ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2019

Просмотров: 946

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


40) Сатира А.К. Толстого

Т принадлежал к вершинам рус-го дворянства. Гражданская позиция его своеобразна. Он был активным участником обществ движения, отриц-но относился к революц мысли, к нигилизму, к матер-му мировоз-ю, к эстетич-м теориям Чернышевского и Добр-ва. Одновременно он противник света, бюррократич-х, правит-х верхов. В эстетическом отношении придерживался идеалистического понимания сущности и задачи искусства.Т с большим мастерством владеет смехом: многочисл-е шутки, каламбуры, сатиры, алогизмы.Направл-ть сатир творч-ва Т-го была двойственна:1)Против демократич лагеря – былина «Поток-богатырь» = против крайних, уродливых форм нигилизма. А также в стих-м «послании Лонгинову» = нападки на материализм, позитивизм, нигилизм.2)Против правит-х верхов – «Сон Полова»=уник-я сатира, пасквиль на опред-го министра (внутр дел Валуева). Одновр-но здесь изображён собират-й портрет бюрократа, внешнего либерала. Высмеяна тайная полиция.«История государства российского от Гостомысла до Тимашево» - злые хар-ки русских монархов. Смех-го эф-та Т достигает разл-ми приёмами: исп-ет форму лубка, частушки; вкрапления на ин языке; рефрен «а порядка-то в ней нет»; употребл-е бытовых характеристик князей и царей: «варяги средних лет»; об ист-х событиях может говорить обыденными, вульг-ми словами: «послал татарам шишь». Т.е. част приём парадокса, когда тема не соотв-ет тону высказ-я.«Сочинения Козьмы Пруткова» - Т работал над созданием образа вместе с братьями Жемчужниковыми. Осн приём – литерат-й маски. Приём не нов, в частн-ти Добролюбов – созд-ль 3х лит масок: Яков Хам (пародия на человека грубого, ограниченного); Аполлон Капелькин (на поэта чистого искусства); Конрад Лилиеншвагер (на ч-ка, кот придерж-ся ин-х влияний). К.Прутков – человек обыкновенный, но стремящийся быть романтиком чуть ли не в демоническом духе. Эти претензии вызывают улыбку. Он великолепный подражатель, пишет замеч-е пародии, в этом его дост-во. Пародии на эстетизм и тягу к экзотике, на плоское подраж-е Гейне, на образ самовлбл-го поэты, оторванного от жизни, на чинопочитание, бюрократию.






