ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2019

Просмотров: 941

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


47 Лесков-сатирик

В ТВ-ве 80-90-х гг усиливается сатир напр-ть. Сам Л говорил «мои последние пр-я о рус Дей-ти жестоки. Они не нрав-ся публике, они циничны и жестоки. Я хочу бичевать публику» есть сатир начало и в сказе «левша»1981. осн тема – талант, одаренность,служение родине. Отн-е автора к героям отмечено однако иронией. Есть мысли и о рус отсталости, рус безразличии к талантл чел-ку и мысли о трагич судьбе таланта на Руси.Поздний Л ополчается против многих явл-й совр-й жизни – лицемерие и самодурство церковников( очерки 1878-80 «мелочи архиерейской жизни»). Др предмет сатиры – моск купеч быт и вообще моск купечество с его диким разгулом( «чертогон»1981 –дикий разгул и разврат купеч-ва, затем нач-т каяться и изгонять из себя черта ;«грабеж»1987)- невежество дворян(пустоплясы).Пишет и о рус отсталости в целом(загон – Р изображена в виде скотского загона.Есть сатира и против гос-ва, к-е не учитывает частные интересы, подавляет чел-ка.«чел на часах» гл герой – рядовой Постников. На посту слышит крики провалившегося в полынью, спасает его, гос-во видит в этом лишь преступление.Последний сюжет сатиры –служащиежандармского сыска. 1894 – заячий ремиз(посл повесть) в центре – сюжет ловли полицией потрясателей трона. Становой пристав гоняется за смутителями порядка, не подозревая, что распространителем антипросветит-х листовок был его кучер.





46 тема праведничества в творчестве лескова

Если в 60-е годы Л. Интересовали противореч нац хар-ра , а сквозь бытовое просвечивает трагич ситуации, то с нач 70-х гг интересы Л меняются, его все больше интерисует положител нац тип,тема праведничества, подвижничества. Он ищет праведников среди разл слоев населения-среди духовенства(хроники соборянина), среди простолюдинов(несмертельный голован; павлин);человек на часах).Черты праведников Л:-это маленькие простые люди, живущие с убеждением, что нужно творить добро, под к-м понимают самые обыкновенные обязательства,к-е они выполняют честно, показывая такисм образом человеколюбие и самопожертвование.-они не идеологи, они лишь живут по-божьи, в соответствии с традиц и обыч, они делают добро ради добра, некорыстны, великодушныю. Наделены детскостью и наивностью сознанья. Это свойство – очарованность жизнью, ее красотой. Это может проявляться по-разному(запечатленный ангел –икона; очар странник – природа).Роман-хроника «соборяне».Л отк-ся от канонич образца романа с люб интригой и разрабатывает оригинал жанр р-хроники, в основе к-го лежат соц-этич коллизии.Автора тревожит измельчание хар-в, понижение идеалов, чему он противопоставляет поэзию патриархал Руси, атмосферу покоя и гармонии, а также своих гл героев – чудаковатых праведников, носителей истинной церковности: священник Захарий, дьякон Ахилла Десницын,протопоп Савелий Туберозов(ориент-я на Аввакума), это истинный пастырь своей паствы, учит честности, справедливости, необыкновенно силен духом, привык говорить только правду, он обречен на трагич одиночества и смерть.«Очарованный странник».Повесть интересна своими худ особ-ми. Она хроникальна и необык насыщена событиями яркими, среди к-х трудно выбрать кульминационное. Д-е происходит в разн местах: рос городки и деревни, татарские поселения, монастырь, куда стремится.объедин образом дороги. "Очарованный странник"Напечатан в газете "Русский мир" в 1873.Рассказ остался незамеченным критикой.Герой простого проиххождения,с трагической судьбо,талантливый,одаренный.Свободолюбивый-бежал из татарского плена.Патриотичен-просит русских миссионеров забрать его из татарского плена.Чувство собстенного достоинства-бежит от первого хозяина,когда над ним начинают издеваться после того,как покалечил кошку.Лесков показывает превосходство человека из простого народа над иностранцами и вышестоящими по социальной лестнице.Иван Северьяныч-превосходство над князем,т.к.ое любит Груню,а князь говорит,что он неспособен на сильные чувства,она ему надоедает.Искренняя вера в Бога,церковники изображены не с лучшей стороны-миссионеры не помогли своему единоверцу.Вывод из его жизни-русский человек со всем справится.Т о Л выстраивает путь своего праведника.Ив северьяныч фляги. Уже во внешности – богатырство, не случайно сопоставление в портрете с Ил Муромцем,свое богатырство проявляет странно, неоднозначно. Безрассуден, испытывает разруш страсти, м б отзывчивым, добрым, поэтичным, он очарован жизнью, ее красотой. В его образе – сложность рус натуры, неуспокоенностьПо ходу повествования чув-во прекрасного обогащ-ся нравственно-религиозным один из важн эпизодов – всмтреча с цыганкой грушей, обостряется чув-во сострадания, самоотверж любовь, преданность, ощущение своей греховности. После этого отпр-ся на кавеказ вместо новобранца. Подвиги, героич самопожертвование. «за народ очень помереть хочется», его страстность приобретает нравственно-религиоз напр-ть. Это религиозн идеал к к-му он приходит.- грешники ,могут совершать плохие поступки




