ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2019

Просмотров: 944

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.












11) «Былое и думы» Герцена.Идейно-тематич.содержание особ-ти жанра.

«Былое и думы»(1852-1868гг) - это творч. и политич. биография Г., где он описывает осн. моменты своей жизни. Сам Герц.называл это «Исповедью»:первые 5 частей жизнь с детства до событий 50-52 гг.(осень 51-гибель матери и сына),(май 52-смерть жены), 6 часть-Англия50-е,7,8 части -60-е гг. Сначала Герц.хотел написать лишь о трагич.собыиях своей жизни,но потом расширил-«Одно воспоминание вызывало сотни других». Необычен автобиографизм-он говорит о событиях без личного участия-будто он очевидец, соединил несколько реальных эпизодов в один(вся 1 глава- рассказы Веры Артамоновны+семейные предания;рассказы отца+личн.воспоминания. Герц.настраивает читателя на пинцип отрывочности,не желает скрепить главы, отказ от сюжетного хронологич.построения.

Безусловно, здесь больше политич. и обществ.моментов, но всё же мы можем проследить, как формировалась личность автора. Он начинает с няни, Веры Артамоновны, как она рассказывала ему маленькому, о пожаре в Москве, как его отец б/в плену у Наполеона, как они с матерью и братом еле выжили. Потом универские годы, западники и славянофилы, политич. и обществ.противостояние, Чаадаев, его друг. Посвятил эту книгу Герцен своему лучшему другу Огареву. Это и противоречивый путь Герцена-мыслителя и революционера в годы перелома его мировоззрения в сторону демократа от либерализма. Книгу пронизывает безумная любовь к России. Г. б/патриотом. Патриотизм переплетается с темой революционной борьбы за лучшее будущее народа. Огромное воздействие на формирование такого революционного мировоззрения Г. оказало восстание декабристов. Жанр: Это смешение жанров в мемуарном повествовании, включение своеобразного историч. романа и фельетонной публицистики в творч. и худ. автобиографию. Всё это б/новаторством. Много портретов, к-рые глубоко лиричны. Блестящие афоризмы. Есть моменты очень напряжённые, почти реальные, дающие почувствовать ту ситуацию, пережить ее с автором. Мы видим синтетичность книги на всех уровнях:1)ЖАНР-ромн,хроника, мемуары,записки,худ.очерк,дневниковые записи,письма.2)СТИЛЬ-аналитич.главы:оценка историч.событий, лиризм,исповедальность.




















16. Типология сюжетов и характеров в романах И.А. Гончарова

Сам гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» обозначил единство всех 3з романов, сказав, что каждый из них изобразил определённый этап русской жизни. Их объединяет широкий эпический охват жизненных явлений, отражение длительных эволюционных процессов, внимание к глубинным пластам социального и национального быта, и к коренным основам жизни в целом.Национальные типы Гончаров любит включать в контекст мировой литературы. Райский сравнивается то с Дон Кихотом, то с Дон Жуаном. Сквозные проблемы всех 3х романов:


  1. Поиск гармоничной личности:

«Обыкновенная история» - реализация поиска через конфликт 2х мировоззрений.«Обрыв» - через создание идеальных образов с явно религиозным подтекстом (Вера, бабушка)

  1. Проблема смены возрастов. В «Обыкн истории» она вышла на первый план, в 2х последующих романах она редуцирована.

  2. Проблема взаимоотношений со своим веком, временем. Во всех 3х романах решение: человек должен быть вписан в свою эпоху, не быть в конфликте со временем, но и не утратить целей нравственного развития.

  3. Проблема идеалов вообще. Она сочетает у Гончарова античную и христианскую этику, т.е. представлена как единство пластичной, внешней и духовной внутренней красоты.

Выстраиваются следующие типологические ряды:Ольга Ильинская – Вера.Агафья Матвеевна – Марфенька.Александр Адуев – Обломов – Райский

  • Автобиографичные герои Гончарова. Всё это романтики, не умеющие перекроить жизнь.Но А.адуев приспосабливается к веку, теряя цель нравственного развития; Обломов больше предан своим идеалам и мечтает; Райский – «проснувшийся Обломов» - уже стремится к деятельности, а в финале романа доходит до нравственных высот. В основе его чувств лежит теперь сострадание к Вере и бабушке.Пётр Адуев – Штольц – Тушин.





















17. «Мифологический реализм (Ю.Лощиц) как творческий метод И.А.Гончарова-романиста: вся полемика разразилась вокруг романа «Обломов». Причина духовной смерти героя – Обломовщина. Это понятие трактовалось в критике и литведе различно. Добролюбов – «Что такое обломовщина?» социальный подход к явлению. Обломовщина – порождение определённого общественного порядка. Дружинин – «Обломов – роман Гончарова». Обломовщина трактуется с национальной тз – проявление веками сложившейся ментальности. Писарев – обломовщина – исконная примета национальных натур. В начале 20 века во многих публикациях подмечались вечные приметы обломовщины. Образ Обломова стал трактоваться также как Гамлет, Дон Кихот и тд. Дмитрий Мерешковский, писавший о реальном символизме Гончарова, сказал об обломовщине как о громадном идейном обобщении стороны русской жизни. Владимир Соловьев: Обломов – всероссийский типа. В советском литературоведении закрепился подход Добролюбова. Отход от него критика этого подхода наметилась в книге Ю.Лощица и её идеей мифологического реализма Гончарова: Обломов симпатичнее Штольца. «Неподвижность и покой выглядят предпочтительнее суетного прогресса». Современная роману критика отметила, что образ обрусевшего немца Штольца в качестве учителя жизни явно не удался Гончарову, что в нем нет той исторической правды и реалистичности, которой поразил всех образ Обломова.Гончаров сам должен был признать, что образ Штольца "слаб, бледен, из него слишком голо выглядывает идея". Одна из загадок этого текста (а определение "загадочный писатель" применялось к Гончарову куда чаще, чем к любому из классиков русской словесности) состоит в том, что чрезвычайно непросто определить тот художественный метод, в рамках которого написан "Обломов". Это заявление кому-то может показаться странным: ну конечно, реализм, и наверняка - реализм критический. Однако, если задуматься, найдем ли мы в реальной жизни людей, которые обленились до того, что в гости пойти не могут, от лени с дивана подняться не в состоянии? Реальность ли это или все же некий символ? По мнению Лощица творчество Гончарова вернее всего было бы называть мифологическим реализмом: это скорее мифологический мир и представление о нем с точки зрения реализма, реальности". Само название романа, сама фамилия главного героя и многие художественные детали, рассыпанные в тексте, дают нам некоторый намек на это. Творчество Гончарова сыграло большую роль в развитии русского реалистического романа. Своими большими эпическими полотнами, на которых уместилось так много образов и картин жизни, Гончаров подготавливал появление в русской литературе грандиозных композиций Льва Толстого. Романы Гончарова, Тургенева и Толстого определили исключительное значение русского романа в развитии мировой литературы.













20. Место Н.Г. Чернышевского в литературно-общественной борьбе 60х годов. Основные положения его эстетики, её сильные и слабые стороны

