Файл: ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Характеристика японской модели менеджмента
1.2 Корпоративные ценности как основа мотивации
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕЖМЕНТА
2.1 Особенности трудового поведения и управления персоналом в Японии
2.2 Преимущества и недоставки отбора персонала в японских компаниях
3.1 История и использование японского менеджмента в России
3.2 Оценка возможности применения элементов японского менеджмента в России
Как показало проведенное исследование, в среднем на отбор одного кандидата в Японии затрачивается до 48 человеко-часов, в то время как в США до 16-18. И это различие связано с тем, что в японских компаниях для отбора будущих сотрудников часто привлекают специальные оценочные центры, которые располагают квалифицированным штатом оценщиков и современной аппаратурой, а также могут провести и интерпретировать многочисленные психологические тесты.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что при найме японскими компаниями меньше внимания уделяется формальным знаниям кандидата, а больше его человеческим и деловым качествам (семейные отношения, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, коммуникабельность), плюс обязательно о каждом кандидате наводят самые серьезные справки, в том числе получают рекомендации от бывших профессоров кандидата.
Японская система менеджмента – одна из наиболее эффективных систем управления. Основной принцип – это работа с людьми. Люди – это изменчивый тип и довольно сложно понять их психологию, но Япония с этим легко справляется. Поэтому японская модель менеджмента наиболее эффективна. Не существует теории менеджмента, которая применима для всех стран. Есть термины, некоторые черты и принципы, которые являются общими и воспринимаются всеми, но у каждой страны вырабатывается свое видение теории управления, и это вполне объяснимо в силу традиций, культуры и других особенностей. На сегодняшний день японская система менеджмента признана наиболее результативной во всем мире. Так в чем же главная причина?
Это мастерство использования трудового фактора (людей). В тяжелые послевоенные времена Япония смогла выйти на высокий уровень и опередить другие страны (США, Францию, Италию). Основы менеджмента, как в Японии, так и в других странах, закладывается в исторических особенностях, неких культурных традициях. Самое главное, что ценят японские руководители – это, как было отмечено выше, трудовые ресурсы. Следовательно, главная цель любого предприятия – это повысить производительность труда работников. Хидеки Йосихара (японский специалист по менеджменту) считает, что есть пять принципов японского менеджмента [1]:
1. Обеспечение занятости и доверительные отношения.
2. Гласность и ценность корпорации.
3. Управление, основанное на информации.
4. Управление, ориентированное на качество. 5. Соблюдение чистоты и порядка. Принцип обеспечение занятости проявляется в пожизненном найме.
Таким образом, уменьшается поток работников. Работники знают, что их не уволят и стремятся укрепить связь с коллегами. Также они могут поменять несколько мест и даже сменить сферу деятельности, но все в рамках одной компании. Работник понимает, что его личное развитие зависит от развития фирмы, на которую он работает. Если он имеет стаж работы более 5 лет, то его на другую работу, скорее всего, не возьмут. Уволить его тоже невозможно, за исключением уголовного преступления. Работодатель, который увольняет работника до выхода последнего на пенсию, совершает беспощадное наказание, так как он уже не сможет никуда устроиться. Компания при выходе на пенсию выплачивает пособие работникам, равное заработку за пять-шесть лет. Таким образом, пожизненный найм дает уверенность служащему в завтрашнем дне. Но есть минус такого явления: пожизненный найм не прописан в официальных документах – это как бы социальный договор, и в случае, если компания разоряется – она вынуждена сократить штат.
Следовательно, данный принцип эффективен только для корпораций. К тому же, экономика не стоит на месте, появляются новые технологии и переучивать старых сотрудников невыгодно, так как проще нанять уже формированных молодых специалистов. Нарушается свобода выбора сотрудников, возможно, некоторые из них хотят уйти с фирмы, начать своей дело, но не могут из-за выработанного годами менталитета. Гласность и ценность корпорации заключается в том, что все работники, пользуются общей базой информации.
