Файл: Понятие и значение приватизации (Объекты приватизации и их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению действительного члена РАН О.Т. Богомолова, рождение олигархов в России является отклонением от мировой практики экономического развития. Возникновение российских олигархов не было результатом закономерного процесса роста экономики и наполнения национального богатства. Они унаследовали уже существующее имущество, самые "жирные" и жизнеспособные куски ударно демонтировавшейся плановой системы. Тогда как Америка и Европа обрели своих финансово-промышленных магнатов в ходе общего подъема экономики. Там гигантские состояния накапливались при реальных личных вкладах их обладателей в развитие и организацию производства и бизнеса.

Приватизация государственной собственности не должна рассматриваться как самоцель, ибо сама по себе смена собственника не обеспечит роста эффективности производства. Приватизация - лишь один из элементов единой государственной политики по управлению государственным имуществом, целью которой является повышение эффективности работы предприятий после приватизации. При приватизации особое внимание нужно уделить законности и достоверности источников средств, направляемых на оплату приватизируемого имущества. При этом нельзя допускать таких распространенных в последние годы форм постприватизационного перераспределения собственности, как:

а) агрессивная либо согласованная скупка различных по размеру пакетов акций на вторичном рынке;

б) лоббирование конкретных сделок с пакетами акций, остающихся у федеральных и региональных властей (остаточная приватизация, доверительное управление и др.);

в) добровольное или административно-принудительное вовлечение в холдинг и финансово-промышленные группы.

При этом надо иметь в виду, что этап массовой приватизации уже миновал; если в 1993 г. было приватизировано около 30 тыс. предприятий, то в 1999 г. - всего 700. В итоге в результате приватизации была решена, как считает С.В. Степашин, задача изменения форм собственности: почти 60 процентов предприятий стали частными, сформировались новые рыночные институты - акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании, а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов. И многие предприятия, особенно в металлургической отрасли, сфере обслуживания, сельхозпереработки, пищевой промышленности, работают весьма эффективно.

Сейчас в собственности государства находится около 3500 пакетов акций различных предприятий, но только четвертая часть этих пакетов приносит дивиденды. Причем количество государственного имущества, как утверждают специалисты-профессионалы, слишком велико. Ими попросту невозможно эффективно управлять.


Несмотря на совершенные ошибки при приватизации, ни в коем случае нельзя пересматривать их итоги, ибо это вызовет не только экономический, но и политический, правовой кризис, обострит криминальную ситуацию в нашей стране. В связи с этим вызывает опасение возможное принятие Федерального закона «О национализации», на принятии которого настаивают некоторые депутаты. По мысли разработчиков, национализированы могут быть предприятия, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности. Понятно, что под это определение при желании можно подвести любое предприятие. Ясно, что первыми кандидатами под принудительную национализацию попадут нефтяные и металлургические компании, средства массовой информации. Однако, как правильно отмечается в печати, данный законопроект содержит положения, открывающие беспрецедентный простор как для произвола чиновников, так и для манипуляции "жуликоватых" бизнесменов.

Поэтому Счетная палата РФ считает, что недостаточность и неполнота законодательной базы не являются основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации 1993 - 2003 годов. По общепризнанным международно-правовым принципам ответственность за негативные последствия приватизации полностью лежит на публичной власти. Такая позиция, кстати, неоднократно излагалась в решениях Конституционного Суда РФ. Однако дело ЮКОСа свидетельствует о нереальности пересмотра итогов приватизации. На пресс-конференции 23 декабря 2004 года Президент РФ В.В. Путин, подчеркнув несправедливость приватизации многомиллиардной собственности многими участниками рынка, одобрил покупку государственной компанией «Роснефть» «Юганскнефтегаза». При этом он считает, что государство в этом случае использовало абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивая тем самым свои интересы. В печати критикуется как это высказывание Президента, так и сам факт покупки государственной компанией частной компании. До сих пор эффективными считались частные собственники, а неэффективным собственником считалось государство, иначе бы социализм в нашей стране не рухнул. По сути произошла, по мнению некоторых авторов, национализация, что представляет собой опасный прецедент.

Е.А. Суханов затрагивает и другой важный аспект приватизации, заслуживающий отдельного рассмотрения. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о приватизации 2001 г. и ст. 217 ГК РФ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 Закона о приватизации 2001 г. Очевидно, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования. Однако согласно п. 2 ст. 30 Закона о приватизации 2001 г. объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в п. 1 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Означает ли это, что приватизация может стать основанием возникновения не только частной, но и муниципальной собственности.


По-прежнему законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества не может быть реализовано надлежащим образом в отсутствие ряда нормативных правовых актов. Необходимо принятие Федерального закона «О государственной собственности» и внесение необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для установления тех объектов, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и не подлежат приватизации. Кроме того, необходимо разработать и принять Федеральный закон «О разграничении государственной и муниципальной собственности».

На наш взгляд, данные нормативные правовые акты позволят избежать возможности включения в перечень объектов, подлежащих приватизации, тех из них, которые имеют стратегически важное значение для общества и государства. Необходимо учитывать реализацию интересов публично-правовых образований в сохранении и развитии объектов государственной и муниципальной собственности, имеющих общегосударственное и местное значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате предпринятого исследования были сделаны следующие выводы:

1. На протяжении 1993–2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами. На первом этапе произошла массовая (ваучерная) приватизация (1992–1994 гг.), где произошло создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности. На этапе денежной приватизации  (1994–1999 гг.) было произведено пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации. На третьем этапе проводится  совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999–2007 гг.).

2. Приватизация объективно стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов.


Следует отметить, что ряд стратегических целей приватизации достигнут не был: не сформировался широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

3. На практике приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам.

4. Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. В ходе приватизации применялась методика оценки, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка фактически вообще не проводилась.

5. Формальное разгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки не привели к достижению целей, которые были определены в Государственной программе приватизации – формированию “эффективного собственника” и созданию социально ориентированной рыночной экономики.

6. Социальная эффективность приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства граждан при осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоев населения не были соблюдены.

7. С 2003 г. начинается отсчет нового, современного этапа приватизации в Российской Федерации, основная цель которого – устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах реформ в этой сфере, и кардинальное повышение эффективности управления государственным имуществом в целом.

На взгляд автора курсовой работы, сегодняшнее законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества не может быть реализовано надлежащим образом в отсутствие ряда нормативных правовых актов. Необходимо принятие Федерального закона «О государственной собственности» и внесение необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для установления тех объектов, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и не подлежат приватизации. Кроме того, необходимо разработать и принять Федеральный закон «О разграничении государственной и муниципальной собственности».


Библиография

Список нормативных актов

1.   Конституция РФ.

2.   Гражданский кодекс РФ.

3.   Закон РФ от 23.11.90г. “О земельной реформе” (Ведомости съезда народных  депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1991г., N 44, статья 1424)

4.   Закон РФ от 11.10.91г. “О плате за землю”

5.   Закон РФ от 14.02.92г.  № 2353-1 “О внесении изменений  и  дополнений  в  статьи 6,8,12  Закона РФ “О плате за землю” (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета  РФ, 1992г., N 5, статья 197)

6.   Закон РФ от  9.08.94г. “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР  «О плате за землю»”   ( Российская газета от 13.08.94г.)

7.   Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием закона РСФСР “О плате за землю” и налогового законодательства России”

8.   Закон  РФ от 3.07.91г.  “О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РСФСР” с изменениями и дополнениями,  внесенными  в  него законом  РФ от 5.7.91г.  (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1991г., № 27, статья 927, 1992г., №28, статья 1614)

9.   Закон РФ от 4.07.91г.  “О приватизации жилищного фонда в РСФСР” с изменениями и дополнениями, внесенными в него законом РФ от 25.12.92г. (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1991г, № 28, статья 959)

10. Закон РФ от 23.12.92г. “О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на  продажу земельных участков для ведения личного и дачного хозяйства,  садоводства  и индивидуального жилищного строительства”.  (Российская газета от 6.01.93г.)

11. Указ Президента от 29.01.92г.  “Об ускорении приватизации государственных и  муниципальных предприятий” (Ведомости съезда  народных  депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992г., № 7, статья 312)

12. Указ Президента от 14.08.92г.  “О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ” (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992г., № 35, статья 2001)

13. Указ  Президента  от  14.10.92г.  “О регулировании арендных отношений и приватизации имущества  государственных  и  муниципальных  предприятий, сданного в аренду” (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992г., № 43, статья 2429)

14. Указ Президента от 16.11.92г. “О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий, а также утвержденное им Временное положение о холдинговых компаниях,  создаваемых при преобразовании государственных предприятий в  АО”  (  Российская  газета  от 20.11.92г.)