Файл: Gruzia_v_puti_Teni_stalinizma_-_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 10974

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Заключения

 

из

 

США

Англии

России

 

421 

В 1938 г. Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð°Ð¹Ð½Ð¾ Ð¶ÐµÑÑ‚окие Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¸ Ð¾Ð±Ñ€ÑƒÑˆÐ¸Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð² Ð“ру-

зии Ð½Ð° Ð²Ñ‹ÑÐ¾ÐºÐ¾Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ… Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹ (государственных ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð°Ñ‰Ð¸Ñ…), 
т. е. Ñ‚ех, ÐºÑ‚о Ð² ÑÐ²Ð¾Ñ‘ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð½ÑÐ»ÑÑ Ð½Ð° Ð²Ð¾Ð»Ð½Ðµ Â«ÐºÐ¾Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸Â». ÐŸÑ€Ð¸Ñ‡Ñ‘м 
речь Ð¸Ð´Ñ‘Ñ‚ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ð¾ Â«ÐºÑƒÐ»Ð°Ñ†ÐºÐ¾Ð¹ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸Â», Ð° Ð½Ðµ Ð¾ Â«Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹Â», 
и  ÑÑ‚Ð¾  Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚  Ð¾  Ñ†ÐµÐ»ÐµÐ½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼  ÑƒÐ½Ð¸Ñ‡Ñ‚ожении  Ð¸Ð½Ñ‚еллектуаль-
ной ÑÐ»Ð¸Ñ‚Ñ‹, Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ð²ÑˆÐµÐ¹ Ðº Ñ‚итульному ÑÑ‚носу, Ñ‚. Ðµ. Ðº Ð´Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð¸-
рующему Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð½ÑÑ‚ву (с. 96–99, 111). Ð¢Ð°Ðº, Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ Ð°Ð²Ñ‚оров, Ð² 
Грузии  ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸  Ð¾ÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ…  Â«ÐºÑƒÐ»Ð°Ñ†ÐºÐ¾Ð¹  Ñ‚ройкой»  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð¾ 
много Ð»Ð¸Ñ† ÑÐ¾ ÑÑ€ÐµÐ´Ð½Ð¸Ð¼ Ð¸ Ð²Ñ‹ÑÑˆÐ¸Ð¼ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ Ð¸ Ð·Ð°Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾-
ля ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð°Ñ‰Ð¸Ñ…. ÐŸÐ¾Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ‚ельно, Ñ‡Ñ‚о ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸ Ð½Ð¸Ñ… Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð°Ð¹Ð½Ð¾ Ð²Ñ‹ÑÐ¾ÐºÐ¾Ð¹ 
была Ð´Ð¾Ð»Ñ Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ð¾Ð² Ð’КП(б), Ñ‡Ñ‚о, ÐºÐ°Ðº ÑÐ¿Ñ€Ð°Ð²ÐµÐ´Ð»Ð¸Ð²Ð¾ ÑÑ‡Ð¸Ñ‚ают Ð°Ð²Ñ‚оры, 
указывает  Ð½Ð°  Ð²Ð½ÑƒÑ‚рипартийную  Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ñƒ,  Ð²  ÐºÐ¾Ñ‚орой  Ð‘ерия  ÑÑ‚ре-
мился Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ð¸Ñ‚ÑŒ Ð½ÐµÑƒÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ… (с. 141, 144). Ð­Ñ‚о Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÑÐ»Ð¾ÑÑŒ Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑ-
сиями  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¸Ð²  Â«ÑÐ¾Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾  Ñ‡ÑƒÐ¶Ð´Ñ‹Ñ…»,  Ð²Ñ‹Ñ…одцев  Ð¸Ð·  Ð·Ð½Ð°Ñ‚и,  Ñ†Ð°Ñ€ÑÐºÐ¸Ñ… 
чиновников  Ð¸  Ð¼ÑƒÑÑƒÐ»ÑŒÐ¼Ð°Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð´ÑƒÑ…овенства  (с. 101–102).  ÐŸÑ€Ð¸ 
этом Ð´ÐµÐ» Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ñ‚ак Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾, Ñ‡Ñ‚о Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÐ»Ð¾ÑÑŒ Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐ¸Ñ‚ÑŒ ÑÐ»Ð¾Ð¶Ð¸Ð²ÑˆÐ¸ÐµÑÑ 
правила,  Ð¸  Ð´ÐµÐ»Ð°,  Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð¾  Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð°Ñ‚ривавшиеся  Ð’оенной  ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³Ð¸ÐµÐ¹ 
Верховного  ÑÑƒÐ´Ð°  Ð¡Ð¡Ð¡Ð ,  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ  Â«ÐºÑƒÐ»Ð°Ñ†ÐºÐ¾Ð¹  Ñ‚ройке»,  Ð³Ð´Ðµ 
участь арестованных решалась по упрощенному сценарию. 

Во Ð²Ñ‚орой Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ðµ 1940-х гг. ÐºÐ»Ð°ÑÑÐ¾Ð²Ñ‹Ð¹ Ñ„актор Ð²ÑÑ‘ ÐµÑ‰Ñ‘ Ð¸Ñ-

пользовался,  Ð½Ð¾  Ð²  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив  Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð²Ð½Ð¾Ð²ÑŒ  Ð¿Ñ€Ð¸ÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸-
ненных Ðº Ð¡Ð¡Ð¡Ð  Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ñ‹Ñ… Ñ‚ерриторий, Ð¾Ð´Ð½Ð°ÐºÐ¾ Ð¸ Ñ‚ам Ð¾Ð½ ÑÐ¾Ñ‡ÐµÑ‚ался 
с Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼. ÐŸÐ¾Ð·Ð´Ð½ÐµÐµ Ð¾Ð½ Ð²ÑÑ‘ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð¸Ð» Ð»Ð¸ÑˆÑŒ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑŠÑÑ-
нения Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½ÐµÐ¹ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ики, Ñ‚огда ÐºÐ°Ðº Ð²Ð½ÑƒÑ‚ренняя Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÑÐ»Ð°ÑÑŒ Ð¿Ðµ-
риодическими волнами Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ñ‹ Ñ Â«Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð¼Â». 

До ÑÐ¸Ñ… Ð¿Ð¾Ñ€ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¼ÐµÑ‚ом Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ð¸ ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ Ñ‚емпах ÑÑ-

калации Ñ‚еррора. ÐšÐ¾Ð³Ð´Ð°-то Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚орые ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ские Ð°Ð²Ñ‚оры ÑÑ‡Ð¸Ñ‚али, 
что  Ñ  Â«Ð¨Ð°Ñ…тинского  Ð´ÐµÐ»Ð°Â»  Ð¸Ð»Ð¸  Ð´Ð°Ð¶Ðµ  Ñ  Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð°  1920-х гг.  Ñ‚еррор 
шёл  Ð¿Ð¾  Ð½Ð°Ñ€Ð°ÑÑ‚ающей  Ð±ÐµÐ·  Ð¾ÑÑ‚ановки  Ð²Ð¿Ð»Ð¾Ñ‚ÑŒ  Ð´Ð¾  ÐºÑƒÐ»ÑŒÐ¼Ð¸Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¸  Ð² 
1937–1938 гг.

33

 Ð’ ÑÐ²Ð¾ÑŽ Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´ÑŒ Ð™. Баберовски Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ‚, Ñ‡Ñ‚о Ñ‚ер-

рор  Ð²  ÑÑ‚алинском  Ð¡Ð¡Ð¡Ð   Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одил  Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð°Ð¼Ð¸

34

,  Ð°  Ð‘.С. Илизаров 

даже  ÑƒÑÐ¼Ð°Ñ‚Ñ€Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ‚  Ñƒ  Ð½ÐµÐ³Ð¾  Ð´ÐµÑÑÑ‚илетний  Ñ€Ð¸Ñ‚м

35

.  ÐÐ²Ñ‚оры  Ñ‚акже 

упоминают  Ñ†Ð¸ÐºÐ»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ,  Ð½Ð¾  Ð½Ðµ  ÑƒÐ³Ð»ÑƒÐ±Ð»ÑÑŽÑ‚ся  Ð²  ÑÑ‚у  Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñƒ. 
В  ÑÑ‚ой  ÑÐ²ÑÐ·Ð¸  ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾  Ð±Ñ‹  ÐµÑ‰Ñ‘  Ñ€Ð°Ð·  Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ельно  Ð¿Ð¾ÑÐ¼Ð¾Ñ‚реть  Ð½Ð° 
то, Ñ‡Ñ‚о Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одило Ð² Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ñ… Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ñ… Ð² 1930-е Ð³Ð³. Ð§Ñ‚о Ð¶Ðµ ÐºÐ°ÑÐ°-
ется Ð¿Ð¾ÑÑ‚сталинской ÑÐ¿Ð¾Ñ…и, Ñ‚о Ñ‚огда Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вительно Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ð³Ð¾Ð²Ð¾-
рить  Ð¾Ð±  ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð½Ð¾  Ð´ÐµÑÑÑ‚илетнем  Ñ€Ð¸Ñ‚ме  (10–12  Ð»ÐµÑ‚),  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ñ‘м  Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð° 
борьбы  Ñ  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð¼  Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð¾  Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ  Ð²  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ 
десятилетия и начале следующего

