Файл: История развития менеджмента (Общая характеристика исторических этапов развития менеджмента).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика исторических этапов развития менеджмента
1.1 Исторические причины зарождения менеджмента
1.2 Периодизация развития менеджмента
Глава 2 Периодизация развития менеджмента
2.1 Этапы развития и особенности развития российского менеджмента
2.3 Значение истории развития менеджмента в совершенствовании современной экономики
Существовавшая в классическом менеджменте идея универсальности предполагала, что эффективная система управления в одной организации будет не менее действенна в другой. Но затем появилась другая идея — принцип конкретных ситуаций — гласившая о том, что в каждой ситуации — свое решение. Концепция сопряженных обстоятельств объединила эти две идеи и дополнила их. Успешное решение, по мнению приверженцев, зависит от способности менеджера распознать основные характеристики сложившейся ситуации, что поможет им выработать наиболее адекватные способы решения проблемы, основываясь на определении конкретных обстоятельств.
Концепция комплексного управления включает методы менеджмента, направленные на предоставление возможности потребителям приобретать наиболее качественные товары. Качество, в свой черед, является основным приоритетом компании. В управлении качеством и его контроле принимают активное участие все сотрудники. Также, их внимание фокусируется на распознавании потребностей и ожиданий покупателя. Не менее важны в данной концепции контрольные сравнения, или бенчмаркинг, которые сопоставляют результаты компании с результатами ее конкурентов, показывая сходства и различия. Затем эти данные используются для улучшения качества. Кроме этого, организация должна подвергаться постоянным усовершенствованиям во всех сферах для непрерывного развития и конкурентоспособности. Схожие размышления можно проследить в литературе Р. Дафта «Менеджмент».
Современный менеджмент включает в себя различные доли разнообразных идей и подходов. Все они, так или иначе, повлияли на его образование и развитие. Кроме этого, для решения новых задач формируются новые методы и теории. Организации переходят на новейшие методы управления, учитывающие быстро меняющиеся внешние условия и факторы.
Менеджмент формировался и развивался на протяжении тысячелетий, впитывая в себя множество знаний из различных направлений. Зародившись за несколько тысячелетий до нашей эры, управленческая мысль постепенно охватывала все больше областей, претерпевая изменения и дополнения.
Прежде чем стать самостоятельной наукой менеджмент испытывал большое количество усовершенствований, объединял множество учений и отбирал самые важные и нужные факты. Ряд ученых, исследователей и профессоров делали существенные вклады в развитие менеджмента и управления. Все детали складывались в один пазл, создавая сложную насыщенную структуру знания.
Современная наука управления утвердилась в качестве отдельной особой области познания. Она стала предметом, изучаемым в высших заведениях. Дальнейшее развитие и преуспевание менеджмента, а так же его использование в жизни прямо пропорционально зависит от знания и изучения его истории.
Глава 2 Периодизация развития менеджмента
2.1 Этапы развития и особенности развития российского менеджмента
На современном этапе исторического, политического, экономического и социополитического развития России исследование проблем повышения эффективности российского менеджмента выходит на первый план.
Вопросам изучения проблем и перспектив развития отечественного менеджмента посвящены работы таких российских авторов как, Андреев В.И., О.С. Виханский , А.И. Наумов, Г. Б. Казначевская и других ученых.
Тем менее, в данных работах, по нашему мнению, уделено недостаточное внимание историческим особенностям развития российского менеджмента.
В данной связи, задачи исследования сводятся к следующему:
- выявлению отличительных особенностей развития отечественного менеджмента;
- выделению проблем существующих в российском менеджменте и преград, препятствующих его развитию;
- отысканию путей их преодоления[12].
Россия во многом отличается от западных стран. В данной связи , история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап истории развития отечественного менеджмента не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания.
Дореволюционный период
История развития менеджмента начинается со времён Древней Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно проблемы российского менеджмента выявились в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.
Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.
Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.
Постреволюционный период
После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:
- демократический централизм;
- единство политических и хозяйственных руководителей;
- ведение хозяйства по плану;
- стимулирование труда материальным поощрением;
- научность управления;
- ответственность;
- правильный подбор и расстановка кадров;
- экономичность и эффективность;
- наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
- преемственность хозяйственных решений[13].
История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.
Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.
