Файл: Социальный интеллект и его измерение (Теоретические основы изучения социального).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 573

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Социальный интеллект является относительно новым понятием в социальной психологии, оно еще не до конца раскрыто, но уже находится в процессе развития, уточнения, верификации. Социальный интеллект необходимое рассматривать как условие успешного социального взаимодействия.

Социальный интеллект является один из важнейших аспектов воспитания. В рамках социального воспитания социальный интеллект играет важную роль в формировании и становлении личности. Социальный интеллект подразумевает развитие у человека способности понимать себя, своё поведение, поведение окружающих людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваясь поставленных целей.

Развитый социальный интеллект обеспечивает человеку успешную включенность в социальные отношения, это даёт ему преимущество в приспособление, адаптироваться к новым ситуациям или позициям на протяжении всей последующей жизни. Именно при помощи данных способностей происходит адаптация человека к условиям социальной среды (социальная адаптация). Это предполагает, что межличностные отношения и управление ими способствует успешности социального взаимодействия.

В процессе формирования личности в социуме необходимо осуществлять его социализацию, которая включает в себя развитие социального интеллекта. Психолого-педагогическая поддержка этого процесса является чрезвычайно важной и неотъемлемой задачей..

Практическая актуальность указанной проблемы и ее не разработанность обусловили выбор темы моего исследования.

Исходя из темы, была определена цель моего исследования: проанализировать факт того, что пол человека играет роль в развитии у человека способности понимать себя, своё поведение, поведение окружающих людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваясь поставленных целей.

Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:

Изучить состояние социального интеллекта с целью определения теоретических основ исследования.

Выявить уровень развития социального интеллекта группы. Определить особенности социального интеллекта у группы мужчин и женщин .

Измерить уровень социального интеллекта студентов женского и мужского пола.

Объектом исследования стал социальный интеллект как социально-психологическое явление.

Предмет исследования: методики диагностики уровня социального интеллекта.

В качестве гипотезы было представлено предположение о том, что социальный интеллект у представителей мужского и женского пола будет существенно отличаться, так как как способности и способы добиваться успеха в межличностных ситуациях, управлять людьми у обоих полов будут отличаться.


Для проверки гипотезы мной были обследованы 2 группы испытуемых – 10 девушек в возрасте 18-20 лет, 10 парней в возрасте 18-21 год.

Методами исследования послужили проведение теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, а так же методика измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М. Кодинцева). Предполагаемый метод обработки данных – количественный и качественный анализ полученных данных по итогам проведения методик.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания психологии в высшей школе. Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны для развития социального интеллекта у студентов, что позволит повысить уровень их успешности в учебной деятельности и облегчит в дальнейшем обучение в вузе, а также вхождение в профессию.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении дано обоснование выбора темы исследования, определены цели и задачи, актуальность и целесообразность исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения социального интеллекта и эмоционального интеллекта, подходы к их изучению, их структура и функции. Вторая глава представляет собой отчет об эмпирическом исследовании.

В заключении представлены выводы по теме исследования.

Глава 1. Теоретические основы изучения социального

    1. Понятие социального интеллекта в психологии

Социальный интеллект описан как способность добиваться успеха в межличностных ситуациях, способность управлять мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками — вести себя мудро в человеческих взаимоотношениях (E. Thorndike, 1920: 228). Термин был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». «Социальный интеллект в изобилии проявляется на детской площадке, в казармах, на фабриках и в торговых залах, но он избегает формальных стандартизированных условий испытательной лаборатории». Так заметил Эдвард Торндайк, который впервые предложил эту концепцию, в статье 1920 года в ежемесячном журнале Harper's. Торндайк отметил, что такая межличностная эффективность имеет жизненно важное значение для успеха во многих областях, особенно в лидерстве. «Лучший механик на фабрике, - писал он, - может потерпеть неудачу как бригадир из-за отсутствия социального интеллекта».


Торндайк классифицировал интеллект на три категории, которые заключаются в следующем:

а) конкретные разведывательные данные

б) абстрактный интеллект

с) социальный интеллект

Конкретный интеллект: это способность человека понимать реальные ситуации и реагировать на них одинаково.

Абстрактный интеллект: это человек способный обнаружить отношения между символами и решать различные проблемы с помощью таких пособий (картинки, формулы, диаграммы и т. д.)

Социальный интеллект: означает способность человека реагировать на социальные ситуации своей повседневной жизни. Социальным интеллектом обладают те люди, которые умеют хорошо обращаться с людьми, а также имеют возможность легко заводить друзей и понимать человеческие отношения. Социальный интеллект как общий интеллект применяется к социальным ситуациям или способности понимать и управлять людьми, измеряемыми тестами. Для измерения социального интеллекта Торндайку требовалась “реальная ситуация с реальными людьми". Поведение подлинных людей редко служило стимулом, поэтому впоследствии Торндайк не нашел способа измерить социальный интеллект. Торндайк (1920) отмечал, что «Удобный тест социального интеллекта трудно приспособить».

Некоторые источники считают, что впервые в науку термин «социальный интеллект» был введен в 1926 г. Гарри Бансом (Harry Barnes). Его научная монография называлась «История и социальный интеллект». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия.

Точно так же, как и Торндайк, Мосс и Хант (1927) определили социальный интеллект как «способность ладить с другими». Вернон (1933) дал наиболее широкое определение социального интеллекта как способности человека ладить с людьми в целом.

Напротив, Векслер (1939, 1958) уделял мало внимания этой концепции. Векслер признал, что тест «Расстановка картин» в WAIS может служить мерой социального интеллекта, потому что он оценивает способность человека понимать социальные ситуации (см. Также Rapaport, Gill, & Shafer, 1968; Campbell & McCord, 1996). Однако, по его мнению, «социальный интеллект - это просто общий интеллект, применяемый к социальным ситуациям» (1958, с. 75). Это понятие повторяется в пятом издании Матераццо (Matarazzo's) (1972, стр. 209) монографии Векслера, в котором «социальный интеллект» выпал в качестве основного термина.

Определение социального интеллекта кажется достаточно простым. Однако, когда дело дошло до измерения социального интеллекта, Е.Л. Торндайк (1920) несколько с сожалением отметил, что «удобные тесты социального интеллекта трудно придумать. Это требует от людей реагирования, времени, чтобы адаптировать свои ответы, а лицо, голос, жесты и мимика как инструменты »(с. 231). Тем не менее абстрактные определения социального интеллекта были быстро переведены на стандартизированные лабораторные инструменты для измерения индивидуальных различий в социальном интеллекте (дополнительные обзоры см. Taylor, 1990; Taylor & Cadet, 1989; Walker & Foley, 1973).


Иногда упрощенно называемый «навыками людей», социальный интеллект включает в себя понимание ситуаций и социальной динамики, которая их регулирует, а также знание стиля и стратегий взаимодействия, которые могут помочь человеку достичь его или ее целей в общении с другими. Это также включает в себя определенную самооценку и осознание собственных представлений и моделей реакции.

Гринспен (1979) предложил иерархическую модель социального интеллекта. В этой модели социальный интеллект состоит из трех компонентов: социальная чувствительность, отраженная в принятии ролей и социальном умозаключении; социальное понимание , включая социальное понимание, психологическое понимание и моральное суждение; и социальная коммуникация погружение рефератного общения и решение социальных проблем. Социальный интеллект, в свою очередь, является лишь одним компонентом адаптивного интеллекта (другие являются концептуальным интеллектом и практическим интеллектом), который в свою очередь объединяет физическую компетентность и социально-эмоциональную адаптацию (темперамент и характер), как основные измерения личной компетенции в широком понимании. Гринспен не предлагал конкретные тесты для любого из этих компонентов социального интеллекта, но подразумевал, что они могут быть получены из экспериментальных процедур, используемых для изучения социального познания в целом.

Форд и Тисак (1983) сделали акцент на полезности принятия критерия эффективности поведения для определения социального интеллекта. Они выбраны измерителем социального интеллекта в соответствии с критерием поведенческой эффективности в социальных ситуациях, а не когнитивного понимания их, утверждалось, что существует мало доказательств в поддержку когнитивной концептуализации социального интеллекта.

Марлоу (1986) утверждал, что социальный интеллект состоит из набора навыков решения проблем, которые позволяют человеку находить и решать межличностные проблемы. Соответственно, социальный интеллект определяется как способность понимать чувства, мысли и межличностные ситуации, а также действовать соответственно этому пониманию.

По данным Каррен Вильямсена (1995) социальный интеллект включает в себя шесть способностей:

1) способность к воображению: способность представлять альтернативные субъективные точки зрения не только перцептивного, но и идеологического характера.

2) способность гипотетически рассуждать о вероятной реакции других на данный ход событий, учитывая их различные субъективные точки зрения.


3) абстрактная способность, а именно способность признавать социальные нормы и ценности как социально сконструированные, а не как априорные истины. Эта способность необходима для преобразования существующих социальных механизмов.

4) творческая способность воображения постулировать, каким был бы социальный мир, если бы он был основан на альтернативных социальных нормах.

5) индуктивная способность строить гипотезы об источниках разногласий и благополучия как в личных, так и в межличностных отношениях.

6) та, которая включает в себя каждую из вышеперечисленных способностей, - это способность самостоятельно перезаряжать интеллектуальную добродетель.

Если рассматривать вопрос с точки зрения межличностных навыков, Карл Альбрехт классифицирует поведение по отношению к другим как попадающее где-то в спектр между «токсическим» эффектом и «питательным» эффектом. Токсичное поведение заставляет людей чувствовать себя обесцененными, рассерженными, разочарованными, виновными или иным образом неадекватными. Питательное поведение заставляет людей чувствовать себя ценными, уважаемыми, утвержденными, ободренными или компетентными. Сохраняющаяся модель токсического поведения указывает на низкий уровень социального интеллекта - неспособность общаться с людьми и эффективно влиять на них. Продолжение питательного поведения делает человека намного более эффективным в отношениях с другими; сытное поведение является показателем высокого социального интеллекта.

В 2003 году американский психолог ввел понятие «Social Intelligence Profile» (SIP) который анализирует социальный интеллект через три различных и совместимых «объектива». Альбрехт определяет социальный интеллект как “способность хорошо ладить с другими и заставлять их сотрудничать” социальный интеллект характеризуется как сочетание базового понимания людей, своего рода стратегического социального сознания и набора навыков для успешного взаимодействия с ними. Каждый объектив показывает вам картину вашего социального взаимодействия с определенной точки зрения. Два из этих объективов, или измерений, включают в себя оценки или суждения, которые вы сами делаете о своей эффективности в отношениях с другими. Третье - это самоописание вашего стиля взаимодействия, который является вашим предпочтительным типом поведения для большого числа ситуаций. Ваш стиль взаимодействия не подлежит суждению или оценке - это просто ваше предпочтение.

  1. Социальные навыки - формула «ПРОСТРАНСТВО» : Часть I SIP представляет вам список различных типов поведения, разделенных на пять основных категорий навыков:
  2. Ситуационная осведомленность,
  3. Присутствие,
  4. Подлинность,
  5. Ясность
  6. Сочувствие.