Файл: Понятие и значение приватизации (Объекты приватизации и их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8) отсутствие эффективной системы внешнего государственного контроля. Счетная палата РФ была создана только в 1995 г., когда этап массовой приватизации был завершен. Нормы закона о привлечении органа государственного контроля к предприватизационной оценке активов не выполнялись;

9) оказался неэффективным институт государственных представителей в органах управления акционерных обществ с государственными пакетами акций;

10) цель - создание социально ориентированной экономики - достигнута не была. Реализация публичного интереса, прежде всего в отношении национального богатства (нефтегазовой отрасли, нефтехимии, горнорудной индустрии, цветной металлургии, лесной промышленности), не преследуется.

Принятие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» сыграло положительную роль. Он закреплял понятие приватизации, объекты, субъекты приватизации, увеличивал способы приватизации государственного и муниципального имущества (до семи). Однако полную реализацию данный Федеральный закон не получил. Прежде всего он не смог повлиять на оценку ранее совершенных сделок по приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 31 Закона о приватизации 1997 г. «все обязательства, возникшие по договорам купли-продажи государственного или муниципального имущества до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат восстановлению в учете продавцами имущества в порядке, установленном законодательством РФ, в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Однако Правительством РФ не был установлен порядок восстановления в учете обязательств по купле-продаже государственного и муниципального имущества. Кроме того, в развитие этого Закона не была принята программа приватизации. Поэтому на деле Закон о приватизации 1997 г. остался нереализованным и утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ.

2. ПОНЯТИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ И ЕЁ ОБЪЕКТЫ

2.1. Понятие приватизации

Законодательные, юридические   основы   преобразования  отношения собственности в России определены законодательными и нормативными  документами.  При  этом  среди основных законов следует назвать "О собственности в РСФСР",  "О предприятиях и предпринимательской деятельности",  "О  приватизации  государственных  и муниципальных предприятий в РСФСР". Только за период 1992-1994 гг. было издано около 400 нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к приватизации.


Принятие в июне 1992 г. Верховным Советом России Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации явилось новым шагом  в развитии экономической реформы и перехода к рыночной экономике,  которая определила механизм осуществления основных законов по приватизации, формы и методы их реализации.  Впервые о возможности приватизации государственного и муниципального  имущества  было сказано еще в 1990 г.  в Законе "0 собственности в РСФСР",  где в ст.25 говорится,  что предприятия, имущественные комплексы,  здания,  сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности,  может быть отчуждено в  частную  собственность  граждан  и  юридических лиц в соответствии с действующим законодательством. В последствие были введены новые программы приватизации (на пример, с 1 января 1994 г. введена в действие утвержденная Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.93 г. новая Государственная программа приватизации). Но та самая первая программа приватизации несомненно стала значительной вехой в развитии  законодательства и экономики нашей страны.

Приватизация предполагает  смену  субъекта собственности и формы собственности путем приобретения гражданами или их объединениями  у  государства,  местных Советов  предприятий  в  частную  (коллективно-долевую или совместную) собственность.  В Законе "О приватизации государственных и муниципальных  предприятий  в  РСФСР"  дается следующее определение приватизации: "Приватизация государственных и  муниципальных  предприятий  это  есть приобретение  гражданами,  акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в  частную  собственность предприятий и других, практически всех, объектов собственности, если иное не оговорено законом."

Приватизация позволяет соединить субъект с объектом собственности.  Вместе с  тем  в переходный период, учитывая, что основным собственником является государство,  для крупных предприятий будет более  целесообразно  осуществлять приватизацию путем акционирования предприятий.

Важным моментом,  на который следует обратить внимание, является то, что принятый Закон о приватизации не регламентирует восстановление имущественных прав собственников,  их наследников и правопреемников на предприятия,  которые были ранее национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их  воли  в  собственность государства. 


Приватизация осуществляется в соответствии с программой  приватизации;  условия  кредитования  и размеры кредитных ресурсов ;  способы приватизации; условия кредитования и размеры кредитных ресурсов; величину суммы приватизационных вкладов;  условия использования при приватизации иностранных инвестиций; порядок взаиморасчетов фондов имущества  разного  уровня  между  собой;  порядок  использования  полученных средств от приватизации.

В ряде местных программ приватизации  государственных  и  муниципальных предприятий получают развитие отдельные направления,  нацеленные на более успешное проведение  этого  процесса.  Так,  в  программе приватизации  государственных  и муниципальных предприятий в г. Москве на 1992 г.  предусмотрен специальный раздел "Создание  механизма  банковского залогоимущества", согласно которому любые юридические или физические лица имеют право получить под залог своего имущества финансовые кредиты.  Механизмом залога имущества выступает Поземельная книга, которая является единственным документом удостоверяющим  право  юридического  или  физического лица на принадлежащее ему имущество (здание, земельные участки).  Собственник может заложить имущество в  одном  из банков для получения кредита.  В Поземельной книге, которая выпускается в двух экземплярах, делается соответствующая запись.

Арендаторы и юридические лица, имеющие имущество в оперативном управлении, могут осуществлять залог имущества с разрешения собственника. Государственная программа приватизации по Закону о приватизации разрабатывается на три года и состоит из конкретного задания на текущий год и прогноза на два последующих. Она вносится на обсуждение правительством России и утверждается Верховным Советом не позднее чем за месяц до начала обсуждения Закона о бюджете Российской Федерации. Государственная программа и ее требования обязательны для исполнения органами  государственной власти и управления всех уровней — от республик в составе Федерации до органов местного самоуправления.  На основе  расчетных показателей  и заданий по приватизации,  установленных Государственной программой приватизации для государственной власти и управления,  комитеты  по управлению имуществом разрабатывают местные программы приватизации,  которые утверждаются местными  Советами  народных  депутатов  и представляются в Госкомимущество России.  Персональная ответственность за выполнение заданий Государственной программы приватизации возложена на председателей местных Советов народных депутатов.


2.2. Объекты приватизации и их классификация

Объектами приватизации в соответствии с Законом “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” могут быть: предприятия, цехи, производства, участки и иные подразделения этих предприятий, выделенные в самостоятельные предприятия; оборудование, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы ликвидированных предприятий и их подразделений; вновь начатые стройки; незавершенное строительство с истекшим сроком строительства; доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий.

В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1994 год все объекты разделены на несколько групп в зависимости от возможности их приватизации в 1994 г. Предприятия классифицируются по группам.

I группа - это объекты и предприятия, приватизация которых запрещена. Сюда относятся: недра земли, водные ресурсы, лесной фонд, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны России; особые природные территории; объекты историко-культурного и природного наследия; объекты, имеющие художественную ценность, золотой запас и алмазный фонд; Центральный банк; штатное и резервное имущество Вооруженных Сил, Министерств безопасности и внутренних дел; теле- и радиопередающие центры; предприятия по производству наркотических и ядовитых веществ; автодороги общего пользования; объекты инженерной инфраструктуры городов и районов; кладбища, крематории, портовые сооружения; объекты социальной защиты населения. Всего в эту группу входит более 20 позиций (раздел 2.1 Программы).

II группа –это объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению правительства Российской Федерации либо правительства республик в составе России в зависимости от вида государственной собственности. В эту группу входят: объекты и предприятия по изготовлению и ремонту систем и элементов любых видов вооружений, производству боеприпасов; предприятий атомного машиностроения, топливно-энергетического комплекса, добывающей промышленности; коммерческие банки (их приватизация осуществляется по специальному режиму); предприятия связи (кроме Роспечати), информационные и телеграфные агентства;  предприятия и учреждения социально-культурного назначения; внешнеторговые объединения; полиграфические предприятия и издательства; государственное санаторно-курортное хозяйство и т. д.  В эту группу входит 15 позиций.


Отнесение государственных предприятий к группам, на которые распространяются ограничения в соответствии с разд. 2.1., 2.2. Программы, осуществляется на основании Положения, разработанного Госкомимуществом России.

III группа -  включает объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Госкомимущества Российской Федерации с учетом мнения отраслевых министерств. К этой группе относятся: предприятия всех отраслей, занимающие доминирующее положение на федеральном или местных рынках товаров, работ и услуг.; крупнейшие предприятия с численностью работников более 10000 человек или балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992  г. более 1 млрд. руб.; предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта; строительные организации и предприятия по производству строительных материалов общероссийского значения; высшие и средние учебные заведения; предприятия по производству спиртовой, ликеро-водочной, винной продукции и табачных изделий, продуктов детского питания, а также движимое и недвижимое имущество, высвобождаемое в связи с сокращением Вооруженных Сил России (разд.2.3. Программы).

Решение о приватизации этих предприятий принимает Госкомимущество России. Министерства и ведомства Российской Федерации дают свои заключения на проекты этих решений.

Важно отметить, что Госкомимущество России на предприятиях второй и третьей групп вправе закрепить контрольные пакеты акции в федеральной собственности на срок до трех лет.

IV группа - это объекты и предприятия, приватизация которых допускается только в соответствии с местными программами приватизации. В эту группу входят: предприятия городского пассажирского транспорта (кроме такси) и предприятия по его ремонту; бани, прачечные; организации по оказанию ритуальных услуг; мусороперерабатывающие заводы; аптеки (с обязательным государственным лицензированием); объекты социально-культурного назначения местного значения. Решение об их приватизации принимают комитеты по управлению имуществом с учетом требований местных программ приватизации (разд.2.3. Программы).

V группа - это объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации (разд.2.5 Программы). В эту группу включены объекты, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры: предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; предприятия и организации строительства и промышленности строительных материалов, пищевой и лесной промышленности; государственные сельскохозяйственные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции (кроме совхозов); предприятия и объекты, деятельность которых сдерживает  формирование рынка. Это убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме названных в первой группе; законсервированные объекты незавершенного строительства с истекшими нормативными сроками строительства, а также имущество предприятий, ликвидированных без правопреемника. Кроме этого в этой группе находятся: