Файл: ПРОБЛЕМЫ И ПеРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1. Сущность международных финансовых организаций и их роль в контексте международной глобализации
1.2. Функции и классификация международных финансовых организаций
2.1. История взаимоотношений России с международными финансовыми организациями
Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов. Такая помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом.
В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ.
Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.
МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр.
Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г.
Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008–2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана, в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике. Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности»14. Автор рассматривает две группы стран, первая из которых состоит из 5 стран ЕС (Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии), а вторая — из крупнейших на 2006 г. стран с формирующимися рынками (Китая, Республики Корея, Мексики, Индии и Бразилии). До первого раунда увеличения квот в отношении четырех стран (Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции) в соответствии с постановлением, принятым Советом управляющих МВФ на своей сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 г., обе группы располагали примерно 1/10 от общего объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). При этом вклад европейских стран в мировую экономику был существенно меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным ценам, составляла 8,1% по сравнению с 11,9% для стран второй группы. В случае расчета ВВП по ППС соотношение составляло 5,8% против 20,7%.
Рисунок 1. Соотношение голосов и экономических показателей стран группы 1 и группы 2, % от соответствующих мировых показателей
Примечание: группа 1 — Италия, Нидерланды, Бельгия, Швеция и Швейцария; группа 2 — Китай, Индия, Республика Корея, Мексика, Бразилия
Помимо изменения баланса сил в мировой экономике, менялась и роль развитых и развивающихся стран в международных финансовых институтах. Все большее число развитых стран стали обращаться за получением финансовой помощи, предоставляемой МФИ, в то время как страны с формирующимися рынками выступали в качестве кредиторов. Так, в период кризиса 2008–2009 гг. за помощью к МВФ обратились такие европейские страны, как Исландия, Венгрия, Латвия. В период с 2010 по 2013 гг. в результате развития долгового кризиса в Европе реципиентами финансовой помощи МВФ стали Греция, Ирландия, Португалия и Кипр. Рост спроса на предоставление финансовой помощи в результате кризисных явлений привел к необходимости увеличения ресурсов МВФ. На Лондонском саммите «Группы двадцати», состоявшемся в апреле 2009 г., был принят «План действий по выходу из глобального финансового кризиса», в рамках которого страны, среди прочего, приняли решение увеличить втрое финансовые ресурсы МВФ до 750 млрд долл. Вклад в реализацию этой инициативы внесли и страны с формирующимися рынками: в частности, Китаем были предоставлены средства в размере 31,2 млрд СДР (около 40 млрд долл.), Россией, Индией и Бразилией — по 8,7 млрд СДР (около 13 млрд долл.), ЮАР — 340 млн СДР (около 500 млн долл.). Участие в увеличении финансирования МВФ приняли и такие государства, как Малайзия, Таиланд, Мексика, Сингапур.
При этом привлечение финансовых ресурсов от стран с формирующимися рынками не способствовало увеличению квот и голосов последних в организации. Это было связано с тем, что финансирование фонда было осуществлено через специальный механизм «Новых соглашений о займах» (НСЗ).
Он предусматривает временное финансирование МВФ, которое производится только в случае необходимости. Средства в рамках НСЗ не являются основным капиталом фонда. Такая ситуация не устраивала отдельные государства. В частности, основным сторонником проведения реформы квот МВФ стала группа стран БРИКС. С самого начала своей деятельности они рассматривали продвижение реформы международной финансовой архитектуры в качестве одного из ключевых приоритетов. По итогам первой встречи министров финансов БРИК в ноябре 2008 г. стороны в Совместном коммюнике призвали к «реформированию многосторонних институтов, чтобы они могли отражать происходящие структурные изменения в мировой экономике и увеличивающуюся роль стран с формирующимися рынками».
