Файл: Диплом автоматизации планирования грузоперевозочных рейсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4361

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планирование грузоперевозок диспетчерским отделом приводит к значительной экономии средств и времени, облегчению труда водителей транспортных средств, своевременной связи с заказчиком и потребителем.

Любое автотранспортное предприятие, заинтересованное в рациональном производстве транспортных работ, в обязательном порядке должно иметь диспетчерский отдел, тем более это касается рассматриваемого предприятия, осуществляющего дальние грузоперевозки, рациональное планирование которых не только положительно сказывается на их себестоимости, но и существенно повышает качество оказываемых услуг в целом.

      1. Существующая технология выполнения выбранной функции управления

Для изучения существующей технологии управления грузоперевозками воспользуемся методологией функционального моделирования IDEF0. На диаграмме нулевого уровня представлена модель «черного ящика» существующей технологии (Рисунок 1.2). Входными данными являются заявки на грузоперевозку от клиентов, выходными — отчеты о рейсах, такие как смета расходов, отчет о результатах и другие. Планирование грузоперевозок осуществляется на основании законодательства Российской Федерации (РФ), внутренних уставов и норм предприятия. Проведя декомпозицию данной диаграммы, получим диаграмму первого уровня (Рисунок 1.3).

Рисунок 1.2 — Диаграмма нулевого уровня технологии «как есть»

Рисунок 1.3 — Диаграмма первого уровня технологии «как есть»

Прием заявок от клиентов заключается в их регистрации в книге заявок. После этого заявки требуется распределить по рейсам, поэтому на выходе первого блока у нас появляются «нераспределенные заявки». После их обработки остаются лишь подтвержденные (то есть принятые к выполнению) заявки, которые в дальнейшем будут распределены по рейсам в третьем блоке диаграммы.

В результате распределения транспортных средств будет получен план-график грузоперевозок. Далее наступает этап их осуществления, по результатам которого будут известны некоторые данные о выполненных рейсах, например такие, как затраты топлива, трудозатраты, прибыль и другие. Эти данные будут использоваться для построения отчетов по рейсам в последнем блоке.

Обработка заявок подразумевает отбор заявок по заданным критериям, например, наиболее выгодных. Для этого требуется хотя бы примерно оценить себестоимость рейса. Оценка нужна прежде всего, чтобы соотнести свои затраты с доходами. Например, клиенту требуется перевезти определенный груз в определенное место, и клиент готов за это заплатить в рамках некоторой суммы денежных средств. Отсюда возникает вопрос: а собственно выгодно ли для нашего предприятия перевезти необходимый клиенту груз за данную сумму или же этот вариант «убыточен»?

Известно, что прибыль равна разности между доходами и собственными затратами. Доходы также известны (они равны сумме, которую готов заплатить клиент), но затраты только предстоит оценить. Поэтому для эффективного планирования грузоперевозок, как и в любой другой коммерческой деятельности, нужно уметь рассчитывать свои затраты.


Расчет затрат на данный момент осуществляется вручную, что ведет к лишним затратам времени и снижает качество выполнения работы на этой стадии управления грузоперевозками.

После обработки заявок, диспетчеру требуется составить план-график рейсов. Для этого нужно провести сортировку заявок по времени и сформировать из них рейсы. Данная стадия работ по управлению грузоперевозками характеризуется наличием рутиной работы и повышенными затратами рабочего времени.

После формирования рейсов осуществляется перевозка груза. На данном этапе диспетчеру требуется вести контроль над ее выполнением, и если требуется, вносить корректировки в маршрут (например, при поступлении новых заявок, возможно, потребуется пересмотреть некоторые рейсы).

Для контроля над транспортными средствами предприятие использует «ГЛОНАСС/GPS» систему «АвтоГРАФ».

Система состоит из аппаратных средств — навигаторов, устанавливаемых непосредственно в автомобиле, и программной части — клиентского программного обеспечения (ПО). Система предоставляет следующие данные диспетчеру для контроля и управления транспортом:

  • координаты транспортного средства;

  • скорость движения в каждый момент времени;

  • пробег автомобиля;

  • время и место стоянок;

  • места и уровень заправок и сливов топлива;

  • текущий уровень и расход топлива;

  • время работы двигателя и дополнительного оборудования;

  • включение и выключение различных датчиков (дверей, поднятие кузова и других);

  • температура рефрижератора и другие параметры.

