Файл: Анализ различных подходов к определению понятия готовности и ее роли в общей структуре готовности к обучению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни, начало нового, очень важного периода его развития. От степени освоения им новой – учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

В настоящее время дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям. Правильно проведенная диагностика «готовности к школе» дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, и прогнозировать его успехи в учебной деятельности.

Изучением проблемы психологической готовности ребенка к школе занимались Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Н.Г.Салмин, Е.Е Кравцов и другие. Многие ученые считают, что важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие познавательной сферы личности ребенка и подготовка к школе. Учитывая значение развития познавательных процессов для психического развития ребенка в целом, совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов формирования познавательной готовности к школьному обучению является актуальным в данное время.

Объект исследования: готовность к школьному обучению.

Предмет исследования: диагностика готовности к школьному обучению.

Цель исследования: изучить особенности диагностики готовности детей к школьному обучению.

Задачи исследования:

  1. изучить понятие «психологическая готовность к обучению».
  2. охарактеризовать содержание готовности к обучению как компонента психологической готовности к школе
  3. подобрать методики для диагностики готовности к школьному обучению
  4. провести диагностику готовности детей дошкольного возраста.
  5. осуществить обработку и интерпретацию результатов диагностики.

Гипотеза исследования: с помощью психодиагностических методик, направленных на выявление степени развития произвольных форм когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста, возможно выявить индивидуальные показатели сформированности познавательной готовности к школьному обучению.


Методы исследования: общенаучные методы построения теории (анализ, синтез, систематизация, обобщение, сравнение), эмпирические методы (тестирование),методы обработки данных (качественный и количественный анализ результатов тестирования).

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ

1.1. Анализ различных подходов к определению понятия готовности и ее роли в общей структуре готовности к обучению

До сих пор в науке отсутствует единое и конкретное определение понятия «готовности к обучению» или «школьной зрелости». Анализ этих понятий можно начать с наиболее принятых определений в психологии. Понятие готовности ребенка к школе в отечественной психологии основано на трудах Л. С. Выготского и содержится в работах Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Анастази, Н. Г. Салминой, И. Шванцера, Е. Е. Кравцовой.

По мнению А. Анастази[1], школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими свойствами личности, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы.

И. Шванцера[2] рассматривал школьную зрелость в более широком значении – как достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник способен справиться с учебными задачами в начальной школе.

Оба определения не дают конкретных представлений о качественных особенностях развития разных психических функций, на основе которых дошкольник способен справиться с учебными задачами в начальной школе[3].

Российские психологи, однако, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят прежде всего из того, что она – многокомпонентное образование. Например, Л. И. Божович[4] рассматривала готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых достигает оптимального уровня для возможности участия в организованном обучении в школе. Готовность обучения складывается из достигших необходимой степени развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности произвольной регуляции поведения. Произвольность поведения ребенка важна в связи с тем, что она проявляется в его познавательных процессах и в отношении к центральной фигуре в процессе обучения – учителю, а так же к своим сверстникам.


А. В. Запорожец[5] отмечал, что психологическая готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, а так же степень сформированности механизмов волевой регуляции.

В своих работах Н. Г. Салмина[6] выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности, уровень сформированности семиотической (знаковой) функции и личностные характеристики, включающие особенности общения, развитие эмоциональной сферы и др.

Д. Б. Эльконин[7], обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, к которым относится:

  • умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на систему правил в работе,
  • умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
  • умение работать по образцу.

Е. Е. Кравцова[8] при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Таким образом, психологическая готовность является сложным образованием, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Зарубежные психологи трактуют понятие психологической готовности как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер, в частности, неясно, что представляет собой «способность принимать участие в обучении». Второе определение также неудовлетворительно, так как в нем смешаны компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет не есть признаки психологической готовности к школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьную программу[9].


Отличительной чертой подхода отечественных психологов к проблеме готовности к школьному обучению является выделением мотивационной и социальной сфер личности в качестве ведущих, имеющих особо важное значение.

Во всех исследованиях, не смотря на различие подходов, признается факт, что эффективное школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Таким образом, в отечественной и зарубежной психологии пока нет единого понимания структуры психологической готовности к обучению в школе, так как она является многокомпонентным образованием.

1.2 Особенности познавательных процессов 7 летнего ребенка: восприятие, память, мышление

Один из важных компонентов психологической готовности к школе – познавательная готовность к школьному обучению. Как известно, старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста дети предпочитают интеллектуальные занятия практическим. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачи и упражнения, в которых «нужно думать», появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. В 6—7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов[10].


К концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы начальный запас знаний об окружающем мире, владение всеми видами восприятия, умение сконцентрировать внимание на интеллектуальной задаче, наличие интереса к получению знаний, усложнение структуры памяти. Происходит развитие мелкой моторики и координации движений руки, развитие воображения, так как работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способность выйти за пределы личного опыта, важнейшая предпосылка для развития творчества, а также способность развития личностных качеств. К 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Этот возраст характеризует повышенная интеллектуальная активность, ребенок стремится познать все новое. Все предъявляемые требования содержит познавательная готовность.

Познавательная готовность к школе связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы, а также наличие достаточно развитого кругозора, образного и пространственного представления, соответствующего речевого развития, познавательной активности.

По мнению Д.Б. Эльконина[11] познавательная готовность включает следующие компоненты:

  • наличие широкого кругозора и запаса знаний,
  • развитие мелкой моторики рук,
  • дифференцированность восприятия;
  • развитое мышление: (наглядно-образное мышление, предпосылки абстрактно-логического мышления);
  • развитое воображение;
  • хорошая память;
  • интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
  • развитое внимание.

Все эти компоненты способствуют успешному обучению в школе.

Обобщая вышесказанное, мы можем резюмировать, что познавательная готовность к школьному обучению является важнейшим компонентом психологической готовности к школе и связана с развитием когнитивных процессов ребенка: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.

1.3. Характеристика обучаемости как общей способности к обучению