ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2019
Просмотров: 942
Скачиваний: 1
53. «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского. Проблема свободы и идеала. Автор и герой.
В 1864 г. Д. публикует в журнале "Эпоха" повесть "ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ" книгу, непосредственно предваряющую цикл его философских романов. Повесть 1864 «Записки из подполья», год тяжелый для Д.: умирает жена и его брат Михаил. Это обострило раздумия Д. о вере, безверии и т.д. "Подпольный человек" Д. первый экзистенциалист в мир. лит-ре: на осн безрадостного лич мироощущения он приходит к док-ву абсурдности мира. Он отвергает и гегелевский верховный Разум-Абсолют, и веру в добрую природу чел-ка, и учение Чернышевского о "разумном эгоизме".Пов.сост.из 2-х ч.: 1ч. «Подполье». ". Вся 1 часть "Записок..." представл. излож. философско-этических взглядов "подпольного", и важнейший постулат его отрицание решающей роли разума, рассудка в жизни чел-ка, объявление рационализма несостоятельной философией жизни. Основанием для всех теоретич построений "подпольного" стала его собственная психология: свойственный ему крайний индивидуализм, врожденное недоверие к людям и злоба; душевная неустойчивость и вместе с тем аналитич ум и пылкое воображение.На 1-ый план выходит исповедь гл.героя, подпольного ч-ка, парадоксалиста, антигероя. 1-ые слова повести: « Я чел.больной, я злой чел. Я чел.непривлекательный, я чел.». Он 40 лет, мелкий чиновник, страдающий от соц.приниженности, чел.с неудавшейся судьбой- х-р злой и завистливый. Эти кач-ва чел.из подполья считает кач-вами чел.натуры вообще. У него есть своя фил-я: опровергает теорию разумного эгоизма, считая, что гл.мотив чел.поведения- «самовольное хотенье» (чел.живет иррационально). Он безграничный индивидуалист. Понятие «подполье»- комплекс идей и переживаний. Щенников в кн. «Д. и рус.реализм»- хар-ки героя «забиться в свой идейный угол», «зависимость от суждений и реакции других, обостренное страдание от зависти и своего морального падения, самоизоляция от окр.среды и загнанность в угол (подполье)». Назиров, кН. «Творч.принципы Д. ставит в 1 ряд такие понятия, как угол, нора, скорлупа. Эти понятия он сравнивает с вырождением ром-ма «Подпольный чел. – перевернутый тип романтика-мечтателя». Д.гордился тем, что вывел в РЛ подполье. Сам Д.под подпольем понимает самоказнь, сознание лучшего, невозм-ть достичь этого лучшего. Оригинальность Д. как писателя-психолога состоит в открытии целого ряда нац. псих. типов, еще никем не замеченных и не описанных. Писатель оценивает своего героя как лицо типич, даже характерное для большинства современных людей. Писатель ведет героя к тому, что тот сам не выдерживает "подполья". Развенчание его происходит во 2 сюжетной части произведения, в истории его отношений с падшей женщиной Лизой.2-я ч. Сюжетом развенчивается фил-я подпольного ч-ка. Назыв. «По поводу мокрого снега». Неск-ко сюж.линий: 1. Взаимоотн-я подп.чел.с друзьями. Он один. Он приэтом амбициозен: в бильардной мимо него проходит офицер, нечаянно толкает его, подл.чел.возмущен, но боится сказать, возникает идея-фикс- найти этого офицера, вызвать на дуэль и отомстить. Однажды подл.чел.тоже толкает офицера плечом- он счастлив. 2-я- взаимоотн-я с Лизой. Лиза- падшая женщина, но нравственно она выше, благороднее подп.ч-ка, он издевается над ней, дает понять, что он выше. Она поняла, что он несч.ч-к, и полюбила его за это. Лиза способна на жалость и жертвенную любовь. Д. показывает, что и у самых испорченных людей остается потребность в норм.жизни. Он не раз пытается оскорбить и унизить ее, но все эти попытки завершаются его же психологич поражением, так как обнажают его собственную уязвимость, показывают, что он сам несчастлив. Не он спасает Лизу, а она оказ-ся способной вызвать в душе его решающий перелом потребность выйти из состояния "подполья". Героиня в нравственном отношении выше интеллигента, потому что она чел, верующий в Бога. Примечательны в "Записках..." реминисценции из Пушкина и Лермонтова, указывающие на связь "подпольного" с русским байроническим героем. В этом произведении главный герой идеолог, философ отныне такая личность станет центр фигурой романов Д. причем важнейшей сюжетной коллизией его последующих произвед. будет, как и в "Записках...", эксперимент героя по проверке своей идеи, столкновение этой идеи с живой жизнью.
54. «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского. Ведущие типы характеров. Н. А. Добролюбов о романе.
В 1861 в ж «Время» был напечатан роман «Униженные и оскорбленные». Новое-в раскрытии сложной генеалогии центрального образа-князя Валковского,который,восходя к Быкову из «Бедных людей»,представлял собой уже новый образ хищника,интригана и тирана.Он учит циничному расчету своего сына от первого брака.Под его влиянием Алеша прерывает роман с дочерью управляющего имением Наташей Ихмененвой и женится на богатой наследнице.Валковский обвиняет своего управляющего в растратах и впутывает в судебные тяжбы.Дочь Нелли,прижитая от англичанки и брошенная Валковским на произвол судьбы,умирает.Трагедия Наташи усугублялась не только изменой Алеши,но и тем,что ее искренне любил Иван Петрович,скромный молодой человек,испытавший уже немало в жизни.С ним Наташа была бы счастлива.Добролюбов в статье «Забитые люди» отмечал,что образ князи Валковского,задуманный как значительный и зловещий,все же не вполне удался автору именно потому,что недостаточно прояснена тайна обогащения князя,в нем остаются некоторые черты мелодраматического злодея.Позже тип подобных людей получил у Д. более глубокую реалистическую разработку (Лужин,Тоцкий).Его оценили не очень высоко даже друзья Д., роман не понравился за его фельетонность, кукольность. Добролюбов в ст. «Забитые люди»: роман ниже всякой эстетической критики. Читателю роман понравился, 5 изданий. Причина в том, что это переходное произведение от 40-60гг. Признаки переходного романа: с 1 стор Д возвращается к мотивам «Бедных людей», «Белых ночей», на первый план выходят судьбы маленьких людей, место дей-я претерпевает изменения, это своеобразный эскиз к «Преступлению…»; Петербург позднего Д. ; соед.неск.сюж.линий: идущая от 40-х годов сентем.линия( связана с символом Ихменевых, особенно с Наташей. Она – воплощение христ.жертвенной любви в отношениях с Алешей Волковским – взрослый ребенок. В истории Наташи и Алеши – вера Д. в евангелиевские заповеди. Антипод Наташи и Алеши – отец Алеши Петр Волковский, откровенный хищный тип, эгоист: «Все д/меня, жизнь – коммерч.сделка»(Лужин, Свидригайлов)). Еще 1 линия – трагическая, связанная с образом девочки Нелли Смит( дочери Петра Волковского). Она одна в городе, ей не к кому обратиться за помощью, но она ей и не нужна. Это трагический х-р, героиня, которая больна и физически, и духовно. Наташа и Нелли – два варианта поведения: 1-европейский(Нелли), 2-русский(Наташа). Этим сопоставлением Д. начинает размышлять над вопросом о сопоставлении России и Европы. Ст. Н.А. Добролюбова « Забитые люди». У Д. есть несколько любимых типов: - тип рано развившегося болезненного, самолюбивого ребенка( «Неточка…», Нелли), - тип циника, бездушного чел.(Быков- «Бедных людях», кн. Волковский), - идеал какой-то девушки, кот.ему никак не удается предаставить( Варенька «Бедные люди», Настенька «Село Степанчиково и его обитатели», Наташа). Общая черта – боль о человеке, который признает себя не в силах или не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным, самим по себе. Идеал Д. – «каждый чел. д.б. человеком и относиться к другим как человек к человеку».
55. Позиция Ф.М. Достоевского в общественно-литературной борьбе 60-70-х гг.
23 апр.1849 Д. был арестован и провел 8 мес.в Петропавловской крепости.(прич.- т.н.дело Петрашевского). На каторге самое главное для Д.- остаться ч-ком. Здесь у Д.возникает новая вера, кот.в нач.60-х гг.оформится в концепцию почвенничества: на каторге Д.понял, что причина разобщенности интеллигенции и народа духовная: русские для Д. – народ общинный, православный, вместо знания у него вера, интеллигенция отошла от этих истинных ценностей, ее осн.задача- приобщиться к народной почве. Ведущей проблемой л-ры 60-х была проблема положения народа. Толстой в «Севастопольских рассказах» начинает размышлять о своей люб.идее – скрытой теплоте, патриотизму. Д. в «Записках из Мертвого дома», напис. по следам пребывания на каторге не потерял веры в народ, а наоборот: в простом человеке увидел сохранение исконного православия(почвы). Обращается к проблеме народа и драмы, драмы из народного быта: Островский, пьеса Писемского «Горькая судьбина». Д. был сторонником такого подхода к этой проблеме, как создание обобщенного синтезированного образа народной России. Д. подчеркивал, что стремление отыскать общую форму д/всего человечества ставит под сомнение саму идею прогресса, т.к. без собственного фундамента и родной почвы ничего не вырастет и никакого плода не будет. В печатавшихся на стр.ж «Время», в «Ряде ст.о рус.л-ре», работе «Два лагеря теоретиков» писатель утверждал, что органическое развитие рус.культуры и народ.самосознания, которые проводились насильственным путем. В рез-те образовалась пропасть, разделявшая наше цивилизованное по-европейски общество с народом, разводившая интересом разных сословий. Главным губительным след-ем удаления высшего общества от «земли» Д. считал потерю живых связей с традициями и преданиями, сохраняющими атмосферу непосредственной христ.веры.
56) «Преступление и наказание» Достоевского. Проблематика романа и ее интерпретации в критике и литературоведении.
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Замысел романа вынашивался не один год. Одна из центральных идей – наполеоновская – сложилась в 1863 году. По свидетельству писем Д-го, в романе объединились 2 первоначально разных замысла: 1. повесть «Пьяненькие» и «История одного преступления». Угадывается связь с творчеством Д-го 40х годов: картины социальных страдания городской бедноты, сложные превращения, которые душа человека претерпевает в Петербурге. В романе с предельной точностью воссозданы многочисленные реалии времен Д-го: точность описания Петербурга (переулки, улицы, повороты и пр), атмосфера жизни города (ростовщичество, рост преступности, проституции), обилие питейных заведений. Пространственная точность. Идейная точность – Д. художественно вмешался в полемику 60х годов о «новых людях». Такой «новый человек» по Д-му – это Раскольников. Д. показывает сложность такого типа (отзывчивость, сострадание и презрение к людям).Преступление и наказание.Первый из великих идеолгиечских романов Д.1866.Роман четко делится на 2 части-преступление,наказание.Столкновение двух психологических потоков:расчетливость Раскольникова при совершении преступления и замешательство,упущения,к-ые каждый раз ставят его на грань катастрофы(забыл запереть дверь и вошла Лизавета,упал в обморок в присутственном месте).Идеологический этот роман потому,что в нем воспроизведена трагедия мяслящего героя-индивидуалиста перед лицом реальной жизни.Сознание Раскольникова наполнено альтруистическими идеями, отголосками просветительской заботы о голодающем люде,возмущением пьянством,преступностью,проституцией,распадом семьи.Вместе с тем-он жертва общества.Не может подняться выше идеи индивидуалистического мщения.Ставит себя над остальными людьми,как властелин над тварью дражащей,и скоре падает ниже всякого,вынужден скрываться,приносит горе себе и другим.Убийство-преступление по убеждению,освобождение себя от юридических и моральных норм современного общества, "проба", подготовка себя к более серьезными действиям на пользу общества.Поступил как рационалист своего времени.Мотив-не просто ограбить,а утвердить принцип мести обществу,испробовть себя.В рассуждениях Раскольникова-голос гнева против социального устройства:все злое нужно "отбросить к черту".Столкновения со своими "двойниками"-Свидригайловым и Лужиным-резки.Оба они-зловещие фигуры и по отношению к Дуне.Но двойники не просто повторяют оригинал.Насколько благообразен Раскольников,насколько безобразен Свидригайлов.Свидригайлов подслушивает признание Раскольникова Соне,предлагает ему свою молчание обменять на Дуню,послать к черту все теории.Но сумел остановить себя и застрелился.Честь Дуни спасена,Раскольников,не решившийся покончить с собой,долго будет вспоминать пример Свидригайлова.Все время то ниже,то выше Свидригайлова.К Лужину относится брезгливо и презрительно.В Раскольникове Лужин подчеркивает приспособление логики и прав к своим замыслам.Их столкновение-в сфере теории.Следователь ПП-не простой символ правосудия.Достоевский хочет привести к нему Раскольникова не для юридического раскаяния.Автор наделяет ПП некоторыми добрыми чертами,он дважды рассказывает Раскольникову о преимуществах раскаяния по личному решению.Соня преисполнена смирения и учит этому Раскольникова.Это определенный тип человека,всегда появляющегося рядом с потерпевшим несчастье.Образ Сони приобретает явно моралистический оттенок в романе.Главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова.
Критика: статья Писарева «Борьба за жизнь»-возникла в связи со спорами вокруг романа и ответила на вопрос об объективном, социальном содержании созданных Достоевским образов.Писарев увидел в Дост.-крупного писателя-реалиста, а также он первым понял и показал социальное значение романа как реалистически верное воспроизведение некоторых обстоятельств русской жизни 60-х гг.Он оставил вопрос о нравственной ответственности общество за преступление, совершенное определенной личностью.Сила статьи Писаревав том, что он сосредоточился на анализе нравственных проблем. Писарев рассматривает образ Раскольникова как жертву социальной несправедливости.Он подчеркивает в герое человека-жертву,обнажает слабость и беспомощность Раскольн.Писарев осуждает Раскольникова за его дикий кровавый поступок и подчеркивает полную бессмысленность преступления.Критик Страхов отмечал, что «автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти». Страхов сосредоточил внимание на нравственно-психологическом содержании романа. Образ Раскольникова понял как образ несчастного и страдающего нигилиста.Критик Кирпотин оправдывает Раскольникова.Критик Карякин –«у преступления не может быть благих целей».
57) «Идиот» Достоевского. Проблема «вполне рекрасного человека» и ее решение в романе.
1868. В романе «Идиот» Д. решил «изобразить положительно прекрасного человека».Многие счит, что князь Мышкин явл воплощением образа Христа.Но Д. не ставил перед собой задачу показать в своем произвед. Очеловеч. Бога, а хотел показ. чел-ка, живущ по христ идеалам самопожертвования.С первых страниц романа автор рисует необыч характер своего героя.Это человек очень открытый, он доверительно всем рассказывает о себе, не реагирует на обиды, пытается доказать, что между людьми разных сословий на самом деле очень много точек соприкосновения. Такое его мироощущение было заложено ещё в детстве. Князь Мышкин наделен «+»чертами (смирение,всепрощение,неизбирательная любовь,жалость к человеку).
Он с детства страдал психическим заболеванием, потом выздоровел. Он ощущал себя между жизнью и смертью.Он считал свою болезнь- духовной смертью, а выздоровление- отменой приговора. Он противостоит всему общ-ву, представленному в романе. Все поклоняются и гонятся за деньгами, а он раздаёт своё наследство своим врагам и обидчикам. У него есть своя идиология- помощь падшим при помощи любви. Именно это он доказывает в маленькой деревушке, показывая, что не надо ненавидеть падшую Мари, а окружить её своей помощью и любовью.Д. постоянно испытывает своего героя, покушаясь то на его любовь, то на его честь.Но князь остаётся верен себе и своим идеалам.Д. в своем произведении пытается показать разрушительную силу людской гордыни.Настасья Филипповна пытается сделать доброе дело, соединив князя и Аглаю. Но в её письмах к Аглаи проявляется эгоизм и жестокость. Она говорит то, что Аглая ангел, но своим счастьем она обязана ей плохой и грязной Настасьи. Тем самым она проявила безмерную гордыню, которая её и погубила.Стоить отметить, что для князя ночь, проведённая над трупом героини стала испытанием.Им овладел душевный мрак.Герой до конца последовал завету Господа- положить свою душу за других». Центр всей бесшабашости,подстрекающей мужское самолюбие,вызывающей целую бурю осуждений со стороны женской половины,является сама жертва зла-НФ.Лучший образ экзальтированной,инфернальной женщины.Жертва столпившихся вокрут поклонников и циников.Трагическая развязка ее жизни неизбежна.Но только для Мышкина очевидна жертвенность ее натуоы,он совершенно не принимает в счет то,что о ней говорят другие.Как защищал Мари,так теперь и НФ.Испорченная жизнь:в начале-Тоцкий,в конце-Рогожин.Мышкин-возможность счастливой жизни, но не получается,т.к. любит ее не любовью,а жалостью,а НФ хочет,чтоб в ней ценили не страдания,а ее самое.Д.вывел в пародийном тоне группу вульгарных прогрессистов во главе с неким Бурдовским.Хочет показат,что направление молодых умов социалистов-радикалов-бесплодное.Сначала шантажировали Мышкина,потом пускались говорить с ним о высоких материях.
Пафос романа:любовь к жизни и людям остаются господствовать.
58. «Бесы» Ф.М.Достоевского как роман-памфлет и роман-трагедия: 70-71 – работа над романом. Д. охвачен тоской по России, стеснён материально, загружен работой. Недоволен западно-европейской жизнью. Резко отрицает отношение к буржуазной Европе: 1. набирает обороты марксистское движение. 2. в германии Бисмарком проводится политика «потом и кровью» 3. распространение идей анархиста Бакунина. Д. все эти события волновали. Он полагал, что они являются проявлением масштабного кризиса. Д. полагал, что на путях насилия, разума и науки людям не устроиться. Устроиться могут только на основе свободной православной веры. Эти взгляды отразились в «Бесах», где отразилась исторически-философская концепция с главной идеей – особой ролью России, призванной обновить разлагающуюся Европу. В романе объединены первоначально различные замыслы: 1. – роман «Атеизм», который потом перерождается в другую задумку, в книгу «Житие великого грешника» 2. план романа «Зависть». Все это соединилось в «Бесах». Самого Д-го роман привлекал злободневностью, актуальностью. Д. намеренно подчеркнул острую тенденциозность будущего романа. Роман памфлетен (карикатурен). Кармазинов – карикатура на Тургенева. Д. полагал, что западники и нигилисты имеют общие европейские истоки. А нигилизм в России – это явление чужеродное, не имеющее корней в нац. Почве. Д. показал преемственность между 40 и 60 гг (западниками и революционными терактами). Так в роман входит тема отцов и детей (взаимоотношения Степана Трофимовича Верховецкого и Петра Степановича.). отцы виноваты, что таких детей породили. Источником злободневности стало такое явление как «нечаявщина». Нечаев – руководитель тайного общества «народная расправа». Цель – расшатать нравственные устои общества, вызвать смуту. Программа получила воплощение в «катехизисе революционера». Диктаторские приёмы, принципы – цель оправдывает средства. В 1869г. Организовано убийство студента Иванова. Д. взял за основу сюжета «Бесов» именно этот уголовный процесс. Действие происходит в городе Т.(=Твери). Пётр Верховецкий: его прототип – Нечаев. У низ развязная и пренебрежительная манера поведения. Принцип крови, шпионажа. д-му важнее нравственный уровень героя. Как личность П.В. не состоялся, у него много нравственных изъянов. Для Д-го П.В. – мошенник, политический честолюбец. Он одержим жаждой командовать, подчинять себе других людей. В организацию входят: фурьерист Липутин – скряга, сплетник, распутник. В мечтах живет идеалами: нигилист Эркель – искренний, исполнитель роли Верховецкого. Холодность, жестокость фанатика. Теоретические обоснования П.В. получает в идее Шигалева. Шигалев делит человечество на 2 группы: 1\10 – имеет право на беспрепятственное развитие способностей, 9\10 – послушное стадо. В основе общества должно стоять послушание. А для этого нужен низкий уровень образования и науки. Идея всеобщего шпионажа. Шигалев считает, что раз в 30 лет нужны репрессии. Д. спорит со многими идеями времени. «Бесы2 – двужанровый роман. На 1 план Д. выводит фигуру кнзя Ставрогина. Сначала князь – это сладострастник, изящный Ноздрев. Постепенно Д. усиливает трагическое звучание образа князя. В итоге он превращается в человека идеи, бунтаря, героя трагической судьбы, который оказался неспособен к нравственному возрождению. Политтич. Памфлетизм соединяется с романно традицией, а центр. Героем стал Николай Ставрогин – генеральский сын, блестяще образован, офицер, красавец. Генетически этот тип восходит к демоническому герою и типу лишнего человека. Так он сильно напоминает Печорина богатой духовной одаренностью. Силой воли и бесстрашием. Духовной раздвоенностью, рефлексией, сознанием бесцельности существования. В то же время есть и черты, которые сближают Ставрогина со Свидригайловым (отталкивает красоту, получает удовольствие от злых поступков). Н.С. шагает по трупам с холодным рассудком. С.Булгаков назвал Ставрогина «духовным провокатором», Вячеслав Иванов – «отрицающим русским Фаустом». От греч stavra - крест. Так Д. намекает на высокое призвание Ставрогина, который изменяет своему значению. Он самозваниец, лжецаревич, который старается покаяться. В то же время ему не хватает сил на страдание, на истинное покаяние. Главная беда его, по д-му – отсутствие веры. С позиции других герокев чувствуется спор с Н.С. Марья Лебедянская (Хромоножка)– один из светлых образов Д-го. Он подчиняет детскость, чистота сердца. Она слабоумная. Но по нравственным потребностям – она здоровый человек, тк связана с почвой, землёй, т.е. религией, народной правдой. Противоположность Ставрогину. Она становится жертвой демонических чар Ставрогина. То он кажется ей светлым князем, то князем тьмы. Студент Шатов – человек поиска. В романе проходит эволюцию от революционных идей к славянофильству и религиозным исканиям. Фанатически верит в русский народ. Роман не распадается на отдельные части, они объединяются философской концепцией автора, которая записана в заглавии и эпиграфе. Один из – фрагмент стихотворения «Бесы», один из Евангелия. По Д-му, Россию охватила болезнь беснования и безумия. В 1 очередь это болезнь культурного слоя или интеллигенции. Все нуждаются в покаянии, нравственном исцелении. Не случайно идейным центром в романе должна была стать глава «У Тихона» - исповедь Ставрогина. Но хаос, бесовство современного мира – это явление временное, тк именно Россия обновит русской идеей больное человечество. Писали, что нигилисты у Д-го недостоверны, психологически неубедительны. Полагали, что нечаевщина – это искаженное явление, а Д. показал его закономерность.