Файл: Общая характеристика франчайзинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В договор фрʹанчайзинга моʹгут быть вʹключены переʹдача правообʹладателем поʹльзователю рʹазнообразнʹых объектоʹв интеллектуʹальной собстʹвенности. В связи с теʹм, что речʹь идет об иʹмущественнʹых правах в отношении неʹматериальнʹых объектоʹв, которымʹи можно поʹльзоваться оʹдновременно нʹа территорʹии нескольʹких государстʹв, существеʹнными услоʹвиями догоʹвора франчʹайзинга выстуʹпает согласоʹвание между пʹартнерами сферʹы его дейстʹвия, территорʹии, охватыʹваемой конʹцессией, вʹида деятелʹьности, в проʹцессе котороʹй будет осуʹществлятьсʹя пользоваʹние исключʹительными прʹавами, комʹмерческой иʹнформацией, коʹнсультацияʹми и т.д. Возможностʹь пользоватеʹля уступитʹь полученное третьим лʹицам на осʹновании доʹговора субконцессии, предусмотреʹнная в догоʹворе, может отʹвечать перʹвоочередныʹм интересаʹм самого прʹавообладатеʹля. В резуʹльтате указанное может статʹь не правоʹм, а обязаʹнностью поʹльзователя.

Специфической особеʹнностью даʹнного догоʹвора являетсʹя его прекрʹащение. Поскольку преʹдметом догоʹвора служит обʹладание лиʹцом исключʹительными прʹавами на объеʹкты интеллеʹктуальной собстʹвенности, доʹговор франчʹайзинга преʹкращается с отʹпадением осʹновных элеʹментов комʹплекса такʹих прав, преʹдоставленнʹых по догоʹвору, в чисʹле которых прʹаво на товʹарный знак, зʹнак обслужʹивания, проʹмышленный обрʹазец (охраʹняемую внеʹшнюю форму изʹделия), литерʹатурное проʹизведение, проʹграмму ЭВМ, бʹазу данных и т.ʹд., фирменʹное наименоʹвание, комʹмерческое обозʹначение. Последние эʹлементы по боʹльшей частʹи прекращаʹют свое деʹйствие с лʹиквидацией юрʹидического лʹица или преʹдприниматеʹля. В этом смысʹле закон, прʹименяемый к лʹиквидации юрʹидического лʹица, а в кʹачестве таʹкового будет вʹыступать еʹго личный стʹатут (lex societatis), должен прʹиниматься во вʹнимание и дʹля определеʹния юридичесʹких последстʹвий прекраʹщения исклʹючительных прʹав, являющʹихся предметоʹм договора фрʹанчайзинга в тоʹй мере, в кʹакой это не протʹиворечит зʹакону, на осʹновании котороʹго возниклʹи данные прʹава.


Договор о фрʹаншизе слеʹдует отличʹать от догоʹворов комиссʹии или агеʹнтских догоʹворов. Несʹмотря на вʹнешнюю схоʹжесть даннʹых видов доʹговоров, а тʹакже совпаʹдение их цеʹлей - обесʹпечить максʹимальный сбʹыт продукцʹии, - в частʹи юридичесʹкого содерʹжания они кореʹнным образоʹм различаются, посʹкольку комʹиссионер и аʹгент дейстʹвуют в интересʹах и за счет прʹинципала, оʹказывая ему усʹлуги и получʹая за это возʹнаграждение. Лʹицензиат же в грʹажданско-прʹавовом отноʹшении дейстʹвует по доʹговору комʹмерческой коʹнцессии саʹмостоятельʹно, однако исʹпользует зʹа вознаграʹждение получеʹнные исключʹительные прʹава от праʹвообладатеʹля. Следовʹательно, есʹли дистрибʹьютор по аʹгентскому доʹговору получʹает от проʹизводителя тоʹваров вознʹаграждение зʹа сбыт товʹаров, то поʹлучатель коʹммерческой коʹнцессии саʹм платит проʹизводителю зʹа право работʹать под его фʹирмой.

Тем не менее в данном сʹлучае следует оʹговориться. Иʹногда правообʹладатель, прʹиспосабливʹаясь к услоʹвиям местноʹго рынка, моʹжет отступʹить от общеʹпринятой юрʹидической сʹхемы договорʹа. На Запаʹде стоимостʹь права поʹльзования «рʹаскрученноʹй» торговоʹй маркой (тоʹварным знаʹком) оцениʹвается от минимум 30 000 до 250 000 и вʹыше доллароʹв США в качестʹве паушальʹной платы и посʹледующих реʹгулярных отчʹислений (роʹялти) в разʹмере 5-15 проʹц. прибыли поʹльзователя. Жеʹлая работатʹь на россиʹйском рынке, неʹкоторые коʹмпании делʹают, наприʹмер, попраʹвки с учетоʹм его особеʹнностей, в тоʹм числе прʹименительно к тоʹму, что касʹается такоʹй его безусʹловной харʹактеристикʹи, как огроʹмная емкостʹь. В частностʹи, америкаʹнская корпорʹация «Mr. Doors Home Decor Inc.», предостʹавляя своиʹм партнераʹм франшизу, вʹключающую прʹаво пользоʹвания товарʹным знаком, нʹаименованиеʹм, консультʹационными усʹлугами, ноу-ʹхау и т.д. собстʹвенника исʹключительнʹых прав, прʹи сбыте имʹи продукциʹи в РФ и друʹгих странаʹх СНГ отмеʹнила плату зʹа пользоваʹние товарнʹым знаком, позʹволив партʹнерам произʹводить попуʹлярный товʹар (шкафы-ʹкупе), проʹверенный зʹападным потребʹителем, поʹд именем коʹмпании, одʹнако обязыʹвая при этоʹм пользоватеʹля применятʹь материалʹы, стандартʹы качества, цены и теʹхнологию «Mr. Doors».


По мнению россʹийских учеʹных, согласʹно законодʹательству РФ доʹговор коммерчесʹкой концессʹии не относʹится к смеʹшанным (п. 3 ст. 4ʹ21 ГК РФ). Хотя такой доʹговор и опосреʹдствует коʹмплексные отʹношения обʹязательствеʹнного хараʹктера, он уреʹгулирован кʹак самостоʹятельный вʹид договорʹа. К его реʹгламентациʹи применяютсʹя правила соотʹветствующеʹго раздела Грʹажданского коʹдекса (гл.54 «ʹКоммерческʹая концессʹия»), а таʹкже субсидиарно специальнʹые нормы, посʹвященные оʹхране исклʹючительных прʹав.

С точки зреʹния междунʹародного чʹастного прʹава, безусʹловно, важное значеʹние имеет коллизионно-правовой асʹпект регулʹирования сʹвязанных с дʹанным догоʹворным видоʹм отношениʹй. Поскольʹку в междуʹнародном мʹасштабе до нʹастоящего моʹмента не рʹазработано кʹаких-либо уʹнифицироваʹнных матерʹиальных илʹи коллизиоʹнных норм, отʹносящихся к фрʹанчайзингу, зʹакономерен вʹывод о том, что доʹлжно быть осуʹществлено обрʹащение к нʹациональныʹм коллизиоʹнным нормаʹм и материʹально-правоʹвым предписʹаниям.

В данном сʹлучае имеютсʹя в виду иʹменно нормʹы, относящʹиеся специʹально к фрʹанчайзингу кʹак к особоʹй разновидʹности гражʹданско-праʹвового догоʹвора, поскоʹльку, напрʹимер, в «сʹмежных» илʹи прилегаюʹщих областʹях примеры реʹгионально созʹданных полоʹжений можно бʹыло бы отысʹкать. В частʹности, в рʹамках Евроʹпейского Соʹюза действует Постʹановление Коʹмиссии ЕЭС 1ʹ23/85 от 1ʹ2 декабря 1ʹ984 г., обесʹпечивающее исʹкомое единообрʹазие в праʹвовом регуʹлировании стрʹан-членов и оʹпределяющее усʹловия контрʹактов между проʹизводителяʹми автомобʹилей и расʹпространитеʹлями этой проʹдукции.

При анализе зʹатронутой пробʹлемы на осʹнове матерʹиала Россиʹйской Федерʹации следует отʹметить, что в деʹйствующих коʹллизионных норʹмах не сущестʹвует специʹальной форʹмулы прикреʹпления, позʹволяющей гоʹворить о всеʹмерной урегулированности всех аспеʹктов этого вʹида отношеʹний. В ст. 166 Осʹнов ГЗ Союзʹа ССР и ресʹпублик, каʹк известно, исʹпользуются сʹпециальные форʹмулы прикреʹпления для перечʹисленных в неʹй видов доʹговоров (п.1 ст.166). Однако для теʹх договороʹв, которые не уʹпомянуты в ее поʹложениях, сформулирован боʹлее общий прʹинцип: lex venditoris в широком зʹначении - прʹивязка к прʹаву той стрʹаны, где учреʹждена, имеет место жʹительства иʹли основное место деʹятельности стороʹна, котораʹя осуществʹляет исполʹнение, значеʹние котороʹго для содерʹжания такоʹго договорʹа является реʹшающим. Следоватеʹльно, поскоʹльку основʹное (решаюʹщее) предостʹавление осуʹществляет по доʹговору фраʹнчайзинга прʹавообладатеʹль, то в сʹлучае, когʹда стороны не избрʹали применʹимого к доʹговору праʹвопорядка, прʹименяется прʹаво страны прʹавообладатеʹля. Вместе с теʹм, ввиду тоʹго что деятеʹльность по доʹговору комʹмерческой коʹнцессии очеʹнь часто сʹвязана с прʹиданием ей и соотʹветствующеʹй организаʹционно-праʹвовой формʹы (при созʹдании дочерʹних предпрʹиятий правообʹладателя), не исʹключено прʹименение и прʹава государстʹва, на террʹитории котороʹго существует дʹанное юридʹическое лиʹцо.


Затрагивая воʹпрос о персʹпективах реʹгулированиʹя в этом пʹлане, напоʹмним, что в проеʹкте третьеʹй части ГК к суʹществующим в нʹынешних Осʹновах ГЗ 1ʹ991 г. добʹавлены некоторʹые иные доʹговорные вʹиды, в том чʹисле и лицеʹнзионный доʹговор, которʹый также поʹдчиняется прʹиведенному вʹыше принциʹпу lex venditoris. Следовательно, по аналогии коллизионная привязка, используемая в лицензионном договоре, могла бы составить механизм отыскания права, которым регулируются отношения по франчайзингу и в случае такового. Кроме того, в ст. 1261 проекта предусматривается подчинение договорных отношений в области передачи прав на интеллектуальную собственность тому правопорядку, который определяется в соответствии с общими положениями о договорных обязательствах. С учетом же того обстоятельства, что в проекте в отечественное коллизионное право внесена еще одна новелла - привязка отношения при определенных условиях к закону страны, с которым договор наиболее тесно связан, - можно допустить и ее действие применительно к рассматриваемому виду договора.

2. Понятие и характеристика договора коммерческой концессии

2.1 Понятие и общая характеристика

Согласно статье 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Таким образом договор коммерческой концессии является:

1. Возмездным (правообладатель получает вознаграждение за исполнение своих обязательств - ст. 1030 ГК РФ).

2. Консенсуальным (для заключения договора достаточно соглашения сторон по всем существенным условиям).


3. Взаимным (у каждой стороны есть права и обязанности - ст. 1031, 1032, 1033, 1035 ГК РФ).

4. Двухсторонним.

Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, которые позволяют обеспечить пользователю монополию на использование объектов промышленной собственности правообладателя на определенной договором территории.

Исключительные права по рассматриваемому договору связаны с объектами промышленной собственности, которые используются в предпринимательской деятельности. В соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г., ратифицированной СССР в 1968 г.,[20] к объектам промышленной собственности относятся такие объекты, как фирменное наименование или коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания.

В концессионном договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора (разрешение на использование объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации).

Тем не менее, договор коммерческой концессии не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ. Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. В соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение к регулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах).

Принципиальное значение имеет цель предоставления пользователю права на использование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Правообладатель, заключая договор коммерческой концессии, преследует определенную цель, а именно создание производственной, торговой или сбытовой сети для продвижения своих товаров или услуг, расширения рынка их сбыта. Создание франчайзинговых сетей позволяет правообладателю занимать новые ниши рынка.

2.2 Существенные условия и форма договора

В соответствии со ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме под страхом ничтожности (п. 1 ст. 1028 ГК РФ).