39) Лирика А.К. Толстого

Т принадлежал к вершинам рус-го дворянства. был активным участником обществ движения, отриц-но относился к революц мысли, к нигилизму, к матер-му мировоз-ю, к эстетич-м теориям Чернышевского и Добр-ва. Одновременно он противник света, бюррократич-х, правит-х верхов. В эстетическом отношении придерживался идеалистического понимания сущности и задачи искусства.Как лирик сформировался к 40м годам. были написаны многие лир произв-я: стих. «Колокольчики мои»; «ты знаешь край, где всё обильем дышит». 54 – начались публикации.50е – всплеск его лирического творчества. Больш-во стих-й этого периода были посвящены Софье Миллер («Средь шумного бала» и др., кот-е вместе сост-ют ром цикл: «О, непытайся дух унесть тревожный»; «Порой среди забот и жизненного шума»; «Нас не преследовала злоба»; «на нивы жёлтые нисходит тишина»). Для этих стих-й свойственно:- в отличие от Фета, кот передаёт красоту через чувства, Т более внимателен к нравственной стороне любви. Мотивы стойкости, благородства становятся у него центр-ми;- Т иначе разрабатывает образ лир героини – конкретен, индивидуален;- концепция любви у Т отличается от Фета и Тютчева, у него это начало, кот придаёт смысл и цель творению, она гармонична (стих «Меня, во мраке и пыли» –> …и всем мирам одно начало,/И ничего в природе нет,/Чтобы любовью не дышало.// );- Т размышляет о религ-х основах челов чувства как части мировой божественной любви;Несмотря на приверженность Т-го к иным мирам, у поэта была сильна и привязанность к всему земному. Эта прив-ть воплотилась в лирике природы. Т – замечательный пейзажист, тонко чувствующий красоту мира. От Пушкина: тонкие и чёткие детали, наполняет лирику мажорным тоном («звонче жаворонка пенье»; «край ты мой, родимый край»; «колок-ки мои» - эти стих-я объед-т связь природы и человека). худ-е особенности:- необыкн. торжественность интонации, кот создаётся во многом благодаря муз-ти, мелодики стиха; исп. общепринятые эпитеты, простые выражения. Небрежная рифмовка, простота, кот явл-ся умышленным приёмом;- обращение с фольклорным материалом. Любовь Т к ф-ру, оч часто лир раздумье у него вылив-ся в форму народ песни («уж ты нива, моя нивушка»; «острою секирой ранена берёза»). Баллады и былины: в них обозн-ся главный интерес Т- историч тематика.1 – Т не придавал большого ист значения объед-ю рус-х земель в единое гос-во; Моск-е гос-во для него – воплощение ненавистного деспотизма;2 – Рус-мо центр-му гос-ву 16в Т противоп-ет Киевскую Русь и вел. Новгород, с их широкими междун-ми связями, отсутствием деспотизма и косности.Т дост-но субъект-но отн-ся к ист материалу. В отн-ии к Киевск. Руси как к Зол.Веку утопичен. В 40е сочиняет в основном ром баллады в духе Лерм-ва и Жук-го. Однако написано неск-ко ориг-х б-д, объед-х общей мыслью о мужеств-м противостоянии тирану/захватчику:«Василий Шибанов»-с луга князя курпского. Смел, бесстрашен, человеколюбивый рыцарь, пред-й Отечеству;«Князь Михайло Репнин» - реальная фигура. Один из опричников Ивана Грозного. Бросает вызов царю, срывая на пиру собачью маску опричника. В этих 2х б-ах обозн-ся интерес Т к идел-му герою, кот автор не находил в современности. Эта идеал-я личность наделена: храбростью; самоотверж-ю; глубоким патр-м чувством; суровостью и человеколюбием; противостоит деспотизму.В б-ах мы видим столкновение не столько ист-х сил, сколько морал-х и аморальных героев.Вершина-60-н.70г. в б-ых этого времени разв-ся целая поэтич конц-я истории, Т противоп-ет два времени:1-князя Владимира Красного Солнышка, 1го крестителя Руси; 2- время ивана Грозного, тирания и деспотизм.1870- «Роман Галицкий»- Т-му важно подц-ть тесные контакты КРуси и ЗапЕвропы.1869 – «песнь о Горальде и Ярославе»- Г сват-ся за дочь ЯрМудрого, пол-ет сначала отказ, нач-ет совер-ть подвиги во имя пр-й дамы. За этим сюж=м скр-ся мысль о единой судьбе Руси и европы. Русь ввод-ся в ист-й европ-й контекст и предстаёт Золвеком, утопией.Ради выражения своих субъкт-х мыслей и чувств Т готов поступиться историей, в его б-ах много анахронизмов.Ещё одна особ-ть баллад Т–го – погружение истории в лир.стихию. Так исп-я тема может перекл-ся в плане общечелов-х переж-й, погруж-ся в природу. черта лиризация эпич повеств-я – хар.на и д/былин Т-го. Баллады и былины Т-го близки по жанровым признакам, сам поэт не проводит между ними грани. Автора в былинах интересуют яркие, цельные, волевые личности: Илья муромец, Садко, А Попович => рожд-я оч нарядный и пёстрый мир, где царят поэтич фантазия, мат-й тон и ром мечта.


