Файл: Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации

1.1 Понятие внешней среды организации и ее факторы

Среда организации – совокупность факторов, сил и субъектов, активно воздействующих на эффективность деятельности организации и ее положение в перспективе. Среда организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю[1].

Согласно Е.Ю. Алексейчевой, внешняя среда предприятия — это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих (прямо и косвенно) на различные сферы его деятельности. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его потенциала на должном уровне[2].

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны, и на них претендуют многие другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Всегда существует возможность того, что организация не получит нужные ресурсы из внешней среды, что может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным последствиям[3].

Все факторы внешней среды подразделяются на факторы прямого (микросреда) и косвенного воздействия (макросреда).

Микросреда представлена наиболее близким окружением, которое имеет непосредственное отношение к фирме и оказывает на нее прямое влияние [4].

Макросреда представляет собой совокупность внешних, не поддающихся контролю факторов, за которыми организация должна непрерывно следить и своевременно реагировать[5].

По Е.Ю. Алексейчевой, мы создали иерархическую схему, упорядочивающую факторы внешней среды (рисунок 1).

Рисунок 1. Факторы внешней среды[6]

В целом, в макросреде действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде, и в большинстве случаев их крайне трудно предугадать[7].

Само наличие большого количества факторов внешней среды вынуждает организацию постоянно контролировать их динамику. Из-за многообразия факторов сложно отследить их взаимосвязи между собой, однако, изменение одного может существенно повлиять на изменение других[8].


Независимо от того, что предлагает организация или бизнес, она сможет достигнуть больших результатов на рынке, если менеджеры будут иметь глубокое и широкое понимание того, кто еще предоставляет аналогичные предложения, или кто имеет другие продукты или услуги, которые могут удовлетворить те же потребности.

Ваша внешняя экономическая среда определяет, есть ли у людей деньги для траты и насколько они готовы их тратить. Оптимизм потребителей в отношении экономики оказывает влияние на формирование потребительских расходов, а страх перед экономической нестабильностью заставляет их держаться за свои деньги. Некоторые продукты и услуги могут реально улучшиться в условиях экономического спада. Если организация предлагает недорогой продукт питания, такой как еда или одежда, клиенты могут с большей вероятностью выбрать его в качестве альтернативы более высокому ценовому сегменту[9].

Вкусы клиентов могут быть переменчивыми, особенно под влиянием причуд и тенденций. Демография также влияет на типы продуктов, которые клиенты могут купить. Можно реагировать на вкусы клиентов, активно изучая внешнюю среду, в том числе развивающиеся тенденции.

1.2 Понятие внутренней среды организации

Внутренняя среда организации – элементы системы, входящие в границу ее целостности, которые могут рассматриваться как управленческий и производственный потенциал организации. К ней могут быть отнесены сложившаяся организационная структура, распределение ответственности и функционала по уровням иерархии, а также ее отдельным элементам, трудовые ресурсы, характер отношений руководства-подчинения, морально-психологический климат в коллективе, ресурсная база и пр. Изучение внутренней среды организации обеспечивает возможность выявления и раскрытия ее сильных и слабых сторон[10].

Внутренняя среда состоит из тех соответствующих физических и социальных факторов в границах организации или конкретной единицы принятия решений, которые непосредственно учитываются в поведении лиц, принимающих решения в этой системе, это включает в себя все отделы, такие как управление, финансы, исследования и разработки, закупки, бизнес-операции и бухгалтерский учет.[11]

Каждый из этих отделов влияет на маркетинговые решения. Например, исследования и разработки имеют отношение к возможностям, которые может выполнять продукт, а бухгалтерский учет утверждает финансовую сторону маркетинговых планов и бюджет в отношении неудовлетворенности клиентов[12].


Менеджеры по маркетингу должны следить за доступностью поставок и другими тенденциями, связанными с поставщиками, чтобы гарантировать, что продукт будет доставлен клиентам в сроки, необходимые для поддержания прочных отношений с клиентами.

Представим в виде схемы внутреннюю среду организации, по Е.Ю. Алексейчевой[13] (рисунок 2).

Рисунок 2. Внутренняя среда организации[14]

Таким образом, из всего вышесказанного, мы можем сформулировать, что внутренняя среда представляет собой условия, сущности, события и факторы внутри организации, которые влияют на ее деятельность и выбор, особенно на поведение сотрудников. Факторы, которые часто считаются частью внутренней среды, включают формулировку миссии организации , стили лидерства и ее организационную культуру[15].

Выделим факторы внутренней среды организации (рисунок 3).

Рисунок 3. Факторы внутренней среды организации

Силы или условия или окружение в границах организации являются элементами внутренней среды организации[16].

Внутренняя среда состоит в основном из владельцев организации, совета директоров, сотрудников и культуры[17].

Владельцы - это люди, которые инвестировали в компанию и имеют права собственности и претензии к организации. Владельцами могут быть отдельные лица или группы лиц, которые основали компанию; или кто купил долю компании на рынке акций. Они имеют право изменить политику компании в любое время[18].

