Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Основные аспекты исследования организационного конфликта и его особенностей).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные аспекты исследования организационного конфликта и его особенностей
1.2. Подходы к управлению поведением в конфликтах
Глава 2. Практическое исследование управлением конфликтными состояниями в организации
2.1. Характеристика организации
Глава 3. Рекомендации по управлению поведением сотрудников в конфликтных ситуациях
Глава 1. Основные аспекты исследования организационного конфликта и его особенностей
Содержание и понятие конфликта и причин его возникновения
Исследование конфликтов представляет собой область психологии, которая в последние годы развивается наиболее динамично. Несмотря на то, что в этом несомненно сказывается влияние общественных факторов, усиление конфликтности во всех сферах взаимодействия и социальной жизни людей, повышение интереса, проявляемого к проблематике конфликта нельзя объяснить исключительно внешними по отношению к науке влияниями.
Конфликт – это явление, играющее особую роль в психической жизни людей, их отношениях с другими людьми, самореализации, развитии, в целом в жизни социума. Конфликт, выступая в качестве одного из значимых явлений психической жизни человека, непосредственно связан с проблемой психологического благополучия, представляющей собой фундаментальную проблему психологической науки. И хотя исследование конфликта оказалось в какой-то мере «поделенным» между разными психологическими дисциплинами (в первую очередь, общей психологией, социальной психологией и психологией личности), понятие конфликта принадлежит всей психологической науке и относится к ее фундаментальным основам [12, с. 32].
Конфликты оказывают различное влияние на личность: усложняя, с одной стороны, психологическую жизнь и способствуя ее переходу на новые, более сложные уровни функционирования, с другой стороны они могут стать причиной нарушения гармонии взаимоотношений с окружающими людьми и задержки процесса социализации личности [21, с. 28].
Вне зависимости от содержания, вида и степени сложности конфликтов, характерным выступает восприятие подавляющим большинством их участников данного феномена как весьма негативного явления, связанного с переживаниями, сильными отрицательными эмоциями, потерями, разочарованиями и стрессами. Вовлеченные в конфликтное противоборство обычно находятся в сложных психических состояниях, ввиду чего совершенно справедливо считается, что у конфликтов очень высокая психологическая «цена» [22, с. 31].
Мотивы и цели конфликтного противоборства вытесняют все иные, занимая главное положение. В связи с этим, вся информация, люди и их отношения начинают рассматриваться исключительно исходя из критерия их полезности для победы в конфликте.
В качестве еще одной характерной особенности конфликтов выступает готовность участвующих в них людей на многое, ради собственной победы, искренне веря, что проявляют немалую изобретательность при разработке хитроумных планов воздействия на оппонента в целях достижения желаемого результата, хотя это совершенно не так. Вне зависимости от вида конфликта, числа его участников и их интеллектуального статуса, конфликтующие стороны действуют практически по аналогичным схемам, применяя одни и те же приемы и тактики конфликтного противоборства, причем в строго определенной последовательности. Указанное обуславливается специфическим «однонаправленным» воздействием негативных психических состояний (в основном, сильных стрессов), доминирующих у конфликтующих сторон, на механизмы сравнения, протекание психических процессов и даже интеллектуальную деятельность [28, с. 24].
Большая часть конфликтов возникает в организациях. Такие конфликты носят название организационных (конфронтации, противоречия, диспуты и пр.).
Организация представляет собой производственно-технологическое объединение людей и средств производства; коллектив тружеников, объединяющих собственные способности и усилия в целях развития производства, принимающих активное участие в разрешении общественно-экономических проблем; совокупность индивидов, объединенных конкретными отношениями и связями [33, с. 56].
В обществе функционируют разные типы организаций: учреждения, предприятия, институты, университеты, ассоциативные организации (например, семья), общественные организации (например, профсоюзы, политические партии и пр.), финансовые структуры. В структуру организации входит целый ряд подразделений: бригад, цехов, отдельных служб, смен и пр., выступающих в качестве первичных групп, являясь социальной средой, где человек непосредственно контактирует с другими людьми [17, с. 98].