Также было отмечено, что реформа МВФ должна быть «направлена на достижение более справедливого баланса голосов и участия между развитыми и развивающимися странами». На очередной встрече БРИК в марте 2009 г., состоявшейся накануне встречи министров финансов и управляющих центральными банками «Группы двадцати», страны в очередной раз призвали к реализации реформы МФИ, включая пересмотр роли и мандата МВФ. Страны БРИК поддержали решение об увеличении ресурсов фонда, однако отметили, что предоставляемые ими средства должны стать «временным мостом к постоянному увеличению квот». Кроме этого, они отметили необходимость принятия «срочных мер в отношении права голоса и представительства в МВФ, с тем, чтобы они лучше отражали реальный экономический вес стран» и призвали изучить изменения в международной валютной системе, включая роль резервных валют. В коммюнике страны БРИК также выразили свою позицию относительно выбора новых глав МВФ и Всемирного банка, согласно которой последние должны избираться открыто и без привязки к гражданству.
2.2. Проблемы и перспективы в развитии отношений между Россией и международными финансовыми организациями
Нужно заметить, что те государства, в которых была разработана база благоприятных условий для старта, в итоге очень успешно справились с задачами в экономической политике, поэтому из этого напрашивается вывод, что если отчеканить политику до разумного уровня, то соответственно увеличивается в полезном направлении динамика экономического уровня для постсоциалистических стран.
Показателем эффективности проведения политики между государствами главным фактором является ориентировочная направленность, у одних стран она ясно обоснована, у других она просто отсутствует. Из этого понятно, что политика, которая выстраивалась на таком ориентировочном уровне, точнее сказать на без ориентировочном и привела к решению не глобальных проблем государства, а лишь к решению небольших не долгосрочных проблем.
Однако в более широком контексте представляется, что у Брюсселя нет четкого понимания, какую политику следует проводить по отношению к России. Недавние программные документы по этому вопросу не содержат однозначных выводов. Они лишь указывают на крайне тяжелый процесс поиска консенсуса или плана действий, приемлемого для стран — членов ЕС.
Дабы оказать на Россию давление, Евросоюз, под давлением США, ввёл в марте 2014 года обширный список санкций против России. В результате чего как Россия, так и ЕС понесли значительные экономические убытки. Однако Россия, отчасти благодаря импорт замещению, и отчасти благодаря помощи Китая, смогла более-менее справиться с последствиями санкций, в то время как США не стали возмещать Евросоюзу убытки, понесённые от антироссийских санкций.
Участие в международных финансовых организациях является платным. При этом следует не только вносить определенные суммы взносов, но строго следовать существующим правилам и рекомендациям каждой организации (особенно в области технического взаимодействия, инвестиций и гарантий).
У РФ имеются достаточно высокие финансовые обязательства перед международными организациями. Более значительные они перед Международным Валютным Фондом (примерно, 8 миллиардов американских долларов), МБРР ($5,4 млрд.) и ЕБРР (примерно $ 0,8 млрд.).
Россия в системе международных финансово-экономических отношений имеет небольшое влияние, которое определяется процентной составляющей в уставных капиталах международных организаций. В уставном фонде ЕБРР это 4 процента, в Международном Банке реконструкции и развития - 2,99 процента, а в МВФ - 2,79 процента. В тех же организациях, где у РФ есть значительное воздействие (например, МГБ или МВЭС), по некоторым причинам заимствование не выполняется.
Некоторые финансовые институты подобные, как БМР или ЕБРР в течение продолжительного периода предоставляют России бесплатную помощь технического характера. Такое содействие было особенно ощутимым в первые годы после развала СССР. Для оказания технической помощи ЕБРР, кроме собственных ресурсов, привлекались пожертвования других государств.
Являясь бенефициаром стран-доноров, РФ выступает также и в качестве международного донора. Таким образом, для вступления в Международную Ассоциацию Развития Росси предоставила обязательство, предполагающее выделение финансов в размере около $130 млн. РФ при взаимодействии с международными финансовыми институтами в рамках технической помощи государствам СНГ также несет часть финансовых обязательств.
Принимая содействие в инициативе по облегчению долгового бремени самым бедным странам (Инициатива HIPC), наше государство также выполняет весомую роль, являясь наиболее важным донором, если учитывать объемы ВВП. Необходимо выделить данному критерию РФ находится на 1 месте среди всех стран мира. Если же учитывать абсолютный объем списания задолженностей беднейшим странам, то Россия уступает только Японии и Франции.
Кроме непосредственного членства в большинстве международных финансовых организаций РФ сотрудничает с некоторыми институтами на условиях соглашений. Для всех направлений взаимодействия характерны определенные функции сотрудничества. Так, Международный Валютный Фонд выделяет ресурсы для улучшения платежного баланса, МБРР предоставляет финансы по гарантии государства для экономических преобразований, ЕБРР направляет средства на инвестиционную деятельность, а для интеграционных проектов предоставляют займы такие банки, как МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ [5, c. 190].
Существующий уровень взаимодействий России в системе международных финансовых отношений обусловлен историко-экономическими факторами. Система принципов таких взаимодействий имеет три основных составляющих:
Во-первых, принципы глобального характера. Они определяют стратегические цели и задачи международных организаций, а также кредитные взаимоотношения с государствами участниками.
Во-вторых, стратегии национального характера. Они определяют наполнение программ и условия сотрудничества с международными финансовыми институтами.
В-третьих, интересы социального и частного характера. Страны вступают в международные финансовые организации в нескольких ипостасях: как кредитополучатели; как участники управления; как главные акционеры, которые стремятся увеличить свое влияние на целевое использование займов, которые, к примеру, выделяются РФ, и рассматривают займы, как прибыльные инструменты [4, c. 155].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение всего периода своего членства в Международном валютном фонде и Группе Всемирного банка Россия считалось активным участником деятельности крупнейших международных финансовых институтов. Присоединившись к организациям в качестве заемщика, страна в достаточно короткий срок сменила свой статус на кредитора в МВФ и партнера в Банке. На сегодняшний день Россия в сотрудничестве с рядом других государств, в частности, со странами БРИКС, стремительно продвигает реформы мировой финансовой архитектуры, с тем, чтобы она в большей степени отражала сложившуюся на данный момент расстановку сил в мировой экономике. Россия также участвует и считается инициатором региональных финансовых инициатив, призванных закрепить основание международной финансовой системы.
Решение о создании Нового банка развития БРИКС было принято в июле 2014 г. Соответствующее соглашение было подписано представителями стран БРИКС по итогам саммита в г. Форталеза, Бразилия. Как отмечалось в Форталезской декларации, целью создания НБР является «мобилизация ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах». По мнению стран БРИКС, НБР позволит дополнить деятельность существующих региональных и международных финансовых институтов в области глобального развития. НБР начал свою деятельность в июле 2015 г. после ратификации соглашения всеми странами группы БРИКС. Оплаченный капитал БРИКС составляет 10 млрд. долл., пропорционально распределенных между странами-участницами. Предусматривается возможность увеличения капитала до 50 млрд. долл. Кроме этого, предусматривается возможность привлечения других развивающихся стран к участию в НБР. Основными сферами, на которых в ближайшее время будет сосредоточена деятельность НБР, станут зеленая энергетика, транспорт и телекоммуникации. К настоящему моменту НБР одобрил 5 проектов в пяти странах — участницах БРИКС на сумму около 1 млрд долл. Пакет проектов включает строительство малых гидроэлектростанций в Карелии. С этой целью НБР выделит два кредита по 50 млн долл. Евразийскому банку развития (ЕАБР) и Международному инвестиционному банку (МИБ). Несмотря на то что создание НБР часто рассматривается как региональный аналог Всемирного банка, эксперты отмечают ряд его недостатков. Прежде всего, в качестве основного выделяют недостаток финансовых ресурсов фонда. По мнению западных экспертов, страны БРИКС могли бы сформировать более влиятельный институт, если бы не были предусмотрены равные взносы стран БРИКС, и Китай согласился внести больше средств.