Файл: Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 906
Скачиваний: 5
Введение
Выплаты и услуги, помощь по системе социального обеспечения получают десятки миллионов российских граждан. Достаточно вспомнить, что только число пенсионеров в стране достигает 40 млн. человек, а страховое обеспечение распространяется на всех лиц, работающих по трудовым договорам.
Социальное законодательство РФ (в том числе нормативные правовые акты о пособиях, пенсиях, страховых выплатах пострадавшим на производстве, социальной помощи малообеспеченным гражданам, о социальном обслуживании и др.) продолжает подвергаться корректировке, ежегодно в них появляются и совсем новые правовые нормы.
Тем не менее, российское законодательство о праве на социальное обеспечение страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие единообразия в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость, что, в свою очередь, влечет поток жалоб со стороны граждан, которые считают нарушенным их конституционное право на социальное обеспечение.
Защита (восстановление) нарушенных прав граждан в сфере социального обеспечения также является весьма актуальным вопросом в современной юридической практике. Гусев А.Ю. в своей диссертации обращает внимание, что право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты. Тем не менее, защите (восстановлению) нарушенных прав граждан в сфере социального обеспечения уделено явно не достаточное внимание в научной литературе с точки зрения именно права социального обеспечения. Как правило, исследователи касаются социальной сферы и прав человека в ней в разрезе исследования по другим отраслям права. Применение судами материальных норм законодательства РФ о социальном обеспечении в комплексе не исследовалось, а это весьма важно, поскольку судебная практика, что признано всеми специалистами, имеет существенное влияние на совершенствование норм отраслевого законодательства[1].
Всем этим и обусловлена актуальность темы данной работы.
Целью данного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем, связанных с защитой прав граждан в сфере социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть становление и развитие социальной защиты граждан;
2. изучить понятие, принципы и функции социальной защиты;
3. рассмотреть разновидности социальной защиты в Российской Федерации;
4. изучить особенности защиты социальных прав граждан в Росийской Федерации;
5. рассмотреть особенности пенсионного страхования в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие защиту прав граждан в сфере социального обеспечения.
Методологической основой исследования являются: диалектический метод, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ, синтез, сравнение, аналогия. Кроме того, использовались специально – юридические методы: системный, сравнительно – правовой, юридической статистики.
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в Российской Федерации
Зачатки социального обеспечения в России возникли еще в древние времена. На пути к становлению организованной системы социальное обеспечение и службы социальной защиты населения прошли три этапа: первый – первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды, второй – этап становления социальной помощи и поддержки с XI по XVIII в.в., третий – этап развития с 1860 по 1917 г.г.
Законодательно закрепление служб социальной защиты населения началось с Указов Петра I, которые стали основой для дальнейшего развития социального обеспечения в России. Огромное значение имели реформы Екатерины II, создание приказов общественного призрения. Главным в этом вопросе стал ее Манифест от 1 сентября 1763г. Также Земская реформа Александра II сделала огромный шаг к становлению современной системы социального обеспечения, внеся огромный вклад в эту сферу.
В этот период сфера социального обеспечения и законодательство в частности еще только подходило к состоянию четкой организации, находилось в стадии становления.
Закон, принятый 23 июня 1912г., привнес новый элемент обязательности и государственного контроля. В рамках этого закона огромное значение имели положения "о страховании рабочих от несчастных случаев", "об обеспечении рабочих на случай болезни", "об учреждении совета по делам страхования рабочих" и "об утверждении присутствий по делам страхования рабочих". Кроме того, невозможно переоценить роль VI (Пражской) Всероссийской конференции Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в разработке принципов государственного социального страхования и сформулированные В.И.Лениным принципы государственного социального страхования.
После Октябрьской революции 1917 г. правительство приступило к выполнению основных положений социальной программы, которые были утверждены на Пражской конференции РСДРС. В период с 1917 г. по 1922 г. было принято более ста распоряжений и декретов в области социального обеспечения и открыто около 1500 учреждений по защите населения.
Эти нормативные акты стали фундаментом для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначающейся уже для красноармейцев, трудящихся и членов их семей.
Так как социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему, то его осуществление происходило за счет организаций крестьянской взаимопомощи.
В 1919 г. все ранее существовавшие кассы и страховые фонды были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения. Но эта система действовала недолго. Уже в 1933г. социальное страхование было передано в управление профсоюзам[2].
20 ноября 1917г. Был издан Декрет, согласно которому все лечебные учреждения бесплатно передавались больничным кассам. Значительное внимание уделялось социальному обеспечению безнадзорных и беспризорных детей. Создавались детские дома по контингентам обслуживаемых. Особой популярностью пользовалась организация домов отдыха с содержанием в них служащих и рабочих бесплатно за счет средств социального страхования и государственного бюджета.
