Файл: Авторское право (Общая характеристика авторского права).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
С развитием общества не вызывает сомнений важность и особая роль результатов интеллектуальной деятельности. Указанное подтверждается неподдельным интересом государства и общества к развитию инноваций в различных сферах жизни: экономики, законодательства, социальных благ, - стимулированию авторов к созданию новых творческих результатов интеллектуальной деятельности.
Каждый институт права имеет общие и особенные черты, которые отличают его от иных институтов права, и институт авторского права не исключение. Указанный институт стоит на охране не только имущественных интересов авторов, но и на защите их личных прав и интересов - нравственных и духовных.
Между тем, авторское право затрагивает также интересы общества, например, те которые связанны с культурой и просвещением. Данное означает, что правоотношения, которые регулируются нормами, связанными с защитой авторских прав, распространяются за границы частных гражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера.
Вышеуказанное говорит об актуальности выбранной темы курсовой работы и ее интересе.
Объект курсовой работы - правовые нормы, регулирующие реализацию авторских прав и их применение.
Предметом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся при реализации и защите авторских прав.
Цель работы - анализ норм, исследование законодательства в области авторского права, и правоотношений, складывающихся на данной базе норм.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие авторских прав, выделить их структуру;
- рассмотреть объекты авторских прав, проанализировать их особенности;
- изучить особенности гражданско-правовых способов защиты авторских прав;
- дать анализ видам ответственности за нарушение авторских прав, выделить их проблемы.
В частности, становление, развитие и особенности авторского права затрагивалась в трудах таких видных ученых, как Б.С. Антимоновым, И.А. Близнецом, М.М. Богуславским, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, П.В. Крашенинниковым, К.Б. Леонтьевым, Л.А. Лунцем, А.Л. Маковским, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Флейшиц, В.Ф. Яковлевым и другими, именно указанные авторы составили теоретическую основу курсовой работы.
В процессе выполнения работы применялся общий диалектический метод научного познания, а также частные научные методы: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Нормативно-теоретическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, регламентирующее гражданско-правовую сферу изучаемых общественных отношений, касающихся, в частности, авторских и интеллектуальных прав. В работе также использованы постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика авторского права
Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.
Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.
Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 года[1].
Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Statioer's Compay. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Statioer's Compay на издание и распространение книг[2].
Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.
Право интеллектуальной собственности на международном уровне свое закрепление получило уже в 19 веке. В 1886 г. Правительствами европейских стран Германии, Франции, Бельгии, Англии, Испании, Италии, Швейцарии была подписана Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений[3], Россия присоединилась к Бернской конвенции только в 1995 г.
Последующее общемировое признание авторского права происходит с принятием Всеобщей декларации (1948), ст. 27 которой гласит: «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».
В 1952 г. В Женеве подписывается Всемирная конвенция об авторском праве (Россия участвует в Конвенции с 1973 г.).[4] Всемирной конвенции расширяет перечень объектов охраны авторского права, в качестве которых теперь признаются литературные, научные и художественные произведения - письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, живописи, графики и скульптуры. Устанавливается и минимальный срок действия авторского права, после смерти автора в 25 лет (ст. 4).
В дальнейшем многократно воспринимались интернациональные нормы, общую цель каковых возможно установить равно как формирование обстоятельств согласно соблюдению справедлив интеллектуальной собственности.
Конституционное право многих иностранных государств кроме того сориентировано на охрану итогов умственной работы. В большей степени подобные общепризнанных мерок присутствуют в Конституциях, установленных в 2-ой середине 20 столетия, если вопрос правительственного известности предметов авторского полномочия, их международной защиты существовала критически поставлена в повестку дня пред абсолютно всеми державами общества.
Законодательство Российской федерации в данном проблеме никак не считается отчислением. Таким образом ст. 44 Конституции РФ зафиксировала службу охраны авторского полномочия, а кроме того независимость умственного творчества в согласовании с реалиями нынешнего дня (писательского, образного, академического и иных его разновидностей)[5].
В России регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также как и в Европе возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.
Вплоть до 1771 г. книгоиздательское проблема являлось в Российской федерации общегосударственной монополией. В 1771 г. существовала выдана 1-ая преимущество в издание книжек в Петербурге в зарубежных стилях и в то же время существовала внедрена самоцензура в зарубежную литературу. То что относится индивидуальных типографий, какие имели возможность б распечатывать книжки в российском стиле, в таком случае их прибор существовало допустимо только Указом от 15 января 1783 г., аннулированного через 13 лет в свойстве очень свободного.
Как подмечают ученые бардовского полномочия окончания 19 - основы 20 столетий, российские законы выступать в роли льготы редкого издательства определенным адвокатским личностям общественного нрава, научным работникам корпорациям, академии уроков[6].
Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава[7].
Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей (оные были дополнены правилами). Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст. 420 т. X ч. 1, но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-
старому существовало подчинено комитетам и инспекторам согласно процессам прессы.
Экономические круг интересов правительства Российской федерации и недостаток хорошо созданных бардовских сообществ, какие в собственную очередность, имели возможность б оберегать финансовые круг интересов российских создателей, существовали фактором этого, то что Российская федерация категорически отказалась в XIX в. с присоединения к Бернской конвенции. Никак не несомненно помогли вращения к окружению строя российских и иностранных сочинителей[8].
В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности.
Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада»[9].
В первые годы после Октябрьской революции явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.
В период НЭПа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование произведений только по договору с автором.
Право СССР об авторском праве в 60-80 гг. существовало показано Основные принципы цивильного законодательства Объединения ССР и федеративных республик 1961 годы, стандартными авторскими соглашениями, разделами «Авторское возможность», содержащимися в Цивильных кодексах федеративных республик (в РСФСР - заметки 475-516 ГК), множественными республиканскими распоряжениями об авторском гонораре. Данное право существовало чрезмерно зарегламентировано и включало существенные изъятия с области авторских прав. Совместно с этим, оно хорошо обслуживало административно-инструктивную концепцию, имевшуюся в СССР[10].
К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ («Авторское право»), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.
С принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» они утратили силу с 1 января 2008 г. Указанные правоотношения регулируются гражданским законодательством (ст. 1225 - 1551 ГК РФ).