Файл: Формирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ РОЗНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ РОЗНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность ассортиментной политики и ее взаимосвязь со стратегией предприятия
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Факторы формирования ассортимента в системе товарной политики предприятия
2.2 Формирование ассортимента на различных стадиях жизненного цикла организации
2.3 Основные направления по оптимизации ассортимента
ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Понятие качества и безопасности товаров.
3.2 Изучения качества и безопасности товаров на торговом предприятии.
4.1 Товарная политика ZARAГЛАВА
4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ МАГАЗИНОВ ZARA
· основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;
· поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости;
· стратегическую, включающую товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия;
· тактическую, охватывающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста, и зрелости;
· снимаемую с продажи и включающую товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.
В настоящее время еще не выработано рекомендаций, какое количество товарных групп предприятие должно одновременно продавать на рынке. Однако на первой стадии внедрения на рынок выводят обычно самые ходовые, базовые модели, пользующиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста ассортимент расширяют и к стадии зрелости выводят на рынок полный набор изделий параметрического ряда. В стадии спада на рынке должны оставаться только один - два вида наиболее ходовых товаров. Доля основной группы товаров должна составлять 75-85% всего ассортимента товаров. Особенно тщательно необходимо планировать своевременное снятие товаров с продажи, поскольку задержка со снятием устаревших товаров снижает эффективность продаж.
2.3 Основные направления по оптимизации ассортимента
Одним из способов повышения эффективности работы компании является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции.
Каждый раз при составлении бюджета продаж у большинства компаний возникает вопрос, каким должен быть ассортимент реализуемой продукции.
Во избежание ошибок необходимо проводить постоянную работу по оптимизации структуры реализуемой продукции.
Оптимизация ассортимента представляет собой принятие решения, которое наиболее полно учитывает финансовые ожидания, производственные и логистические возможности и ограничения, а также сложившуюся на рынке ситуацию.
Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность и достаточную стабильность компании в целом. Кроме того, наименований продукции не должно быть слишком много. Для большинства российских предприятий основной резерв оптимизации заложен в сокращении ассортиментного ряда. Чересчур большой ассортимент плохо сказывается на экономических показателях: появляется много позиций, которые по объемам продаж не могут выйти даже на уровень безубыточности. Помимо этого большой ассортимент заставляет распылять силы компании, затрудняет грамотное предложение товара клиенту. В результате 5--10% наименований товаров «кормят» весь ассортимент. Исключение из ассортимента нерентабельных и малорентабельных товаров позволит компаниям увеличить общую рентабельность на 30--50%.
Важно правильно определить удельный вес каждой товарной позиции в ассортименте. При принятии решения о структуре ассортимента необходимо руководствоваться не только соображениями экономической эффективности, но и учитывать стратегические интересы. Если сегодня сократить долю низкорентабельных товаров, то уже завтра возможна потеря наших покупателей, которые хотят приобретать все необходимые товары у одного поставщика. Поэтому нужно балансировать между собственными интересами и интересами клиентов.
В процессе оптимизации ассортимента можно выделить три основных этапа.
1 этап. Анализ динамики рынка и структуры спроса. Подразделение, ответственное за управление ассортиментом (как правило, это маркетинговая служба), с установленной периодичностью инициирует процесс оптимизации.
Маркетинговое подразделение анализирует динамику продаж по товарным группам (отдельным товарам), оценивает перспективы изменения спроса и конкуренции в сегментах, на которых представлена или куда собирается выходить компания со своей продукцией (услугами). На основании полученной информации специалисты по маркетингу готовят варианты решений по изменению структуры ассортимента, направленные на повышение удовлетворенности потребителей, укрепление конкурентной позиции компании и увеличение доли рынка.
2 этап. Финансовый анализ разработанных предложений. Планово-экономическая служба анализирует финансовые показатели по товарным группам или отдельным товарам и выносит свои заключения об изменении структуры ассортимента.
3 этап. Утверждение окончательного варианта структуры ассортимента. Рабочая группа, в которую входят специалисты маркетингового, экономического и других подразделений (производство, закупки, логистика), разрабатывает и согласовывает окончательный вариант решения по оптимизации ассортимента продукции компании.
При оптимизации структуры ассортимента необходимо учитывать множество факторов. Нужно найти решение, которое будет лучшим с точки зрения увеличения прибыли, доступности ресурсов, роста продаж и завоевания новых рынков. К примеру, планы маркетологов по увеличению продаж перспективного, по их мнению, товара могут быть подвергнуты критике финансовой службой, по расчетам которой это не приведет к адекватному улучшению экономических показателей, но значительно повысит потребность в оборотных средствах. Или технолог сделает вывод о том, что значительный рост объемов производства такого товара на имеющемся оборудовании может серьезно снизить его качество. Подобные противоречия можно разрешить несколькими способами. Наиболее распространенный из них -- метод экспертных оценок.
Формирование оптимальной структуры ассортимента в рамках этого метода сводится к определению набора показателей, которые эксперты оценивают по десятибалльной шкале. Как правило, в качестве направлений анализа выбираются перспективность, экономическая привлекательность товарной позиции, доступность ресурсов. Решение о составе показателей для каждого направления принимает соответствующее подразделение. Для каждого показателя в зависимости от приоритетов компании устанавливается его весомость. Если предприятие находится в сложном финансовом положении, то больший вес будет присвоен финансовым показателям; если же основное внимание компания уделяет стратегическим целям -- больший вес присваивается показателям перспективности.
После того как показатели отобраны, эксперты из соответствующих подразделений присваивают им баллы. Затем по каждой анализируемой товарной позиции рассчитываются суммарный балл с учетом ее весомости, а также удельный вес в общей сумме баллов. В соответствии с результатом и формируется структура ассортимента.
Нужно отметить, что эффективность оптимизации ассортимента зависит от того, насколько регулярно она проводится. Структура ассортимента должна пересматриваться примерно раз в полгода (эта цифра может варьироваться в зависимости от отрасли и динамики рынка), а при смене маркетинговой политики -- немедленно. При этом слишком частый пересмотр структуры ассортимента также нежелателен -- для оценки прибыльности нового ассортимента требуется время.
Помимо оптимизации существующего ассортимента необходимо принимать во внимание перспективы выведения на рынок новых продуктов. И уже на этапе планирования нового ассортимента следует учитывать, какое влияние на деятельность компании окажет продвижение на рынок нового товара.
ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Понятие качества и безопасности товаров.
Качество- совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности, в соответствие с его назначением.
Безопасность товара - состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем. Для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям; выдается специальный документ - Сертификат о безопасности товара, выдаваемый по установленной форме по правилам систем сертификации.
Свойство- объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации).
Показатель качества- количественное и качественное выражение свойств продукции. Различают показатели качества единичные, комплексные и определяющие.
Единичный показатель характеризует одно из свойств (влажность крупы, пористость хлеба, кислотность молока, соответствие швейного изделия основному функциональному назначению).
Комплексный показатель характеризует несколько свойств продукции. Например, показатель «внешний вид» для хлеба включает форму, поверхность и цвет. Для швейных изделий эргономические показатели включают: удобство пользования, воздухопроницаемость и др.
Показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать ее качество, называют определяющим.
В зависимости от способов определения показатели качества могут быть: органолептические и инструментальные (физико-химические, микробиологические, физико-механические).
Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности:
1) химическая безопасность - отсутствие риска, которой может быть нанесен токсичными веществами. (Токсичные элементы- соли тяжелых металлов, запрещены пищевые добавки, красители для упаковки, мышьяк, ртуть, медь, железо);
2) рациональная безопасность - отсутствие вреда, которые могут нанести радиоактивные элементы (строительные материалы: шифр, цемент);
3) механическая безопасность - отсутствие вреда, который может быть нанесен вследствие ударов, трения, проколов (в основном на непродовольственные товары -одежда, обувь);
4) электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность - отсутствие риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей при эксплуатации сложно технических товаров (электротовары, например, печи);
5) термическая безопасность (температура увеличивается) - ею должны обладать нагревательные приборы;
6) санитарно-гигиеническая безопасность (биоповреждения): а) заболевания вызывают микроорганизмы; б) насекомые, грызуны - зоологические повреждения;
7) противопожарная безопасность - отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при хранении и эксплуатации товаров в результате возгорания или самовозгорания.
Индивидуальный контроль качества явился первым этапом развития управления качеством и действовал в производстве до конца XIX века. Начало XX века ознаменовалось переходом к цеховому контролю качества. Привлечение в производство штатных контролёров положило начало III этапу, который можно охарактеризовать как контроль качества при приёмке продукции. Крупномасштабные заказы на продукцию массового производства положили начало IV этапу контроля качества, определяемого как статистический контроль. По мнению многочисленных экспертов, управление качеством в ХХI веке требует, чтобы: компании учитывали затраты на качество в своих балансах; каждый работник умел правильно определить свою роль в улучшении качества продукции, а также знал, что качество это соответствие продукции требованиям потребителя; потребитель был уверен в том, что получит от поставщика продукцию и услуги вовремя, и что качество их будет высоким. Основные функции службы управления качеством: поддержание уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в соотношении качества; обеспечение контроля приобретаемых деталей, инструмента и технологических процессов; составление статистических отчётов. Система комплексного управления качеством является необходимым атрибутом современной концепции управления предприятием. К числу важнейших мероприятий по внедрению системы следует отнести: выбор стратегии; создание инфраструктуры; подготовка сотрудников к переменам; разработка планов внедрения; установление каналов связи с персоналом других фирм.
Стандарт в переводе с английского это норма, мерило, образец. Главная задача стандартизации создание системы нормативно технической документации (НТД), определяющей прогрессивные требования к продукции. Стандартизация базируется на ряде принципов: повторяемость; вариантность; системность; взаимозаменяемость. В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации и метрологии РФ, которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов. В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на категории и подразделяются в зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания. Определение понятия сертификации продукции было впервые разработано специальным комитетом по вопросам сертификации продукции Международной организации по стандартизации (ИСО). Сертификация соответствия — это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая