Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика франчайзинга
1.1 Соотношение франшизы и коммерческой концессии
1.2 Соотношение франчайзинга и коммерческой концессии
1.3 Франшиза как институт гражданского права
2. Понятие и характеристика договора коммерческой концессии
2.1 Понятие и общая характеристика
2.2 Существенные условия и форма договора
2.3 Стороны договора: права, обязанности, ответственность
Конверсионный франчайзинг. Третий и наиболее поздно возникший вид франчайзинга – конверсионный франчайзинг. Данный вид франчайзинга появился в конце 70-х годов двадцатого века. Его сущность вытекает из названия «конверсионный» – франчайзи преобразовываются (конвертируются) из независимых предприятий, либо небольших сетей в единую линию бизнеса франчайзера. Данный вид франчайзинга успешно проявил себя в двух видах предпринимательской деятельности: торговля недвижимостью и домашний дизайн/ремонт. В рамках данного вида предприятия объединяются под единым именем и используют единую рекламную политику, программы обучения.
При более пристальном изучении франчайзинга на примере приведенной выше классификации, становится очевидным, что утверждения отдельных авторов о том, что понятие «франчайзинг» по своему смысловому содержанию шире понятия «коммерческая концессия», имеют под собой серьезные основания.
Представляется, что понятие «коммерческая концессия» является синонимом понятия «франчайзинг бизнес формата», но с определенными оговорками: в настоящее время договором коммерческой концессии признается лишь договор, в соответствии с которым передаются права на использование следующих объектов: право на коммерческое обозначение, секрет производства, товарный знак и знак обслуживания. Таким образом, понятия «франчайзинг» (в мировом понимании) и «коммерческая концессия» (в определении, вытекающим из норм ГК РФ) соотносятся, соответственно, как родовое и видовое.
1.3 Франшиза как институт гражданского права
Тема курсовой работы заранее предполагает изучение франчайзинга как института права. Однако для того, чтобы говорить о франшизе как о правовом институте, необходимо установить институтообразующие критерии, благодаря которым будет возможно отделить франшизу от других структурных элементов системы гражданского права.
Договор франчайзинга (франшизинга, или франʹшиза) так же, кʹак и в преʹдыдущих двуʹх случаях, терʹминологичесʹки вошел в нʹаучный и деʹловой оборот Россʹии, по сущестʹву, в послеʹднее десятʹилетие. Одʹнако в россʹийском закоʹнодательстʹве благодарʹя принятию ноʹвого Граждʹанского коʹдекса легаʹльное обозʹначение даʹнного вида осуʹществляетсʹя посредстʹвом иного нʹаименованиʹя, сходного с теʹм, которое исʹпользуется, нʹапример, во Фрʹанции,- коʹммерческая коʹнцессия (concession commerciale).
Таким образоʹм, с юридичесʹки формальʹной точки зреʹния в частʹное право Россʹии введен ноʹвый договорʹный институт, которʹый применяетсʹя в предпрʹинимательсʹкой деятелʹьности (ст. 10ʹ27 ГК РФ). Нʹаименование же «фрʹанчайзинг», иʹли «франшизʹа», известʹно больше аʹнглосаксонсʹкому праву (оʹно появилосʹь в прошлоʹм веке в СʹША).
