ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 10980
Скачиваний: 1
ÐолевÑе
ÑоÑки
91
можно по палÑÑам ÑоÑÑиÑаÑÑ), киноÑеаÑÑÑ Ð±Ñли Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ñ Ð·Ñи-
ÑелÑми (Ñогда бÑли ÑоÑни киноÑеаÑÑов, ÑейÑÐ°Ñ Ð¸Ñ
в ТбилиÑи
ÑолÑко 3 или 4); многонаÑионалÑное наÑеление ÐÑÑзии акÑивно
ÑÑÑдилоÑÑ (в 1940 г. ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð²Ð¿ÐµÑвÑе вÑполнила гоÑÑдаÑÑÑвеннÑй
план по вÑем паÑамеÑÑам); лÑди оÑдÑÑ
али на кÑÑоÑÑаÑ
(ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ðº
ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ñемени Ñже ÑÑала одним из главнÑÑ
вÑеÑоÑзнÑÑ
ÑенÑÑов
оÑдÑÑ
а); Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей ÑабоÑали ÐвоÑÑÑ Ð¿Ð¸Ð¾Ð½ÐµÑов и ÑколÑников,
поÑÑи пÑи вÑеÑ
заводаÑ
и ÑабÑикаÑ
бÑли двоÑÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑÑ Ñо
многими ÑамодеÑÑелÑнÑми кÑÑжками. УгнеÑÑннÑй, наÑ
одÑÑийÑÑ
в «гÑобовой ÑиÑине» наÑод не Ñмог Ð±Ñ Ð¾Ð´ÐµÑжаÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ Ð¼Ð¸Ñового
иÑÑоÑиÑеÑкого знаÑÐµÐ½Ð¸Ñ (9 Ð¼Ð°Ñ 1945 г.). ÐÑÑÐ·Ð¸Ð½Ñ Ð¸ многонаÑио-
налÑное наÑеление ÐÑÑзии внеÑли в ÑÑо веÑомÑй вклад, ÑÑо бÑло
Ð±Ñ ÑовеÑÑенно невозможнÑм, еÑли Ð±Ñ Ð² ÐÑÑзии ÑложилаÑÑ Ñа Ñо-
ÑиалÑно-полиÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¸ межнаÑионалÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑаÑиÑ, о коÑоÑой
Ñак ÑпоÑно ÑвеÑдÑÑ Ð½Ð°Ð¼ немеÑкие иÑÑоÑики.
ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑиÑелÑной Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ â «ÐÐ¾Ð½ÐµÑ Ð½Ð°ÑионалÑного
ÑиÑка», Ñо она не вÑÑÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð· Ñого маÑеÑиала, коÑоÑÑй пÑÑаÑÑÑÑ
подÑÑожиÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ. ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð½Ðµ пÑедÑÑавлÑла Ñобой «наÑионалÑ-
нÑй ÑиÑк» â бÑл накоплен ÑникалÑнÑй опÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¾ÑноÑений
Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð°Ñодами â ÑÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ ÑолеÑанÑноÑÑÑ, вÑдеÑжавÑаÑ
ÑÑолеÑиÑ.
То, ÑÑо в ÑÑÑане ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ ÑовмеÑÑно жиÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑели 119
наÑионалÑноÑÑей, ÑÑо «ÑиÑк» или вÑÑÑее пÑоÑвление ÑолеÑанÑ-
ноÑÑи? ÐÑ Ð¿Ñедлагаем немеÑким коллегам ÑовмеÑÑное изÑÑение
именно ÑÑой ÑолеÑанÑноÑÑи.
ÐвÑоÑÑ:
ÐдеÑÑ
дейÑÑвиÑелÑно
имеÑÑÑÑ
ÑоÑки
ÑопÑикоÑнове
-
ниÑ
наÑиÑ
позиÑий
.
ÐÑÑоÑиÑеÑки
в
ÐÑÑзии
,
как
и
в
оÑÑалÑной
ÐоÑÑоÑной
и
ЦенÑÑалÑной
ÐвÑопе
,
как
пÑавило
,
имела
меÑÑо
Ñо
-
леÑанÑнаÑ
,
ÑаÑÑиÑно
оÑнованнаÑ
на
Ñазделении
ÑÑÑда
,
Ñимбио
-
ÑиÑеÑкаÑ
ÑовмеÑÑнаÑ
жизнÑ
ÑазлиÑнÑÑ
наÑий
.
