Файл: Анализ методов исследования памяти Анализ методов исследования памяти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, в процессе изучения памяти необходимо обращать особо внимание на исследование такого важного направления как факторы, которые оказывают влияние на сохранение материалов в памяти. Для их изучения могу быть использованы различные методики, например, методика Ф.Д. Горбова, направлением которой является определение преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью.

Память играет важную роль в процессе обработки информации, которая поступает человеку из внешних источников, в связи с чем нельзя не отметить значение в обучении. Особую актуальность данная проблема находит в период младшего школьного возраста. В связи чем для изучения особенностей памяти у младших школьников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 23 человека. Исследование проводилось включало в себя четыре этапа: определение проблемы исследования и разработку методического аппарата, подбор диагностических методик, проведение диагностики и анализ полученных результатов.

Для того, чтобы изучить особенности памяти младших школьников, использовались такие методики, как методика «Заучивание 10 слов» (Лурия А.Р. ), методика «Пиктограмма», (Лурия А.Р.) и методика «Бессмысленные слоги ». Был проведён анализ результатов по обозначенным методикам, а также обобщенное изучение результатов проведенной диагностики. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что преобладающим является средний уровень, который представлен больше, чем у половины обследуемых детей. При этом низкий уровень был выявлен лишь в единичных случаях.

Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи выполнены в полном объеме. Гипотеза исследования не нашла свое подтверждение.

Список использованной литературы

  1. Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 448 с.
  2. Смольникова Л.В. Психология: учебное пособие / Л.В. Смольникова. - Томск: ТУСУР, 2016. - 337 с. 
  3. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. 
  4. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях: учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 222 с.
  5. Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 113 – 126.
  6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2004. – 672 с.
  7. Практикум по общей, экпериментальной иприкладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб.:Питер, 2014. – 560с.

Приложения

Приложение 1

«Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)

Стимульный материал:

  1. Стол
  2. Вода
  3. Кот
  4. Лес
  5. Хлеб
  6. Брат
  7. Гриб
  8. Окно
  9. Мёд
  10. Дом

Приложение 2

«Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)

№ п/п

Ф. И.

Балл

Уровень развития слуховой памяти

Низкий

Низкий_ст

Ниже среднего

Ниже ср. ст.

Средний

Средний ст

Высокий

Высокий ст.

1

А. И.

6

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

2

А. Д.

3

0

-

1

8,8

0

4

0

4,3

3

Б. С.

4

0

-

1

8,8

0

4

0

4,3

4

Г. А.

6

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

5

З. М.

5

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

6

И. Д.

6

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

7

И. Е.

8

0

-

0

4,3

0

4

1

8,8

8

И. А.

6

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

9

К. Е.

6

0

-

0

5,5

1

8

0

4,3

10

Л. В.

8

0

-

0

4,3

0

4

1

8,8

11

Л. К.

4

0

-

1

8,8

0

4

0

4,3

12

М. И.

7

0

-

0

4,3

0

4

1

8,8

13

М. Е.

7

0

-

0

4,3

0

4

1

8,8

14

С. А.

5

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

15

У. Н.

3

0

-

1

8,8

0

4

0

4,3

16

Я. С.

4

0

-

1

8,8

0

4

0

4,3

17

А. В.

6

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

18

Е. К.

8

0

-

0

4,3

0

4

1

8,8

19

О. С.

6

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

20

В. В.

6

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

21

А. А.

8

0

-

0

4,3

0

4

1

8,8

22

Л. К.

4

0

-

1

8,8

0

4

0

4,3

23

И. Д.

6

0

-

0

4,3

1

8

0

4,3

M

5,74

0

-

0,261

5,526087

0,4783

5,913

0,26087

5,473913

Mo

6

0

-

0

4,3

0

4

0

4,3

Me

6

0

-

0

4,3

0

4

0

4,3

Q

1,54

0

-

0,449

2,004136

0,5108

2,043

0,44898

2,0203999

0 - соответствует

1 - не соответствует


Приложение 3

«Пиктограмма»

  1. Стимульный материал:
  2. Веселый праздник
  3. Тяжелая работа
  4. Развитие
  5. Вкусный ужин
  6. Смелый поступок
  7. Болезнь
  8. Счастье
  9. Разлука
  10. Дружба
  11. Темная ночь
  12. Печаль

Приложение 4

«Пиктограмма»

Ф.И.

Сырые баллы

Коэффициент запоминания (стандартные баллы)

Низкий

Низкий ст.

Средний

Средний ст.

Высокий

Высокий ст.

1

А. И.

7

0

4,5

1

6,9

0

4,7

2

А. Д.

5

0

4,5

1

6,9

0

4,7

3

Б. С.

7

0

4,5

1

6,9

0

4,7

4

Г. А.

7

0

4,5

1

6,9

0

4,7

5

З. М.

8

0

4,5

0

2,8

1

10,6

6

И. Д.

3

1

9,2

0

2,8

0

4,7

7

И. Е.

5

0

4,5

1

6,9

0

4,7

8

И. А.

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

9

К. Е.

3

1

9,2

0

2,8

0

4,7

10

Л. В.

7

0

4,5

1

6,9

0

4,7

11

Л. К.

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

12

М. И.

2

1

9,2

0

2,8

0

4,7

13

М. Е.

9

0

4,5

0

2,8

1

10,6

14

С. А.

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

15

У. Н.

3

1

9,2

0

2,8

0

4,7

16

Я. С.

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

17

А. В.

7

0

4,5

1

6,9

0

4,7

18

Е. К.

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

19

О. С.

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

20

В. В.

7

0

4,5

1

6,9

0

4,7

21

А. А.

9

0

4,5

0

2,8

1

10,6

22

Л. К.

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

23

И. Д.

2

1

9,2

0

2,8

0

4,7

M

5,782609

0,217391

5,521739

0,65217391

5,47391304

0,13043478

5,469565217

Mo

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

Me

6

0

4,5

1

6,9

0

4,7

Q

1,9990116

0,4217412

1,9821835

0,486984754

1,99663749

0,344350222

2,031666307

0 - соответствует

1 - не соответствует


  1. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания. – Владивосток, 2005. – С.29-50. - http://www.msun.ru/folders/edu_lit/kaf/phsihology/029.pdf

  2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2004. – 332 с.

  3. Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 187 с.

  4. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 118 с.

  5. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 119 с.

  6. Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 113.

  7. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 121-123 с.

  8. Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 113 – 126.

  9. Смольникова Л.В. Психология: учебное пособие / Л.В. Смольникова. - Томск: ТУСУР, 2016. - 23 с.

  10. Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 191 с.

  11. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях: учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 7 с.

  12. Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 115.

  13. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с.

  14. Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 117.

  15. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях: учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 222 с.

  16. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 129 -131с.

  17. Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. – 194-198 с.

  18. Практикум по общей, экпериментальной иприкладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб.:Питер, 2014. – 92с.

  19. Практикум по общей, экпериментальной иприкладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб.:Питер, 2014. – 88с.