В соответстʹвии с россʹийским закоʹнодательстʹвом «по доʹговору комʹмерческой коʹнцессии одʹна сторона (ʹправообладʹатель) обязуетсʹя предостаʹвить другоʹй стороне (ʹпользоватеʹлю) за возʹнаграждение нʹа срок или без уʹказания сроʹка право исʹпользовать в преʹдприниматеʹльской деятеʹльности поʹльзователя коʹмплекс искʹлючительныʹх прав, прʹинадлежащиʹх правооблʹадателю, в тоʹм числе прʹаво на фирʹменное наиʹменование и (ʹили) коммерчесʹкое обозначеʹние правообʹладателя, нʹа охраняемуʹю коммерчесʹкую информʹацию, а таʹкже на друʹгие предусʹмотренные доʹговором объеʹкты исключʹительных прав - тоʹварный знаʹк, знак обсʹлуживания и т.ʹд.». Комплеʹкс исключитеʹльных прав, поʹмимо перечʹисленного, моʹжет включатʹь ноу-хау, переʹдачу прав и нʹа другие объеʹкты интеллеʹктуальной собстʹвенности, нʹапример проʹмышленный обрʹазец (охраʹняемую внеʹшнюю форму изʹделия) или програʹмму для ЭВʹМ, так как прʹиведенный в стʹатье перечеʹнь объектоʹв имеет отʹкрытый харʹактер[17].
Распространение еʹго в междуʹнародном хозʹяйственном обороте позʹволило созʹдать и обесʹпечить безуʹпречное фуʹнкционировʹание целой сетʹи торгово-ʹпроизводстʹвенных домоʹв, предприʹятий гостиʹничной индустрʹии, автомобʹильного и иʹного сервисʹа и т.д., объеʹдиняемых «обʹщей маркой» и рʹазбросанныʹх по всему мʹиру. Достаточʹно упомянутʹь ставшие прʹивычными, кстʹати, и для урбʹанистическоʹго ландшафтʹа России фʹирмы и комʹпании общестʹвенного питʹания: «МакДональдс», «Пицца Хʹат», «Баскин Робинс», отели «ʹХилтон», «Оберрой», «Шератоʹн», прачечʹные и химчʹистки «Мартʹини», автозʹаправочные и серʹвисные стаʹнции «Шелл», цеʹнтры обслуʹживания «Мерсеʹдес», «Фолʹьксваген», «ʹВольво», «Сʹааб», «Мицубʹиси», «Опеʹль» и пр., коʹмпанию телеʹкоммуникацʹий «Би Лайн» и т.п.[18]
Показательна в этоʹм плане срʹавнительнаʹя статистиʹка. Каждый гоʹд в мире роʹждаются и уʹмирают тысʹячи малых и среʹдних компаʹний. Даже казалосʹь в «благоʹполучной» Аʹмерике посʹле пяти лет деʹятельности вʹыживают лиʹшь 23 проц. чʹастных преʹдприятий, а посʹле 10 лет иʹх остается оʹколо 18 проʹц. В то же вреʹмя при испоʹльзовании метоʹдов организʹации бизнесʹа на основе прʹинципа фраʹнчайзинга в течеʹние пяти лет рʹаспадаются восеʹмь предприʹятий из 100, а в посʹледующие пʹять - и тоʹго меньше: дʹва из 92.
Договор фрʹанчайзинга преʹдставляет собоʹй долгосрочʹный договор, в сʹилу котороʹго сторона, преʹдоставляющʹая франшизу (ʹправообладʹатель), обʹязуется за возʹнаграждение посʹледовательʹно осущестʹвлять постʹавки товароʹв и оказывʹать опредеʹленные услуʹги, передаʹвать опыт, зʹнания, навʹыки в хозяʹйственной деʹятельности, а тʹакже наделʹять другую стороʹну (пользоʹвателя) прʹавом исполʹьзования коʹмплекса исʹключительнʹых прав в отʹношении объеʹктов интелʹлектуальноʹй собственʹности. Посʹкольку преʹдоставление со стороʹны правообʹладателя поʹльзователю исʹключительнʹых прав интелʹлектуальноʹй собственʹности являетсʹя основным обʹязательствоʹм, определʹяющим особеʹнности догоʹвора, этот доʹговор часто рʹассматриваетсʹя как разноʹвидность лʹицензионныʹх договороʹв. Он, как бʹыло отмечеʹно, заключʹается больʹшей частью с цеʹлью созданʹия новых хозʹяйственных коʹмплексов (ʹмагазинов, ресторʹанов, гостʹиниц и т.п.), рʹасширения сетʹи рынков сбʹыта товароʹв и услуг поʹд фирмой прʹавообладатеʹля. Это отʹличает его от обʹычных лицеʹнзионных доʹговоров, которʹые позволяʹют лицензиʹату использоʹвать некоторʹые отдельнʹые объекты оʹхраны промʹышленной иʹли интеллеʹктуальной собстʹвенности (ʹизобретение, поʹлезную модеʹль, товарнʹый знак, лʹитературное проʹизведение, коʹмпьютерные бʹазы данных и друʹгие охраняеʹмые объектʹы), права нʹа которые прʹинадлежат собстʹвеннику даʹнного новшестʹва.
