Файл: ПРОБЛЕМЫ И ПеРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1. Сущность международных финансовых организаций и их роль в контексте международной глобализации
1.2. Функции и классификация международных финансовых организаций
2.1. История взаимоотношений России с международными финансовыми организациями
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1. Сущность международных финансовых организаций и их роль в контексте международной глобализации
Международная финансовая система сдержит комплекс отношений, которые имеют прямую связь с движением мировых денежных средств и предназначаются для обслуживания финансово-хозяйственных межгосударственных связей и международного бизнеса (внешнеторговая деятельность, кредитование, субсидирование, туристический бизнес, обмен научно-техническими разработками и т.д.)
Предпосылки для обеспечения стабильности мировой финансовой системы и ее эффективного развития создаются за счет развития производства, бизнеса, формирования сбалансированного межгосударственного рынка валюты, мирового разделения трудовых ресурсов, создание единой всемирной хозяйственной системы.
Стабильная система международных финансовых отношений неосуществима без создания надежных финансовых институций, так как именно такая система в глобальном представлении представляет собой форму регуляции денежных отношений.
Денежные ресурсы – основной элемент для бизнеса и мировых хозяйственных механизмов нашего времени. Международная валютно-финансовая система содержит устоявшиеся в общественной среде экономические взаимоотношения, а также финансовые фонды, сформированные на базе нац. дохода и перераспределения общественного продукта [14, c. 109].
Деньги, валюта и финансовая система – исторические категории, формировавшиеся в ходе развития государственных функций, бизнеса и товарно-денежных взаимоотношений. Своим происхождением термин «финансы» обязано латинскому слову, который можно перевести как денежные платежи. Именно в этом смысле он применялся, начиная с 13 века в крупнейших торговых центрах того времени: Генуя, Флоренция, Венеция. В дальнейшем мировая система международных финансово-экономических отношений и мировой бизнес стал использовать данный термин для описания денежных взаимоотношений, а также инструментов, с помощью которых формируются ресурсы стран, необходимые для реализации их политико-экономических целей. Таким образом, на сегодняшний день понятие финансы используется, как для государственных финансовых средств, так и для бизнеса [20, c. 131].
Воплощением материальной сущности госфинансов являются центральные и местные бюджеты, средства госпредприятий и госфондов.
Основные принципы, на которых основывается финансовые системы, выражаются следующим образом:
- Наличие денежной формы взаимоотношений;
- Присутствие признаков распределения и отсутствие эквивалентного натурального обмена;
- Наличие системы распределения совокупного продукта и нац. дохода посредством специализированных фондов [21, c. 165].
Несмотря на это обстоятельство, что финансы происходят от денежных взаимоотношений, невозможно утверждать, что все отношения такого рода можно отнести к финансовым. К этой категории относят денежные поступления, сформированные под влиянием производственных процессов, в результате которых появляется возможность использования полученных доходов. Одним из признаков финансов считается определенный уровень, самостоятельность движения валюты и денежных средств.
Если говорить об экономических ресурсах конкретного государства, то основной их задачей является создание системы распределения и потребления совокупного продукта, экономических и хозяйственных отношений, создание специальных фондов для решения политических и экономических государственных задач. Финансы государства - это эффективный механизм, позволяющий результативно воздействовать на процессы воспроизводства и экономического развития.
Современная международная финансовая система — это устоявшийся организованный вид мировых денежных взаимоотношений, которая подкреплена существующими соглашениями между разными государствами.
Структура международной финансовой системы состоит из нескольких составляющих:
- Мировой денежный товар, который предназначается формулированием мировых валютно-денежных взаимоотношений. Денежный товар мирового значения служит гранью вывезенных из государства богатств. Первоначальным подобным эквивалентом являлось золото. В последствие при различных расчетах между компаниями из разных стран и самими государствами стали использоваться банковские векселя, депозитные чеки и другие формы кредитных денег. В 70-х годах в качестве такого инструмента стали применятся композитные деньги международного (СДР) и регионального значения (ЭКЮ). Второй вариант депозитных денег применялся странами «Общего рынка» (европейского сообщества). Совокупная система платежных инструментов считается международной ликвидностью. В нее входит золото, международные деньги и запасы валют, которые обладают свойством обратимости.
- Валютный курс – цена мены денежных единиц одного государства, выражаемая в деньгах другого государства. Различают два вида курса валюты:
- Твердый или фиксированный валютный курс (основой твердого курса валюты является золотой эквивалент национальных денежных единиц или монетный паритет);
- Плавающий или гибкий курс валют (определяется сопоставлением покупательской способности, выражаемой в цене потребительской корзины, при этом плавающий валютный курс не связан с монетным паритетом).
- Национальные валютные рынки. Первым примером подобного рынка был рынок золота. Его продажа осуществлялась по официальной цене. Понятие официальной цены в данном случае включает стоимость, которая закреплена международными соглашениями. Для поддержания оговоренного уровня цены золота Центробанки использовали такой инструмент, как интервенция, то есть выставление на продажу госзапасов золота при растущем спросе. В период с 1838 по 1934 год стоимость тройной унции составляла 20,67$. После этого цена была увеличена до 35$, а, начиная с 1968 года, выросла до 38$. Подобная система просуществовала до конца лета 1971 года, и цена золота на тот момент равнялась 42,22$.
- Международные валютно-финансовые институты. Современная концепция международных финансовых организаций регулируется Международным Валютным Фондом, который призван способствовать межгосударственной кооперации и объединению сил бизнеса с целью эффективного разрешения мировых трудностей финансового характера. Как институт международной финансовой системы Международный Валютный Фонд осуществляет контроль запасов валюты, обеспечивает условия для соблюдения норм валютного обмена, противодействует валютным ограничениям, осуществляет кредитование национальных экономик, испытывающих временные проблемы в вопросах поддержания платежного баланса. Важную роль играют также и такие субъекты международной финансовой системы, как группа Мирового Банка, Базельский Банк международных расчетов, Европейский инвестбанк и прочие организации, которые осуществляют валютное кредитование [25, c. 90].
Развитие международной финансовой системы началось с формирования Бреттонвудской системы. Это произошло в 1944 году. Основой для создания первой валютной системы мирового значения стала идея унифицировать различные национальные валюты и привести их в соответствие с денежными единицами передовых государств, которыми на тот момент являлись Соединенные Штаты и Великобритания. Реализация такой идеи должна была создать базу для формирования валютного союза. Согласно соглашению, принятому в Бреттон-Вудсе, основными эквивалентами для международных расчетов были признаны золото и «резервные валюты», в качестве которых выступали доллар США и британский фунт стерлингов. Все государства, присоединившиеся к соглашению, получали право свободного обмена валюты из собственных резервных фондов на золото или в обратном направлении. Официальная международная цена золота устанавливалась в американских долларах, и именно на эту валюту ориентировались при формировании цен в международной торговле. Английский фунт, хоть и получил, такой же как доллар, статус резервной валюты, но выполнял такие функции лишь частично. Эту валюту использовали в основном на территории колоний и доминионов Великобритании. Размер английского золотого запаса был не настолько весомым, чтобы мировую цену золота можно было отразить в фунтах, поэтому для отображения паритета использовался опосредованный валютный курс фунта к доллару. Изначально курс валют 4$ за фунт стерлингов. В 1948 году произошла девальвация, в результате которой фунт упал до 2,8$, а в 1967 и до 2,4$. Государства, присоединившиеся к Бреттонвудской системе, должны были отразить паритет своих валют путем фиксации их курса к доллару, основываясь на паритете покупательской способности. Отражение паритета валют к доллару могло быть опосредованным с использованием фунта стерлингов. Отклонение установленного курса валют от золотого паритета могло составлять не более 1%. Национальные Центробанки при создании неблагоприятных ситуаций должны были поддерживать установленный размер курса валют за счет валютных интервенций. Кроме того, соглашение предусматривало возможность корректировки курса валют с помощью таких инструментов, как девальвация и ревальвация.
Без финансовых средств невозможны какие-либо экономические отношения и бизнес, поэтому все участники внешнеэкономических операций автоматически участвуют в мировых финансовых взаимоотношениях.
Международные финансовые институты как международные валютно-кредитные и финансовые организации были созданы в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества и решения проблем в области валютно-кредитных и финансовых отношений.