Родился в 1829г. в Саратове в семье потомственных священнослужителей. Учился в семинарии, всё обещало духовную карьеру. Но в 1846г. бросает семинарию и поступает на ист-филологическое отделение Петербургского университета. Там увлекается учением социалистов-утопистов, т.о. полностью меняет своё мировоззрение. Фигура Чернышевского весьма показательная для литературы 60-хг. Человек большой эрудиции, необыкновенно целеустремлённый, все свои способности Ч-й направил к идее революции. Отношение к Черныш-му было разным: демократическая молодёжь обожествляла его, восторгался им Некрасов. Был другой подход, опять-таки крайний. Владимир Набоков. «Дар» - карикатура на Черн-го. Он для Набокова – демоническая натура, предтеча Ленина, революции 1917г. С Черн-м полемизировал Достоевский через образ парадоксалиста в «Записках из Подполья» и в «Преступлении и наказании» через образ Лужина. В полемику с Черн-м вступал и Л. Толстой. В «Войне и мире» в размышлениях о женском вопросе. С 1853 – Ч становится ведущим критиком некрасовского «Современника». Примерно с ‘57г он оставляет критику, начинает активно обращаться к вопросам экономического и политического характера. 7 июля 1862г – арест, Петропавловская крепость. Следствие будет идти 2 года, он находится в одиночной камере, где пишет роман «Что делать?».3 мая 1855г вышла в свет книга «Эстетические отношения искусства к действительности.Сочинение Н.Чернышевского на степень магистра русской словесности». Неделю спустя состоялась публичная защита диссертации, воспринятая многими современниками как выдающееся общественное явление.Далеко не просто было выступить в те годы с литературной программой, не совпадающей с государственной идеологией, и Черныш-й прибегнул к эстетике, отвлечённость языка которой служила своеобразным прикрытием для выражения передовых философских и литературных взглядов. Конечно же, автора интересовали вообще отношения искусства к действительности, а не только собственно эстетические, но формулировать задачу таким образом – значит рассуждать о заведомо запретном. В заглавии диссертации важен термин «действительность». Под ним понимается действительная жизнь, т.е. окружающие человека природа и общество. Отношения искусства к действительности исследуются автором в целях критического пересмотра распространившейся теории искусства для искусства. Прекрасное существует не только в искусстве, но и в действительности, «прекрасное есть жизнь». Чернышевский утверждает необходимость критического отношения к окружающей действительности, понятия о которой у «простого народа» и «людей образованного общества», светских людей, различны. Ч призывает художника быть общественно активным, не просто воспроизводить жизнь, но и объяснять её, выносить ей свой приговор, если она не удовлетворяет гуманным нормам справедливости и нравственности. Сама эпоха вполне оправдывала требование к художнику слова быть прежде всего мыслителем, общественным деятелем, гражданином. Однако порой рассуждения Чернышевского страдали категоричностью, неточностью. Утверждая, что «жизнь выше, полнее, правдивее, даже художественнее всех творений учёных и поэтов», он ограничивал искусство значением «суррогата» действительности. Принижая роль искусства сравнительно с наукой, он писал, что «произведение искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение научное», назначение искусства – «приготовить к чтению источников, и потом от времени до времени служить для справок».На эти ошибки в своё время обратил внимание И.С. Тургенев. Чернышевский сделал попытку систематизировать материалистические объяснения важнейших эстетических категорий, максимально сближая теорию искусства с практикой живого общественно-литературного движения.Разработанная Чернышевским система эстетических воззрений, предусматривающая определяющую роль содержания в художественном произведении, обусловила его историко-литературную концепцию и литературно-критические принципы.





21. Художественное творчество Н.Г. Чернышевского. «Что делать» как роман-утопия. Статья Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат»

Родился в 1829г. в Саратове в семье потомственных священнослужителей. Учился в семинарии, всё обещало духовную карьеру. Но в 1846г. бросает семинарию и поступает на ист-филологическое отделение Петербургского университета. Там увлекается учением социалистов-утопистов, т.о. полностью меняет своё мировоззрение. Человек большой эрудиции, необыкновенно целеустремлённый, все свои способности Ч-й направил к идее революции. Отношение было разным: демократическая молодёжь обожествляла его, восторгался им Некрасов. Был другой подход, опять-таки крайний. Владимир Набоков. «Дар» - карикатура на Черн-го. Он для Набокова – демоническая натура, предтеча Ленина, революции 1917г. С Черн-м полемизировал Достоевский через образ парадоксалиста в «Записках из Подполья» и в «Преступлении и наказании» через образ Лужина. С 53 – Ч становится ведущим критиком «Современника». Примерно с 57г он оставляет критику, начинает активно обращаться к вопросам экономического и политического характера. 7 июля 1862г – арест, Петропавловская крепость. Следствие будет идти 2 года, он находится в одиночной камере, где пишет роман «Что делать?» (4 декабря 1862 – 14 апреля 1863). Причины обращения к беллетристике: 1)Беллетристическая форма была для Ч-го вынужденной, помогала доводить идеи до широкой аудитории. В к. 40-х Ч. обращается к повестям: повесть 49г. «Пониманье», «теория и практика» - как опровержение первой точки зрения.2)Ю. Лебедев: у Ч. давно была заветная мечта написать роман, а напряжённая жизненная работа просто не способствовала осуществлению этого замысла.3)Тамарченко. Ст. «Что делать?»: обращение к жанру романа было вызвано ходом идейно-творческой эволюции писателя, которая привела его к новой проблематике, требовавшей художественной разработки.Процессы зарождения нового соц-психологического типа, новой этики и психологии («новые люди»).Несмотря на слабость романа, у него была оглушительная слава. Это программная книга русской демократии. В советском литературоведении роман был канонизирован, стал эталоном соц-го звучания литературы. Особенности «Что делать?» связаны с его жанровым своеобразием: интеллектуальный философско-утопический роман. Мысль о жизни преобладает в нём над её непосредственным изображением. Роман рассчитан на рациональные способности читателя.Чёткое, рационально-продуманное построение.

Старые люди – мир старых понятий, в нём две группы характеров. Различия между ними объясняются образом жизни: 1. Герои дворянского происхождения (Серж, Соловцев). Для них типичны бессмысленность существования и праздность. Это – «грязь фантастическая» (2 сон Веры П). Это мир, где отсутствуют труд и нормальные человеческие потребности; 2. Люди бурж-мещанской среды (семейство Розальских во главе с Марьей Алексеевной). Эти герои деятельны, предприимчивы, но движет ими эгоистический расчёт получения личной выгоды. Это – «грязь реальная», которая может давать всходы => новых людей. Новые люди – Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов. По-новому понимают человеческую выгоду, эгоизм. Она заключается в общественной значимости их труда, в наслаждении творить добро и приносить пользу, или в «разумном эгоизме» (все желания и поступки человека сообразуются с его убеждениями).Лопухову приятно заниматься наукой, одновременно это полезно; Вере Павловне приятно заводить швейные мастерские. Ч. считал, что источником всех личных драм является неравенство между мужчиной и женщиной => эмансипация изменит сам характер любви, т.к. участие женщины в общественных делах снимет драматизм в любовных отношениях, уничтожит чувство ревности. Реализация в любовном треугольнике: Лопухов – Вера Павловна – Кирсанов.В связи с этими идеями автора по-новому решается люб треуг-к: Лопухов добровольно уступает дорогу Кирсанову, узнав о любви ВП. Причём это не жертва, а выгода.Толстой рьяно полемизировал с Ч-м в этом вопросе (Наташа Р. в эпилоге «В и м»).Высшие люди – Рахметов – это профессиональный революционер. Чернышевский показывает процесс становления героя, 3 стадии: теоретическая подготовка; практическое приобщение к жизни народа; переход к проф-й революц-й деятельности.На всех 3х этапах Рахметов действует с полной самоотдачей, не воспринимает свой путь как жертвенный, т.к. для него дело исторического масштаба и есть смысл ист-го существования.С Рахметовым в роман входит тема подполья, конспирации.Заканчивается роман перспективой в будущее. Идея нерасторжимой связи прошлого с настоящим, а настоящего с будущим развита не только через действ-х лиц, но и через сны Веры Павловны: композиц-й приём восходит к традиции Радищева. Ключевое место занимает 4 сон ВП, где развиваются утопические картины светлого будущего: рисуется общество, где личные интересы подчинены интересам общественным, где человек научился разумно управлять силами природы, где исчезло разделение между физическим и умственным трудом, а личность обрела гармонич завершённость. Ориентация Ч. на идеи утопистов. В романе обнаруживаются и философское эссе, и любовная история, и детектив, научный трактат, публицистич статья. Повествование ведётся во всех 3х временах. Слабы в романе любовные диалоги, скучны и неинтересны. Но положительность так и выпирает из героев. Любовь Кирсанова к проститутке была много интересней его любви к ВП. Но есть моменты, где Ч. даёт тонкий псих анализ: разбор Лопуховым отношений между Кирсановым и ВП, основанный на тончайших деталях и впечатлениях. Книга производит впечатление неуклюжести. Д.И. Писарев. Мыслящий пролетариат: Всех, кого кормит и греет рутина, роман Ч-го приводит в неописуемую ярость. Они видят в нём и глумление над искусством, и неуважение к публике, и безнравственность и цинизм, и даже зародыша всяких преступлений. Конечно, они правы. Роман глумится над их эстетикой, разрушает их нравственность, показывает узость их целомудрия. На все остальные русские романы он похож только внешней формой, сюжет его прост и в нём мало действ-х лиц. Роман «Что делать?» создан работой сильного ума. Умел вглядываться в явления жизни, автор умеет обобщать и осмысливать их. Все симпатии автора лежат на стороне будущего.Чернышевский знает не только то, как думают и рассуждают «новые люди», но и то, как они чувствуют.





























22) Творчество Н.Г. Помяловского, Д.И.Писарев о писателе.

Николай Герасимович Помяловский (1835-1863). На протяжении 8 лет находился в бурсе, или приходском училище (бессмысленная зубрёжка, телесные наказания и пр.). после обучался в духовной семинарии.Сын дьякона, семинарист, студент Петерб. Университета. Поэт- «шестидесятник». В 1861 году в журнале «Современник» печатается его роман-диалог «Мещанское счастье», следом повесть «Молотов». Связаны повести судьбой главного героя Молотова, считаются первыми в русской литератур 60х годов крупными произведениями, в центре которых стоит разночинец. Их основная тема – процесс созревания социального сознания разночинца.1-я часть повествует о жизни Егора Молотова, служащего делопроизводителем у помещика Обросимова. Сюжет строится на любви Леночки, крёстной дочери Омб., и Егора. Из-за неприязненных отношений с четой Омб., Егор отвергает любовь Л., решает уехать в столицу. Помяловский делает акцент на социальном звучании сюжета –> эволюция взглядов героя: сначала Молотов идеализирует своих покровителей, не помнит о своём происхождении. Постепенно происходит пробуждение в его сознании, кульминационная сцена – разговор Обросимова с женой о Молотове.2-я часть романа «Молотов» посвящена петербургскому периоду жизни героя, устроившегося архивариусом. Во второй повести идёт дальнейшее развитие героя. Он в иной среде петербургского чиновничества, семье Дороговых. Помяловский рассказывает историю 4х поколений семьи. Дороговы трудом и упорством своим достигли идеала обеспеченного существования. Помяловский положителен в оценке этого, но в то же время подчёркивает их узость, остановку в развитии.Знакомится с семьёй чиновника Дорогова, влюбляется в его дочь Надю, которую хотят выдать за генерала. Возникает конфликт с яркой социальной окраской. В конце концов Молотов женится на Наде, и они по мещански счастливы. Здесь молотов – истинный разночинец, который презирает привилегии, всего хочет добиться сам. Но борьба за мещанское счастье в итоге приводит к тому, что материальное благополучие становится не средством достижения свободы, а самоцелью.Историю Молотова автор завершает фразой «Эх, господа! что-то скучно!»- символизирует ограниченность устремлений героя после обретения духовного и материального благополучия.Молотову противопоставлен Череванин (мировой пессимизм). Череванин провоцирует Молотова, что счастье семьи М-ва и Нади серое и скучное. Но Череванин тоже разоблачается Помяловским без задора.Столкновение 2х позиций: 1. Счастье для себя; 2. Безысходная тоска, мировой пессимизм. «Очерки бурсы» публикуются в 62-63 г. - достоверность и документализм, бытовые сцены, зарисовки, портреты бурсаков и педагогов, вставные истории составляют натуралистическое описание подноготной жизни будущих сельских церковнослужителей, в которой преобладали грязь, брань, жестокость, корысть, тупость и доносительство. Повествование выходит за рамки автобиографического рассказа и приобретает обобщающую соц.-облчит. направленность.Замысел возник в к. 50х, в самом начале литературной деятельности:58-59г – рассказ «Данилушка».Очерков планировалось больше, реальзованы:Зимний вечер в бурсе,Бурсацкие типы,Женихи бурсы,Бегуны и спасённые бурсы,Переходное время бурсы. Особенности:1)Полемика Помяловского с произведениями середины 19в («Детство» Толстого, детские годы «Багрова внука» Аксакова).2)Разница самой концепции детства, у Толстого – свет, у Помяловского – мрачные краски, т.е. бурса коверкает детство, искажает ребёнка.3)В центре произведений Толстого и Аксакова – ребёнок, процесс его становления, поэтическое повествование ведётся от его имени. Помяловский не идёт по этому пути. Акценты – не сознание ребёнка, а окружающая его среда. Очерки в целом лишены главного сквозного героя.