ÐÑÑзиÑ
во
многиÑ
оÑноÑениÑÑ
можеÑ
вÑÑÑÑпаÑÑ
в
каÑеÑÑве
обÑепÑизнанного
пÑимеÑа
Ñакого
миÑного
ÑоÑÑÑеÑÑвованиÑ
наÑодов
.
СÑалинÑкаÑ
полиÑика
в
Ñом
виде
,
в
каком
она
ÑенÑÑализованно
пÑеÑвоÑÑ
-
лаÑÑ
в
жизнÑ
кланом
ÐеÑии
,
бÑла
в
Ñвоей
знаÑиÑелÑной
меÑе
на
-
Ñелена
как
Ñаз
на
огÑаниÑение
,
даже
на
ÑазÑÑÑение
имевÑейÑÑ
межÑÑниÑеÑкой
ÑолеÑанÑноÑÑи
и
ÑолидаÑноÑÑи
,
и
на
Ñамом
деле
нанеÑла
ÑÑжÑлÑй
ÑÑон
ÑÑой
,
Ñ Ð¾ÑÑ
и
не
абÑолÑÑной
,
но
оÑноÑи
-
ÑелÑной
гаÑмонии
(
имелиÑÑ
Ñакже
негаÑивнÑе
аÑпекÑÑ
).
Ð. ÐаÑÑвили:
ÐвÑоÑÑ ÑÑÑда Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð³Ð»Ñбоко изÑÑиÑÑ Ð¸ÑÑо-
ÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии, пÑежде Ñем вÑÑказÑваÑÑ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ о дÑамаÑиÑеÑком
пеÑиоде ÐµÑ Ð¿ÑоÑлого. ÐопÑÑÑим, ÑÑо вÑÑ Ñо, ÑÑо ÑважаемÑе авÑоÑÑ
92
ÐолевÑе
ÑоÑки
ÑÑавÑÑ Ð² Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð¿ÑавиÑелÑÑÑÐ²Ñ ÐÑÑзии, ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ñавдой, и гÑÑзинÑ
дейÑÑвиÑелÑно пÑименÑли ÑепÑеÑÑии Ð´Ð»Ñ ÑкÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÑÑзинÑкого
ÑÑноÑа, ÑÑÐ¸Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа наÑионалÑной конÑолидаÑии, наÑилÑ-
ÑÑвенной аÑÑимилÑÑии дÑÑгиÑ
ÑÑноÑов, иÑ
поÑабоÑÐµÐ½Ð¸Ñ â где же
иÑог? Ðде конкÑеÑнÑй иÑог ÑакиÑ
ÑÑагиÑеÑкиÑ
Ñвлений â Ñазве в
ÐÑÑзии завеÑÑилÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑ Ð½Ð°ÑионалÑной конÑолидаÑии? ХоÑÑ
ÑÑÑÑ-ÑÑÑÑ Ð¿ÑодвинÑлÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑ Ð½Ð°ÑионалÑной конÑолидаÑии
в ÐÑÑзии? ÐÑкоÑенилиÑÑ ÑепаÑаÑиÑÑÑкие ÑенденÑии?
ЯÑно, ÑÑо ни одна волна ÑепÑеÑÑий (ни пеÑваÑ, ни вÑоÑаÑ) не
ÑеÑила ÑÑи вопÑоÑÑ. ÐÑиÑиной ÑвлÑеÑÑÑ Ñо, ÑÑо ÑепÑеÑÑии бÑли
оÑÑÑеÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ пÑоÑив диаÑÐ¿Ð¾Ñ (как ÑÑо ÑÑвеÑждаÑÑ Ñважае-
мÑе авÑоÑÑ), а пÑоÑив оÑделÑнÑÑ
пÑедÑÑавиÑелей диаÑÐ¿Ð¾Ñ (ÑÑо
ÑÑвеÑÐ¶Ð´Ð°Ñ Ñ), и ÑÑо Ñвление не пеÑеÑло «кÑиÑиÑеÑкий ÑÑбеж»
и не повлекло каÑеÑÑвеннÑÑ
изменений.