Возникновение МФО связано с рядом причин:
- необходимостью межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений;
- потребностью решать проблемы устойчивого развития мировой валютной системы, рынков ценных бумаг, драгоценных металлов;
- необходимостью помогать отстающим странам.
Международные финансовые организации призваны:
- обеспечить стабилизацию международных финансовых отношений;
- разрабатывать и реализовать международную политику в области валютно-кредитных и финансовых отношений;
- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование.
Можно выделить основные субъекты, которые включает международная финансовая система: международные банки, корпорации, национальные финансовые институции и другие организации, управляющие денежными ресурсами и распределяющие их.
При этом функцией государственных финансовых органов является не только контроль, но и непосредственное участие в работе финансового рынка посредством эмиссии ценных бумаг государственного значения. В перечень наиболее активных участников международных финансовых взаимоотношений кроме банков, входят небанковские финансово-кредитные организации, компании с разной формой собственности и частные предприниматели.
Главнейшим элементом в системе международных финансов после принятия Бреттонвудского соглашения выступает МВФ, который является надгосударственной валютной кредитной организацией. Основное предназначение Международного Валютного Фонда состоит в организации международных валютных взаимоотношений, преодолении государственных валютных ограничений и формировании системы международных платежей. Международный Фонд, как специализированный представитель ООН, контролирует точность соблюдения государствами-участниками устава МВФ и оказывает финансовую помощь, направленную на преодоление дефицита платежного баланса в странах, где наблюдаются неблагоприятные экономические процессы.
Несмотря на то, что Международный Валютный Фонд подотчетен ЭКОСОС ООН, он является независимым в отношении формирования штата, финансовой политики и членства государств-участников. Формирование ресурсов МВФ происходит на основе накоплений и уставного капитала, который формируется обязательными взносами государств-участников. При этом размер вступительной квоты определяется на основании анализа доли страны в международном торговом обороте. В зависимости от величины квоты государство получает определенное количество голосов при решении международных кредитных и валютных вопросов, а также может рассчитывать на получение конкретного объема кредитных ресурсов. Устав Международного Валютного Фонда гласит, что ¼ своего взноса государство должно выделить в золоте, а остальные ¾ в валютных средствах (при формировании Ямайской международной финансовой системы вместо золота используются валютные средства и СДР) [17, c. 138].
При вступлении в Международный Валютный Фонд каждое государство получает право на 250 голосов. Кроме этого, за каждые 400 000$ предоставленных кредитных средств страна получает еще один голос, который отнимается у государства должника по займу. Определенное решение вступает в силу, если оно было поддержано 60 процентами участников, на долю которых приходится минимум 85 всех имеющихся голосов. Сейчас больше всех голосов имеют Соединенные Штаты (19,3%), Англия (6,7%), Германия (5,5%), Франция (4,8%), Японии (4,6%).
Каждый участник Международного Валютного Фонда может получить заем в размере своей золотой доли (автоматически) и 4 долей кредитных (каждая из таких долей обычно составляет ¼ часть). Если государство выступает в роли кредитора, то нужная валюта в качестве кредита также предоставляется автоматически на весь объем займов, предоставленных через Международный Фонд. Целью получения таких займов в валюте может быть только покрытие национального платежного дефицита, а не пополнение собственных валютных запасов. Такие займы формируют "резервную позицию государства в МВФ" и могут быть отнесены к особой доле международной ликвидности. Кредитная операция через Международный Валютный Фонд отличается от традиционного понимания кредитов, так как она имеет вид обмена государственных валютных средств на необходимую валюту. Называется такая операция – транш МВФ. Как следствие возврат кредита в такой ситуации представляет собой выкуп национальной валюты, и может осуществляться только с использованием денежных единиц кредитора МВФ. Наиболее либерально Международный Валютный Фонд относится к выделению валютных кредитов в рамках 1-й кредитной доли (от ¼, до ½ доли), так как считается, что в таком случае государство может самостоятельно преодолеть существующие проблемы платежного дефицита. Предоставление кредитов со второй по четвертую доли (от 50% до 125% квоты) отличается растущей сложностью процедуры. Такие займы Международный Валютный Фонд предоставляет только при наличии гарантии, что они будут направлены на необходимые МВФ направления. Позиция Фонда исключает использование кредитов для обеспечения программ развития.