Создаются специальные стенды или буклеты, где отображаются графики и этапы развития корпорации. Служащие ощущают себя причастным к данной организации, более ответственны перед ней. Таким образом, повышается производительность. Например, президент фирмы «Sharр» ежегодно собирает всех подчиненных, и они обсуждают дела компании. Кроме того, каждый день он выбирает для общения по шесть работников во время утреннего и послеобеденного чая («метод похлопывания по плечу»). Все работники работают без надзирательства. Они должны быть уверены, что их цели совпадают с целями других, складывается высокий уровень коллективизма. Японский работник понимает, что он – это часть компании, и эффективность зависит от него, поэтому они стараются много работать, используют отпуск наполовину, заканчивают рабочий день, если выполнят весь необходимый объем работ.
Японские компании повышают сплоченность коллектива путем празднования вместе всех праздников, играют в игры, выезжают на природу. Общие столовые, кабинеты, туалеты обеспечивают равенство между работником и работодателем. Управление, основанное на информации, заключается в постоянном сборе данных. Таким образом, легко определить, найти ответственное лицо кто, где виноват. Выявляются также причины неисправности чего-либо и устраняются. Управленцы следят за числами компании, следят за объемом производства, продажи и рассматривают на основе статистических данных вероятность развития организации. Что касается управления, ориентированного на качество, то в Японии всеобщий контроль качества.
Это единый процесс, так как осуществляется работником и работодателем. Основные подходы к управлению качеством следующие: – Знать то, что нужно покупателям. – Знать, сколько будет затрачено для достижения качества. – Предупредить о возможных проблемах. В любой организации все звенья заняты за контролем качества, используются статистические методы контроля над качеством, поощряется повышение квалификации, создаются временные команды для решения проблемы. Наиболее известны следующие модели управления качеством: система канбан, система Just-in-Time, кружки качества и программа «Пяти нулей». Суть КАНБАН в Японии передают одной фразой: «Избегайте «трех М» – muri (излишек), muda (потери), mura (неравномерность)» [2].
Другими словами система КАНБАН – это изготовление товара тогда, когда на него есть Менеджмент 25 спрос. Товар к заказчику должен прийти точно в срок, качество на высшем уровне, никаких браков. Программа «Пяти нулей» ориентирована на то, чтобы не было брака. Это достигается тем, что рабочий не должен принимать дефектную продукцию, вносить самостоятельно изменения в технологии, повторять ошибки [3]. Система Just-in-time («делать все вовремя») разработана на предприятиях «Тоѐта» и получившая распространение во многих странах мира. Смысл этой системы состоит в производстве необходимых продуктов в необходимом количестве и в необходимое время. Инструментом служит квитанция КАНБАН, которая позволяет контролировать заказы на изготовление необходимого количества компонентов.
Машины наделяются способностью думать и останавливают производственную линию в случае обнаружения брака. Но как не умны были машины, причиной возникновения брака является человек, поэтому уделяется особое внимание контролю качества и обучению персонала. Система «КАНБАН» и «Just-in-time» были изначально разработаны Г. Фордом и применена на заводе FordMotorCompany, а в Японии она усовершенствовалась. Кружки качества основаны на обучении и поощрении персонала. Данные кружки обеспечивают:
- Упрочнение связей между работниками.
- . Самообучение членов кружка.
3. Сокращение издержек.
4. Постоянное присутствие руководства на производстве. Японцы считают, что руководители всегда должны находиться на рабочем месте, чтобы моментально разрешать производственные проблемы. Возникла ситуация, где нужно посоветоваться с управленческим персоналом – узнали дальнейшее действия – проблема решена.
Таким образом, тратится гораздо меньше времени на разрешение производственных проблем. Соблюдение чистоты и порядкаэто пятый принцип японского менеджмента Хидеки Йосихара.«Порядок в голове – порядок в делах» – это девиз делопроизводства. Очень серьезное внимание уделяется чистоте и порядку в Японии. Качественная продукция не может создаваться на грязных, неорганизованных предприятиях. К тому же порядок в вещах увеличивает производительность. Итак, все принципы нацелены на человека, на его психологию.