36

Показателен Ð¸ Ð¼ÐµÑ…анизм Ñ‚еррора: Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑ€ÐµÐ´ÐºÐ¾ Ð¸ÑÑ…о-

дили ÑÐ½Ð¸Ð·Ñƒ Ð¸Ð· Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð¾Ð², Ð·Ð°Ñ‚ем Ð¾Ð½Ð¸ ÑƒÑ‚верждались Ð² ÐœÐ¾ÑÐºÐ²Ðµ, Ð¾Ñ‚куда 


background image

422

 

Заключения

 

из

 

США

Англии

России

 

спускались Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‚но Ð² Ð²Ð¸Ð´Ðµ Ð¿Ñ€Ð¸ÐºÐ°Ð·Ð¾Ð² Ð¸Ð»Ð¸ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð°Ñ€ÑÐ´Ð¾Ðº. ÐÐ²Ñ‚оры Ð¾Ð±-
наружили ÑÑ‚о Ð² Ð“рузии (с. 70–71), Ð½Ð¾ Ñ‚о Ð¶Ðµ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ðµ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одило Ð¸ 
в  Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ…  Ñ€ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ…  Ð¸  Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ñ….  ÐžÐ´Ð½Ð°ÐºÐ¾  Ð²  Ð“рузии  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  ÑÐ²Ð¾Ñ 
специфика, Ð¸ Ð² ÐºÐ¾Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÑÑ‚венном Ð¾Ñ‚ношении Ð¾Ð½Ð° Ð¿Ð¾ÑÑ‚радала Ð¾Ñ‚ Ñ€Ðµ-
прессий Ð²ÑÑ‘ Ð¶Ðµ Ð¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµ, Ñ‡ÐµÐ¼ Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚орые Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ðµ Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ‹. ÐžÑ‚мечу 
также,  Ñ‡Ñ‚о  Ð³Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð½Ð°  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ  Ð¸ÑÑ‚ории  Ð¸  ÑÐ¿Ð¾ÑÑ‹  Ð²  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ 
1940-х â€“ Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ðµ 1950-х Ð³Ð³. Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚ически Ð½Ðµ Ð·Ð°Ñ‚ронули Ð“рузию, 
и ÑÑ‚о говорит Ð¾ её Ð¾ÑÐ¾Ð±Ð¾Ð¼ Ð¼ÐµÑÑ‚е Ð² Ð¿Ð¾Ð·Ð´Ð½ÐµÑÑ‚алинском Ð»Ð°Ð½Ð´ÑˆÐ°Ñ„те. 

В  Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¼  ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ  Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ‹Ð¼ Ð²Ñ‹Ð²Ð¾Ð´Ð¾Ð¼  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся  Ñ‚о,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¸Ñ-

полнители Ð½Ð° Ð¼ÐµÑÑ‚ах Ð½Ðµ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð±ÐµÐ·Ð²Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ Ð²Ð¸Ð½Ñ‚иками ÑÐ¸ÑÑ‚емы â€“ 
они Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¸ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘нную ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñƒ Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вий, Ð° Ð¿Ð¾Ñ‚ому ÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÐµÑ‚ Ð³Ð¾-
ворить  Ð¾Ð±  Ð¸Ñ…  ÑÐ¾ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚ии  Ð²  Ð¿Ñ€ÐµÑÑ‚уплениях,  Ð²Ð¸Ð½Ñƒ  Ð·Ð°  ÐºÐ¾Ñ‚орые  Ð¼Ð¾Ñ-
ковские ÐºÐ°Ñ€Ð°Ñ‚ели Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹ Ð¿Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð¸Ñ‚ÑŒ Ñ Ð¼ÐµÑÑ‚ными (с. 152). ÐÐ¾ Ð³Ð»Ð°Ð²-
ную  Ð²Ð¸Ð½Ñƒ  Ð°Ð²Ñ‚оры  Ð²Ð¾Ð·Ð»Ð°Ð³Ð°ÑŽÑ‚  Ð½Ð°  ÑÐ¾Ñ‚рудников  ÐÐšÐ’Д,  Ð¾Ñ‚вечавших 
за  Â«Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½ÑƒÑŽ  Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑÐ½Ð¾ÑÑ‚ь».  ÐÐµ  Ð»Ð¸ÑˆÐµÐ½Ð¾  Ð¸Ð½Ñ‚ереса  Ð¸  Ñ‚о, 
что Ð² Ð·Ð°Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð‘ольшого Ñ‚еррора ÑƒÐ´Ð°Ñ€ Ð±Ñ‹Ð» Ð½Ð°Ð½ÐµÑÐµÐ½ Ð¿Ð¾ ÑÐ°Ð¼Ð¸Ð¼ 
чекистам,  Ð¿Ñ€Ð¾ÑÐ²Ð¸Ð²ÑˆÐ¸Ð¼  Ñ‡ÐµÑ€ÐµÑÑ‡ÑƒÑ€  Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ðµ  Ñ€Ð²ÐµÐ½Ð¸Ðµ  (с. 156–157). 
Можно Ð»Ð¸ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ÑŒ Ð¾ Ñ‚ом, Ñ‡Ñ‚о Ñ‚ем ÑÐ°Ð¼Ñ‹Ð¼ Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚и Ð¿Ñ€ÑÑ‚али ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ñ‹ 
в Ð²Ð¾Ð´Ñƒ? 

Всё  ÑÑ‚о  ÑÑ‚ановится  Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ð°ÐºÑ‚уальным  ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ,  Ð·Ð°ÑÑ‚авляя 

задуматься Ð¾ Ñ‚ом, Ðº Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÑÑ‚и Â«Ð¾Ñ„ициальный Ð¿Ð°Ñ‚рио-
тизм» Ð¸ Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ð° Ñ Â«Ð¿ÑÑ‚ой ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹Â». ÐŸÑ€Ð¸Ð¼ÐµÑ‡Ð°Ñ‚елен Ñ‚акже Ð²Ñ‹Ð²Ð¾Ð´ 
авторов Ð¾ Ñ‚ом, Ñ‡Ñ‚о ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹ Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚икой Ð¡Ñ‚алин Â«ÑÑ‚ал 
могильщиком Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ‚ского Ð¡Ð¾ÑŽÐ·Ð°Â» (с. 347). Ð­Ñ‚от Ð²Ñ‹Ð²Ð¾Ð´, Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼ÐµÐµÑ‚-
ся, идёт Ð²Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÐ· с Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÑˆÐµÐ¹ в определённых кругах ÑÐ¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ 
России тенденцией видеть Ð² Сталине Â«ÑÑ„фективного менеджера». 

Наконец,  Ð²ÐµÑÑŒÐ¼Ð°  Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ельной  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся  Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ñ  Ð¾  Ð³Ð»Ð°Ð²Ðµ 

«Этнос  Ð¸  Ñ‚еррор»,  Ð¼Ð°Ñ‚ериалы  ÐºÐ¾Ñ‚орой  Ð°Ð²Ñ‚оры  Ð²ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð¸Ð»Ð¸  Ð²  ÑÐ²Ð¾Ð¹ 
том. ÐžÐ½Ð° Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚, Ñ‡Ñ‚о Ð² Ð“рузии Ð´Ð¾ ÑÐ¸Ñ… Ð¿Ð¾Ñ€ Ð¿Ð¾Ð¿ÑƒÐ»ÑÑ€Ð½Ñ‹ ÑÑÑÐµÐ½-
циалистские  Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ‹,  Ð´Ð°Ð»Ñ‘кие  Ð¾Ñ‚  Ð½Ð°ÑƒÐºÐ¸  Ð¸  Ð¾Ð±ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ðµ  ÑÑ‚но-
националистическую  (с  Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐºÑƒÑÐ¾Ð¼  Ñ€Ð°ÑÐ¸Ð·Ð¼Ð°)  Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼Ñƒ  Ñ  ÐµÑ‘ 
представлением  Ð¾  Â«ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð¼  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼  Ñ‚еле».  ÐŸÑ€Ð¸Ð¼ÐµÑ‡Ð°Ñ‚ельно, 
что Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ð¸Ð· Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ… ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚ников Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ð¸ ÐºÐ»ÐµÐ¹Ð¼Ð¸Ñ‚ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑƒÐ½Ð¸-
стическое  Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ðµ,  Ð½Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¸  ÑÑ‚ом  Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÑ‚ствует  Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»ÑŒÑÑ‚венную 
национальную  ÐºÐ¾Ð½ÑÐ¾Ð»Ð¸Ð´Ð°Ñ†Ð¸ÑŽ,  Ð¾ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚влявшуюся  Ñ€ÑÐ´Ð¾Ð¼  ÐµÐ²Ñ€Ð¾-
пейских  Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ð².  ÐŸÑ€Ð¾Ñ‚ив  Ñ‚аких  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ически  Ð¼Ð¾Ñ‚ивированных 
взглядов  Ð¸  Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð°  Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð°Ñ‚риваемая  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°,  ÐºÐ¾Ñ‚орая  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ð¼Ð¸ 
выводами, Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼ÐµÐµÑ‚ся, раздражает националистов. 

К ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ, Ð² ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ Ð²ÑÑ‚речаются ÑÐ¾Ð¼Ð½Ð¸Ñ‚ельные Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ â€“ 

например,  Ð°Ð±Ñ…азы  Ð½Ð°  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹  Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ðµ  Ð²  ÐÐ±Ñ…азии  Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ñ‹  Â«Ð´Ð¸Ð°ÑÐ¿Ð¾-
рой» (с. 247), Ñ‡Ñ‚о, разумеется, неверно. 


background image

Заключения

 

из

 

США

Англии

России

 

423 

Авторы:

 

В

 

русском

 

переводе

 

здесь

 

произошла

 

ошибка

пото

-

му

 

что

 

абхазцы

 

были

 

охарактеризованы

 

как

 

нация

находившая

-

ся

 

в

 

диаспоре

Напротив

у

 

абхазцев

 

была

 

большая

 

диаспора

 

за

 

границей

: 1. 

Турция

, 2. 

Сирия

 («

мухаджиры

») 

в

 

Османскую

 

импе

-

рию

 

в

 1937–1938 

гг

В.А. Шнирельман

:  ÐÐµ  ÑÐ¾Ð²ÑÐµÐ¼  Ð²ÐµÑ€Ð½Ð¾  Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð°  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ 

ситуация  Ð²  ÐÐ±Ñ…азии  Ð¸  Ð®Ð¶Ð½Ð¾Ð¹  ÐžÑÐµÑ‚ии,  Ð¸Ð±Ð¾  Ð°Ð²Ñ‚оры  Ð·Ð°Ð±Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‚  Ð¾ 
местном ÑÐ·Ñ‹Ñ‡ÐµÑÑ‚ве, Ð¿Ñ€Ð¸Ð´Ð°ÑŽÑ‰ÐµÐ¼ ÑÑ‚ой ÑÐ¸Ñ‚уации ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ð¹ Ñ…а-
рактер двоеверия. 

Авторы:

 

Религиозная

 

ситуация

 

у

 

абхазцев

 

и

 

осетин

 

дейст

-

вительно

 

сложна

 

и

может

 

быть

изложена

 

недостаточно

 

де

-

тально

Абхазцы

 

среди

 

местных

 

этносов

 

Кавказа

 

подверглись

 

наименее

 

сильной

 

исламизации

 

или

 

христианизации

Двигаясь

 

с

 

побережья

в

 

античные

 

времена

средневековье

  (

Византия

и

 

раннее

 

Новое

 

время

  (

Генуя

происходила

 

поверхностная

 

хри

-

стианизация

  (

при

 

дальнейшем

 

существовании

 

языческих

 

тради

-

ций

), 

которую

 

во

 

времена

 

османского

 

господства

 

сменила

 

столь

 

же

 

поверхностная

 

исламизация

С

 

мингрельским

 

влиянием

а

 

также

 

в

 

связи

 

с

 

аннексией

 

Россией

 

в

 1810 

г

последовала

 

повтор

-

ная

 

частичная

 

христианизация

 

методами

 

активной

 

политики

 

православного

 

миссионерства

ещё

 

раз

 

усиленная

 

посредством

 

массовой

 

иммиграции

/

изгнания

 

абхазцев

в

 

большинстве

 

своём

 

исповедовавших

 

ислам

в

 1864, 1866–1867 

и

 1877–1878 

гг

В

 

ре

-

зультате

 

ни

 

христианство

ни

 

ислам

 

в

 

действительности

 

не

 

за

-

крепились

 

среди

 

абхазцев

что

 

обнаруживается

 

и

 

в

 

многочислен

-

ных

 

изменениях

 

вероисповедания

резком

 

как

 

увеличении

так

 

и

 

снижении

 

доли

 

христиан

 

и

 

в

 

не

 

особенно

 

развитой

 

религиозной

 

инфраструктуре

  (

малое

 

количество

 

церквей

отсутствие

 

мече

-

тей

едва

 

встречающиеся

 

местные

 

представители

 

духовного

 

сословия

). 