Ðменно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑÑно 20 % ÑеÑÑиÑоÑии ÐÑÑзии, и именно
поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ пÑавиÑелÑÑÑво ÐÑÑзии пÑÑаеÑÑÑ (Ñ
оÑÑ Ð²ÐµÑÑма Ñлабо)
ÑделаÑÑ Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑоизоÑла ÑоÑиалÑно-ÑкономиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¸ кÑлÑ-
ÑÑÑÐ½Ð°Ñ Ð°ÐºÑивизаÑÐ¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ð°ÑионалÑного наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑÑзии, ÑÑо-
Ð±Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑа бÑли одинаково доÑÑÑÐ¿Ð½Ñ Ð²Ñем живÑ-
Ñим в ÐÑÑзии ÑÑноÑам. ÐадеемÑÑ, ÑÑо ÑÑи меÑÑÑ ÑбÑдÑÑÑÑ.
ÐвÑоÑÑ:
ÐвÑоÑÑ
могÑÑ
ÑолÑко
ÑазделиÑÑ
ÑÑи
надеждÑ
Ñе
-
ÑензенÑа
.
Ð
авÑоÑÑ
Ñ Ð¾Ñели
бÑ
здеÑÑ
еÑÑ
Ñаз
наÑÑоÑÑелÑно
под
-
ÑеÑкнÑÑÑ
,
ÑÑо
они
не
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ
маÑÑовÑе
ÑепÑеÑÑии
в
ÐÑÑзии
как
каÑаÑелÑнÑе
акÑии
,
напÑавленнÑе
ÑÑниÑеÑкими
гÑÑзинами
пÑоÑив
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ð¾Ð²
и
пÑоÑиÑ
наÑионалÑнÑÑ
менÑÑинÑÑв
.
ÐеÑ
,
авÑо
-
ÑÑ
полагаÑÑ
,
ÑÑо
им
ÑдалоÑÑ
доказаÑÑ
,
ÑÑо
в
ÑамкаÑ
ÐолÑÑого
ÑеÑÑоÑа
в
ÐÑÑзии
ÑазнÑе
наÑионалÑнÑе
менÑÑинÑÑва
пÑеÑледо
-
валиÑÑ
Ñ
Ñазной
ÑÑепенÑÑ
инÑенÑивноÑÑи
.
Ð
ÑезÑлÑÑаÑе
они
пÑ
-
ÑаÑÑÑÑ
найÑи
адекваÑнÑе
пÑиÑинÑ
ÑÑого
ÑвлениÑ
.
Ð. ÐаÑÑвили:
ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑаÑÑей двÑÑ Ñомника, Ñо в
иÑ
адÑÐµÑ ÐºÑиÑики менÑÑе. Ðакие могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ðº докÑ-
менÑам и ÑаблиÑам? ХоÑÑ Ð¾Ð±Ñее ÑÑÑемление авÑоÑов, Ñон поÑÑни-
ÑелÑнÑÑ
запиÑок и замеÑаний Ñвно ÑказÑваÑÑ: ÑелÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов
ÑвлÑеÑÑÑ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ, ÑÑо веÑной 1945 года авÑоÑÑ Ð¸
англиÑане Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли бомбиÑÑ Ð½Ðµ ÐеÑлин и ÐÑезден, а гоÑода
миÑового Ñовинизма, наÑизма, ÑгнеÑаÑелей 119 ÑÑноÑов â гоÑода
гÑÑзин, ТбилиÑи и ÐÑÑаиÑи, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе никогда не бÑло
ÑлÑÑно имени наÑии, Ñак беÑÑовеÑÑно ÑгнеÑавÑей маленÑкие
беÑпомоÑнÑе диаÑпоÑÑâ¦
ÐвÑоÑÑ:
Такое
болезненное
воÑпÑиÑÑие
ÑкобÑ
пÑиÑÑÑÑÑ
-
вÑÑÑей
в
ÑекÑÑе
иденÑиÑикаÑии
гÑÑзинÑкого
наÑода
Ñ
наÑионал
-
ÑоÑиалиÑÑиÑеÑким
Ñежимом
лиÑено
какиÑ
-
либо
оÑнований
.