48ведущие особенности стиля Лескова

- разнообразие жанров(от крупных романов и хроник до пр-й малой формы во всех разновидностях. Приэтом особую склонность Л обнаружил к жанру хроники

- документальность пр-й Л. Его наз-т «не писатель-выдумщик, а писатель-записчик»это приводит к хроникальной композиции. Л часто исп-т беспричинные внезапные события,множество вдруг, множество кульминаций,сюжет развертывается со множеством вводных глав и лиц

-своеобразие проявл-ся и в языковом мастерстве. Писатель причудливо разнородные языковые эл-ты. Устар слова и диалектизмы. Внимателен к нар этимологии, нар перелсмыслению и звуковой деформации слова

-многие пр-я написаны в форме сказа с сохр-м особой устной речи рассказчика или героя,но часто наряду с расск-м выступает и автор-собеседник, речь к-го сохр-т речевые особенности героя. Так сказ переходит в стилизацию. Все это подчинено гл задаче – раскрыть судьбу России.


52) Проблема человека в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского. Народ и интеллигенция. Статья Д. И. Писарева «Погибшие и погибающие».

23 апреля 1849 года Д. был арестован и провел 8 мес В Петропавловской крепости. На каторге возникает новая вера, которая в нач. 60-х оформиться в концепцию почвинечества: Д. понял, что причина разобщенности интеллигенции и народа духовная: русский народ д/Д-народ общинный, православный, вместо знания у него вера. Интеллигенция же отошла от этих истинных ценностей, ее осн.задача приобщиться к нар.почве. художественное воплощение эти идеи нашли в книге «Записки из М.д». замысел возник на каторге, там Д вел т.н. Сибирскую тетрадь – конспект, где за отдельными записями стоят целые истории и характеры.Книга писалась с 1859-60, публиковалась с 1861-62.Во введении автор представляет читателю Александра Петровича Горянчикова, интеллиг., осужденного за убийство жены(Т.О. Д развел себя и героя)- это условный персонаж, введение которого давало возможность предать «Запискам» форму не мемуаров, а худ.произв. Начиная со 2-й главы Д. ведет рассказ от лица автора, он размышляет о причинах преступления, исследует психологию преступников. «Люди везде люди»,- пишет Д.в книге опровергается мысль о природной, биолог.располож.чел.к преступлению д. показ, как человек может нравственно меняться, если поместить его в человеч.условия.Глава«Представление»заключенные готовятся к Рождеству. Д.изображает,как меняется человек в творческом процессе, по мысли Д, природа человека изначально добра. Если чел.поместить в чел.условия, то чел.станет чел. Отыскать чела в челе. Во 2-й часть – проблема наказания. Писателя возмущает жестокость и бессмысленность наказания. Это превращается в тему палача и палачества. Порой палач и обвиняемый меняются. Еще одна проблема – пропасть м/у дворянством народом, она велика и непреодолима, но зад.интеллиг.- преодолеть этот разрыв.Концепция человека в «Записка…» достаточно универсальна: Д. показывает, что человек таит в себе большую возможность падения и зла и, одновременно способен на моральное обновление и совершенствование. Ст. Д.И. Писарева «Погибшие и погибающие». Писарев сравнивает каторгу и русскую школу( на примере, «Записок из М.д» и «Очерков бурсы» Помяловского). Мысль Писарева, что в Бурсе не развратиться гораздо сложнее, чем в мертвом доме, т.к. здесь люди – еще дети, неокрепшее сознание. Выход – дружба. Идеал бурсака – мужество, энергия, стойкость, свобода. В Мертвом доме больше симпатичных х-ов, чем в Бурсе. В Мертвом доме скука развращает арестантов, они способны любить, они ухаживают за больными, каторжане – далеко не отриц.народ, у них есть задатки развития. На каторге больше возможностей сохранить нравственность и личность.





49 «праведники» Лескова, «лучшие люди» Достоевского , «новые люди» Чернышевского и пути обновленя России как центральная проблема рус лит-ры 60-70-х гг

Человек,как личность-занимает в творчестве Достоевского основное место.Автор размышляет над причинами уничтожающими личность.И по сути он дает свои рекомендации- очищение нравственности происходит через страдания. Достоевский глубже и ярче всех выразил идею сочетания свободы воли с абсолютно моральным законом.Исследуя человека, автор обращает внимание не столько на процесс формирования его личности,сколько на суть сформировавшегося человека. Его интересует человек, смысл его существования.Лучшие люди, в произведениях Достоевского, это люди сердца чувств. И поэтому они ставят сердце на первое место.Рациональному знанию и иррациональной воле Достоевский противопоставил русскую духовность, ”несвоевременные мысли” и ”архаические” понятия любви, долга, морали.Сложность человека по Достоевскому, проявляется в факторах его формирующих(биологические и социальные), в его структуре (сознательное и бессознательное),в его нравственных качествах(добро и зло).В своих произведениях Достоевский прямо говорит о нравственных ценностях, таких как достоинство, совесть, справедливость, счастье. При этом он верит, что совесть человека неистребима.Но вместе с тем, проблема совести вводит нас в проблему счастья. Таким образом, размышляя о человеке, Достоевский заложил основы нового раздела философии-философии человека.Особенностью философского мышления Достоевского является отношение человека к религии, к богу, к моральным устоям церкви.В религии, а прежде всего в боге, Достоевский видел идеал человека. Гуманность в его романах, таких как “Идиот”, “Преступление и наказание” - это умение прощать и не требовать от другого того, на что сам не способен. По Достоевскому, религия и нравственность связаны теснейшим образом. Если в 60-е годы Лескова Интересовали противореч нац хар-ра , а сквозь бытовое просвечивает трагич ситуации, то с нач 70-х гг интересы Л меняются, его все больше интерисует положител нац тип,тема праведничества, подвижничества. Он ищет праведников среди разл слоев населения-среди духовенства(хроники соборянина), среди простолюдинов(несмертельный голован; павлин);человек на часах)Черты праведников Лескова:-это маленькие простые люди, живущие с убеждением, что нужно творить добро, под к-м понимают самые обыкновенные обязательства,к-е они выполняют честно, показывая такисм образом человеколюбие и самопожертвование-они не идеологи, они лишь живут по-божьи, в соответствии с традиц и обыч, они делают добро ради добра, некорыстны, великодушныю. Наделены детскостью и наивностью сознанья. Это свойство – очарованность жизнью, ее красотой. Это может проявляться по-разному(запечатленный ангел –икона; очар странник – природа),- грешники,могут совершать плохие поступки. 1870-71 «на ножах» Л изобр-т нигилизм как в принципе несерьезное общ-е движение. Гл герой – гордан – проповедует негилизм. Нигилисты изобр-ны как мошенники, уголовники авантюристы.Чернышевский «что делать?» Сам подзаголовок романа "Из рассказов о новых людях"указывает на их исключительную роль.Чернышевский постоянно подчеркивает типологию "новых людей", рассказывает о целой группе. "Эти люди среди других, будто среди китайцев несколько человек европейцев, которых не могут различить одного от другого китайцы". Каждый герой обладает общими для группы чертами — отвагой, умением взяться за дело,честностью. Для писателя чрезвычайно важно показать развитие "новых людей", их отличие от общей массы. Единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, — это Верочка.  По мнению Чернышевского труд и образование позволяют высвободиться из среды «пошлых людей». Вера свободно владеет французским и немецким языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования. Такие герои как Кирсанов, Лопухов и Мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Самым примитивным автор считает эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому добра без денежного расчета. Гораздо более страшен эгоизм обеспеченных людей.Пример такого эгоизма — Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства.На первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.Чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. Нравственные принципы "новых людей" раскрываются в отношении их к проблеме любви и брака. Для них человек, его свобода — главная жизненная ценность. Своеобразно решается "новыми людьми" и проблема женской эмансипации. Хотя признается только церковный брак, женщина должна оставаться и в браке материально и духовно независимой от мужа. Создание семьи—только одна из вех на пути приближения идеала.