41) Историческая драматургия Толстого

Т принадлежал к вершинам рус-го дворянства. Гражданская позиция его своеобразна. Он был активным участником обществ движения, отриц-но относился к революц мысли, к нигилизму, к матер-му мировоз-ю, к эстетич-м теориям Чернышевского и Добр-ва. Одновременно он противник света, бюррократич-х, правит-х верхов. В эстетическом отношении придерживался идеалистического понимания сущности и задачи искусства.Интерес к драматургии появился у Т рано. Известно, что работая над романом «Князь Серебряный», Т некот-е эпизоды писал в драм-й форме.1850- парод-я пьеса «Фантазия».Драм-я поэма «Дон Жуан», 1862 – достижение Т-драматурга. Оригин-я трактовка вечного образа Д-Жуана. В восприятии Т он не безбожник, не распутник, а искатель истины, идеала любви, чем и объян-ся его ром-е томление по чему-то неясному и недостижимому.Однако самым значительным стала его трилогия на тему рус истории к16 –н17вв. три пьесы: 1866 «смерть Ивана Грозного»; 1868 «Царь Фёдор Иоаннович»; 1870 «Царь Борис». Яркость характеров, стремит-ть действий, сценичность, лаконизм. Удаётся создать самобытные характеры. Многие совр-ки Т-го работали в жанре ист драматургии: Островский («Дм самозванец»; «Василий Шуйский»); Н. Чаев, Д. Аверкиев. Все они создавали, драм-е хроники, вним-ть к точному воспр-ю ист-х подробностей. Т к этой хроник-ти относится отрицательно, фотограф-е истории не имеет смысла для художника.Ямпольский: «Главное для Толстого не ист достов-ть, а человеч правда». Т.е. достов-е психологич-е портреты героев, внутр-е миры которых выходят на 1й план в его пьесах. => психологич убедительность.Откровенно злых или добрых героев у Т практически нет (только ив Грозный в первой части трилогии). Акцент автор делает на сложную, противоречивую личность.Фёдор Иоаннович, 2ч трилогии -> наделён лучшими добродетелями, искренне верующий, беззлобный, стремящийся всех примирить, но однов-но слабовольный, без конкр-й позиции => его драма как человека и как обществ-го деятеля.Борис Годунов, 3ч трилогии -> явно следуя традициям Пушкина, Т показывает многогр-ть Бориса. Он и царедворец, и дальновидный политик, и безжалостный хищник в своих интригах, и мудрый гос деятель.Не только психология интересна Т-му, но и политика. Полит проблемы у него неразрывно связаны с моралью, нравственностью:- развенчивает политич насилие, деспотизм в любых его формах. Особ-но ярко это предст-но в 1й пьесе, где воспроизведена страшная эпоха террора Ивана Грозного;- проблема соотношения 2х видов морали: 1- эвдемонистическая м-ль: связана с философией Макиавелли, благая политич цель оправдывает любые средства => легко оправдывает коварство, жестокость, окольные пути. Этой морали придерж-ся царь Борис, кот любыми средствами стрем-ся к власти.; 2 – безусловная м-ль: любое зло порождает зло. Сестра Годунова Ирина, боярин Захарин (Iч); Иван Петрович Шуйский (прямота, честность). Эти персонажи воплощают любимую идею Т: полезно только то в истории, что нравственно. Эта идея раскр-ся не только через образн систему, но и через движение сюжета.IIIч =Б, шедший к власти окольными путями, достигнув её был раздавлен теми же средствами, кот и привели его к цели: «Я совершил без пользы преступление». К финалу Т пыт-ся переродить Б, вкладывая в его уста слова «от зла лишь зло родится – всё едино».







42) «Мир как красота» в лирике природы и любви А.А. Фета. В.П. Боткин и А.В. Дружинин о поэтическом стиле Фета.