С образованием в 1922 г. СССР государственная система социального обеспечения расширилась и усложнилась. В частности, Общество глухих, Общество слепых, Крестьянское общество взаимопомощи, Кооперация инвалидов начали работать в качестве самостоятельных хозяйственных единиц в системе социального обеспечения. Уже в 20–30 годы всем трудящимся было дано право на бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на пенсии по старости, инвалидности[3].
Активно формировалась система внешкольного и дошкольного воспитания в учреждениях системы Наркомпроса. Например, только в Сибири функционировало 92 колонии, 96 детсадов, 35 очагов, 363 площадки, а в 348 детских домах содержалось почти 23 тысячи детей[4].
Новые формы социального обеспечения колхозного крестьянства возникли в результате коллективизации. Колхозными кассами взаимопомощи организовывались дома для престарелых, детские ясли и т.п. В 1930г. Началось расширение сети инвалидных домов[5].
Таким образом уже к началу Великой Отечественной войны была сформирована система социального обеспечения советского типа. Однако при этом единого кодифицированного акта, который регулировал бы комплекс отношений по социальному обеспечению, разработать и принять все же пока не удалось.
После войны проводилась работа в области социального обеспечения по совершенствованию законодательства. Восстанавливая народное хозяйство была проведена реформа социального обеспечения.
К 1946 г. в СССР было создано Министерство социального обеспечения, формировавшее патерналистскую модель социальной защиты. Практически все основные аспекты жизни общества были охвачены государственными гарантиями вплоть до 1992 года.
Впервые в масштабах страны, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом от 15 июля 1964 г., была создана единая система пенсионного обеспечения колхозников, финансируемая за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. И в 1969 г. был образован централизованный фонд социального страхования колхозников.
Конституцией СССР 1977г. было определено создание самостоятельных государственных систем социального обеспечения и здравоохранения. В Конституции было сказано о различных формах социального обеспечения, о равенстве прав женщин и мужчин (ст. 35), о праве граждан СССР на материальное обеспечение (ст. 43), на охрану здоровья (ст. 42), о заботе государства о семье (ст. 53).
С принятия 20 ноября 1990 г. Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" начался новый этап развития социального обеспечения. Была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Кроме того была предпринята попытка преодолеть принцип финансирования пенсий при помощи учреждения Пенсионного Фонда РФ, средства кᴏᴛᴏᴩого не подлежали изъятию и были отделены от федерального бюджета.
Проводимые во второй половине 80-х и в 90-е годы реформы привели к ликвидации Советской власти и, соответственно, развалу СССР. В результате практически вся сложившаяся система социального обеспечения рухнула, что привело к многим негативным последствиям, таким как значительному снижению уровня жизни населения, снижению рождаемости и превышению смертности над рождаемостью и т.д.
Однако при этом были и положительные нововведения в сфере социального обеспечения населения. К примеру, в 90-е годы возникла сеть социальных учреждений по обслуживанию на дому престарелых и инвалидов[6].
Социальная защита – это политика государства, которая обеспечивает политические, экономические, социальные и иные права, а также гарантии человека, независимо от его места жительства, возраста, национальности и пола.[7]
Как социальный институт, социальная защита является совокупностью правовых норм, которые в международном контексте призваны решать экономические и социальные проблемы. Зачастую дело имеется с такими гражданами, которые не имеют необходимых средств, чтобы удовлетворить свои жизненно важные потребности и потребности своих нетрудоспособных членов семьи. Это происходит по ряду причин, основными из них являются отсутствие работы и утрата трудоспособности.
Таким гражданам в рамках системы социальной защиты в натуральной или денежной форме оказывается определенная помощь. Одновременно в целях предотвращения неблагоприятных событий социальная защита проводит профилактические работы.
В настоящее время практически в каждой стране существует система социальной защиты населения. Данная защита необходима для всех граждан, ведь именно она обеспечит основные жизненные потребности, если тот не сможет обеспечить их собственным трудом.
Сущность социальной защиты состоит в том, что она принимает специальные меры, которые должны укрепить статус социально и экономически слабых граждан, соблюдая при этом принципы равноправия. Поддержка нетрудоспособных граждан является главным приоритетом системы социальной защиты, в результате чего организуются даже специальные денежные фонды.
Содержание социальной защиты и его трактовка в международной теории и практике не однозначна. Это связано с тем, что содержание социальной защиты в каждом государстве напрямую зависит от его национальных и исторических условий формирования социально-экономической политики. В одних странах данное понятие подразумевает только неработающих, в других – пенсионеров, инвалидов и больных, а в третьих охватывают все меры, которые связаны с созданием и функционированием социальной сферы в целом.
В связи с этим основными целями социальной защиты населения являются: