ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 10974
Скачиваний: 1
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
421
Ð 1938 г. необÑÑайно жеÑÑокие ÑепÑеÑÑии обÑÑÑилиÑÑ Ð² ÐÑÑ-
зии на вÑÑокообÑазованнÑÑ
лÑдей (гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
ÑлÑжаÑиÑ
),
Ñ. е. ÑеÑ
, кÑо в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð½ÑлÑÑ Ð½Ð° волне «коÑенизаÑии». ÐÑиÑÑм
ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ о «кÑлаÑкой опеÑаÑии», а не о «наÑионалÑной»,
и ÑÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ÑеленапÑавленном ÑниÑÑожении инÑеллекÑÑалÑ-
ной ÑлиÑÑ, пÑинадлежавÑей к ÑиÑÑлÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑноÑÑ, Ñ. е. к домини-
ÑÑÑÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑинÑÑÐ²Ñ (Ñ. 96â99, 111). Так, по даннÑм авÑоÑов, в
ÐÑÑзии ÑÑеди оÑÑжденнÑÑ
«кÑлаÑкой ÑÑойкой» бÑло необÑÑно
много Ð»Ð¸Ñ Ñо ÑÑедним и вÑÑÑим обÑазованием и завÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾-
Ð»Ñ ÑлÑжаÑиÑ
. ÐоÑазиÑелÑно, ÑÑо ÑÑеди ниÑ
необÑÑайно вÑÑокой
бÑла Ð´Ð¾Ð»Ñ Ñленов ÐÐÐ(б), ÑÑо, как ÑпÑаведливо ÑÑиÑаÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ,
ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° внÑÑÑипаÑÑийнÑÑ Ð±Ð¾ÑÑбÑ, в коÑоÑой ÐеÑÐ¸Ñ ÑÑÑе-
милÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ð¸ÑÑ Ð½ÐµÑгоднÑÑ
(Ñ. 141, 144). ÐÑо дополнÑлоÑÑ ÑепÑеÑ-
ÑиÑми пÑоÑив «ÑоÑиалÑно ÑÑждÑÑ
», вÑÑ
одÑев из знаÑи, ÑаÑÑкиÑ
Ñиновников и мÑÑÑлÑманÑкого дÑÑ
овенÑÑва (Ñ. 101â102). ÐÑи
ÑÑом дел бÑло Ñак много, ÑÑо пÑиÑлоÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑиÑÑ ÑложивÑиеÑÑ
пÑавила, и дела, обÑÑно ÑаÑÑмаÑÑивавÑиеÑÑ Ðоенной коллегией
ÐеÑÑ
овного ÑÑда СССР, пеÑедавалиÑÑ Â«ÐºÑлаÑкой ÑÑойке», где
ÑÑаÑÑÑ Ð°ÑеÑÑованнÑÑ
ÑеÑалаÑÑ Ð¿Ð¾ ÑпÑоÑÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑенаÑиÑ.
Ðо вÑоÑой половине 1940-Ñ Ð³Ð³. клаÑÑовÑй ÑакÑÐ¾Ñ Ð²ÑÑ ÐµÑÑ Ð¸Ñ-
полÑзовалÑÑ, но в оÑновном пÑоÑив наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑиÑоеди-
неннÑÑ
к СССРзападнÑÑ
ÑеÑÑиÑоÑий, однако и Ñам он ÑоÑеÑалÑÑ
Ñ Ð½Ð°ÑионалÑнÑм. Ðозднее он вÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе ÑлÑжил лиÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑ-
Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑней полиÑики, Ñогда как внÑÑÑеннÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑлаÑÑ Ð¿Ðµ-
ÑиодиÑеÑкими волнами боÑÑÐ±Ñ Ñ Â«Ð½Ð°Ñионализмом».
Ðо ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð¿ÑедмеÑом диÑкÑÑÑии ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾ ÑÐµÐ¼Ð¿Ð°Ñ ÑÑ-
калаÑии ÑеÑÑоÑа. Ðогда-Ñо некоÑоÑÑе ÑовеÑÑкие авÑоÑÑ ÑÑиÑали,
ÑÑо Ñ Â«Ð¨Ð°Ñ
ÑинÑкого дела» или даже Ñ Ð½Ð°Ñала 1920-Ñ
гг. ÑеÑÑоÑ
ÑÑл по наÑаÑÑаÑÑей без оÑÑановки вплоÑÑ Ð´Ð¾ кÑлÑминаÑии в
1937â1938 гг.
33
Ð ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð. ÐабеÑовÑки полагаеÑ, ÑÑо ÑеÑ-
ÑÐ¾Ñ Ð² ÑÑалинÑком СССРпÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð» волнами
34
, а Ð.С. ÐлизаÑов
даже ÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ деÑÑÑилеÑний ÑиÑм
35
. ÐвÑоÑÑ Ñакже
ÑпоминаÑÑ ÑиклиÑноÑÑÑ, но не ÑглÑблÑÑÑÑÑ Ð² ÑÑÑ Ð¿ÑоблемÑ.
Ð ÑÑой ÑвÑзи Ñледовало Ð±Ñ ÐµÑÑ Ñаз внимаÑелÑно поÑмоÑÑеÑÑ Ð½Ð°
Ñо, ÑÑо пÑоиÑÑ
одило в ÑазнÑÑ
ÑегионаÑ
в 1930-е гг. ЧÑо же каÑа-
еÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑÑалинÑкой ÑпоÑ
и, Ñо Ñогда дейÑÑвиÑелÑно можно гово-
ÑиÑÑ Ð¾Ð± ÑÑловно деÑÑÑилеÑнем ÑиÑме (10â12 леÑ), пÑиÑÑм волна
боÑÑÐ±Ñ Ñ Ð½Ð°Ñионализмом обÑÑно поднималаÑÑ Ð² конÑе одного
деÑÑÑилеÑÐ¸Ñ Ð¸ наÑале ÑледÑÑÑего
36
.
ÐоказаÑелен и Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼ ÑеÑÑоÑа: пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑедко иÑÑ Ð¾-
дили ÑÐ½Ð¸Ð·Ñ Ð¸Ð· Ñегионов, заÑем они ÑÑвеÑждалиÑÑ Ð² ÐоÑкве, оÑкÑда
422
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
ÑпÑÑкалиÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑно в виде пÑиказов или ÑазнаÑÑдок. ÐвÑоÑÑ Ð¾Ð±-
наÑÑжили ÑÑо в ÐÑÑзии (Ñ. 70â71), но Ñо же Ñамое пÑоиÑÑ
одило и
в дÑÑгиÑ
ÑеÑпÑбликаÑ
и ÑегионаÑ
. Ðднако в ÐÑÑзии бÑла ÑвоÑ
ÑпеÑиÑика, и в колиÑеÑÑвенном оÑноÑении она поÑÑÑадала Ð¾Ñ Ñе-
пÑеÑÑий вÑÑ Ð¶Ðµ менÑÑе, Ñем некоÑоÑÑе дÑÑгие ÑегионÑ. ÐÑмеÑÑ
Ñакже, ÑÑо Ð³Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° наÑионалÑнÑе иÑÑоÑии и ÑпоÑÑ Ð² конÑе
1940-Ñ
â наÑале 1950-Ñ
гг. пÑакÑиÑеÑки не заÑÑонÑли ÐÑÑзиÑ,
и ÑÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ÐµÑ Ð¾Ñобом меÑÑе в позднеÑÑалинÑком ландÑаÑÑе.
РлÑбом ÑлÑÑае важнÑм вÑводом книги ÑвлÑеÑÑÑ Ñо, ÑÑо иÑ-
полниÑели на меÑÑаÑ
не бÑли безволÑнÑми винÑиками ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ â
они имели опÑеделÑннÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий, а поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑледÑÐµÑ Ð³Ð¾-
воÑиÑÑ Ð¾Ð± иÑ
ÑоÑÑаÑÑии в пÑеÑÑÑплениÑÑ
, Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð·Ð° коÑоÑÑе моÑ-
ковÑкие каÑаÑели Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð¸ÑÑ Ñ Ð¼ÐµÑÑнÑми (Ñ. 152). Ðо глав-
нÑÑ Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð°Ð²ÑоÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð»Ð°Ð³Ð°ÑÑ Ð½Ð° ÑоÑÑÑдников ÐÐÐÐ, оÑвеÑавÑиÑ
за «гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ». Ðе лиÑено инÑеÑеÑа и Ñо,
ÑÑо в завеÑÑение ÐолÑÑого ÑеÑÑоÑа ÑÐ´Ð°Ñ Ð±Ñл нанеÑен по Ñамим
ÑекиÑÑам, пÑоÑвивÑим ÑеÑеÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑое Ñвение (Ñ. 156â157).
Ðожно ли говоÑиÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо Ñем ÑамÑм влаÑÑи пÑÑÑали конÑÑ
в водÑ?
ÐÑÑ ÑÑо ÑÑановиÑÑÑ Ð¾Ñобенно акÑÑалÑнÑм ÑегоднÑ, заÑÑавлÑÑ
задÑмаÑÑÑÑ Ð¾ Ñом, к ÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¿ÑивеÑÑи «оÑиÑиалÑнÑй паÑÑио-
Ñизм» и боÑÑба Ñ Â«Ð¿ÑÑой колонной». ÐÑимеÑаÑелен Ñакже вÑвод
авÑоÑов о Ñом, ÑÑо Ñвоей наÑионалÑной полиÑикой СÑалин «ÑÑал
могилÑÑиком СовеÑÑкого СоÑза» (Ñ. 347). ÐÑÐ¾Ñ Ð²Ñвод, ÑазÑмееÑ-
ÑÑ, идÑÑ Ð²ÑазÑез Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÑей в опÑеделÑннÑÑ
кÑÑгаÑ
ÑовÑеменной
РоÑÑии ÑенденÑией видеÑÑ Ð² СÑалине «ÑÑÑекÑивного менеджеÑа».
ÐаконеÑ, веÑÑма показаÑелÑной ÑвлÑеÑÑÑ Ð´Ð¸ÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾ главе
«ÐÑÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÑоÑ», маÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой авÑоÑÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑили в Ñвой
Ñом. Ðна показÑваеÑ, ÑÑо в ÐÑÑзии до ÑиÑ
Ð¿Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑлÑÑÐ½Ñ ÑÑÑен-
ÑиалиÑÑÑкие взглÑдÑ, далÑкие Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñки и обÑлÑживаÑÑие ÑÑно-
наÑионалиÑÑиÑеÑкÑÑ (Ñ Ð¿ÑивкÑÑом ÑаÑизма) пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ñ ÐµÑ
пÑедÑÑавлением о «едином гÑÑзинÑком Ñеле». ÐÑимеÑаÑелÑно,
ÑÑо один из гÑÑзинÑкиÑ
ÑÑаÑÑников диÑкÑÑÑии ÐºÐ»ÐµÐ¹Ð¼Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼Ñни-
ÑÑиÑеÑкое наÑилие, но пÑи ÑÑом пÑивеÑÑÑвÑÐµÑ Ð½Ð°ÑилÑÑÑвеннÑÑ
наÑионалÑнÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑолидаÑиÑ, оÑÑÑеÑÑвлÑвÑÑÑÑÑ ÑÑдом евÑо-
пейÑкиÑ
деÑжав. ÐÑоÑив ÑакиÑ
полиÑиÑеÑки моÑивиÑованнÑÑ
взглÑдов и напÑавлена ÑаÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°, коÑоÑÐ°Ñ Ñвоими
вÑводами, ÑазÑмееÑÑÑ, ÑаздÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÑионалиÑÑов.
Ð ÑожалениÑ, в книге вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ ÑомниÑелÑнÑе Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ â
напÑимеÑ, абÑ
Ð°Ð·Ñ Ð½Ð° Ñвоей Ñодине в ÐбÑ
азии Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ñ Â«Ð´Ð¸Ð°Ñпо-
Ñой» (Ñ. 247), ÑÑо, ÑазÑмееÑÑÑ, невеÑно.
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
423
ÐвÑоÑÑ:
Ð
ÑÑÑÑком
пеÑеводе
здеÑÑ
пÑоизоÑла
оÑибка
,
поÑо
-
мÑ
ÑÑо
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·ÑÑ
бÑли
Ð¾Ñ Ð°ÑакÑеÑизованÑ
как
наÑиÑ
,
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð²ÑаÑ
-
ÑÑ
в
диаÑпоÑе
.