Координаты транспортного средства определяются на основании данных со спутников системы GPS или ГЛОНАСС. Данные по пройденному расстоянию определяются на основании трека, который состоит из большого количества точек с координатами, определенными навигационным оборудованием. Передача данных осуществляется пакетами на телематический GPS-сервер по каналам сотовой GPRSсвязи. Для этого в приборах устанавливается SIM-карта как в мобильном телефоне. В случае временного отсутствия сервиса передачи GPRS-пакетов, прибор накапливает информацию в энергонезависимой памяти и передает ее на сервер при первой возможности. Для непосредственной работы с данными навигационного оборудования используются клиентские (диспетчерские) программы, в автоматическом режиме забирающие информацию с телематического GPS-сервера компании «ИТ-Сервис» — разработчика системы [1.1]. Клиентская часть данной системы представлена программой «АвтоГРАФ» (Рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 — Внешний вид главного окна программы «АвтоГРАФ»

ПО «АвтоГРАФ» позволяет получать данные от контроллеров (навигаторов) как через выделенный интернет-сервер, так и с помощью SMS (через GSM-терминал или мобильный телефон), а также напрямую, с помощью интерфейса USB либо через точку доступа Wi-Fi.


После осуществления запланированных грузоперевозок требуется составить по ним отчет, в котором будут отражены такие показатели, как затраты рабочего времени, расход топлива, себестоимость и прочие данные.

Отдельно стоит рассмотреть метод расчета себестоимости грузоперевозок с использованием тарифов, которые делятся на:

  • сдельные тарифы на перевозку грузов;

  • тарифы на перевозку грузов на условиях платных тонно-часов;

  • тарифы из километрового расчета; договорные тарифы.

На размер тарифной платы влияют несколько факторов, например, расстояние и масса груза. Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета, стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

В общем случае тарифы включают в себя:

  • плату за перевозку грузов;

  • сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

  • правила исчисления платы за перевозку груза и сборов.

Таким образом, метод расчета себестоимости с использованием тарифов предполагает использование некоторых заранее рассчитанных величин. Например, известна себестоимость перевозки груза на один километр, рассчитанная ранее, и для того, чтобы вычислить себестоимость грузоперевозки по определенной заявке клиента (или стоимость самой услуги, если тариф включает вознаграждение), нужно умножить эту величину на примерное расстояние между пунктами, указанными в заявке.

      1. Преимущества и недостатки существующей технологии выполнения

выбранной функции управления

Существующая технология управления грузоперевозками основывается на «ручном» планировании рейсов и контроле отдельных параметров рейсов, таких как текущие координаты автомобиля, время прибытия в контрольные точки маршрута, уровень топлива, скоростной режим. Контроль данных параметров осуществляется с помощью системы «АвтоГРАФ».

Система «АвтоГРАФ» используется в ЗАО «МАТО» около 4 лет. За время её использования был выявлен ряд достоинств и недостатков.

Достоинства системы «АвтоГРАФ»:

  1. Предприятие обеспечивается наиболее точной, полной, оперативной информацией о движении автомобиля.

  2. GPS-мониторинг транспорта позволяет видеть точное положение машины на карте, измерить ее пробег и простои.

  3. Благодаря системе «АвтоГРАФ» диспетчера всегда знают, где находятся автомобили, что исключает возможные проблемы их «потери». GPS мониторинг поможет устранить использование сотрудниками служебного транспорта в личных целях. Система мониторинга документально подтвердит факт нарушения, если оно случилось. Мониторинг транспорта поможет определить причину опоздания машины в пункт назначения (например, пробки на дорогах или невнимательность водителя). Возможность осуществления постоянного контроля положения машины системой мониторинга дает много дополнительных преимуществ.

  4. Упростился контроль топлива и пробега, теперь все данные собираются и обрабатываются централизованно, достаточно только зайти в программу. Больше не требуется вручную записывать показания счетчика пробега или записывать эти данные (в том числе и расход топлива) со слов водителей.

  5. Все собранные данные можно сразу передать в программу бухгалтерского учета «1С», не затратив ни минуты лишнего времени.


В результате применения системы «АвтоГРАФ»:

  • повысилась эффективность использования транспорта и логистических операций;

  • точнее выполняются задания;

  • резко снижаются убытки, связанные с хищением топлива, исключаются

«левые» рейсы и приписки пробега, а также злоупотребления и простои;

  • повышается безопасность водителей и грузов, транспортных средств;

  • появляется статистика и отчетность для эффективного планирования руководителями всех уровней.

Данная технология управления имеет много существенных преимуществ, связанных с использованием системы «АвтоГРАФ». Но есть и некоторые недостатки, связанные с отсутствием соответствующих функций в программе.

Система «Автограф» не позволяет в полной мере планировать рейсы, возможно лишь вести список текущих рейсов и отслеживать их выполнение.

