Файл: Анализ методов исследования памяти Анализ методов исследования памяти.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 3
Кроме того, в процессе изучения памяти необходимо обращать особо внимание на исследование такого важного направления как факторы, которые оказывают влияние на сохранение материалов в памяти. Для их изучения могу быть использованы различные методики, например, методика Ф.Д. Горбова, направлением которой является определение преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью.
Память играет важную роль в процессе обработки информации, которая поступает человеку из внешних источников, в связи с чем нельзя не отметить значение в обучении. Особую актуальность данная проблема находит в период младшего школьного возраста. В связи чем для изучения особенностей памяти у младших школьников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 23 человека. Исследование проводилось включало в себя четыре этапа: определение проблемы исследования и разработку методического аппарата, подбор диагностических методик, проведение диагностики и анализ полученных результатов.
Для того, чтобы изучить особенности памяти младших школьников, использовались такие методики, как методика «Заучивание 10 слов» (Лурия А.Р. ), методика «Пиктограмма», (Лурия А.Р.) и методика «Бессмысленные слоги ». Был проведён анализ результатов по обозначенным методикам, а также обобщенное изучение результатов проведенной диагностики. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что преобладающим является средний уровень, который представлен больше, чем у половины обследуемых детей. При этом низкий уровень был выявлен лишь в единичных случаях.
Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи выполнены в полном объеме. Гипотеза исследования не нашла свое подтверждение.
Список использованной литературы
- Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 448 с.
- Смольникова Л.В. Психология: учебное пособие / Л.В. Смольникова. - Томск: ТУСУР, 2016. - 337 с.
- Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с.
- Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях: учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 222 с.
- Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 113 – 126.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2004. – 672 с.
- Практикум по общей, экпериментальной иприкладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб.:Питер, 2014. – 560с.
Приложения
Приложение 1
«Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)
Стимульный материал:
- Стол
- Вода
- Кот
- Лес
- Хлеб
- Брат
- Гриб
- Окно
- Мёд
- Дом
Приложение 2
«Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)
№ п/п |
Ф. И. |
Балл |
Уровень развития слуховой памяти |
|||||||
Низкий |
Низкий_ст |
Ниже среднего |
Ниже ср. ст. |
Средний |
Средний ст |
Высокий |
Высокий ст. |
|||
1 |
А. И. |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
2 |
А. Д. |
3 |
0 |
- |
1 |
8,8 |
0 |
4 |
0 |
4,3 |
3 |
Б. С. |
4 |
0 |
- |
1 |
8,8 |
0 |
4 |
0 |
4,3 |
4 |
Г. А. |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
5 |
З. М. |
5 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
6 |
И. Д. |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
7 |
И. Е. |
8 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
0 |
4 |
1 |
8,8 |
8 |
И. А. |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
9 |
К. Е. |
6 |
0 |
- |
0 |
5,5 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
10 |
Л. В. |
8 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
0 |
4 |
1 |
8,8 |
11 |
Л. К. |
4 |
0 |
- |
1 |
8,8 |
0 |
4 |
0 |
4,3 |
12 |
М. И. |
7 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
0 |
4 |
1 |
8,8 |
13 |
М. Е. |
7 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
0 |
4 |
1 |
8,8 |
14 |
С. А. |
5 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
15 |
У. Н. |
3 |
0 |
- |
1 |
8,8 |
0 |
4 |
0 |
4,3 |
16 |
Я. С. |
4 |
0 |
- |
1 |
8,8 |
0 |
4 |
0 |
4,3 |
17 |
А. В. |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
18 |
Е. К. |
8 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
0 |
4 |
1 |
8,8 |
19 |
О. С. |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
20 |
В. В. |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
21 |
А. А. |
8 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
0 |
4 |
1 |
8,8 |
22 |
Л. К. |
4 |
0 |
- |
1 |
8,8 |
0 |
4 |
0 |
4,3 |
23 |
И. Д. |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
1 |
8 |
0 |
4,3 |
M |
5,74 |
0 |
- |
0,261 |
5,526087 |
0,4783 |
5,913 |
0,26087 |
5,473913 |
|
Mo |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
0 |
4 |
0 |
4,3 |
|
Me |
6 |
0 |
- |
0 |
4,3 |
0 |
4 |
0 |
4,3 |
|
Q |
1,54 |
0 |
- |
0,449 |
2,004136 |
0,5108 |
2,043 |
0,44898 |
2,0203999 |
|
0 - соответствует |
||||||||||
1 - не соответствует |
Приложение 3
«Пиктограмма»
- Стимульный материал:
- Веселый праздник
- Тяжелая работа
- Развитие
- Вкусный ужин
- Смелый поступок
- Болезнь
- Счастье
- Разлука
- Дружба
- Темная ночь
- Печаль
Приложение 4
«Пиктограмма»
№ |
Ф.И. |
Сырые баллы |
Коэффициент запоминания (стандартные баллы) |
||||||
Низкий |
Низкий ст. |
Средний |
Средний ст. |
Высокий |
Высокий ст. |
||||
1 |
А. И. |
7 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
2 |
А. Д. |
5 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
3 |
Б. С. |
7 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
4 |
Г. А. |
7 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
5 |
З. М. |
8 |
0 |
4,5 |
0 |
2,8 |
1 |
10,6 |
|
6 |
И. Д. |
3 |
1 |
9,2 |
0 |
2,8 |
0 |
4,7 |
|
7 |
И. Е. |
5 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
8 |
И. А. |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
9 |
К. Е. |
3 |
1 |
9,2 |
0 |
2,8 |
0 |
4,7 |
|
10 |
Л. В. |
7 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
11 |
Л. К. |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
12 |
М. И. |
2 |
1 |
9,2 |
0 |
2,8 |
0 |
4,7 |
|
13 |
М. Е. |
9 |
0 |
4,5 |
0 |
2,8 |
1 |
10,6 |
|
14 |
С. А. |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
15 |
У. Н. |
3 |
1 |
9,2 |
0 |
2,8 |
0 |
4,7 |
|
16 |
Я. С. |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
17 |
А. В. |
7 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
18 |
Е. К. |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
19 |
О. С. |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
20 |
В. В. |
7 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
21 |
А. А. |
9 |
0 |
4,5 |
0 |
2,8 |
1 |
10,6 |
|
22 |
Л. К. |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
|
23 |
И. Д. |
2 |
1 |
9,2 |
0 |
2,8 |
0 |
4,7 |
|
M |
5,782609 |
0,217391 |
5,521739 |
0,65217391 |
5,47391304 |
0,13043478 |
5,469565217 |
||
Mo |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
||
Me |
6 |
0 |
4,5 |
1 |
6,9 |
0 |
4,7 |
||
Q |
1,9990116 |
0,4217412 |
1,9821835 |
0,486984754 |
1,99663749 |
0,344350222 |
2,031666307 |
||
0 - соответствует |
|||||||||
1 - не соответствует |
-
Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания. – Владивосток, 2005. – С.29-50. - http://www.msun.ru/folders/edu_lit/kaf/phsihology/029.pdf ↑
-
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2004. – 332 с. ↑
-
Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 187 с. ↑
-
Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 118 с. ↑
-
Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 119 с. ↑
-
Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 113. ↑
-
Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 121-123 с. ↑
-
Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 113 – 126. ↑
-
Смольникова Л.В. Психология: учебное пособие / Л.В. Смольникова. - Томск: ТУСУР, 2016. - 23 с. ↑
-
Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 191 с. ↑
-
Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях: учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 7 с. ↑
-
Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 115. ↑
-
Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. ↑
-
Глуханюк Н.С. Память. Исследование особенностей памяти / Практикум по общей психологии: Учеб.пособие /Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. — 3-е изд. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — С. 117. ↑
-
Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях: учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 222 с. ↑
-
Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 129 -131с. ↑
-
Баданина Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Флинта», 2017. – 194-198 с. ↑
-
Практикум по общей, экпериментальной иприкладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб.:Питер, 2014. – 92с. ↑
-
Практикум по общей, экпериментальной иприкладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб.:Питер, 2014. – 88с. ↑