Период с 30-х годов до распада СССР
В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность - инженер-экономист. Но большой урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.
Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.
В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики - кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.
В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.
В конце 70-х — начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:
- сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
- формирование и реализация научно-исследовательских планов;
- внедрение консультирования по вопросам менеджмента.
Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.
Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.
Переход от плановой экономики к рыночной, несмотря на небывалый рост предпринимательской активности, вскрыл проблема отсутствия единой концепции менеджмента. Тем не менее, начали появляться принципы европейского управления в организации, началось заимствование принципов управления из опыта западных стран США и Японии. «Слепое» копирования западных подходов, без учета социально-экономических и ментальных особенностей России, не дала ожидаемого прорыва.
Главными принципами нынешней системы управления являются:
- системный и ситуационный подход в управлении;
- инновации;
- ответственность менеджмента перед обществом;
- ориентация на человеческие возможности[14].
В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.
В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.
Современные проблемы Российского менеджмента
Основными проблемами российского менеджмента до сих пор остается следующее:
- отсутствие единых принципов управления;
- проблема качества управленцев;
- конфликт интересов генерального директора и топ менеджера;
- проблема коррупции в экономики.
Следующая проблема, это качество менеджеров. В настоящее время 485 высших учебных заведений осуществляют подготовку менеджеров, но по подсчётам специалистов они в состоянии удовлетворить потребности предприятия на 38%. Это говорит нам о том, что у нас ведётся подготовка специалистов, но они не имеют опыта на практике. Ведь первых шагом в развитии менеджмента выступало образование. Из-за того что половина менеджеров были выпущены в Советском Союзе, наша страна испытывает голод в топ-менеджерах которые могу осуществлять свою деятельность в нынешних условиях экономики.
Далее следует проблема отсутствия взаимопонимания и частые конфликты между топ-менеджером и владельцем компании. В результате, управляющий оказывается уволенным, а проблема эффективности менеджмента в организации так и остается нерешенной. Более того, снижается эффективность деятельности компании, происходит потеря грамотного специалиста, который, в свою очередь, лишается места и вынужден строить карьеру заново. Это проблема происходит из-за столкновения интересов генерального директора и топ-менеджера. Так как генеральный директор хочет получить максимально возможную прибыль с предприятия, а топ-менеджер смотрит на цель достижения стратегического развития предприятия, не смотря на вырученную прибыль.
Так же можно выделить и коррумпированность нашей экономике на всех уровнях. В западных странах государственные управленцы, чиновники, отгорожены от материальных благ и их распределения. Их роль с точки зрения взаимодействия с менеджерами сведена к минимуму. В нашей же стране чиновники используют наличие откатов для больших государственных заказов. И это приводит к тому, что он является самым крупным менеджером.
И ещё одной проблемой, с которой сталкивается современный менеджмент в России, является нерациональное использование трудовых ресурсов. Это происходит из-за низкой квалификации или плохой подготовки менеджера. Проблема возникает из-за недостатков в обмене информации, плохой мотивации персонала и из не правильного составленного планирования. Эти проблемы могут привести к определению конкурентами показателей, данного предприятия и к негативным последствиям.
Для того чтобы улучшить своё положение на рынке, быть конкурентно способной или же занять лидирующее положение в отрасли, компания должна своевременно реагировать на эти изменения и быть более гибкой, адаптивной. Одним из способов адаптации, является внедрение системы менеджмента качества (СМК). Эта система предлагает продукции высокого качества, которая сможет полностью удовлетворить желание потребителя, основывается на стандартах ISO 9000. На сегодняшнее время в мире насчитывается более 500 тысяч предприятий использующие эти стандарты. Входят такие страны как Японии, США, Китая и в последнее время страны СНГ. Главными принципами СМК, это вовлечения персонала.
Пути преодоления проблем современного российского менеджмента:
- всеобщее распространение стратегического управления;
- осознание значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг;
- распространение понятия "реинжиниринг", охватывающего совокупность методов и подходов, соответствующих цели рациональной перестройки процессов, происходящих в деятельности предприятий;
- отказа от нормативов и рассмотрение управление как практику и процесс, где реальны единичные события, актуальные ситуации, вписанные в контекст самоорганизующихся сложных систем;
- преодоление коррупционной составляющей в особенности в органах государственного управления;
- улучшение качества управленческих кадров;
- и т.д.