Файл: Гражданство как правовая категория конституционного права:понятие,основания приобретения,утраты и восстановления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Гражданство является основным элементом, из которых состоит правовой статус человека. Институт гражданства синтезирует самые важные связи и отношения, существующие между гражданами и государством. Гражданство определяет объем прав, свобод и обязанностей каждого гражданина той или иной страны.

Гражданством называют юридическое основание, в связи с которым лицо может обладать в полном объеме своими правами, свободами, осуществлять выполнение своих обязанностей, которые устанавливает Конституция РФ[1] и другие нормативно-правовые акты[2]. Так же, в связи с гражданством, лицо будет отвечать за нарушение правовых норм и предписаний, и будет пользоваться защитой государства, гражданство которого оно имеет, вне зависимости от места его нахождения.

Гражданство существует благодаря государственной организации общества и находится в полной связанности с государством. Граждане одного государства и государственная власть связаны единой территорией. Общество, которое государственно-организовано, имеет потребность в закреплении факта проживания на территории страны большинства его населения.

Самым типичным и прочным видом неразрывной связи человека с государством является его постоянное проживание на территории данной страны. Наличие такой связи закреплено юридически – институтом гражданства[3].

Что касается социальной основы, составляющей гражданство, то она выражается в фактической принадлежности человека к государству. Такая принадлежность юридически закрепляется, имеет политико-правовое выражение в институте гражданства, в нормах которого закрепляются основания и порядок приобретения и прекращения гражданства. К функциям института гражданства относят: защиту прав индивида и защиту прав и интересов государства. Таким образом, все вышесказанное доказывает актуальность темы работы. Гражданство выполняет огромную роль в объединении таких начал, как личность и государство.

Теоретическая основа работы состоит из трудов: Варлена М.В., Козловой Е.И., Расокуловой С.Х., Бархатовой Е.Ю. и других.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым институтом гражданства.

Предмет исследования составляют основания приобретения и прекращения российского гражданства.


Целью настоящей работы является рассмотрение российского гражданства: основания их приобретения и прекращения.

Для наиболее полного выполнения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть общую характеристику гражданства Российской Федерации, определить понятие и принципы;

– охарактеризовать основания приобретения гражданства Российской Федерации;

– проанализировать основания прекращения гражданства Российской Федерации.

Структура работы. В связи с изложенной целью и обозначенными задачами, структура работы включает в себя введение, две главы, которые включают в себя два параграфа, заключение и список актуальных использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика гражданства Российской Федерации

У понятия «гражданство» выделяют несколько значений. Согласно закону, гражданство – это совокупность взаимных прав и обязанностей между гражданином и государством, в юридической науке гражданство выступает как правовой институт, а политологами установлена тождественность между понятиями «гражданство» и «патриот».[4]

Иногда под гражданством понимают и подданство. Однако закон точно определил, что гражданство это двусторонняя связь между гражданином и государством, имеющая взаимные права и обязанности. А под подданством обычно понимают личную связь человека с главой государства, то есть верность своему государю.[5]

Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской федерации»[6], гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Обычно население страны автоматически получает гражданство и не имеет потребности в его изменении. Однако бывает множество случаев, когда возникают миграционные потоки и вместе с этим возникают ситуации, в которых надо приобрести или изменить гражданство.

Порядок приобретения и изменения гражданства урегулирован как законодательством страны, где лицо хочет получить гражданство, так и международными соглашениями.

В развитых государствах институт гражданства определяет правовой статус лица, который связан, прежде всего, с его правосубъектностью. Иметь гражданство, значит быть уверенным в защите со стороны государства, и в свою очередь, выполнять обязанности перед этим государством.


Таким образом, гражданство есть совокупность всех видов отношений между лицом и государством, и гражданство устанавливает объем прав, свобод и обязанностей человека.

Человек, обладающий российским гражданством имеет полный объем прав, свобод и обязанностей, а люди, проживающие на территории России, но не являющиеся гражданами, имеют исключительно личные права человека, которые присущи от природы, но не имеют политических и многих социально-экономических прав и свобод. Так, в Конституции РФ разграничены права человека и права гражданина.[7]

Принципы – это основополагающие начала, на основе которых осуществляется деятельность.

Необходимо подчеркнуть, что в науке конституционного права нет единства относительно точного количества принципов российского гражданства и их классификации, поэтому остановимся на характеристике лишь наиболее значимых из них.