ÐолевÑе
ÑоÑки
93
Ð. ÐаÑÑвили:
ХоÑÑ Ð²ÑÑ Ð¶Ðµ желаÑелÑно, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñб-
ликаÑий авÑоÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑли маÑеÑиал не о ÑлÑÑайнÑÑ
, незнаÑи-
ÑелÑнÑÑ
лÑдÑÑ
(некие ÐеÑÑаÑвили, Скобелев и Ñ. д.), а о более
доÑÑойнÑÑ
и заÑлÑженнÑÑ
деÑÑелÑÑ
: об извеÑÑном диÑижеÑе Ðв-
гении Ðикеладзе, великом пиÑаÑеле ТиÑиане Табидзе, извеÑÑном
паÑÑийном деÑÑеле Ðамии ÐÑаÑ
елаÑвили и многиÑ
дÑÑгиÑ
.
ÐвÑоÑÑ:
ÐамÑÑел
авÑоÑов
как
Ñаз
и
заклÑÑалÑÑ
в
Ñом
,
ÑÑобÑ
ÑконÑенÑÑиÑоваÑÑ
внимание
именно
на
«
маленÑкиÑ
», «
незнаÑи
-
ÑелÑнÑÑ
»
лÑдÑÑ
.
РеÑÑ
в
наÑей
книге
идÑÑ
не
ÑÑолÑко
о
ÑÑавни
-
ÑелÑно
Ñ Ð¾ÑоÑо
изÑÑеннÑÑ
ÑепÑеÑÑиÑÑ
в
оÑноÑении
ÑлиÑ
,
ÑколÑко
о
ÑипиÑнÑÑ
жеÑÑваÑ
маÑÑовÑÑ
опеÑаÑий
ÐÐÐÐ
.
Ð. ÐаÑÑвили:
ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑа â 298, ÑекÑеÑного
пиÑÑма Ð. ÐеÑии СÑалинÑ, ÑÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾ÐºÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð°ÑÑжил еÑÑ Ð² 90-Ñ
годаÑ
XX века, опÑбликовал его ÑодеÑжание в моей моногÑаÑии
«ТбилиÑи-1937» (ТбилиÑи, 1997), а полноÑÑÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ñ ÑооÑ-
веÑÑÑвÑÑÑим анализом опÑбликовал в 2001 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð² жÑÑнале «Ðн-
налÑ», â 1, Ñ. 96. Там же и ÑезÑме на ÑÑÑÑком и английÑком
ÑзÑкаÑ
. ÐаÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ ÑÑого докÑменÑа иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð² гÑÑзинÑкой
(2012 г.) и английÑкой (ÐÑÑ-ÐоÑк, издаÑелÑÑÑво «Ðова», 2012 г.)
пÑбликаÑиÑÑ
одноÑомника «ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии», Ñам же воÑпÑоиз-
веден ÑиÑÑлÑнÑй лиÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑма. ÐвÑоÑÑ ÑакÑиÑеÑки игноÑиÑÑÑÑ
Ð¼Ð¾Ñ Ð¾ÑкÑÑÑие и Ð¼Ð¾Ñ Ð¿ÑбликаÑиÑ, ÑÑо не коллегиалÑно.
ÐвÑоÑÑ:
ÐвÑоÑÑ
благодаÑÑÑ
ÑеÑензенÑа
за
ÑÑÑ
инÑоÑмаÑиÑ
и
внеÑÑÑ
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие
иÑпÑавлениÑ
в
ÑекÑÑ
моногÑаÑии
.
ÐаклÑÑение Ð. ÐаÑÑвили:
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· вÑего вÑÑеизложенно-
го, можно заклÑÑиÑÑ, ÑÑо:
1. ÐеÑед нами доволÑно обÑÑÐ¼Ð½Ð°Ñ ÑабоÑа, пÑоведÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑпеÑ-
но и веÑÑма ÑенденÑиозно.
2. ÐвÑоÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ Ð´Ð¾ÑаднÑÑ Ð¾Ñибок, еÑли Ð±Ñ Ñ Ñа-
мого наÑала обÑаÑилиÑÑ Ð² ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие ÑÑÑÑкÑÑÑÑ Ðкадемии
наÑк ÐÑÑзии, к Ñем гÑÑзинÑким ÑÑÑнÑм, коÑоÑÑе ÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´
ÑÑими пÑоблемами Ñже много леÑ.
3. ÐаклÑÑиÑелÑнÑе Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð½Ðµ подÑвеÑждаÑÑ ÑÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¹, коÑоÑÑе
авÑоÑÑ Ð¿ÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð²ÑзаÑÑ ÑиÑаÑелÑм. ÐикакиÑ
маÑÑовÑÑ
ÑепÑеÑ-
Ñий, ÑеÑÑоÑа и геноÑида в оÑноÑении диаÑÐ¿Ð¾Ñ Ð² ÐÑÑзии не бÑло,
оÑÑÑеÑÑвленнÑе в оÑноÑении вÑего наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑÑзии ÑепÑеÑÑии
не пÑевÑÑаÑÑ (по ÑаÑÑÑÑам ÑамиÑ
же авÑоÑов) 1â2 пÑоÑенÑов,
ÑÑо иÑклÑÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ñ
маÑÑовÑй Ñ
аÑакÑеÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¾ измениÑÑ Ð½Ð°-
звание ÑÑÑда (еÑли он вообÑе бÑÐ´ÐµÑ Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½ в пеÑаÑном виде) â
«ÐаленÑкие ÑепÑеÑÑии в маленÑкой кавказÑкой ÑеÑпÑблике».
94
ÐолевÑе
ÑоÑки
4. Ðз ÑÑÑда видно, ÑÑо ÑиÑкÑлÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑвленнÑÑ Ð² ÐÑÑ-
зии ÑепÑеÑÑий полноÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпали из ÐоÑÐºÐ²Ñ (ÐаÑÐºÐ¾Ð¼Ð°Ñ Ð²Ð½ÑÑ-
ÑенниÑ
дел, за подпиÑÑÑ Ðжова) и полноÑÑÑÑ ÑооÑвеÑÑÑвовали
инÑеÑеÑам ÑенÑÑа (вÑÑвление и нейÑÑализаÑÐ¸Ñ Â«Ð¿ÑÑой колоннÑ»
в ÑлиÑаÑ
диаÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸ обеÑпеÑение деÑевой ÑабоÑей ÑÐ¸Ð»Ñ Ð´Ð»Ñ Ð³Ð¸-
ганÑÑкиÑ
ÑÑÑоиÑелÑÑÑв ÐалÑнего ÐоÑÑока). ÐеÑÑнÑе каÑаÑелÑнÑе
оÑÐ³Ð°Ð½Ñ («ÑовеÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°ÑаÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð±ÑÑокÑаÑиÑ», а не «гÑÑзинÑкаÑ
каÑаÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð±ÑÑокÑаÑиÑ») не пÑоÑвлÑли ÑаÑÑнÑÑ Ð¸Ð½Ð¸ÑиаÑивÑ, не
пÑидавали ÑепÑеÑÑиÑм какой-либо ÑÑниÑеÑкий оÑÑенок â авÑоÑÑ
не Ñмогли обоÑноваÑÑ ÑÑо, не пÑивели в доказаÑелÑÑÑво поÑÑанов-
Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¦Ð ÐÐ(б) ÐÑÑзии, ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¦ÐÐ ÐÑÑзии или ÑиÑкÑлÑÑÑ.
5. Ðз ÑÑÑда ÑледÑеÑ, ÑÑо ÑепÑеÑÑии пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ пÑинÑипÑ
Â«Ð¾Ñ Ð²ÑеÑ
понемножкÑ». РепÑеÑÑии в ÐÑÑзии, как и в ÑоÑз-
ном маÑÑÑабе, вÑполнили оÑновнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°ÑÑ â добиÑÑÑÑ Ð»Ð¾ÑлÑно-
ÑÑи и единÑÑва обÑеÑÑва и обеÑпеÑиÑÑ ÑовеÑÑкÑÑ Ð¸Ð½Ð´ÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð´Ðµ-
Ñевой ÑабоÑей Ñилой Ð´Ð»Ñ ÐалÑнего ÐоÑÑока (ÐолÑма, ÐоÑилÑÑк,
СибиÑÑ Ð¸ Ñ. д.). ÐÑо в знаÑиÑелÑной меÑе обеÑпеÑило бÑÑÑÑое Ñо-
ÑиалÑно-ÑкономиÑеÑкое ÑазвиÑие веÑÑма важнÑÑ
Ñегионов.
6. ТÑÑд Ñоздан не на оÑнове обÑекÑивнÑÑ Ð°ÑÑ Ð¸Ð²Ð½ÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиа-
лов, а ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ ÑанÑомно-апÑиоÑного мÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑов,
к коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±ÑÐ°Ð½Ñ (в подÑвеÑждение) добÑÑÑе в аÑÑ
иваÑ
пÑимеÑÑ.
7. СледÑÐµÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе изÑÑÑÑ Ð¸Ð· ÑаÑÑÑÑов даннÑе
«
милиÑейÑкой
»
ÑÑойки
(бездомнÑе, пÑоÑÑиÑÑÑки, деклаÑÑиÑованнÑе ÑлеменÑÑ Ð¸
Ñ. д.), поÑколÑÐºÑ Ð¾Ð½Ð¸ не имеÑÑ Ð¾ÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº Ñеме и пÑедÑÑавлÑÑÑ
пÑоÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ð¿ÑлÑÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑкаÑ
недобÑоÑовеÑÑнÑÑ
авÑоÑов («кÑи-
минал не Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÑионалÑноÑÑи»).
8. Ðо наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, Ñакже ÑледÑÐµÑ Ð¸Ð·ÑÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñе о ÑленаÑ
и кандидаÑаÑ
в ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð°ÑÑии, комÑомолÑÑаÑ
. Ðни Ñами бÑли
Ñленами Ñой паÑÑии, ÑÑÑав коÑоÑой, пиÑанÑе и непиÑанÑе законÑ
коÑоÑой ÑÑебовали Ð¾Ñ Ð½Ð¸Ñ
«ÑеволÑÑионной бдиÑелÑноÑÑи», вÑÑв-
Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ð²Ñагов наÑода», ÑазоблаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÑÑбежной агенÑÑÑной Ñе-
Ñи. Ðни по ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑановилиÑÑ Ñленами ÑÑой паÑÑии и
ÑÑим ÑаÑпиÑÑвалиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ пÑиговоÑом в Ñвой адÑеÑ. Ðни боÑолиÑÑ
Ñ Â«Ð´ÑÑгими», пÑоÑив ниÑ
боÑолиÑÑ Â«Ð´ÑÑгие» â ÑазоблаÑали, доно-
Ñили, кÑиÑиковали (Ð¼Ñ ÑÑо Ñ
оÑоÑо видели на пÑимеÑе немеÑкиÑ
ÑабоÑиÑ
).
9. ТÑÑд Ñвно пÑопиÑан дÑÑ Ð¾Ð¼ ÑенденÑиозноÑÑи, ÑÑо пÑодикÑо-
вано неоÑаÑиÑÑÑко-ÑеванÑиÑÑÑкой идеологией.
10. ÐÑбликаÑÐ¸Ñ ÑÑÑда в пÑедÑÑавленном виде и его маÑÑовое
ÑаÑпÑоÑÑÑанение неÑелеÑообÑазно, поÑколÑÐºÑ Ð½ÐµÑомненно вÑзо-
Ð²ÐµÑ Ð²Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑеди наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑÑзии.
ÐолевÑе
ÑоÑки
95
11. ТÑÑд не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑодейÑÑвоваÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑÐµÐ¼Ñ ÑазвиÑиÑ
и ÑкÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑекÑаÑнÑÑ
до ÑегоднÑÑнего Ð´Ð½Ñ Ð³ÑÑзино-немеÑкиÑ
оÑноÑений.
12. ÐÑбликаÑÐ¸Ñ ÑÑÑда не оÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑам немеÑкого наÑо-
да â ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно Ñвоего опÑÑа; пÑбликаÑÐ¸Ñ ÑÑÑда не оÑвеÑаеÑ
инÑеÑеÑам гÑÑзинÑкого наÑода â ÑÑÑд ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾ÑибоÑнÑм и не-
обÑекÑивнÑм. РпÑбликаÑии ÑÑÑда Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð·Ð°Ð¸Ð½ÑеÑеÑован
лиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ñеловек Ñ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑа и его полиÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð°, вÑеми
ÑÑедÑÑвами пÑÑаÑÑаÑÑÑ Ð²Ð¾ÑпÑепÑÑÑÑвоваÑÑ ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÐÐ°Ð¿Ð°Ð´Ñ â
ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑовеÑÑкиÑ
гоÑÑдаÑÑÑв, в Ñом ÑиÑле
ÐÑÑзии.
РезÑме авÑоÑов:
ÐвÑоÑÑ
не
могÑÑ
вÑеÑÑез
обÑÑждаÑÑ
вÑ
-
двинÑÑое
в
иÑ
адÑеÑ
обвинение
в
пÑопаганде
неоÑаÑиÑÑÑко
-
ÑеванÑиÑÑÑкой
идеологии
.
ÐÑо
обвинение
,
коÑоÑое
не
подкÑеп
-
лено
какими
-
либо
ÑазÑмнÑми
аÑгÑменÑами
,
меÑÑами
пÑиÑÑÑÑÑ
-
вÑеÑ
в
ÑекÑÑе
диÑкÑÑÑии
в
завÑалиÑованном
виде
и
вдÑÑг
ÑовеÑ
-
Ñенно
неожиданно
и
оÑкÑÑÑо
вÑÑказÑваеÑÑÑ
ÑеÑензенÑом
в
еÑ
конÑе
.
ÐапÑоÑив
,
немеÑкие
авÑоÑÑ
наÑÑаиваÑÑ
на
Ñвоей
,
как
они
полагаÑÑ
,
вполне
обоÑнованной
ÑоÑке
зÑениÑ
,
ÑоглаÑно
ко
-
ÑоÑой
влиÑÑелÑнÑе
пÑедÑÑавиÑели
гÑÑзинÑкой
иÑÑоÑиогÑаÑии
,
Ñакие
как
ÐлекÑандÑ
ÐаÑÑвили
,
неÑмоÑÑÑ
на
обнадеживаÑÑие
пÑизнаки
,
пÑодолжаÑÑ
в
ÑвоÑм
оÑноÑении
к
наÑионалÑнÑм
менÑÑинÑÑвам
оÑÑаваÑÑÑÑ
в
пленÑ
Ñаблонов
наÑионализма
и
даже
ÑаÑизма
,
имеÑÑиÑ
ÑаÑÑиÑно
как
доÑовеÑÑкие
,
но
Ñакже
и
ÑовеÑÑкие
коÑни
.
ÐÑÑзинÑкий
наÑионализм
,
без
ÑомнениÑ
,
за
-
ÑлÑживаеÑ
ÑÑаÑелÑного
анализа
.
Ðго
оÑождеÑÑвление
Ñ
Ñем
ÑанаÑиÑнÑм
наÑионализмом
,
коÑоÑÑй
иÑÑоÑиÑеÑки
,
Ñаг
за
Ñа
-
гом
,
Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñил
в
ÑвоÑ
вÑемÑ
евÑопейÑкие
ÑÑÑанÑ
и
,
не
в
поÑледнÑÑ
оÑеÑедÑ
,
ÐеÑманиÑ
,
едва
ли
ÑмеÑÑно
.
Ðднако
Ñакже
вне
вÑÑкого
ÑомнениÑ
оÑÑаеÑÑÑ
ÑоÑ
ÑакÑ
,
ÑÑо
наÑионализм
бÑл
и
оÑÑаеÑÑÑ
,
Ñ Ð¾ÑÑ
и
не
единÑÑвенной
,
но
кÑайне
важной
пÑиÑиной
как
поли
-
ÑиÑеÑкиÑ
,
Ñак
и
кÑовавÑÑ
ÑÑниÑеÑкиÑ
конÑликÑов
на
поÑÑÑо
-
веÑÑком
Ðавказе
,
а
Ñакже
непоÑÑедÑÑвенно
в
ÐÑÑзии
41
.
ÐливÑееÑÑ
деÑÑÑилеÑиÑми
миÑное
ÑоÑÑÑеÑÑвование
и
даже
межнаÑио
-
налÑное
ÑоÑÑÑдниÑеÑÑво
,
на
коÑоÑое
ÑÑÑлаеÑÑÑ
ÑеÑензенÑ
,
не
иÑклÑÑаеÑ
ÑамÑÑ
бÑÑнÑÑ
пÑоÑвлений
наÑионализма
,
коÑоÑÑе
ÑÑжело
поддаÑÑÑÑ
ÑаÑионалÑномÑ
обÑÑÑнениÑ
.
ÐÑо
пÑавило
дейÑÑвÑеÑ
не
ÑолÑко
пÑимениÑелÑно
к
ÐÑÑзии
.
ÐаглÑднÑм
под
-
ÑвеÑждением
ÑвлÑеÑÑÑ
иÑÑоÑиÑ
бÑвÑей
ЮгоÑлавии
.
Ðе
вÑе
,
в
Ñом
ÑиÑле
гÑÑзинÑ
,
обÑеÑенÑ
бÑÑÑ
наÑионалиÑÑами
,
даже
еÑли