Файл: ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Характеристика японской модели менеджмента
1.2 Корпоративные ценности как основа мотивации
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕЖМЕНТА
2.1 Особенности трудового поведения и управления персоналом в Японии
2.2 Преимущества и недоставки отбора персонала в японских компаниях
3.1 История и использование японского менеджмента в России
3.2 Оценка возможности применения элементов японского менеджмента в России
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.
Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:
Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
Последовательное сохранение национальных традиций.
Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.
Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus отцовский, pater отец) доктрина об «отеческом», «благотворительном» отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал, и сегодня продолжает применять морально-психологические рычаги воздействия на личность.
Японский менеджмент можно охарактеризовать как стремление к улучшению человеческих взаимоотношений, которое включает в себя: согласованность, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.
Целью контрольной работы является рассмотрение японской модели менеджмента.
ГЛАВА 1. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Характеристика японской модели менеджмента
Японская система менеджмента одна из самых эффективных в мире. Главное ее достоинство умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию [7].
Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем.
Японцы уверены, что основное богатство их страны составляют человеческие ресурсы. Их система хозяйствования опирается на древние традиции групповой сплоченности и прирожденное стремление к созданию продукции наивысшего качества.
Сущность японского менеджмента составляет управление людьми, причем японцы никогда не рассматривают одного человека (личность), в отличие от американцев, а ориентируются на группу людей. Кроме того, в Японии существует традиция беспрекословного подчинения старшему по возрасту, которая находит свое широкое применение не только в рамках семей, но и в производственных группах [4].
В табл. 1 рассмотрим характеристику японской модели менеджмента
Таблица 1. Характеристика японской модели менеджмента
Доминирующие качества делового человека |
Умение работать в «команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать |
Критерии к продвижению по службе |
Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение |
Профессиональная компетентность |
Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. |
Процесс принятия решений |
Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. |
Отношение работников к фирме и работе |
Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально-психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). |
Характер проведения инноваций |
Эволюционным путем |
Форма деловых отношений |
Личные контакты на основе взаимного доверия |
Японцы преклоняются перед трудом. В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте. Японцы испытывают искреннее удовлетворение от хорошо выполненной работы. Поэтому жесткая дисциплина, высокий ритм работы и напряженность труда не оказывает на них такого разрушающего воздействия как на американцев или европейцев. Для них это одна из традиций, которой они должны неукоснительно следовать. Все работники трудятся группами и поддерживают друг друга в работе.
Система «пожизненного найма» очень выгодна как предпринимателям, так и работникам. Предприниматели приобретают верных и преданных работников, готовых трудиться на благо фирмы с наибольшей отдачей. Работники, «пожизненно» нанятые фирмой, испытывают чувство глубокого удовлетворения от того, что получили признание их способности, образование и уровень подготовки.
У работника появляются чувства стабильности своего положения в жизни, уверенности в завтрашнем дне. К нанявшей их фирме работники проникаются чувствами благодарности, преданности и привязанности. На протяжении всего времени работы на фирме работники чувствуют себя ее должниками. В связи с этим японскую систему «пожизненного найма» следует рассматривать как мощное средство мотивационного воздействия.
Система «пожизненного найма» тесно переплетается с системой оплаты за труд «по выслуге лет». Сущность этой системы состоит в том, что размер заработной платы непосредственно зависит от непрерывного стажа работы.
Данная система оплаты труда вытекает из характерного для японского общества уважения к старшим: «Старшего надо уважать».
Функционирование оплаты по старшинству подводит к двум выводам. Во-первых, практикуемая в Японии система оплаты труда отличается весьма незначительной дифференцированностью и подчиняется требованиям принципа уравниловки. На величину заработной платы в Японии влияет большое число разнообразных факторов. В укрупненном виде можно сказать, что в состав заработной платы входят три основные составляющие: базовый оклад, надбавки и бонусы (премии, выплачиваемые два раза в год - в июне и декабре). Во-вторых, размер заработной платы с точки зрения мотивационной теории более или менее близок к оптимуму, довольно четко отражая фактическую потребность.
Базовый оклад обеспечивает прожиточный минимум работников. Если это условие нарушается, то подтягивание заработной платы до прожиточного минимума производится с помощью надбавок (за групповое мастерство, на семью — на неработающих жену и детей, за руководство людьми, за сверхурочную работу).
Под оптимальной заработной платой японцы понимают такую ее величину, которая дает возможность японской семье ежемесячно отложить в банк не менее 20% своих доходов.
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы [4].
«Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам можно отнести заработную плату, уровень условий труда, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, продвижение по служебной лестнице, творческий подход к работе. Однако отношение японцев к этому понятию более гибкое, чем у тех же американцев.
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для них в управленческом процессе главным является изучение нюансов обстановки, которые позволяют управляющему звену принять правильное решение. Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия.
Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения в группе. Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и стараются не переступать очерченные для каждого из них границы. Поэтому, говоря о специфике японской модели менеджмента необходимо еще раз отметить главное это модель, ориентированная на человека, живущего интересами общества
1.2 Корпоративные ценности как основа мотивации
Японская модель основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров установить доверительные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры – одна семья [6].
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», который имеет специфическую систему стимулов и мотивов. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.
Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность [5].
В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты.
Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как:
приоритет качественного обслуживания,
услуг для потребителя,
сотрудничество рабочих с администрацией,
сотрудничество и взаимодействие отделов.
Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит убеждение, что интересы группы выше личных интересов отдельных работников, поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда. Таким образом, японский менеджмент всегда рассуждает с позиции группы.
Все уровни управления и рабочие пользуются общей базой информации о политике и деятельности фирмы, все процессы и проблемы, даже те, которые происходят на высшем уровне – открыты для рабочих. Например, во встречах и совещаниях принимают участие инженеры и простые работники. Именно поэтому развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.
Главная причина экономического успеха страны – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы [5].
Важнейшая идея японского менеджмента состоит в том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме. Система пожизненного найма обеспечивает гарантии занятости, то есть рабочие освобождаются от угрозы увольнения и при этом имеют реальную возможность для продвижения по вертикали. Все это укрепляет чувство корпоративной общности (мы все, как семья, связаны на всю жизнь), гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством.
В японском менеджменте важным является процесс коллективного принятия решений. Таким образом, ответственность делится между всеми членами группы поровну. Это с одной стороны, развивает у работников чувство участия в общем деле, а с другой ликвидирует чувство страха у каждого отдельного работника в том случае, если принято неправильное решение.
Если кто-то из группы добился более высоких результатов это считается достижением группы.
Постоянно внушая каждому работнику, что его личное благополучие зависит от результатов деятельности фирмы, используя материальные и духовные стимулы, японский менеджмент добивается высокой интенсивности и производительности труда [2].
Продвижение по службе в Японии, прежде всего, зависит от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества. Позиция старшего по возрасту всегда одобряется группой, а потому группа ему подчиняется.
Рабочие, меняющие место работы, дискриминируются в отношении оплаты труда, льгот, пенсии; их рассматривают как людей второго сорта.
Заработная плата определяется, прежде всего, показателями трудового стажа и результатами труда. Крупные японские корпорации предоставляют работникам множество дополнительных льгот: надбавки на содержание семьи, оплата проезда к месту работы, медицинского обслуживания, социального страхования и другие выплаты на социальные нужды.
Ещё одной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства, и это само по себе приносит человеку огромное удовлетворение. В отличие от западного подхода японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды [4].