Так, выделяют следующие принципы гражданства:

  1. Принцип единого гражданства. В прежнем российском законе о гражданстве предусматривали наравне с общероссийским гражданством, гражданство республик в составе России, что исходило из характера республик в качестве государств (ст. 5 Конституции Российской Федерации). При таком условии принцип единого гражданства обозначал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождается. Помимо этого, исходя, из такого принципа не возможно было обладать гражданством республики в составе России, не обладая российским гражданством. Для приобретения республиканского гражданства хватало факта постоянного либо преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории определенной республики. Республики не могли принять решение о прекращении гражданства данной республики. Действующий на данный момент Закон о гражданстве следом за Конституцией Российской Федерации 1993 года не предусмотрел республиканского гражданства, хоть прямо и не отрицает его. При новейших условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься в качестве определения гражданства Российской Федерации в роли единого в России[8].

2. Принцип допущения двойного гражданства. Современным законодательством Российской Федерации допустимы возможности двойного гражданства. Часть 1 ст. 62 Конституции Российской Федерации установила, что граждане Российской Федерации могут иметь гражданство иностранных государств (двойное гражданство) на основании федерального законодательства либо международных договоров Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). Следовательно, по общему правилу в Российской Федерации двойное гражданство отрицают, но из данного правила есть исключения[9].


Сущность принципа допущения двойного гражданства заключается не в том, что в России разрешено в ряде случаев гражданам приобрести иностранное гражданство, и не разрешено это делать тогда, когда приобретение второго (третьего и так далее), гражданства не предусматривается их законами либо международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) обозначает, что Россией признаются те юридические последствия, которые исходят для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранного государства. Но Россией не признаются похожие последствия, когда второе (третье и так далее) гражданство у граждан Российской Федерации не основаны на ее законе либо международных договорах. В любых случаях приобретение гражданами Российской Федерации другого гражданства само по себе не повлечет за собой прекращение у них гражданства Российской Федерации.

Следовательно, допустимо либо не отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у граждан Российской Федерации помимо их воли либо воли других лиц, органов. Зачастую второе (множественное) гражданство является последствием коллизии законодательства о гражданстве различных стран.

3. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицом, проживающим либо пребывающим за границей (принцип экстерриториальности гражданства - ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве Российской Федерации). Этот принцип обозначает, что обладание гражданством Российской Федерации не обуславливает обязательное проживанием в России. Выезд граждан Российской Федерации на постоянное место жительства за рубеж не повлечет автоматического прекращения гражданства. Наоборот, гражданин Российской Федерации может выходить из гражданства Российской Федерации, не выезжая из государства[10].

4. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве). К этому правилу прилагаются предписания ст. 4 Закона о гражданстве о недопустимости выдачи граждан Российской Федерации иностранным государствам и о недопустимости их высылки за пределы России. В данное время за рубежом на постоянной основе либо временной пребывает большое количество граждан Российской Федерации. Само нахождение за границей нельзя рассматривать в качестве основания для ограничений их конституционных положений. Они продолжают быть полноправными гражданами, ответственность за которых несет Российская Федерация[11].


5. Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве). Российская Федерация исходит из того, что не только изменения в месте жительства, но и изменения в составе семьи статус лиц автоматически не влияет на их положение как граждан Российской Федерации[12].

6. Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). Государственная поддержка, а также предоставляемый большой набор политических, социально-экономических, культурных, личных прав является надежной жизненной опорой для индивидов, но государством оказывается такая поддержка в полной мере только гражданам Российской Федерации. В отличие от граждан и иностранных граждан, которые пользуются поддержкой своего государства, в невыгодной ситуации оказывается лицо без гражданства. На основании этого Российской Федерацией проводится политика, направленная на сокращение данной категории населения в своей стране. Эта политика основана на поощрениях приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства[13].

7. Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве). Право страны на определение круга своих граждан и процедуры приобретения, прекращения гражданства не значит их право на лишение гражданства, допустим, в виде меры ответственности лиц. Но, при этом государство имеет право на отмену ранее принятых им решений о предоставлении гражданства, если его приобрело лицо на основании подложных документов либо заведомо ложных данных[14].

8. Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве). В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения[15].

Гражданство - важнейший и первый по месту элемент комплексного института основ правового положения личности в обществе и государстве. Вместе с тем, гражданство, его характер, содержание, принципы и пр. связаны с другими институтами и, в частности, с государственно-территориальным устройством Российской Федерации[16].

Гражданство – это важная предпосылка обязанностей любой страны защищать в полной мере закрепляемые в Конституции права и свободы личности.