Для организационного конфликта характерно множество форм. Однако вне зависимости от его природы, менеджерам необходимо проанализировать конфликт, понять его и уметь им управлять. Некоторые компании даже вводят в штатное расписание должность конфликтолога – менеджера по отношениям с сотрудниками [36, с. 44].
Конфликт подразделяется на дисфункциональный, снижающий личную удовлетворенность, производительность труда и ликвидирующий сотрудничество членов коллектива, и функциональный, полезный для членов трудового коллектива и в целом для организации. В основном, результат конфликта зависит от эффективности управления им менеджером [5, с. 34].
Вид конфликта представляет собой вариант конфликтного взаимодействия, выделяемый в соответствии с конкретным признаком.
Конфликты, в зависимости от числа принимающих в них участие, подразделяются на:
– внутриличностный;
– межличностный;
– конфликт между личностью и группой;
– межгрупповой [10, с. 56].
Внутриличностные конфликты являются столкновением равносильных противоположно направленных интересов, потребностей и мотивов внутри личности.
Например, сотруднику предлагают две должности, одна из которых высокооплачиваемая, но не нравится, а другая – нравится, но с низкой заработной платой. Соответственно, несмотря на то, что выбор производится из желаемых альтернатив, конфликт могут сопровождать стрессовые ситуации ввиду сложности и болезненности выбора [10, с. 57].
Возникновение внутриличностного конфликта также связано с предъявлением одному человеку противоречивых требований.
Внутриличностный конфликт представляет собой специфический тип конфликтного процесса, который разворачивается внутри личности из-за противоречивости и дисгармоничности стремлений, присущих различным структурам и подсистемам ее психологической системы, между бессознательными и сознательными влечениями, стремлением к получению удовольствия и требованием совести, нормами нравственности и культуры и инстинктивными позывами.
Межличностные конфликты представляют собой более распространенный тип конфликта, в роли участников которого выступают два субъекта, являющихся носителями мнений, интересов и ценностей. Для указанного конфликта характерна эмоциональная вспыльчивость и напряженность. Его возникновение нередко связано с личной неприязнью, тогда как личные отношения между людьми в организации зачастую проецируются на деловую сферу [10, с. 58].
В качестве одной из наиболее распространенных причин возникновения в организациях межличностных конфликтов выступает нарушение субординации. Межличностный конфликт в организации проявляется по-разному. Наиболее часто борьба вызвана ограниченностью ресурсов, рабочей силы или капитала, когда каждый из руководителей прилагает все усилия для убеждения начальства выделить их именно ему. Также борьба может вестись за одобрение конкретных идей, использование определенного оборудования.
Межличностным конфликтом отображается психологическая атмосферу отдельного коллектива и всей организации. Наиболее известной считается разработанная Н.В. Гришиной типология межличностных конфликтов на производстве:
– конфликты, которые вызваны факторами, препятствующими достижению людьми личных целей трудовой деятельности;
– конфликты, которые возникают в качестве реакции на препятствие получению определенного продукта, достижению основных целей деятельности;
– конфликты, основанные на личных взаимоотношениях людей, их притязаниях и особенностях личности;
– конфликты, которые обусловлены несоответствием поведения партнеров по работе принятым в коллективе ценностям и нормам [11, с. 61].
Таким образов, межличностный конфликт может быть определен как взаимное отрицательное восприятие людей, которое вызвано несовместимостью их интересов, взглядов, потребностей или оценок, и связанную с этим отрицательную реакцию на поступки и слова человека, который рассматривается как соперник или нежелательный партнер.
Конфликты между личностью и группой. Зачастую коллективом устанавливаются определенные нормы поведения, которым должен следовать каждый член коллектива для получения признания. Однако, при появлении сотрудника, не принимающего установленные группой правила, возможно возникновение конфликта, причиной которого выступает несоответствие поведения одного индивида установленным групповым нормам [10, с. 59].
