Файл: Авторское право (Общая характеристика авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свойстве ключевых проблем (функций) нынешного отечественного авторского полномочия нередкого в целом в адвокатской литературе именуют 2 последующие проблемы. С одной края, авторское возможность обязано заинтересовывать работа согласно формированию творений урока, литературы и художества. В данных мишенях авторское возможность содействует формированию обстоятельств с целью обучения креативным работой, гарантирует законное принятие и службу охраны завоеванных творческих итогов, фиксирование из-за создателями справедлив в применение сформированных выделиться творений и приобретение прибыли и т. д . С иной края, проблемой авторского полномочия является формирование обстоятельств с целью обширного применения творений в интересах сообщества. Другими текстами, увеличение степени защиты справедлив создателей буква в каком случае никак не обязано мешать применению их творений в мишенях создания и просвещения либо быть помехой в желании наиболее обширной аудитории читателей, публику, слушателей ознакомляться с ними. Отмеченные проблемы авторского полномочия близким способом сопряжены с его принципами.

Принципы авторского права - это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Возникают в судебной практике случаи, когда трудно определить является вновь созданное произведение самостоятельным или является производным из другого [11]. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законодательном порядке. Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения, создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы.


Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.

Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права[12]. В этой связи в авторском законодательстве России, как и в законодательстве других стран, за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав, устанавливается, что произведения могут быть использованы, по общему правилу, лишь на основании договоров с их авторами на согласованных с ними условиях, определены сроки действия субъективного авторского права и т. д. В то же время с учетом интересов общества установлены случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе заинтересованными лицами.

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора[13]. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т. д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона.


1.2. Понятие и структура авторских прав

В законодательстве Европейского союза можно обнаружить описание авторского права с экономической точки зрения: «Авторское право есть экономическая основа для индустрии творчества, поскольку оно стимулирует инновации, созидание, инвестиции и производство... Авторское право - это важный инструмент, гарантирующий вознаграждение за творческий труд»[14]

С юридической точки зрения авторское право является правовым институтом, входящим в подотрасль гражданского права об интеллектуальных правах. В этой связи для выработки понятия авторского права необходимо учитывать общие положения о предмете гражданского права: гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее также - ГК РФ)[15]. В советский период отечественного права принято было давать понятие авторскому праву как группе норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства[16]. Думается, однако, что сам процесс творчества (создание произведений) не подлежит правовому регулированию. Не случайно действующее российское законодательство берет на себя только установление условий, при которых результаты интеллектуальной деятельности (и произведения в их числе) признаются охраняемыми. Современные исследователи подчеркивают миссию (предназначение) авторского права как области законодательства, признающей и закрепляющей субъективные права определенных лиц на результаты творчества, которые закон, в свою очередь, причисляет к охраняемым объектам[17].

Таким образом, можно дать следующее понятие авторского права. Авторское право - это совокупность гражданско-правовых норм, которые: 1) устанавливают условия признания произведения науки, литературы и искусства охраняемым объектом; 2) устанавливают основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав на произведение; 3) регулируют отношения по поводу использования произведения и распоряжения правами на произведение; 4) предусматривают охрану интеллектуальных прав на произведение и способы их защиты.

Глава 70 ГК РФ содержит нормы, относящиеся к правам на произведения науки, литературы и искусства. Традиционно совокупность таких норм называется авторским правом (copyright, droit d'auteur).


Но, несмотря на такое название, данный институт не регулирует отношения, связанные с авторством на другие результаты творческой деятельности, которые рассматриваются в рамках патентного права, права на исполнение, права на селекционные достижения, права на топологию интегральной микросхемы[18].

Вместе с тем авторское право регулирует все гражданские отношения, связанные с использованием произведения[19], даже если его автор не является непосредственным участником такого отношения (например, в случае использования произведения по разрешению вторичного правообладателя).

Таким образом, название «авторское право» в определенной мере условно и отвечает традиции понимания под авторским правом (в объективном смысле) совокупности норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений и распоряжением исключительным правом на него.

Отмеченная условность относится и к авторскому праву (в субъективном смысле) как интеллектуальному праву на произведение науки, литературы и искусства.

Таким образом, необходимо различать права автора, под которыми понимаются интеллектуальные права, принадлежащие автору любого результата творческой деятельности, и авторские права, под которыми понимаются интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства, причем независимо от того, кому эти права принадлежат - автору произведения или иному лицу - правообладателю, получившему исключительное право на произведение в установленном порядке[20].

На основании указанного в ст. 1226 Гражданского кодекса РФ[21] деления интеллектуальных прав в комментируемой статье устанавливаются виды авторских прав, возникающих в отношении произведений.

Критерием разделения авторских прав, прежде всего, служит наличие данных прав на любое произведение или на определенные виды произведений (служебные, изобразительные, архитектурные и т.д.)[22].

Поскольку Гражданский кодекс РФ исходит из того, что первоначально все права на произведение возникают у автора, в п. п. 2 и 3 ст. 1255 указывается, что соответствующие авторские права принадлежат именно автору. Это не означает непередаваемости (неотчуждаемости) всех этих прав.

Как уже отмечалось, под авторскими правами понимаются все интеллектуальные права на произведение (как передаваемые, так и непередаваемые).


Установлен исчерпывающий перечень интеллектуальных прав, возникающих в отношении любого произведения, охраняемого на территории Российской Федерации. Этот перечень можно условно разделить на две группы: исключительное право как имущественное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом и личные неимущественные права автора (подп. 2 - 5 п. 2 ст. 1255 ГК РФ).

Стоит отметить наличие иных (специальных) прав, помимо отмеченных в п. 2 ст. 1225 ГК РФ, в отношении отдельных категорий произведений. Эти права по своей природе неоднородны. Некоторые из них представляют собой личные имущественные права создателя произведения. К числу таких прав относится право следования. Это право обеспечивает защиту законных интересов автора произведения изобразительного искусства при перепродажах его произведений в связи с признанием его таланта.

При рассмотрении споров, возникающих в связи с применением положений Гражданского кодекса РФ о праве следования, необходимо иметь в виду: в соответствии с пунктом 1 статьи 1293 Кодекса существо права следования состоит в том, что автор имеет право на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства. В отличие от исключительного права право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (пункт 2 статьи 1293 Гражданского кодекса РФ)»[23].

Другие права связаны с реализацией права на использование произведения. Так, в целях осуществления права на воспроизведение своего произведения изобразительного искусства его автор обладает правом доступа к оригиналу произведения (п. 1 ст. 1292 Гражданского кодекса РФ). То есть право доступа связано с независимостью исключительного права на произведение от права собственности на его оригинал и обеспечением такой независимости, в частности, путем предоставления реальной возможности воспроизвести оригинал произведения[24].

Принадлежащие автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства право на авторский контроль за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 Гражданского кодекса РФ)[25] связаны не только с использованием произведения, но и с личными неимущественными правами автора (в частности, права на неприкосновенность произведения).