ÐапÑоÑив
,
Ñ
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñев
бÑла
болÑÑаÑ
диаÑпоÑа
за
гÑаниÑей
: 1.
ТÑÑÑиÑ
, 2.
СиÑиÑ
(«
мÑÑ Ð°Ð´Ð¶Ð¸ÑÑ
»)
в
ÐÑманÑкÑÑ
импе
-
ÑиÑ
в
1937â1938
гг
.
Ð.Ð. ШниÑелÑман
: Ðе ÑовÑем веÑно показана ÑелигиознаÑ
ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð² ÐбÑ
азии и Южной ÐÑеÑии, ибо авÑоÑÑ Ð·Ð°Ð±ÑваÑÑ Ð¾
меÑÑном ÑзÑÑеÑÑве, пÑидаÑÑем ÑÑой ÑиÑÑаÑии ÑвоеобÑазнÑй Ñ
а-
ÑакÑÐµÑ Ð´Ð²Ð¾ÐµÐ²ÐµÑиÑ.
ÐвÑоÑÑ:
РелигиознаÑ
ÑиÑÑаÑиÑ
Ñ
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñев
и
оÑеÑин
дейÑÑ
-
виÑелÑно
Ñложна
и
,
можеÑ
бÑÑÑ
,
изложена
недоÑÑаÑоÑно
де
-
ÑалÑно
.
ÐÐ±Ñ Ð°Ð·ÑÑ
ÑÑеди
меÑÑнÑÑ
ÑÑноÑов
Ðавказа
подвеÑглиÑÑ
наименее
ÑилÑной
иÑламизаÑии
или
Ñ ÑиÑÑианизаÑии
.
ÐвигаÑÑÑ
Ñ
побеÑежÑÑ
,
в
анÑиÑнÑе
вÑемена
,
ÑÑедневековÑе
(
ÐизанÑиÑ
)
и
Ñаннее
Ðовое
вÑемÑ
(
ÐенÑÑ
)
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð°
повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑнаÑ
Ñ Ñи
-
ÑÑианизаÑиÑ
(
пÑи
далÑнейÑем
ÑÑÑеÑÑвовании
ÑзÑÑеÑкиÑ
ÑÑади
-
Ñий
),
коÑоÑÑÑ
во
вÑемена
оÑманÑкого
гоÑподÑÑва
Ñменила
ÑÑолÑ
же
повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑнаÑ
иÑламизаÑиÑ
.
С
мингÑелÑÑким
влиÑнием
,
а
Ñакже
в
ÑвÑзи
Ñ
аннекÑией
РоÑÑией
в
1810
г
.
поÑледовала
повÑоÑ
-
наÑ
ÑаÑÑиÑнаÑ
Ñ ÑиÑÑианизаÑиÑ
меÑодами
акÑивной
полиÑики
пÑавоÑлавного
миÑÑионеÑÑÑва
,
еÑÑ
Ñаз
ÑÑиленнаÑ
поÑÑедÑÑвом
маÑÑовой
иммигÑаÑии
/
изгнаниÑ
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñев
,
в
болÑÑинÑÑве
ÑвоÑм
иÑповедовавÑиÑ
иÑлам
,
в
1864, 1866â1867
и
1877â1878
гг
.
Ð
Ñе
-
зÑлÑÑаÑе
ни
Ñ ÑиÑÑианÑÑво
,
ни
иÑлам
в
дейÑÑвиÑелÑноÑÑи
не
за
-
кÑепилиÑÑ
ÑÑеди
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñев
,
ÑÑо
обнаÑÑживаеÑÑÑ
и
в
многоÑиÑлен
-
нÑÑ
изменениÑÑ
веÑоиÑповеданиÑ
,
Ñезком
как
ÑвелиÑении
,
Ñак
и
Ñнижении
доли
Ñ ÑиÑÑиан
и
в
не
оÑобенно
ÑазвиÑой
Ñелигиозной
инÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑе
(
малое
колиÑеÑÑво
ÑеÑквей
,
оÑÑÑÑÑÑвие
меÑе
-
Ñей
,
едва
вÑÑÑеÑаÑÑиеÑÑ
меÑÑнÑе
пÑедÑÑавиÑели
дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾
ÑоÑловиÑ
).