И это правильно, так как производство организуют люди, а не машины. Более детально обратимся к японской системе управления – КАЙДЗЕН. Термин «Кайдзен» появился в Японии для обозначения системы действий, приводящих к улучшению качества системы управления процессов и продукта. В современном понимании системы кайдзен – это система непрерывного улучшения качества, а также всех остальных элементов организации, в виде технологии, культуры, надежности, менеджмента, лидерства [4].
Основной фокус внимания система кайдзен сосредотачивает на качестве персонала. Эта система вовлекает в процесс улучшения каждого работника. При этом каждый сотрудник организации предъявляет небольшие, но постоянные изменения. Они не носят глобального характера, а являются незначительными. В итоге большое количество этих маленьких изменений приводит к серьезному повышению качества. В системе кайдзен находится 5 ключевых элементов:
1. Командная работа. Все сотрудники должны работать на достижение общей цели как одна команда. При этом работа в команде предполагает постоянный обмен информацией, взаимное обучение и своевременное выполнение своих обязанностей.
2. Персональная дисциплина. Кайдзен требует, чтобы человек повышал свои самодисциплину во всех аспектах труда: в управлении своим временем, в качестве выполнения своей работы, соблюдение требований и регламентов. 3. Моральное состояние. Вне зависимости от того, удается ли компании добиться успеха, персонал должен поддерживать свой моральный дух, а для этого высшее руководство должно использовать инструменты мотивации. 4. Кружки качества.
В состав этих кружков входят работники разного уровня. Они имеют возможность обмениваться идеями, навыками, технологиями и другими важными ресурсами. 5. Предложение по улучшению. Необходимо дать сотрудникам возможность предлагать любые улучшения вне зависимости от их ранга и положения. Кайдзен применяет несколько инструментов: – Организация рабочего места. Для этой цели применяется технология 5с, название которой происходят от пяти японских слов: – SEIRY (сортировка). Необходимо отсортировать то, что требуется на работе; – SEITON (порядок). Необходимо привести в порядок все, что требуется на работе. Все необходимые элементы должны быть в поле зрения, а инструменты и приспособления находиться в тех местах, где их легко обнаружить. – SEISO (чистота). Рабочее место и оборудование должно быть чистым.
После окончания рабочего дня все должно быть убрано, а все инструменты и оборудование должны быть размещены по своим местам; – SEIKETSU (стандартизация). Представляет стандартизацию трех предыдущих. – SHITSUKE (поддержание). Поддержание порядка. – Устранение потерь. Устранение тех действий, которые не добавляют продукту никакой ценности. Менеджмент В системе КАЙДЗЕН рассматривается 7 видов потерь:
1. Непродуктивные и лишние движения, которые увеличивают сложность операции, ее продолжительность.
Это излишнее ожидание исполнения операции, которое приводит к увеличению циклу производства.
2. Неправильно организованная технология, которая приводит к несогласованности действий.
3. Большое расстояние транспортировки.
4. Исправление дефектов, на который расходуется большой объем сырья и материалов.
5. Излишние запасы добавляют стоимость продукции, но не приносят никакой ценности. 6. Перепроизводство. Третий инструмент – стандартизация. Стандартизация в системе кайдзен не завершается никогда. Стандарты постоянно совершенствуются. Как осуществляется применение системы кайдзен? Применение осуществляется за счет создание кайдзен – команд. Таких команд можно выделить 5 видов, в зависимости от решаемых ими задач: – постоянные команды, которые работают каждый день. В их состав входят рабочие; – проблемные команды по решению возникших проблем. Они собираются для решения конкретной возникшей проблемы; – кросс – функциональные команды, которые формируются для оценки текущих процессов в организации и для поиска путей их улучшения. – команды по реализации решений. З
анимаются внедрением полученных решений; – малые группы для разработки и применение новых процессов. Итак, система кайдзен – это один из методов рационального и эффективного управление организацией, активно используемая японскими управленцами. Современный японский менеджмент отличается от той системы управления, которая была принята на протяжении 20 века. Это связано с влиянием западной модели управления. И сегодня, в японском менеджменте объединяются традиционные и инновационные черты. Это позволило Японии включиться в процесс мирового экономического сотрудничества и развития. Японские управляющие стремятся построить рабочий процесс так, чтобы он приносил удовольствие персоналу.