Файл: Законодательные органы государственной власти (Исторический процесс возникновения и развития системы законодательных органов государственной власти в России).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Возникновение элементов представительного правления в Российском государстве (IX – XVIII вв.)
1.3. Система представительных органов государственной власти в начале ХХ века
1.4. Развитие системы представительных органов государственной власти в XX – начале XXI века
2.2. Конституционно-правовой статус Совета Федерации
2.3 Особенности правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
Поскольку Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим не постоянно, в период между его заседаниями высшей властью республики объявлялся Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов[31]. Компетенция этих органов была весьма обширной. Помимо законодательных функций - утверждения, изменения и дополнения Конституции РСФСР, принятия общегосударственного законодательства, - съезд Советов обладал правом общего руководства внешней и внутренней политикой, установления и изменения внешних границ РСФСР и внутри административного деления и так далее (ст. 49 Конституции РСФСР 1918 г).
Новая Конституция РСФСР воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежними Основными Законами. Та же двойственная структура: Всероссийский съезд Советов - ВЦИК; их право принимать к рассмотрению любой вопрос, относившийся к компетенции республики, то же неравенство городских и сельских избирателей.
Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 г. новой Конституции СССР[32]. По аналогии новые конституции принимали и входившие в Советский Союз республики. В Российской Федерации Конституция была подготовлена в рекордно короткий срок: 21 января 1937 г. ее принял Чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов. Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР[33]. Двухступенчатая конструкция была заменена единым Верховным Советом, который традиционно именовался высшим органом государственной власти (ст. 22).
Итак, в России с октября 1917 г. по октябрь 1989 г. сложилась не имевшая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Верховный Совет СССР был высшим органом государственной власти Советского Союза, принимавшим решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определявшим основные направления внешней политики, осуществлявшим высший контроль над деятельностью государственного аппарата.[34] На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного Суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Верховный Совет СССР избирался населением на четыре года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300 тыс. человек населения. В Совет национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по пять депутатов от каждой национальной области и по одному депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно, в случае разногласий между палатами вопрос рассматривался согласительной комиссией, образуемой самими палатами на паритетных началах[35]. Каждая палата образовывала постоянные комиссии: мандатную, комиссию законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам, по делам молодежи, а также комиссии по отраслям или группам отраслей экономики и государственного управления. Законодательная деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями. Президиум Верховного Совета СССР имел широкие полномочия вносить изменения и дополнения в законодательство, в том числе в законы СССР и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик[36]. Утверждение указов Президиума Верховного Совета СССР общенормативного характера проводилось на собиравшихся два раза в год сессиях Верховного Совета СССР.
Голосовали за принятие законов раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой палате подавалось простое большинство голосов (для внесения изменений в Конституцию требовалось квалифицированное большинство, не менее 2/3 голосов, в каждой палате). Руководящим ядром всех государственных органов, в том числе и Верховного Совета СССР, была Коммунистическая партия: выдвигаемые КПСС задачи определяли деятельность каждого Совета, лежали они и в основе деятельности Верховного Совета СССР[37]. Как свидетельствует практика работы Верховных Советов СССР, в их деятельности сочетались ростки демократии, позволявшие поддерживать тесную связь депутатов с избирателями, накапливать элементы парламентской культуры, вносить определенный вклад в развитиеи совершенствование законодательной системы, и формально-бюрократический стиль решения многих ключевых вопросов, вытекавший из доминирования партийно-политического подхода ко всем областям жизни страны, в том числе и в сфере законотворчества.
После проведения конституционной реформы, в конце 1993 г., органы советской власти прекратили свою работу как на государственном уровне (съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации. Неотъемлемый элемент современного парламентаризма - закрепление в правовой системе страны принципа разделения властей[38].
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации представительной и законодательной деятельности на федеральном уровне. Данная конституция закрепила статус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты - Совета Федерации. Сроки избрания депутатов в Государственную Думу в Конституции закреплены не были: в ст. 84 говорится, что Президент назначает выборы в Государственную Думу; днем голосования считается третье воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий предыдущей Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.
Таким образом, подводя итог результатам исследования в данной главе, можно сделать вывод о том, что: путём изучения возникновения элементов представительного правления в Российском государстве (IX – XVIII вв.); исследования элементов представительного правления в России в период абсолютной монархии (ХVIII – начало XX вв.); анализа системы представительных органов государственной власти в начале ХХ века; изучения развития системы представительных органов государственной власти в XX – начале XXI века, был исследован, изучен и проанализирован исторический процесс возникновения и развития системы законодательных органов государственной власти в России.
Глава 2 Конституционно-правовой статус палат Федерального Собрания
2.1. Конституционно-правовой статус Государственной Думы
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации, представляет интересы населения Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Действующий порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определен Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018). Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы, то есть выборы депутатов Государственной Думы проводятся только на основе пропорциональной избирательной системы. Федеральный избирательный округ по выборам депутатов Государственной Думы включает в себя всю территорию Российской Федерации[39].
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федерального списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Гражданин Российской Федерации, достигший ко дню голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы. Не имеет права быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока[40].
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. При этом решение о назначении выборов депутатов Государственной Думы должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого Государственная Дума была избрана в правомочном составе.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федерального списка кандидатов. Выдвижение кандидатов в состав федерального списка кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ(ред. от 03.07.2018) «О политических партиях», право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Федеральный список кандидатов может быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации; число региональных групп должно составлять не менее 35.
Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. Выдвижение списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписной лист. В то же время политическая партия, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних выборах, предшествующих данным выборам депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов[41].
Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 100 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.
Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации (радио-, телевещание, печатные средства и др.). Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, и обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
К установленному Указом Президента Российской Федерации дню голосования по выборам депутатов Государственной Думы должны быть оборудованы избирательные участки, подготовлены избирательные бюллетени. В избирательном бюллетене в порядке, определенном жеребьевкой, помещаются краткие наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также эмблемы этих политических партий. Под кратким наименованием политической партии помещаются фамилия, имя и отчество первых трех кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, выдвинутых данной политической партией. Если субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации соответствует региональная группа кандидатов, в избирательном бюллетене после указанных сведений о федеральной части федерального списка кандидатов помещается также наименование соответствующей региональной группы кандидатов и фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов, включенных в эту региональную группу[42].