Причиной возникновения конфликта между личностью и группой является позиция личности, которая отличается от сложившихся в группе норм труда и поведения, когда ожидания группы вступают в противоречие с ожиданиями конкретного индивида. Конфликт может возникнуть вследствие несоответствия компетентности руководителя и специалистов коллектива, неприятия группой характера и нравственного облика руководителя.
Межгрупповые конфликты. Общеизвестно, что организации состоят из множества неформальных и формальных групп. Наиболее часто возникновение конфликта связано с несоответствием интересов функциональных групп, внутри которых перманентно происходит динамичное развитие, изменение задач и целей, что постепенно входит в спор с аналогичными показателями других групп. Понятие «межгрупповой конфликт» предполагает возникновение конфликтного процесса при взаимодействии различных групп, что может быть вызвано разными причинами и может осуществляться в различных формах, условиях и с разным уровнем напряженности [10, с. 60].
Можно выделить три ключевые причины межгрупповых конфликтов:
– объективные условия взаимодействия, которые разделяют или связывают социальные группы;
– внутригрупповые процессы (в т. ч. конфликтные), которые протекают в каждой взаимодействующей группе;
– направленность и содержание межгрупповых взаимодействий [19, с. 42].
В зависимости от источника возникновения конфликты можно подразделить на субъективно и объективно обусловленные.
Объективное возникновение конфликта обусловлено противоречивой и сложной ситуацией, в которой оказываются люди. Субъективное возникновение конфликта связано с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, которые создают препятствия на пути к удовлетворению желаний, стремлений и интересов.
Классифицировать причины конфликтов можно по различным основаниям.
Так, с точки зрения Н.В. Гришиной, возможно сведение причин конфликтов к трем группам: содержание совместной деятельности (взаимодействия); особенности межличностных отношений; личностные особенности участников [11, с. 72].
При иных классификациях источников конфликтов в качестве оснований выделяют интересы участников, ценности взаимодействия, потенциал участников, средства реализации целей, правила управления и взаимодействия [22, с. 69].
Во-первых, существуют конфликты с нашим участием и конфликты окружающих нас людей. Наше желание и возможность участия в конфликтах вокруг нас является отдельным вопросом.
Во-вторых, посредством конфликта люди пытаются решить определенные собственные задачи (конкурентная борьба за что-либо, представляющее ценность, конфликт интересов).
Итак, основными типами конфликтов являются: конфликт препятствия, конфликт опасности, конфликт статуса и конфликт власти. Стоит отметить, что не участвующие в конфликте люди понимают собственные задачи, зачастую их вовлекают в начатый другими людьми конфликт, где они только отыгрывают заданные им извне роли.
Самым распространенным является межличностный конфликт, из название которого следует участие в нем двух субъектов. Такой конфликт проявляется в организациях по-разному. По мнению многих руководителей, его ключевой причиной выступает несходство характеров. Действительно, достаточно часто встречаются люди, которые не могут поладить друг с другом вследствие разницы в манере поведения и взглядах. Однако, более глубокое изучение межличностных конфликтов свидетельствует, что основой данных споров наиболее часто являются вполне конкретные объективные причины (например, распределение выделенных материальных средств, использование рабочего места или оборудования). Нередко возникает конфликт «руководитель - подчиненный», в котором одна из сторон уверена в предъявлении руководителем непомерно высоких требований, тогда как другая считает, что подчиненный не желает или не умеет работать.
Другим типом конфликта является конфликт между личностью и группой, который наиболее тяжело протекает в среде противостояния руководителя подчиненным. Общеизвестно установление всеми коллективами и организациями собственных неформальных правила общения и поведения, которых должен придерживаться каждый из членов группы. Отступление от данных норм расценивается группой в качестве негативного проявления, вследствие чего возникает конфликт [26, с. 57].
В межгрупповой тип конфликтов могут быть включены одновременно все работники, поскольку каждая организация состоит из должностных (формальных) и дружеских (неформальных) групп, между которыми возможно возникновение конфликтов. Для подобных столкновений взглядов и интересов может быть свойственен личный (различное отношение к моральным ценностям, столкновение политических убеждений, бытовая ссора) и профессиональный характер (споры между руководителями и исполнителями, администрацией и профсоюзом).