Иногда в лʹитературе уʹказывается, что доʹговор коммерчесʹкой концессʹии более преʹдпочтителеʹн для испоʹльзования в коʹммерческой жʹизни, нежеʹли, например, созʹдание дочерʹних предпрʹиятий за грʹаницей. Одʹнако с этиʹм трудно соʹгласиться. Деʹло как раз в тоʹм, что перечʹисленные вʹыше «монстрʹы» мирового бʹизнеса преʹдоставляют фрʹаншизу (коʹммерческую коʹнцессию) в нʹаиболее «отрʹаботанном» вʹарианте имеʹнно своим преʹдприятиям, которʹые созданы лʹибо со 100-ʹпроцентным, лʹибо с преобʹладающим собстʹвенным участʹием. Подобʹное обеспечʹивает им эʹкономическʹий и юридичесʹкий контроʹль за деятельностью в целом созʹданного в дʹанной страʹне заведенʹия, действуʹющего под изʹвестной в мʹире маркой, а тʹакже в частʹи осуществʹления получʹателем искʹлючительныʹх прав и коʹнкретных прʹавомочий по фрʹаншизе.
В настоящее вреʹмя, посколʹьку междунʹародно-праʹвовых средстʹв регулироʹвания в даʹнной сфере обʹщественных отʹношений не суʹществует, оʹпределенные иʹх элементы реʹгулируются с поʹмощью нациоʹнально-праʹвовых инструʹментов, а тʹакже с испоʹльзованием реʹкомендателʹьных норм, вʹыработанныʹх в рамках меʹждународныʹх организаʹций и оргаʹнов.
Франчайзинг, кʹак правило, деʹйствует в дʹвух основнʹых формах: проʹизводственʹного и торʹгового фраʹнчайзинга, хотʹя специальʹная литературʹа различает еʹще два видʹа - «сбытоʹвой» и «в сфере обсʹлуживания». Производственный франчайзиʹнг используетсʹя изготовитеʹлями для рʹасширения проʹдаж своих изʹделий. Лицеʹнзиат устуʹпает право сбʹыта своего тоʹвара (или груʹппы изделиʹй) на опреʹделенный сроʹк и (или) нʹа определеʹнной территорʹии. Зачастуʹю договор фрʹанчайзинга поʹдобного роʹда имеет все прʹизнаки догоʹвора об исʹключительноʹй продаже. Теʹм не менее, и в этоʹм случае прʹавообладатеʹль имеет возʹможности соʹхранять за собоʹй контроль зʹа деятельностʹью пользовʹателя франʹшизы по собʹлюдению доʹлжного проʹизводства иʹли обслужиʹвания товарʹа, постоянʹного поддерʹжания его кʹачества и стʹандарта. Торговый франчайзиʹнг заключаетсʹя в предостʹавлении лиʹцензиату (ʹпользоватеʹлю) «пакетʹа услуг» (рʹаскрытие сеʹкретов проʹизводства и торʹговли, метоʹдов сбыта, орʹганизации проʹизводства и сбʹыта, накопʹленных знаʹний и опытʹа, товарные зʹнаки и знаʹки обслужиʹвания). Все это нʹаправлено нʹа более усʹпешную реаʹлизацию проʹизводимых тоʹваров и усʹлуг. Кроме тоʹго, обеспечʹивается унʹификация пʹараметров хозʹяйственной деʹятельности всеʹх пользоватеʹлей франшизʹы, находящʹихся в делоʹвых отношеʹниях с однʹим лицензиʹатом, поддерʹжание на оʹпределенноʹм уровне «ʹмарки» и «ʹимиджа» даʹнного лица, преʹдоставившеʹго коммерчесʹкую концессʹию. С другоʹй стороны, эффеʹктивное деʹйствие фраʹнчайзинга меʹжду двумя пʹартнерами в дʹальнейшем моʹжет позволʹить обратитʹься и к друʹгим формам сотруʹдничества.
Особо необʹходимо подчерʹкнуть, что в хоʹде реализаʹции данного вʹида договорʹа происходʹит укреплеʹние соответстʹвующего тоʹварного знʹака, коммерчесʹкого или фʹирменного обозʹначения, объеʹктивное соʹпротивление еʹго «размывʹанию», особеʹнно если это обʹщеизвестныʹй знак, а тʹакже вообще позʹиций лица нʹа рынке. Оʹднако, с друʹгой сторонʹы, деятельʹность подобʹных «имперʹий», основʹанных на фрʹанчайзинге, доʹлжна сообрʹазовыватьсʹя и с протʹивоположноʹй тенденциеʹй, имеющей место в сʹистемах прʹавового реʹгулированиʹя предпринʹимательствʹа практичесʹки всех без исʹключения стрʹан, - запреʹщения и протʹиводействиʹя ограничеʹнию конкуреʹнции посредством прʹинятия антʹимонопольноʹго законодʹательства и аʹнтимонополʹьных мер. В рʹамках всемерʹного развитʹия договорʹных отношеʹний по франчайзингу тем не меʹнее продолʹжают дейстʹвовать осноʹвные принцʹипы охраны и оʹпределения охрано-способности объеʹктов исключʹительных прʹав.
Под коммерчесʹким обозначеʹнием понимʹается незареʹгистрироваʹнное общеизʹвестное наʹименование, прʹименяемое преʹдприниматеʹлем в своеʹй деятельностʹи. Общие прʹавила о фирʹменном наиʹменовании и еʹго охране, нʹапример в россʹийском закоʹнодательстʹве, устаноʹвлены в п. 4 ст. 54 ГʹК РФ. Спецʹиальные норʹмы, посвящеʹнные фирмеʹнным наимеʹнованиям юрʹидических лʹиц, включеʹны в раздеʹлы ГК, касʹающиеся юрʹидических лʹиц. В СССР суʹществовал сʹпециальный аʹкт - Положеʹние о фирме 1ʹ927 г., соʹгласно котороʹму право нʹа фирму не требоʹвало регистрʹации.
Показательно в этоʹм отношениʹи решение суʹда Дании по деʹлу компаниʹи «МакДональдс» против дʹатского торʹговца сосисʹками, образоʹвавшего в 1ʹ994 г. свое небоʹльшое предʹприятие по торʹговле бутерброʹдами с сосʹисками под нʹазванием «McAllan». «МакДональдс» утверждаʹла, что в дʹанном случʹае вводитсʹя в оборот зʹнак, способстʹвующий смеʹшению продуʹкции и ввеʹдению потребʹителя в забʹлуждение. Оʹднако датчʹане имеют дʹавнюю традʹицию покупʹать бутерброʹды с сосисʹками в переʹдвижных и стʹационарных вʹагончиках, всʹледствие чеʹго в общестʹвенном созʹнании насеʹления этой стрʹаны продавеʹц сосисок ассоʹциируется с оʹдним из элеʹментов датсʹкой культурʹы питания. По мʹнению суда, осʹпариваемое нʹазвание не вʹлияет на отʹличительные прʹизнаки знаʹка и не ввоʹдит потребʹителя в забʹлуждение отʹносительно источʹника происʹхождения тоʹвара[19].