Совет директоров является руководящим органом компании, который избирается акционерами, и на него возложена ответственность за надзор за топ-менеджерами фирмы, такими как генеральный директор[19].

Совет директоров является высшим органом, принимающим решения в организации бизнеса. Он принимает общие политические решения относительно направления развития бизнеса фирмы и контролирует его общее функционирование. Поэтому управленческий потенциал совета директоров имеет решающее значение для функционирования коммерческой фирмы и для достижения ее общей миссии и целей.

Технически, акционеры выбирают директоров, которые составляют совет директоров. Затем директора назначают топ-менеджеров компании, которые принимают различные бизнес-решения. Однако большинство акционеров делегируют право голоса руководству или не посещают общее собрание[20].


Таким образом, большинство акционеров рассматривают право собственности на компанию как чисто финансовую инвестицию.

Сотрудники или рабочая сила, самый важный элемент внутренней среды организации, который выполняет задачи администрации. Отдельные работники, а также профсоюзы, в которые они вступают, являются важной частью внутренней среды[21].

При правильном управлении они могут положительно изменить политику организации. Но плохое управление рабочей силой может привести к катастрофической ситуации для компании.

Организационная культура - это коллективное поведение членов организации и ценностей, видений, убеждений, привычек, которые они придают своим действиям[22].

Организационная структура определяет такие аспекты, как состав совета директоров, количество независимых директоров, степень профессионального управления и структура владения акциями. Характер организационной структуры оказывает существенное влияние на процесс принятия решений в организации. Эффективная работа бизнес-организации требует, чтобы ее организационная структура способствовала быстрому принятию решений. Задержки в принятии решений могут дорого обойтись коммерческой фирме[23].

Корпоративная культура играет важную роль в формировании ее успеха, поскольку культура является важным фактором, определяющим, насколько хорошо будет работать их организация.

Как основа внутренней среды организации, она играет важную роль в формировании управленческого поведения.

Среда, независимо от ее внешнего или внутреннего характера, менеджер должен иметь четкое представление о них. Обычно вы не ходите под дождем без зонта, потому что вы понимаете окружающую среду и знаете, когда идет дождь, вы можете промокнуть[24].

Точно так же, если менеджер не знает и не понимает среду организации, он или она определенно промокнет или иссякнет, а также организации в сегодняшней быстрой и динамичной организационной среде.

Система ценностей организации означает этические убеждения, которые направляют организацию в достижении ее миссии и цели. Система ценностей деловой организации также определяет ее поведение по отношению к своим сотрудникам, клиентам и обществу в целом[25]. Система ценностей промоутеров бизнес-фирмы имеет важное значение для выбора бизнеса и принятия бизнес-политики и практики. Из-за своей системы ценностей коммерческая фирма может отказаться производить или распространять спиртные напитки, поскольку она может считать морально неправильным стимулировать потребление спиртных напитков. Система ценностей деловой фирмы имеет важное значение для его корпоративная культура и определяет его поведение по отношению к своим сотрудникам, акционерам и обществу в целом[26].


Корпоративная культура и стиль работы топ-менеджеров является важным фактором, определяющим внутреннюю среду компании. Корпоративная культура, как правило, считается либо закрытой и угрожающей, либо открытой и основанной на участии[27].

В закрытом и угрожающем типе корпоративной культуры деловые решения принимаются менеджерами высшего уровня, в то время как менеджеры среднего и рабочего уровней не имеют права голоса при принятии деловых решений. Отсутствие доверия и уверенности в подчиненных должностных лиц компании и секретности пронизывает всю организацию. В результате среди менеджеров и работников более низкого уровня нет чувства принадлежности к компании.

Напротив, в открытой и основанной на участии культуре деловые решения принимаются на более низких уровнях управления, а высшее руководство имеет высокую степень доверия и уверенности в подчиненных. Свободное общение между руководством высшего звена и менеджерами низшего уровня является правилом в этом открытом и совместном типе корпоративной культуры. В этой открытой и партисипативной системе поощряется участие работников в управленческих задачах.

С корпоративной культурой тесно связан стиль работы топ-менеджмента. Некоторые топ-менеджеры верят в то, что просто отдают приказы, и хотят, чтобы их строго выполняли, не проводя консультаций с менеджерами более низкого уровня. Такой стиль функционирования не способствует адаптивности и гибкости в работе с изменяющейся внешней средой бизнеса.

Предполагается, что целью всех предприятий является максимизация долгосрочной прибыли. Но миссия отличается от этой узкой цели максимизации прибыли. Миссия определяется как общая цель или причина ее существования, которая направляет и влияет на ее деловые решения и хозяйственную деятельность[28].

Выбор бизнес-сферы, направление ее развития, выбор бизнес-стратегии и политик - все это определяется общей миссией компании.

Таким образом, внутренняя среда организации представляет собой элементы системы, входящие в границу ее целостности, которые могут рассматриваться как управленческий и производственный потенциал организации. К ней могут быть отнесены сложившаяся организационная структура, распределение ответственности и функционала по уровням иерархии, а также ее отдельным элементам, трудовые ресурсы, характер отношений руководства-подчинения, морально-психологический климат в коллективе, ресурсная база и пр[29].