Поэтому основная проблема, связанная с использованием рассматриваемой технологии управления грузоперевозками, состоит в трудоёмкости и неэффективности «ручного» планирования рейсов. В планирование рейсов входит их учет, прием заказов и формирование рейсов, расчет себестоимости, «увязка» рейсов по времени (например, совмещение нескольких рейсов), составление примерного плана расхода средств и другие задачи.

Ручной метод расчета себестоимости грузоперевозок достаточно неэффективен, так как осуществляется с применением системы тарифов. Его неэффективность проявляется в том, что с помощью данного метода можно узнать лишь примерную себестоимость грузоперевозки. Кроме того, тарифы требуется время от времени корректировать, что приводит к лишним затратам времени. Следует помнить, что поведение цен на рынке представляет сложный процесс, и, установив тот или иной тариф на свои услуги, предприятие может получить как большие прибыли, так и иметь значительные потери.

Помимо расчета себестоимости, диспетчеру также приходится сталкиваться с такой проблемой, как «увязка» рейсов. Суть проблемы состоит в том, что по окончании доставки груза клиенту, автомобиль должен вернуться на базу, но возвращаться «пустым» нерационально, желательно найти «попутный груз». С другой стороны, часто бывает возможность снизить издержки, совместив два или более рейса. Например, если одному клиенту нужно перевезти груз из пункта А в пункт Б, а другому клиенту из пункта В, расположенного недалеко от пункта Б, в пункт Г, было бы логичнее сначала выполнить первый заказ, а потом заехать в соседний пункт и выполнить второй заказ. Но определить, что будет выгоднее — сложная задача. Для этого опять же, нужно рассчитывать себестоимость, сначала отдельно для каждого из рейсов, а потом для совмещенного рейса, состоящего из первых двух, и, наконец, сравнить полученные значения. Это вполне можно посчитать вручную, но что делать, если на предприятие ежедневно поступают десятки заказов?


При планировании рейсов также нужно строить краткосрочный план бюджета, например, на неделю (конечно, эта задача несколько выходит за рамки обязанностей диспетчера, но ведь именно диспетчер предоставляет все необходимые данные для ее решения). Такой план можно было бы выполнить в виде отчета о прибылях и убытках, так называемый «кэш-фло» (от англ. cash flow, дословно переводится как «денежный поток»). Данные отчета нужны руководству предприятия, чтобы иметь возможность оценить, насколько предприятие способно привлекать денежные средства и использовать их в целях развития бизнеса. Также эта информация может быть очень полезной для партнеров, клиентов и других пользователей финансовой информации.

Таким образом, в существующей технологии управления можно выделить следующие недостатки:

  • отсутствие эффективных инструментов для планирования рейсов (сюда входят их учет, прием заказов и прочее);

  • наличие рутинных операций по оценке себестоимости грузоперевозки на основании данных заказа от клиента;

  • сложности с планированием рейсов — проблема «увязки» рейсов;

  • отсутствие информации в виде подробных отчетов о предполагаемом движении денежных средств и других параметрах.

    1. Экономическая сущность исследуемых задач

      1. Анализ экономической сущности исследуемых задач

Планирование является важнейшей функцией в системе управления любым предприятием.

Планирование можно представить как процесс принятия решений, предшествующий будущим действиям [1.2]. Применительно к грузоперевозкам, планирование — это процесс принятия решений, начиная от выбора наиболее выгодных заказов, планирования рейсов и заканчивая детальным планированием маршрутов движения. Планирование грузоперевозок должно обеспечивать выполнение следующих функций [1.3]:

  • обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;

  • более рационально распределять и использовать ресурсы предприятия;

  • предвидеть перспективу развития автотранспортного предприятия на будущее;

  • обеспечивать координацию действий по управлению грузоперевозками; повышать эффективность грузоперевозочной деятельности.

Планирование грузоперевозок включает три основных этапа:

  1. Составление планов и графиков грузоперевозок, принятие решений о будущих целях и способах их достижения.

  2. Организация выполнения плановых решений.

  3. Контроль и анализ конечных результатов, включающий в себя сопоставление плановых и фактических показателей.

Горизонт планирования грузоперевозок, как правило, является краткосрочным, так как производственная программа разрабатывается на основании заявок грузоотправителей и грузополучателей, и предугадать, какими будут эти заявки чаще всего невозможно.

При планировании грузоперевозок для оценки их себестоимости (и стоимости самой услуги грузоперевозки) чаще всего применяются транспортные тарифы. Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта [1.4]. Их использование должно обеспечивать: