Файл: Диплом автоматизации планирования грузоперевозочных рейсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4368

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Журнал событий — это наиболее важная система защиты, так как она позволяет восстановить базу данных (или, в крайнем случае, определить виновного) после случайной или намеренной порчи информации. Журнал событий в системе используется для регистрации действий пользователя с целью установить кто, когда и что делал в системе в тот момент, когда произошла порча каких-либо данных.

Каждая строка журнала содержит следующие сведения:

  • имя пользователя;

  • дата и время;

  • идентификатор объекта (номер);

  • тип объекта (элемент какого-либо справочника, заявка, рейс);

  • краткое описание действия (удаление, изменение объекта и прочие).

    1. Описание технологии работы с ЭИС

      1. Установка программного обеспечения

Установка программы состоит из трех этапов:

  1. Установка СУБД MySQL на компьютер, выполняющий роль сервера.

  2. Копирование на сервер с установленной СУБД MySQL файлов базы данных разрабатываемой ЭИС.

  3. Установка клиентской части на рабочие места.

Установка СУБД MySQL выполняется обычным образом в виде службы Windows. В качестве инструкции по установке используется официальная документация. Описываемый ниже способ установки информационной базы подходит только в случае установки СУБД MySQL из дистрибутива, прилагаемого к ЭИС. В противном случае информационная база устанавливается из дампа, содержащего структуру базы (прилагаемый файл с расширением ".sql"), в качестве руководства по установке используется официальная документация на СУБД.

После установки СУБД MySQL необходимо установить саму

информационную базу (то есть ее структуру, первоначальные данные и предопределенные триггеры и процедуры). Установка информационной базы производится из файла дампа с именем "dispdb.sql" с помощью любой программы для администрирования MySQL, например, MySQLAdministrator (файл дампа и программа прилагаются к поставке ЭИС). Последовательность действий для установки информационной базы из файла дампа с помощью MySQLAdministrator:

  1. Запустить MySQLAdministrator и войти на сервер БД.

  2. В левой панели нажать Restore.

  3. Нажать кнопку "Open backup file" и указать файл с дампом базы.

  4. Нажать кнопку "Start restore".

Далее требуется установить на все рабочие места клиентскую часть ЭИС. Ее установка сводится к простому копированию файлов на компьютер (папка, куда копируются файлы, выбирается исходя из собственных предпочтений) и установке прилагаемого к ЭИС пакета "ReportViewer.exe".

На этом установка программы завершена.

      1. Подготовка ЭИС к работе

Для подготовки системы к работе нужно настроить глобальные параметры, внести данные в справочники и добавить новых пользователей. Также потребуется сменить пароль администратора.

Для запуска программы нужно открыть файл "td12.exe", находящийся в папке с распакованными файлами клиентской части ЭИС. После запуска на экране появится окно входа в систему (Рисунок 3.7). В этом окне нужно ввести IP-адрес компьютера с установленной СУБД MySQL (он должен быть включен) и имя пользователя — "root". В поле «пароль» при первом запуске ничего вводить не нужно. Далее нужно нажать кнопку «Вход».


Рисунок 3.7 — Окно входа в систему

После успешного входа в систему на экране появится главное окно программы (Рисунок 3.8).

Рисунок 3.8 — Главное окно программы

Для начала нужно добавить первого контрагента — предприятие, на котором установлена данная ЭИС. Для этого нужно нажать кнопку «Создать» в группе «Контрагенты». В появившемся окне (Рисунок 3.9) указывается наименование, телефон, адрес. Для сохранения данных в базе нужно нажать кнопку с изображенной на ней дискетой.

Рисунок 3.9 — Создание нового контрагента

Нажав кнопку «Список» в группе «Контрагенты», можно увидеть нового контрагента (Рисунок 3.10). Форма списка одинакова для всех справочников и заявок и содержит функционал по добавлению, редактированию и удалению данных.

Рисунок 3.10 —Список контрагентов

Для настройки глобальных параметров программы нужно перейти в раздел меню «Сервис» и нажать «Настройки системы». В появившемся окне (Рисунок 3.11) в качестве предприятия следует указать созданного ранее контрагента. Также нужно задать величины надбавок к расходу топлива и другие параметры.

Рисунок 3.11 — Диалоговое окно настройки параметров системы

Ключи доступа к веб-сервисам требуются для расчета расстояния между двумя пунктами. Для их получения требуется зарегистрироваться на указанных в диалоговом окне сайтах и запросить ключ (бесплатно). Первый веб-сервис, «Яндекс.Карты», используется для вычисления географических координат по переданному адресу. Второй веб-сервис, "CloudMade.Com", используется для непосредственного расчета расстояния между двумя точками (заданными в географических координатах). Также "CloudMade.Com" используется для вывода маршрута на карте.

Для работы с системой также потребуется добавить пользователей. Диалоговое окно администрирования пользователей (Рисунок 3.12) появляется по нажатию кнопки «Пользователи» в разделе меню «Сервис».

Рисунок 3.12 — Диалоговое окно администрирования пользователей

Для создания нового пользователя нужно указать его имя пользователя (латинские буквы и цифры без пробелов, разрешается использовать знак подчеркивания), фамилию, имя, отчество, пароль (допустимый набор символов такой же, как и в имени пользователя) и группу в полях, расположенных в нижней части формы. После этого нужно нажать кнопку с «плюсом».

Группу пользователя следует выбирать из следующих соображений:

  1. Если пользователь будет работать с заявками и формировать рейсы, то его следует поместить в группу диспетчеров.

  2. Если пользователь является начальником отдела или будет осуществлять поддержку системы, то его следует поместить в группу администраторов. Администратор имеет максимальные полномочия, диспетчер — ограниченные, но достаточные, чтобы осуществлять планирование рейсов в полной мере.


Также в том диалоговом окне в целях безопасности нужно изменить пароль текущего пользователя. Для этого нужно нажать кнопку с «ключами» и в появившемся диалоговом окне ввести новый пароль (Рисунок 3.13).

Рисунок 3.13 — Диалоговое окно изменения пароля пользователя

На этом настройка системы завершена. Далее будет рассмотрен пример работы с системой.

      1. Работа с ЭИС

Для примера создадим несколько заявок и один рейс. Добавим несколько контрагентов: Москва, Владимир, Санкт-Петербург и Можайск (Рисунок 3.14). В поле адреса должно быть указано то же, что и в наименовании.

Рисунок 3.14 — Список контрагентов

Далее добавим нового водителя. В качестве фамилии, имени, отчества и почасовой ставки укажем любые данные (Рисунок 3.15).

Рисунок 3.15 — Список водителей

Далее добавим новый автомобиль. Заполним данные таким образом, как это показано на Рисунке 3.16. Предварительно потребуется добавить новый тип топлива с наименованием «Дизельное топливо» (Рисунок 3.17).

Рисунок 3.16 — Диалоговое окно добавления нового автомобиля

Рисунок 3.17 — Диалоговое окно добавления нового вида топлива

Также потребуется добавить новый вид груза. Пример заполнения данных о грузе приведен на Рисунке 3.18.

Рисунок 3.18 — Диалоговое окно добавления нового груза

Теперь, когда вся необходимая информация введена в справочники, создадим несколько заявок. Для создания заявки перейдем в раздел меню «Планирование рейсов» и выберем пункт «Создать» в группе «Заявки». Также создавать заявки можно напрямую из диалогового окна списка заявок.

Создадим две заявки в соответствии с Рисунком 3.19 (Можайск — Москва) и Рисунком 3.20 (Владимир — Санкт-Петербург).

Рисунок 3.19 — Создание первой заявки

Рисунок 3.20 — Создание второй заявки

Добавим новый рейс. Для этого в разделе меню «Планирование рейсов» выберем пункт «Создать», расположенный в группе «Рейсы». Заполним параметры рейса в соответствии с Рисунком 3.21.

Рисунок 3.21 — Диалоговое окно создания нового рейса

Добавим в созданный рейс первую заявку (Можайск — Москва). Для этого в диалоговом окне со списком рейсов (открываемое по нажатию кнопки «Все рейсы», расположенной в группе «Рейсы») нажмем кнопку добавить, расположенную в нижней части формы, в области «Заявки в рейсе» (кнопка с «плюсом») и в появившемся окне выберем первую заявку. Далее нажмем последовательно кнопки «Расчет себестоимости заявки», «Расчет плановых накладных расходов рейса». После этого в списке рейсов появятся значения себестоимости заявки и накладных расходов рейса в соответствующих столбцах (Рисунок 3.22). В данном диалоговом окне можно сформировать отчеты по себестоимости заявки или всего рейса, а также карту с маршрутом движения (по нажатию кнопки с «компасом»).

Рисунок 3.22 — Диалоговое окно списка рейсов

Теперь попробуем подобрать попутный груз к созданному ранее рейсу. Для этого в списке рейсов выделим нужный и нажмем кнопку «Подобрать заявки». В появившемся окне (Рисунок 3.23) можно видеть список заявок и выигрыш в расстоянии от их совмещения с текущим рейсом. Выигрыш рассчитывается следующим образом: сначала складываются расстояния рейсов с заявками по отдельности и из полученной суммы вычитается протяженность совмещенного рейса. Выигрыш рассчитывается несколько раз для одной заявки в зависимости от количества ее комбинаций с заявками рейса.

Рисунок 3.23 — Диалоговое окно подбора заявок

По нажатию кнопки «Добавить заявку в рейс» можно добавить выбранную заявку в текущий рейс.

Следует отметить, что расчет себестоимости и подбор заявок требуют затрат времени на получение данных от веб-сервисов и занимают в среднем одну минуту на одну заявку. Поэтому после получения данных они кэшируются в базе данных и в дальнейшем используются так же, как если бы они были получены с помощью вебсервиса. Таким образом, последующие расчеты будут занимать время порядка нескольких миллисекунд, при условии, что данные о расстояниях между контрагентами уже есть в базе.

Отчеты по рейсам расположены в группе «Общие отчеты». В отчеты попадают данные только по закрытым рейсам. Для закрытия рейса нужно в списке рейсов нажать кнопку «Ввести или изменить величины фактических затрат», ввести данные, закрыть текущее окно и нажать кнопку «Завершить рейс».

  1. РАЗДЕЛ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Анализ опасных и вредных факторов при разработке ЭИС

Опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего человека в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Если же производственный фактор приводит к заболеванию или снижению трудоспособности, то его считают вредным. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным. Опасные и вредные производственные факторы по природе возникновения делятся на следующие группы [4.1]:

  • физические;

  • химические;

  • психофизиологические; биологические.

В помещении компьютерной лаборатории на программиста могут негативно действовать следующие физические факторы:

  • повышенная и пониженная температура воздуха;

  • чрезмерная запыленность и загазованность воздуха;

  • возникновение на экране монитора статистических зарядов, заставляющих частички пыли двигаться к ближайшему заземлённому предмету, часто им оказывается лицо оператора;

  • повышенная и пониженная влажность воздуха;

  • недостаточная освещенность рабочего места;

  • отсутствие или недостаток естественного света;

  • превышающий допустимые нормы шум;

  • повышенный уровень ионизирующего излучения;

  • повышенный уровень электромагнитных полей;

  • повышенный уровень статического электричества;

  • опасность поражения электрическим током;

  • блеклость экрана дисплея;

  • повышенная яркость света;

  • пониженная контрастность;

  • повышенная пульсация светового потока (мерцание изображения);

  • нерациональная организация рабочего места;

  • несоответствие эргономических характеристик оборудования нормируемым величинам.


К химическим вредным и опасным производственным факторам относится ионизация воздуха при работе компьютера и как следствие, возникновение активных частиц. Биологически опасные и вредные производственные факторы отсутствуют.

К психофизиологическим вредным и опасным производственным факторам, воздействующим на программиста в течение его рабочей смены, относятся:

  • умственное напряжение (приводит к синдрому длительных психологических нагрузок);

  • нервно-эмоциональные перегрузки;

  • перенапряжение зрения и внимания;

  • длительные статические нагрузки (приводит к синдрому длительных статических нагрузок);

  • монотонность труда;

  • большой объем информации, обрабатываемый в единицу времени; нерациональная организация рабочего места.

Типичными ощущениями, которые испытывают к концу рабочего дня программисты и пользователи ПК, являются: переутомление глаз, головная боль, тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины, снижение концентрации внимания. Если не соблюдать правильный режим работы, то со временем могут развиться профессиональные заболевания.

      1. Синдром длительных зрительных нагрузок

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление пользователей дисплеев, получившее общее название «синдром длительных зрительных нагрузок». Одной из причин зрительного утомления служит то, что зрительная система человека приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (печатные тексты, рисунки и т.п.). Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения — оно светится, мерцает, состоит из дискретных точек, а цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам [4.2].

Это приводит к зрительному утомлению пользователя. Зрительное утомление проявляется жалобами на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние и наоборот, кажущиеся изменения окраски предметов, их двоение, чувство жжения, «песка» в глазах, покраснение век, боли при движении глаз.

Таким образом, при работе за компьютером зрительный анализатор работает в достаточно тяжелом, напряженном режиме. Ситуацию также усугубляет продолжительное время работы за компьютером.

      1. Синдром длительных статических нагрузок

При длительном нахождении в сидячем положении происходит переутомление мышц шеи, головы, рук и спины, возрастает нагрузка на позвоночник. Все это приводит к так называемому «синдрому длительных статических нагрузок» (СДСН).

СДСН выражается в основном в мышечной слабости и искривлении позвоночника. Длительная статическая нагрузка при работе за компьютером вызывает резкое отклонение от нормы биохимических показателей мышечной ткани, что приводит к развитию СДСН. В дальнейшем у пользователя могут развиться такие заболевания, как сколиоз и остеохондроз позвоночного столба [4.3].