и вычислить необходимую численность персонала, подходящую под текущую нагрузку.

Корпоративная культура

Неразвитая корпоративная культура повышает текучесть кадров и снижает уровень личной ответственности работников перед организации. Развитие системы корпоративной культуры вместе с системой материальной и нематериальной мотивации решит данную проблему

Ценовая политика и объемы продаж

Данные проблемы тесно взаимосвязаны. В условиях снижения покупательской способности населения необходимо пересматривать ценовую политику организации и снижать себестоимость продукции.

Слабая логистическая система

Слабая логистическая система организации приводит к дополнительным логистическим издержкам организации, такие как расходы на складские помещения, неоптимизированные пути и способы доставки (снижает оценку продавца покупателем). Таким образом, проведение анализа логистической системы организации позволит оптимизировать пути доставки, повысить лояльность покупателей, снизить издержки хранения переизбытка продукции, оптимизировать расположение и размер площади складских помещений.

Уровень технической оснащенности

Низкий уровень технической оснащенности может влиять как на качество продукции, так и на ее себестоимость, тем самым уменьшая прибыль организации.


Таким образом, мы разработали пути повышения эффективности деятельности ООО «Натси-Барнаул» с учетом взаимосвязи факторов внутренней и внешней среды управления.

Выводы по главе

Для анализа внешней и внутренней среды организации, мы выбрали ООО «Натси-Барнаул». Выбранная компания не является лидером на рынке и имеет возможности для дальнейшего роста и развития, в том числе с помощью разработки стратегии дальнейшего развития на основе анализа внешней и внутренней среды организации.

Мы можем сказать, что проанализированные нами внешняя и внутренняя среда организации, а также проблемы, выявленные при их анализе, являются взаимосвязанными. Основным отличием решения проблем во внешней и во внутренней среды является то, что проблемы внутренней среды, как правило можно и нужно решать, а проблемы внешней среды можно только своевременно диагностировать и снижать их пагубное влияние на организацию.

При анализе внешней и внутренней среды организации мы выявили следующие проблемы, к которым предложили пути их решения: отсутствие системы обучения и системы мотивации персонала; низкая квалификация персонала; упрощенная организационная структура предприятия; численность персонала; корпоративная культура; ценовая политика и объемы продаж; слабая логистическая система; уровень технической оснащенности.

Заключение

В данной курсовой работе нами были решены следующие задачи:

1. Изучили понятие внешней среды организации.

Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих (прямо и косвенно) на различные сферы его деятельности. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его потенциала на должном уровне.

2. Изучили понятие внутренней среды организации.

Внутренняя среда представляет собой условия, сущности, события и факторы внутри организации, которые влияют на ее деятельность и выбор, особенно на поведение сотрудников. Факторы, которые часто считаются частью внутренней среды, включают формулировку миссии организации, стили лидерства и ее организационную культуру.

3. Структурировали существующие методы анализа внешней и внутренней среды организации.