Ф – певец любви и природы, поэт-музыкант, п- импрессионист. Своеобразный переход от романтизма 30х к рус символизму рубежа веков. Род-ся в 1820 – незаконнорожд сын помещика Шеншина.Идея 2х фетов у соврменников поэта: 1- человек, расчётлив хозяин и консерватор; 2- поэт, тонкий, проникновенный лирик. Творчество Фета совр-ки оценили оч противоречиво. 1840 – 1сб стих-й – «Лирический пантеон». Сразу заметил Белинский, которого восхитили антологич-е стихи фета.Дружинин определяет основное свойство таланта Фета как «умение поэта ловить неуловимое». Боткин отмечает «эфирные оттенки чувства», «внутр-ю муз-ю перспективу» в стихах Фета.Ф был очень последователен в своих эстетич-х взглядах. Выступал как публицист, написав статьи о л-ре и искусстве: 1859 ст. «О стих-я Тютчева»; 1866 ст. «по поводу статуи господина Иванова»В обеих статьях провозгл-ся эстетизм. Эстетство фета: - худ-ку дорога только одна сторона предметов: их красота; - единственная задача искусства – передать во всей полноте и чистоте образ; - отсутствие какой-либо дидактики, выпирающей в тексте идеи. Красота и гармония для Фета – это высшая реальность. Ф – великолепный пейзажист. Его пейзажи отлич-ся конкретностью, умением передать тончайшие изменения в природе в течение дня. Ему неинтересна статика, есть еле уловимая динамика. Это касается стих-й, посвящённых временами года. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. Бухштаб: «Ф превращает мир в одно целое, объединённое настроением поэта, а это уже уклон в субъективность, е импрессионизм (важнее передать свои впечатления, а не картинку)».В отличие от Тютчева, герой Ф воспринимает отн-е к природе гармонически. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия. 1848 –стих «Весенние мысли»; 1854 – стих «пчёлы»; 1866 – стих «Пришла, и тает всё вокруг»; 1884 – «Сад весь в цвету». В пейзажн лирике рожд=ся некая фетовская вселенная красоты (философичность): «на стоге сена ночью южной…». Образ мироздания величественен и близок человеку. В приобщении к красоте вселенной спасение для лир героя: «Измучен жизнью, коварством надежды».Явления природы у Ф детальней, конкретней, чем у предшественников. Стремится зафиксирвоать явления природы. В основном Ф использует естественный цвета, оттенки. Ему важно запечатлеть мгновения. Любимое время года – весна, т.е. это не статика. Любит описывать вечерний/утренний пейзаж.Умение «озвучить» даже немую природу – замечательное свойство муз лиризма Фета: в его стихах она не только блещет красотой, но и поёт ею. Это же можно сказать о разделе любовной лирики.Силой, способной творить красоту, является любовь. Самым значительным в лирике Ф был цикл стих-й, посвящ-х Марии Лазич. Чувства их были взаимны, но брак невозможен, т.к. Фет женился по расчёту. Этот цикл посвящён уже умершей возлюбленной. Из этих стих-й мы видим, что Ф интересует не индивид характ-ка, не психологич портрет героини, его интересует сам процесс чувствования. Чувство передаётся не в целостности, а в деталях, тонч-х оттенках. Ф передаёт тончайшие иррационал-е переживания человека. Ф очень дорожит мигом. Мир, природа живёт интимной жизнью. Любовь как преодолённое страдание.Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.





43) Философская поэзия Фета

Ф критиковал Гегеля. Отрицал материализм. Под основу брал идеи Канта, отрицал бессмертие существа.Объективация – воплощение идеи в реальном мире. Философия как искусство. Любое достижение в итоге разочаровывает => обречённость на страдание. Принял идею о том, что нет границы между реальностью и сном. В своё время Ф боялся смерти, что отразилось на Ф-человеке, но не на Ф-поэте. Шёл за Шопенгауэром: человек приходит в мир, чтобы страдать, потому что мир – это иллюзия. У Фета мы видим мотив преодоления страдания. Идея интуитивного искусства оказалась также оч близка Фету.Были оч близки эстетические воззрения Шоп-ра, который придавал огромное значение искусству как единственной незаинтересованной, свободно от служения воле и основанной на интуиции, на непосредственном созерцании формы «познания существа мира».1883 - в возрасте 63 лет он дал заглавие сборнику «Вечерние огни»: более 300 стих-й, вошедших в состав 5ти выпусков. Заглавие говорит о закате жизни, о её вечере.В философских стихах «ВечОгней» мысль оказывается чаще всего на первом плане. Но и она является мыслью поэтической. «Как самая поэзия – воспроизведение не всего предмета, а только его красоты, поэтич мысль только отражение мысли философской и опять-таки отражение её красоты»; В стихах этого раздела обнаруж-ся сходные мотивы и совпад-е образы со знаменитым трудом Шопенгауэра («Мир как воля и представление»), кот Фет переводил. Но в поэзии Фета нет и нет и той философии пессимизма, он преодолел пессимизм погружением в мир красоты. Не случайно в литературовед-и неоднозначно трактуется фетовское мировоззрение:
Бухштаб пишет, что за мажорным звучанием фет-х стих-й стоит пессимистическое мировоз-е. Розенблюм полагает, что стих-й безнадёжно горьких у фета очень мало, а общая настроенность его лирики от восторженно-радостной до томительно-умиротворённой.Тема творчества- Ф оч тонко чувствовал божественное происхождение поэтич дара. Его поэзия рвётся к миру потустороннему. Сквозным становится мотив полёта: «одним толчком согнать ладью живую». Процесс творчества как самоотдача воле творца. С этой точки зрения можно говорить о религ-философском мировоззрении.В размышлениях о смерти лишний раз сказывается та крепость его натуры, та его «жизненность», кот давала ему силу торжествовать над смертью не только в эстетическом, но и в психологическом плане.


44) Проблема творческого метода поэзии А.А. Фета

Все исследователи говорят о музыкальности Фета: цикл «мелодии». Фету важен подбор звуков, ритм, мелодика. Даже тема порой развивается как в муз-м произведении переплетением повторяющихся мотивов.Субъективен принцип словоупотребления. Ф намеренно стирает грань между внешним миром и душ жизнью. Эпитеты «тающая скрипка», «звонкий сад».Часто теряется граница между прямым и переносным значениями.


  • Для Фета важны переходы от вещественного к духовному, от внешнего к внутреннему, что есть главный принцип романт лирики в целом.Иммледование ассоциаций, кот соединяют текст, который у Фета оченб сжат и ёмок. О очень любит цветовые ассоциации, трепетен к звуку: «На кресле отваляясь, гляжу на потолок…»Всю лирику Фета с точки зрения творческого метода объединяет импрессионизм.Импрессионизм – направление в искусстве к19-н20вв, сложившееся во франц живописи в 60-70е годы. Ему свойственно:- отражение красоты повседневной действительности;- изображение человека в единстве с окр средой, вечно изменчивой, поражающей богатством красок (пастельные тона, полутона, оттенки);- фрагментарность композиции, или принцип кадра. У фета это выражается в принципе безглагольности («Шёпот, робкое дыханье…»);- главное – это передача мимолетных впечатлений, прекрасных мгновений;Через единичное, фрагментарное и мгновенное Ф стремится раскрыть вечное.


45 Бытовое и трагедийное как выражениеконцепции рус жизни в ТВ-ве Лескова

1831-1895. Род.в Ороловской губернии.1841-1846-учился в гимназии в Орле,не окончил из-за тяжелого материального положения.1860-впервые выступил в печати как публицист.Таланг Л-прозаика раскрыдся уже в первых его произвдениях о деревенской жизни ("Житие одной бабы",1863) и жизни купечества ("Леди Макбет Мц.уезда",1865).Под псевдонимом Н.Стебницкий выступил против русских революционных демократов в романах "Некуда"(64)и "На ножах"(70-71).Л интересовал вопр нац быта и нац хар-ра. К осмыслению нац хар-ра Л обр-ся ухе в ранних очерках и повестях.1863 «житие одной бабы»,1865 «леди Макбет мценского уезда»,1866 «воительницы».Объедин-ся общ темой – постижение загадок рус души. Перекличка с Тургеневым , их сближает то,что их привлекают натуры ярк хар-ра, к-й таит в себе много загадочн и неожиданного.«леди Макбет»в назв пр-я важн принцип – соединить нац и общечел-е, бытовое и трагедийное. Гл героиня – Катерина Измайлова ,купеч жена, чел шекспировск страстей, натура страстная и увлекающаяся. В этом общечел и общенац тип, проявление рус безудержа. Страстная натура раскр-ся ч-з люб сюжет,ради любвик Серг готова на любое преступление. Сначала убивает свекра, мужа, мал мальчика, сонетку-разлучницу. В таком трагич сюжете – спор Л с Остр-м. перекличка – среда, им героинь, ситуация. Но разн трактовка хар-ра. У Остр – воплощ нравственной красоты и религиьзности, ее самоубийство – покаяние, у Л – кат – воплощ тьмы и нравственной распущенности, в ее образе есть что-то бесовское «воительницы»в центре – хар-р яркий и самобытный. Это кружевница Донна Платоновна, мценская мещанка, переехавшая в столицу. Если на перв взгляд она кажется сущ-м добрым и кротким, то знакомясь с героиней более близко, мы видим, что в ней проступает абсолютно иные черты – цепкая жизненная хватка, что-то животное расчетливое, при этом сохр0ся артистизм натуры.