Тем

 

самым

 

возникло

 

действительно

 

часто

 

констати

-

ровавшееся

 

В

Шнирельманом

 

двоеверие

 

с

 

синкретическим

 

сме

-

шением

 

старой

 

примитивной

 

религии

 («

язычество

») 

и

 

право

-

славного

 

христианства

примитивной

 

религии

 

и

 

ислама

но

 

отчасти

вероятно

даже

 

христианства

 

и

 

ислама

 (

соотнесённо

-

го

 

с

 

ситуацией

или

 

даже

 

примитивной

 

религии

 â€“ 

христианства

 â€“ 

ислама

В

 

противоположность

 

многим

 

другим

 

кавказским

 

груп

-

пам

 

в

 

советское

 

время

 

абхазцы

 

представляли

 

собой

 

редкий

 

слу

-

чай

 

национальности

 

без

  Â«

собственной

» 

национальной

 

религии

В

 

то

 

время

 

как

 

у

 

мусульманских

 

народов

 

Северного

 

Кавказа

 

и

 

азербайджанцев

 â€“ 

ислам

у

 

грузин

 â€“ 

православное

а

 

у

 

армян

 â€“ 

армянско

-

апостолическое

 

христианство

 

могли

 

быть

 

также

 

вы

-


background image

424

 

Заключения

 

из

 

США

Англии

России

 

ражением

 

политической

 

позиции

у

 

абхазцев

 

такой

 

аспект

 

от

-

сутствовал

В

 

отношении

 

осетин

 

ситуация

 

менее

 

сложна

Примитивные

 

религии

 

действительно

 

очень

 

долго

 

сохранялись

 

в

 

высокогорных

 

регионах

 

Центрального

 

Кавказа

к

 

примеру

у

 

сванов

 

на

 

западе

 

и

 

ингушей

 

или

 (

грузинских

хевсуров

 

на

 

востоке

В

 

качестве

 

релик

-

тов

 

почитания

бесспорно

долго

 

присутствуют

 

священные

 

ро

-

щи

источники

горы

 

и

 

т

п

Тем

 

не

 

менее

 

к

 

осетинам

в

 

особен

-

ности

 

в

 

Южной

 

Осетии

можно

 

в

 

той

 

же

 

мере

 

обращаться

 

как

 

к

 

православным

 

христианам

что

 

и

 

к

 

окружающим

 

грузинским

 

горцам

а

 

это

 

сильно

 

отличается

 

от

 

религиозной

 

ситуации

 

аб

-

хазцев

Авторы

 

не

 

углублялись

 

в

 

вопрос

 

выживания

 

языческих

 

тради

-

ций

так

 

как

 

его

 

познавательная

 

ценность

 

для

 

изучения

 

Большо

-

го

 

террора

 

казалась

 

незначительной

Для

 

этого

 

достаточно

 

расхождения

 

между

 

скорее

 

безрелигиозными

/

религиозно

 

индиф

-

ферентными

 

абхазцами

 

и

 

отмеченными

 

воздействием

 

право

-

славного

 

христианства

 

осетинами

 

в

 

Южной

 

Осетии

с

 

одной

 

стороны

 â€“ 

и

 

грузинской

 

самобытностью

отмеченной

 

воздейст

-

вием

 

православного

 

христианства

с

 

другой

В.А. Шнирельман

:  Ð§Ñ‚о  Ð¶Ðµ  ÐºÐ°ÑÐ°ÐµÑ‚ся  ÐšÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑÐ¸Ð¸  Ð¿Ð¾  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÑŽ 

племенного ÑÐ¾ÑÑ‚ава Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸ (КИПС), Ñ‚о Ð² Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ðµ 1930 Ð³. 
она Ð±Ñ‹Ð»Ð° Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð° Ð² Ð˜Ð½ÑÑ‚итут Ð¿Ð¾ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÑŽ Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð² Ð¡Ð¡Ð¡Ð . 
Иными  ÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ð¼Ð¸,  Ð²Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐºÐ¸  ÑƒÑ‚верждению  Ð°Ð²Ñ‚оров  (с. 265),  Ð²Ð¾  Ð²Ñ‚о-
рой Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ðµ 1930-х Ð³Ð³. ÐšÐ˜ÐŸÐ¡ ÑƒÐ¶Ðµ не ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вовала. 

Авторы:

 

Авторы

 

упустили

 

из

 

виду

 

то

 

обстоятельство

что

 

комиссия

 

была

 

преобразована

 

в

 

институт

В.А. Шнирельман

: Ð’ряд Ð»Ð¸ ÐµÐ²Ñ€ÐµÐµÐ²-ашкенази Ð² Ð“рузии ÑÐ»ÐµÐ´Ñƒ-

ет ÑÑ‡Ð¸Ñ‚ать Ð¸Ð¼Ð¼Ð¸Ð³Ñ€Ð°Ð½Ñ‚ами (с. 289) â€“ Ð²ÐµÐ´ÑŒ Ð¾Ð½Ð¸ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´Ð²Ð¸Ð³Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð² Ð³Ñ€Ð°-
ницах своей ÑÑ‚раны Ð¾Ð±Ð¸Ñ‚ания. 

Авторы:

 

Авторы

 

не

 

ставили

 

вопрос

 

об

 Â«

аллохтонном

» (

в

 

от

-

личие

 

от

 Â«

автохтонного

») 

характере

 

групп

Ашкенази

как

 

и

 

ук

-

раинцы

немцы

китайцы

 

и

 

др

граждане

 

Грузии

пришли

 

сюда

 

извне

причём

 

в

 XIX 

и

 XX 

столетиях

Пересекалась

 

ли

 

при

 

этом

 

государственная

 

граница

в

 

данном

 

случае

 

было

 

второстепенно

формально

 

следовало

 

заменить

 

понятие

 Â«

переселенцы

» 

поняти

-

ем

 Â«

мигранты

». 

В.А. Шнирельман

:  ÐÐµ  Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ  ÐºÐ¾Ñ€Ñ€ÐµÐºÑ‚ным  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авляется 

работа  Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð²  ÑÐ¾  ÑÑ‚атистическими  Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸,  Ð¸Ð±Ð¾  Ð½ÐµÑ€ÐµÐ´ÐºÐ¾  Ñ€ÐµÑ‡ÑŒ 
идёт Ð¾ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авительной Ð²Ñ‹Ð±Ð¾Ñ€ÐºÐµ, Ð¸ ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾ Ð±Ñ‹ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ð¾Ñ-
торожно Ð¸ ÐºÑ€Ð¸Ñ‚ичнее Ð¾Ñ‚носиться Ðº полученным процентам. 


background image

Заключения

 

из

 

США

Англии

России

 

425 

Авторы:

 

Так

 

как

 

этот

 

упрёк

 

приводится

 

другими

 

рецензен

-

тами

 

особенно

 

в

 

отношении

 

лазов

мы

 

укажем

 

здесь

 

на

 

наши

 

точки

 

зрения

сформулированные

 

там

В.А. Шнирельман

:  Ð§Ñ‚о  Ð¶Ðµ  ÐºÐ°ÑÐ°ÐµÑ‚ся  ÑÑÑ‹Ð»ÐºÐ¸  Ð½Ð°  Ð¼Ð¾Ð¸  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹ 

(прим. 308 Ðº Ð³Ð». Â«Ð­Ñ‚нос Ð¸ Ñ‚еррор»), Ñ‚о Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½Ð° Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ Ð² Ð½ÐµÐ´Ð¾-
умение, Ð¸Ð±Ð¾ Ð² ÑÑ‚их Ð¼Ð¾Ð¸Ñ… Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸ÑÑ… Ð½ÐµÑ‚ Ñ‚ого, Ð¾ Ñ‡Ñ‘м Ð¿Ð¸ÑˆÑƒÑ‚ Ð°Ð²-
торы. Ð—ато Ð² Ð½Ð¸Ñ… ÐµÑÑ‚ÑŒ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñ‚ого, Ñ‡Ñ‚о Ð¾Ð±ÑÑƒÐ¶Ð´Ð°Ð»Ð¸ Ð°Ð²Ñ‚оры Ð² Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ… 
местах своей Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹, но без какого-либо учёта моих Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¹. 

Авторы:

 

Ссылка

 

на

 

труды

 

В

Шнирельмана

 

в

 

этом

 

месте

 

служила

 

прежде

 

всего

 

обобщающим

 

указанием

 

на

 

то

что

 

эти

 

труды

 

в

 

целом

 

содержат

 

обоснованную

 

критику

 

позднесовет

-

ских

 

и

 

постсоветских

 

национальных

 

историографий

причём

 

ав

-

тор

 

занимает

 

нейтральную

 

позицию

т

е

вскрывает

 

механиз

-

мы

не

 

становясь

 

на

 

чью

-

либо

 

сторону

в

 

том

 

числе

 

российскую

В

 

целом

 

работы

 

Шнирельмана

 

были

 

для

 

нас

 

во

 

всех

 

отношениях

 

помощью

 

в

 

ориентации

В.А. Шнирельман

: Ð’ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ, Ðº ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ, Ð²ÑÑ‚речаются Ð¸ Ð´Ð¾-

садные опечатки, которые Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ Ñ€Ð°Ð· искажают мысли Ð°Ð²Ñ‚оров.

 

Что  Ð¶Ðµ  ÐºÐ°ÑÐ°ÐµÑ‚ся  Ð³Ð»Ð¾ÑÑÐ°Ñ€Ð¸Ñ,  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾ÑÑ‚авленного  ÐÑ€Ñ…ивом  ÐœÐ’Д 

Грузии,  Ñ‚о  Ð²  Ð½ÐµÐ¼  Ð¾ÑˆÐ¸Ð±Ð¾Ñ‡Ð½Ð¾  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·ÑƒÐµÑ‚ся  ÑƒÑÑ‚аревшее  Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ие 
«иберийско-кавказской  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹  ÑÐµÐ¼ÑŒÐ¸Â».  Ð¡Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ  Ð»Ð¸Ð½Ð³Ð²Ð¸Ñ-
тика Ð¾Ñ‚ ÑÑ‚ого Ð¾Ñ‚казалась. Ð’место ÑÑ‚ого Ñ€ÐµÑ‡ÑŒ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° Ð¸Ð´Ñ‚и Ð¾ Ð´Ð²ÑƒÑ… 
разных Ð½ÐµÑ€Ð¾Ð´ÑÑ‚венных  Ð»Ð¸Ð½Ð³Ð²Ð¸ÑÑ‚ических ÑÐµÐ¼ÑŒÑÑ…  â€“  ÐºÐ°Ñ€Ñ‚вельской 
и ÑÐµÐ²ÐµÑ€Ð¾ÐºÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·ÑÐºÐ¾Ð¹. 

Авторы:

 

Указание

 

В

Шнирельмана

 

на

 

классификацию

 

обос

-

нованно

Постулат

 

об

 

общем

 

происхождении

 

южнокавказских

 

(

картвельских

), 

западно

-(

абхазско

-

адыгейских

и

 

восточнокав

-

казских

  (

вайнахско

-

дагестанских

языков

 

от

 

общего

 

праязыка

 

рассматривался

 

в

 

западной

 

лингвистике

 

с

 1960-

х

а

 

в

 

советской

 

с

 

1980-

х

 

всё

 

более

 

критически

 

и

 

в

 

настоящее

 

время

 

в

 

значительной

 

степени

 

отвергается

Постулат

 

об

 

общности

включая

 

обозна

-

чение

  Â«

Иберийско

-

кавказские

 

языки

» (

со

 

ссылкой

 

на

 

кавказскую

 

Иберию

 (

Иверию

. – 

Пер

.), 

Грузию

был

 

в

 

своё

 

время

 

также

 

и

 

по

-

литическим

 

высказыванием

 

о

 

ведущей

 

позиции

 

грузинского

 

языка

 

среди

 

всех

 

вышеуказанных

 

я

з

ыков

Применительно

 

к

 

глоссарию

 

это

 

нельзя

 

предположить

 

в

 

обязательном

 

порядке

может

 

быть

речь

 

идёт

 

о

 

некритическом

 

заимствовании

 

фундамен

-

тальных

 

трудов

 

советского

 

времени

как

 

то

 

широко

 

распро

-

странённого

 IV 

тома

  Â«

Иберийско

-

кавказские

 

языки

» (1967) 

из

 

серии

 Â«

Языки

 

народов

 

СССР

», 

воплощающей

 

представления

 

то

-

гдашней

 

науки

Кроме

 

того

до

 

сих

 

пор

 

небольшая

 

часть

 

кавказо

-