Файл: Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Открыть свое дело для многих кажется наилучшим решением, с которым не сравнится протирание штанов в офисе компании-работодателя. Предприниматель и менеджер - два волшебных слова, являющиеся актуальными и довольно желанными в современном мире профессиями. В каждом из этих путей предполагается и карьера, и деньги, но для работы в этой сфере требуется совершенно различный склад ума и характера. В связи с этим, изучение особенностей деятельности предпринимателей и менеджеров в современных экономических условиях является своевременным и актуальным.

Цель работы – провести сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

- изучена взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия;

- проанализирована личная профессиональная компетентность предпринимателя;

- обоснована компетенции профессионального наемного менеджера;

- проведен сравнительный анализ профессионально значимых компетенций предпринимателя и требований, предъявляемых к наемному менеджеру в ООО «Прогресс»;

- разработаны предложения по совершенствованию совместной деятельности предпринимателей и наемных менеджеров на примере ООО «Прогресс».

Объект исследования – ООО «Прогресс».

Предмет исследования - компетенции менеджеров и предпринимателей в ООО «Прогресс».

Структурно работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе изучена взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия; проанализирована личная профессиональная компетентность предпринимателя; обоснована компетенции профессионального наемного менеджера.

Во второй главе проведен сравнительный анализ профессионально значимых компетенций предпринимателя и требований, предъявляемых к наемному менеджеру в ООО «Прогресс»; разработаны предложения по совершенствованию совместной деятельности предпринимателей и наемных менеджеров на примере ООО «Прогресс».

Глава 1. Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией


1.1. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия

Предприниматель – состояние души, ход мыслей. Его деятельность можно назвать в какой-то мере творческой. Создавая что-либо и находясь в этом непрерывном процессе, предприниматель отличается от менеджера, деятельность которого направлена на поддержание и координацию уже существующих проектов.

Прирожденный менеджер хорошо знает, как руководить людьми и оптимизировать бизнес-процессы в компании. Его склад ума «заточен» именно под это, и его основное различие от предпринимателя состоит в отсутствии навыков и понимания того, как можно зарабатывать деньги самостоятельно, на «пустом» месте[1].

Теперь становится понятным, почему при наступлении кризиса многие компании избавляются от своих высокооплачиваемых менеджеров, которые в такие моменты становятся лишь обременительным балластом.

В первую очередь, говоря о роли менеджеров и предпринимателей нужно сказать об уровне ответственности. В любом случае, у менеджеров в организациях он ниже, нежели у предпринимателей. Сама психология наемного работника (если только он не является партнером, вовлеченным в распределение прибыли) не позволяет ему использовать свой потенциал на 100%. В том случае, если позволяет – этот человек очень быстро становится не просто менеджером, а партнером или членом совета директоров. 

В последние годы наши ВУЗы выпустили огромное количество молодых специалистов, у которых в графе «специальность» указано «менеджер». Однако, сами эти специалисты зачастую не могут объяснить кто же такой менеджер и чем он отличается от предпринимателя.

Предприниматель – это основатель бизнеса, его владелец. Человек, который каждую секунду своей жизни рискует своим бизнесом, капиталом, репутацией и иногда даже здоровьем. Предприниматель – это генератор новых идей. Это человек, задающий вектор направления. Это триггер, поворачивающий рулевой механизм в нужную сторону.

Задач у предпринимателя множество. Основные из них – создание бизнеса и развитие новых направлений.

В отличие от предпринимателя, менеджер – это управленец. Это уже не рулевой механизм, это двигатель, который толкает локомотив компании вперед. Если предприниматель придумывает и стартует, то менеджер поддерживает работоспособность, вычищает до блеска бизнес-процессы и следит за соблюдением правил, норм и регламентов.


Однако не стоит думать, что быть предпринимателем «круче», зачастую настоящий предприниматель не может быть менеджером и наоборот. И для того, и для другого дела необходим талант. Существует крайне мало настоящих предпринимателей и крайне мало по-настоящему эффективных менеджеров. И тех и других действительно сложно найти.

Бывают ли переходы из предпринимателей в менеджеры или наоборот. Безусловно, да. Но это – лишь исключение, подтверждающее правило.

Секрет идеального бизнеса – в синергии этих двух личностей. Когда настоящий предприниматель находит высококлассного менеджера – компания выходит на новый уровень своего развития[2].

Заблуждение многих авторов заключается в том, что они приписывают все лавры именно предпринимателю, забывая о менеджерах. Это столь же глупо сколь и представление о транспортном средстве без двигателя, собранном на коленке. Безусловно, эта машина поедет и, возможно, даже наберет огромную скорость, несясь под горку, но она будет практически неуправляема и наиболее вероятно – закончит свои дни где-нибудь в ближайшей канаве, разлетевшись на мелкие детали.

Таким образом, менеджер и предприниматель – это совершенно разные сущности, которые должны работать как одно целое. И не верьте тем, кто ставит предпринимателя во главу угла. Настоящий менеджер – это не менее круто, чем настоящий предприниматель.

Принято считать, что основное отличие предпринимателя от менеджера состоит в том, что предприниматель выступает собственником бизнеса, тогда как менеджер – это наёмный работник. Такое утверждение чрезмерно категорично в связи с тем, что предприниматель являлся полноправным собственником тогда, когда ему принадлежали не только средства производства, но и люди, работавшие на предприятиях (в России этот период закончился вместе с отменой крепостного права в 1861 году). А без людей, без человеческого капитала, любой бизнес – лишь имущественный комплекс, - образно говоря, автомобиль без двигателя[3].

Кроме того, мы можем отметить, что менеджер, работающий на предприятии, может быть одновременно и собственником (например, купив акции данной компании), и наёмным работником, работая по трудовому договору. В этой связи следует подчеркнуть, что не всегда можно однозначно отделить собственника от наёмного работника, так как эти функции могут быть тесно переплетены. Например, работники предприятий системы ESOP (т.н. народных предприятий или рабочей акционерной собственности) являются одновременно и собственниками – владельцами акций, на которые выплачивается дивиденд, и управленцами, которые голосуют на общем собрании акционеров, и наёмными работниками, которые получают ежемесячную зарплату.


Нужно ли вообще рассматривать в менеджменте проблему противопоставления предпринимателей и менеджеров, акционеров и наёмных работников. Практика многих стран и поколений показала её большую значимость по нескольким основным причинам:

  1. Право собственности на весь бизнес или его часть создаёт иную мотивацию, чем работа по найму. Предприниматель-собственник, несущий на своих плечах всю полноту коммерческих, валютных и правовых рисков, старается управлять предприятием более эффективно и жёстко, нежели наёмный администратор.
  2. Наёмный менеджер зачастую больше заботится о собственном кармане, чем о получении прибыли для собственника. Очевидно, что раз компания не принадлежит управляющему менеджеру, нет смысла портить отношения с подчинёнными, заставляя их интенсивно трудиться. Намного проще заниматься приписками, манипуляциями с финансовой отчётностью, а то и просто корпоративным воровством. Таким образом, злоупотребления наёмных менеджеров, работающих на собственника – весьма распространённое явление (в том числе в тех организациях, где собственником является государство). Такого рода ситуации получили в менеджменте наименование агентских конфликтов.
  3. Между предпринимателем и наёмными работниками возникают непримиримые или, как их называл К. Маркс, антагонистические противоречия. Интересы собственника бизнеса направлены на интенсификацию производства, на уменьшение оплаты труда, и, соответственно, максимизацию собственного дохода. Интересы наёмных работников имеют противоположную направленность – иметь более высокую оплату труда, сокращённую продолжительность рабочего дня, увеличение выплат и соцпакетов, дополнительное медицинское страхование, досрочный выход на пенсию.

Огромной проблемой для российского и международного менеджмента являются выше перечисленные особенности корпоративного управления. Заоблачные зарплаты и бонусы менеджмента ярко контрастируют со скромным вознаграждением рядовых сотрудников, что порождает отчуждение и чувство попранной справедливости. В этой связи интересна практика преодоления взаимной неприязни различными средствами – в том числе инициативным сокращением собственной зарплаты – как то делает глава крупнейшей авиакомпании Японии – JAL Харука Нишимацу. Его стиль руководства резко отличается от способа существования топ-менеджеров такого уровня. В отличие от коллег из прочих компаний, Нишимацу не назначает себе гигантских зарплат и бонусов, не требует от акционеров выгодных опционов и «золотых парашютов»[4].


Принцип менеджмента Харука Нишимацу базируется на философии сплочённости и справедливости. В частности, он поясняет: «Если руководство оторвано от коллектива, находится где-то наверху, то сотрудники пассивно ожидают приказов. При глупых распоряжениях они злорадствуют и посмеиваются над незадачливыми начальниками. Я же хочу, чтобы они были инициативны и сами принимали решения»[5].

Личным примером СЕО показывает, как следует достигать социальной справедливости. Для сближения с линейным персоналом и создания партнёрских отношений Нишимацу установил себе зарплату всего в 90 тысяч долларов в год. Это весьма небольшая сумма для топ-менеджеров такого уровня в аналогичных компаниях. Пилоты в его корпорации получают большие суммы.

Разберем другую сторону предпринимательства. Молодежь часто тешит себя иллюзиями о том, что свой бизнес – это прибыльно, безоблачно, и что не нужно работать «на дядю». Однако не всегда складывается желаемым образом, и большинство случаев – яркий тому пример.

На самом же деле:

  • предпринимательство гораздо сложнее, чем работа по найму;
  • уровень рисков несоизмеримо высок;
  • величина дохода может быть меньшей, чем у наемного работника, при равных условиях функциональной загруженности;
  • стрессы, проблемы, убытки – то, чего возникает куда меньше именно в случаях работы «на дядю».

Тяжело оценить бессонные ночи, когда приходиться думать о том, как решить завтра серьезные проблемы, зная, что больше об этом подумать попросту некому. И карьера, и деньги – факторы ключевые, но двигаться к достижениям можно по разным дорожкам.

Выбирая ту или иную сферу деятельности, нужно делать это в соответствии со складом характера и мышления. Есть цель – двигайтесь к ней, но лишние иллюзии стоит отбросить.

1.2. Личная профессиональная компетентность предпринимателя

Компетенции предпринимателя позволяют успешно руководить компанией, достигать поставленных целей независимо от обстоятельств. В основе стандартных моделей заложены навыки, умения, организаторские способности, определенный стиль поведения, лидерские качества, необходимые для эффективного управления.

Компетенции предпринимателя заключается в интегральных свойствах личности, основанных на управленческих профессиональных ценностях. В процессе деятельности предпринимателя способен и готов применять всю полученную систему знаний и умений на практике для обеспечения эффективного руководства. Развитие компетенций руководителя высшего и среднего звена проводится на курсах, тренингах, где лучшие специалисты предлагают программы по развитию[6]: стратегического мышления; ориентации на достижение; методов воздействия и оказания влияния на подчиненных, партнеров по бизнесу; инициативности; лидерских качеств; построения успешных отношений; управленческих навыков; основ анализа информации и поиска решения возникших проблем; самоорганизации.