50. Идейно-творческая эволюция Ф.М. Достоевского. Основные периоды.

Ранний период творчества(1844-1849).Еще в 16-летнем возрасте Д. пытался сочинять- это был роман из венецианской жизни. В инженерном училище занимался драм.Опытами-«Мария Стюарт», «Борис Годунов» и пьеса «Жид Янкель».Интересуется лит-рой:Гюго,Гофман, Бальзак, Шиллер, Шекспир, пробует себя в переводах. В1844г. Переводит «Евгению Гранде» Бальзака. Этот перевод положил начало его лит.публикациям. Успех приходит к нему в 1846г.,когда в Петерб.сб-ке Некрасова появился первый роман- «Бедные люди».Некрасов обратился к Белинскому: «Новый Гоголь явился». И Бел. тоже стал говорить о гог. традиции у Д. предметом изображ.становится не действит. Героя, а его самосознание, как дейст-ть второго порядка. Худож.-псих особенности «Бедных..» явились зерном собственно писательской оригинальности, давшим свои всходы в повести «Двойник», где амбиции глубоко озабоченного своим место в соц.иерархии человека приводят его к потери личности и бездушию. Намеченная в «Двойнике» тема душевного подполья получит в дальнейшем углубленную метафизическую и худ.интерпритацию не только в «Записках из подполья», но и во всех крупных романах писателя, а раздвоенные герои, борющиеся за подлинность и целостность собственно личности (Ставрогин, Версилов, Иван Карамазов), займут в них заметное место. Но творческие поиски автора новаторской повести не были приняты многими литераторами, ограниченными стереотипами и традициями. Успех первого романа породил грандиозные лит.планы. до ареста в 1849 Д пишет 10 повестей, не считая наброски: «Господин Прохарчин»1846, «Роман в 9-ти письмах»1847, «Ревнивый муж», «Честный вор», «Елка», «Свадьба» - 1848. Все эти произведения объединяет: как и у Гоголя везде в этих повестях изображается мир чиновников. При этом Д. идет дальше Г.: 1. Типы чиновников у него боле разнообразны – жалкие опустившиеся чиновники и болезненно чувствительные мечтатели, грубоватые на вид, но душевно тонкие герои. Более глубокий, чем у Г. психологический анализ. В 1846 публикуется в «отечественных записках» повесть, вдохновленная «Записками сумасшедшего», «Двойник». Главный герой Яков Петрович Голядкин. Двойничество в повести становится элементом поэтики, близким к романтической эстетике, его Д. использует для понимания подсознательных мотивов поведения героя и раскрытия идеи повести: раздвоение не дает человеку никакого выхода, напротив, происходит потеря личности. Повесть «Хозяйка» 1847, роман «Белые ночи» 1848 и пов. «Неточка Незванова» 1849 – это единый комплекс. Общие закономерности: во всех текстах – черты будещего Д. герои – люди с напряженной волей и внутренним бессилием, люди, которые часто не могут отделить любовь от ненависти и сами себя не понимают. Уже в ранних произведениях у Д. формируется такое явление. Как мечтательство, для Д.это1 из черт духовной жизни русского общества 40-х годов, это мироощущение людей романтического склада. Внутренняя структура личности мечтателя держится на единстве страстного искания идеала и разрушительного самоутверждения. Концепция героя-мечтателя вступает в полемику с романтическим идеализмом. Мечтателю постоянно противопост.др.герои,испытывающие байронический комплекс:Галядкин, Ефимов, Мурин. 23 апреля 1849 года Д. был арестован и провел 8 месяцев в Петропавловской крепости. Причина – т.н. дело Петрашевского. Д. был судим за то, что 3 года посещал собрания этого кружка и на одном из них прочел полученное из Москвы письмо Бел. к Гоголю. Каторга. На каторге возникает новая вера, которая в начале 60-х гг оформится в концепцию почвенничества: Д. понял, что причина разобщенности интеллигенции и народа духовная. В 60-е гг Д. создает самые замечательные произв. «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» и « Записки из подполья».Вместе с братом Михаилом он также издает журналы «Время» и «Эпоха».Год создания «Записок из подполья» (1864) был тяжелым для Д.: умирает его жена и брат Михаил. Это обострило раздумья Д. о вере, безверии. «Зап. Из подполья зак-ют 2-ой этап тв- ва Д.Поздний этап- размышления о природе ч-ка,о боге, о русск. народе, о достижении гармонии на земле. Худ. воплощение эти нравств. раздумья нашли в«Великом пятикнижии»- это нетерминологическое обозначение (1866 « Преступление и нак.»,1868 «Идиот», 1871 «Бесы», 1875 «Подросток»,1878-79 «Бр. Карамазовы»).



51) «Бедные люди» Ф.М.Достоевского.Жанровое своеобразие и идейный смысл.В.Г.Белин.и Н.В.Майков о романе.

Успех"Бедных людей"был не случайным.В этом романе Достоевский,по
его же словам, затеял "тяжбу со всею литературою"-и прежде всего с
гоголевской"Шинелью".Человек у Гоголя поглощен,уничтожен и
стерт окружающими его обстоятельствами вплоть до полной утраты личности. Достоевский же,в отличие
от Гоголя,подходит к этой теме с новых,
радикальных позиций.Писатель решительно изменяет точку зрения на жизнь:уже
не автор,наблюдающий за героем со стороны,а сам герой,сам"маленький
человек",обретая голос,начинает судить и себя и окружающую его
действительность.Форма переписки двух"бедных людей"помогла Достоевскому
проникнуть в души героев изнутри, показать самосознание"маленького
человека"."Мы видим,не кто он есть,а как он осознает себя,-пишет
М. М. Бахтин
. Этот необычный, принципиально новый подход к изображению"маленьких
людей"отметила и современная Достоевскому критика. Оценивая роман "Бедные
люди",В.Н.Майков писал:"...Манера.Достоевского в высшей степени
оригинальна,и его меньше,чем кого-нибудь,можно назвать подражателем
Гоголя....И Гоголь и г.Достоевский изображают действительное общество.Но
Гоголь-поэт по преимуществу социальный,а г.Достоевский-по преимуществу
психологический.Для одного индивидуум важен как представитель известного
общества или известного круга; для другого самое общество интересно по
влиянию его на личность индивидуума".Но ведь открытие новой формы было одновременно и открытием нового,
более глубокого содержания. Оказалось, что "маленький человек"
кажется бессловесным и забитым, если наблюдать за ним со стороны. А на
самом-то деле душа его сложна и противоречива - и прежде всего потому, что
он наделен обостренным сознанием собственного я, собственной личности,
доходящим порой до болезненности. "Маленький человек"-гордый человек,
обидчивый человек, чутко откликающийся на любое унижение его достоинства.
Для "других" Макар
Алексеевич и ест, и пьет, и одевается: "...чаю не пить как-то стыдно; здесь все народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для
вида, для тона...А главное, родная моя, что я не для себя и тужу, не для
себя и страдаю;по мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и
без сапогов ходить... но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти
все что заговорят
? "Оказывается, не безличен "маленький человек", а скорее наоборот: со
страниц "Бедных людей" встает во весь рост противоречивая, "усиленно
сознающая себя" личность. Есть в ней немало добрых, симпатических сторон.
Бедные люди, например, глубоко отзывчивы на чужие несчастья, на чужую боль.
И все-таки мысль Достоевского далека от простого гуманного сочувствия и
сердечного умиления своими героями. Он идет дальше и глубже, он показывает,
как несправедливый общественный порядок непоправимо искажает самые
благородные с виду чувства и поступки людей.В отличие от гоголевского Акакия Акакиевича, ДевушкинДостоевского
уязвлен не столько бедностью, не столько отсутствием материального достатка,сколько другим - амбицией, болезненной гордостью. Беда его не в том, что он
беднее прочих, а в том, что он хуже прочих, по его собственному разумению. А
потому он более всего на свете озабочен тем, как на него смотрят эти
"другие", стоящие "наверху", что они о нем говорят, как они о нем думают.
Воображаемое героем "чужое" мнение о себе начинает руководить всеми его
действиями и поступками. Вместо того чтобы оставаться самим собой, развивать
данные ему от природы способности, Макар Алексеевич хлопочет о том, чтобы
"пройти
незамеченным.. Чужой взгляд на себя он начинает предпочитать своему и жить не собою,а предполагаемым мнением о себе.В самом начале романа Достоевский отсылает читателей к известной христианской заповеди: "говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи,
и
тело одежды?"На первый взгляд, Макар Девушкин - весь душа, причем душа открытая,
обнаженная. Но чем глубже погружаешься в чтение романа и в обдумывание его,
тем более ужасаешься тому, как эта душа изранена жизненными обстоятельствами
.
Судя по "Бедным людям",Достоевский уже знаком с основами учения
социалистов-утопистов и во многом солидарен с ними. Его привлекает мысль о
крайнем неблагополучии современной цивилизации и о необходимости ее
решительного переустройства. Писателю близка христианская окрашенность этих
теорий кроме имущественного в обществе существует неравенство состояний.
Уязвленную гордость питает и поддерживает иерархическое общественное
устройство, механически возвышающее одного человека над другим. Причем в эту
дьявольскую социальную иерархию вовлечены все люди, все сословия Она пробуждает взаимную"ревность",ничем
ненасытимое эгоистическое соревнование. Равенство материальных благ при таком положении дел не только не гармонизирует отношения между людьми,а скорее даст обратные результаты.В романе "Бедные люди" наряду с обычным, социальным,есть еще иглубокий философский подтекст. Речь идет не только о бедном чиновнике,но и о "бедном человечестве". В бедных слоях лишь нагляднее проявляется
свойственная
современной цивилизации болезнь.Успех "Бедных людей" был не случайным. В этом романе Достоевский,по его же словам, затеял "тяжбу со всею литературою" - и прежде всего с гоголевской "Шинелью". Человек у Гоголя поглощен, уничтожен и
стерт окружающими его обстоятельствами вплоть до полной утраты личности.
Достоевский же, в отличие от Гоголя, подходит к этой теме с новых,
радикальных позиций. Писатель решительно изменяет точку зрения на жизнь: уже
не автор,наблюдающий за героем со стороны, а сам герой, сам "маленький
человек",обретая голос, начинает судить и себя и окружающую его
действительность.Форма переписки двух "бедных людей" помогла Достоевскому
проникнуть в души героев изнутри, показать самосознание "маленького
человека". "Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя,- пишет
М.М.Бахтин
.Этот необычный, принципиально новый подход к изображению "маленьких
людей" отметила и современная Достоевскому критика. Оценивая роман "Бедные
люди",В.Н.Майков писал:"...Манера г.Достоевского в высшей степени
оригинальна, и его меньше, чем кого-нибудь, можно назвать подражателем
Гоголя....И Гоголь и г.Достоевский изображают действительное общество. Но
Гоголь-поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу
психологический.Для одного индивидуум важен как представитель известного
общества или известного круга; для другого самое общество интересно по
влиянию его на личность индивидуума".