Файл: Анализ различных подходов к определению понятия готовности и ее роли в общей структуре готовности к обучению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При психодиагностических обследованиях, которые проводятся во время приема в школу для выбора оптимальной системы начального обучения, используются различные методики, опубликованные во многих методических руководствах. В литературе имеются достаточно подробные описания заданий, выявляющих уровень развития различных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи (С. Д. Забрамная, Н.И. Гуткина, Т.Г. Богданова, Т.В.Чередникова, Г.В. Корнилова, З.В.Дощинина, и др.).

При приеме в школу обычно используют наиболее привычные для психодиагноста методики. Однако применение стандартного метода, с единообразной качественно-количественной оценкой успешности решения совокупности заданий, позволяет сравнить между собой поступающих в школу и объективизировать решение о направлении ребенка в тот или иной класс с соответствующей программой в системе дифференцированного, индивидуализированного обучения.

Из существующих диагностических наборов, используемых при приеме детей в школу, достаточно информативна методика Г. Витцлака, стандартизованная и апробированная А.Г.Лидерсом. Набор включает достаточно простые задания, выполнение которых занимает не более 45 мин. Возможность оценить в баллах способность заучить четыре строки стихотворения в начале обследования с последующим их воспроизведением после девяти других заданий (отсроченное воспроизведение), осведомленность, состояние речи, умение использовать помощь и другие, следует отнести к достоинствам теста. Получаемые результаты позволяют сделать обоснованный вывод об адекватных условиях обучения для детей с разным уровнем готовности к школьному обучению[12].

Л.А. Ясюкова[13] предложила для диагностики познавательной готовности к школьному обучению блок методик, предназначенный для индивидуальной работы с ребенком. Его цель – выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие.

Гуткина Н.И.[14] отмечает, что при исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решения задачи и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении этого процесса обобщения.


В целом можно сделать вывод о том, что существующие психодиагностические методики выявления познавательной готовности к школьному обучению существенно отличаются по содержанию. В связи с этим уровень познавательного развития детей, определенный с помощью одной психодиагностической методики, может не совпадать с уровнем, выявленным с помощью другой методики. Ни одна из методик не охватывает весь комплекс познавательных способностей, которые необходимы ребенку в ходе школьного обучения и составляют познавательную готовность к школе, поэтому чаще используются комплексы психодиагностических заданий.

ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В 6-7 ЛЕТ

2.1. Цели, задачи, методы исследования

Данное исследование проходило на базе ДОУ № . В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (см. табл.1). Критериями отбора детей являлись:

1) возраст от 6 лет 1 месяца до 6 лет 9 месяцев;

2) отсутствие отклонений в развитии;

3) половой признак (5 мальчиков,5 девочек).

Таблица 1. Список испытуемых

№ п./п.

Имя, фамилия ребенка

Возраст

1

Егор А.

6,9

2

Витя Б.

6,5

3

Илья Б.

6,3

4

Кирилл З.

6,7

5

Саша З.

6,4

6

Даша Е.

6,5

7

Света К.

6,6

8

Лиля К.

6,3

9

Алена К.

6,4

10

Наташа К.

6,7

2.2 Методы исследования

Для диагностики познавательной готовности к школьному обучению нами выбраны три методики:


  • ориентировочный тест А. Керна,
  • опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека,
  • методика «Диктант» Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской.

Выбор этих методик обусловлен тем, что они соответствуют цели диагностического обследования, не требуют продолжительного времени для проведения, имеют нормативы, разработанные на большой выборке, и не требуют специальных средств и условий проведения.

Задания в тесте А. Керна и Я. Йирасека направлены на определение развития мелкой моторики руки, уровня интеллектуального развития, умения подражать образцу, способности сосредоточенно работать.

Ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа – свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание № 1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (образцы для оценки выполнения теста приведены в приложении № 1).

Задание №2. Посмотри, здесь что-то написано. (По практическим соображениям текст оставлен на чешском языке - прим, переводчика) Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так.

Задание №3. Посмотри – здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же.

Обработка результатов. Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям.

Задание № 1.

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.


3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение или «преодолевание головоногого изображения») или обеих конечностей.

Задание № 2.

1 балл. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i). Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.
3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла. На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов. Черкание.

Задание № 3.

1 балл. Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот – даже на 180°.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5 баллов. Черкание.

Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям: от 3 до 6 баллов – уровень выше среднего, от 7 до 11 – средний уровень, от 12 до 15 – ниже нормы.

Текст опросника ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека приведен в приложении № 2. Результат теста – это сумма баллов (+ и -), достигнутых по отдельным вопросам.

Классификация результатов:


1...... + 24 и лучше;

2...... + 14 до + 23;

3...... + 0 до 13;

4...... -1 до -10;

5...... -11 и хуже.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Методику «Диктант» Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской мы выбрали для диагностики познавательной готовности к школе, поскольку она направлена на выявление произвольности познавательных процессов: умения внимательно и точно выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на условия задачи, преодолевать отвлекающее влияние побочных факторов, усвоения правил, предъявляемых в вербальном плане, удержания правил по ходу выполнения задания.

Материал: Листок с символами для соединения (см. приложение № 3).

Инструкция: «Давай поиграем с тобой в школу. Я буду учителем, а ты - учеником. Мы будем «писать диктант»: я буду диктовать, а ты будешь соединять эти фигурки под диктовку. Но для того, чтобы правильно выполнить задание, ты должен запомнить три правила:

1. Крестики и квадратики можно соединять только через кружочек (показ).

2. Соединять фигурки нужно, не прерывая линии: «веревочка не рвется».

3. Соединять можно, двигаясь только вперед, вот так: (показ).
Тренировочная серия: квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком.

Первая серия: крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком. Вторая серия: квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком. Третья серия: квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком.

Оценка: За каждое верное соединение дается по два балла.

Максимальная оценка по любой серии - 24 балла, по всему заданию - 72 балла.

Перевод: 4-0; 8-от 16 до 22; 12-от 45 до 47;

5-1; 9-от 23 до 26; 13-от 48 до 55;

6-от 2 до 6; 10-от 27 до 41; 14-от 56 до 72.