Тем
ÑамÑм
возникло
дейÑÑвиÑелÑно
ÑаÑÑо
конÑÑаÑи
-
ÑовавÑееÑÑ
Ð
.
ШниÑелÑманом
двоевеÑие
Ñ
ÑинкÑеÑиÑеÑким
Ñме
-
Ñением
ÑÑаÑой
пÑимиÑивной
Ñелигии
(«
ÑзÑÑеÑÑво
»)
и
пÑаво
-
Ñлавного
Ñ ÑиÑÑианÑÑва
,
пÑимиÑивной
Ñелигии
и
иÑлама
,
но
оÑÑаÑÑи
,
веÑоÑÑно
,
даже
Ñ ÑиÑÑианÑÑва
и
иÑлама
(
ÑооÑнеÑÑнно
-
го
Ñ
ÑиÑÑаÑией
)
или
даже
пÑимиÑивной
Ñелигии
â
Ñ ÑиÑÑианÑÑва
â
иÑлама
.
Ð
пÑоÑивоположноÑÑÑ
многим
дÑÑгим
кавказÑким
гÑÑп
-
пам
в
ÑовеÑÑкое
вÑемÑ
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·ÑÑ
пÑедÑÑавлÑли
Ñобой
Ñедкий
ÑлÑ
-
Ñай
наÑионалÑноÑÑи
без
«
ÑобÑÑвенной
»
наÑионалÑной
Ñелигии
.
Ð
Ñо
вÑемÑ
как
Ñ
мÑÑÑлÑманÑкиÑ
наÑодов
СевеÑного
Ðавказа
и
азеÑбайджанÑев
â
иÑлам
,
Ñ
гÑÑзин
â
пÑавоÑлавное
,
а
Ñ
аÑмÑн
â
аÑмÑнÑко
-
апоÑÑолиÑеÑкое
Ñ ÑиÑÑианÑÑво
могли
бÑÑÑ
Ñакже
вÑ
-
424
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
Ñажением
полиÑиÑеÑкой
позиÑии
,
Ñ
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñев
Ñакой
аÑпекÑ
оÑ
-
ÑÑÑÑÑвовал
.
Ð
оÑноÑении
оÑеÑин
ÑиÑÑаÑиÑ
менее
Ñложна
.
ÐÑимиÑивнÑе
Ñелигии
дейÑÑвиÑелÑно
оÑенÑ
долго
ÑÐ¾Ñ ÑанÑлиÑÑ
в
вÑÑокогоÑнÑÑ
ÑегионаÑ
ЦенÑÑалÑного
Ðавказа
,
к
пÑимеÑÑ
,
Ñ
Ñванов
на
западе
и
ингÑÑей
или
(
гÑÑзинÑкиÑ
)
Ñ ÐµÐ²ÑÑÑов
на
воÑÑоке
.
Ð
каÑеÑÑве
Ñелик
-
Ñов
поÑиÑаниÑ
,
беÑÑпоÑно
,
долго
пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ
ÑвÑÑеннÑе
Ñо
-
Ñи
,
иÑÑоÑники
,
гоÑÑ
и
Ñ
.
п
.
Тем
не
менее
к
оÑеÑинам
,
в
оÑобен
-
ноÑÑи
в
Южной
ÐÑеÑии
,
можно
в
Ñой
же
меÑе
обÑаÑаÑÑÑÑ
как
к
пÑавоÑлавнÑм
Ñ ÑиÑÑианам
,
ÑÑо
и
к
окÑÑжаÑÑим
гÑÑзинÑким
гоÑÑам
,
а
ÑÑо
ÑилÑно
оÑлиÑаеÑÑÑ
оÑ
Ñелигиозной
ÑиÑÑаÑии
аб
-
Ñ Ð°Ð·Ñев
.
ÐвÑоÑÑ
не
ÑглÑблÑлиÑÑ
в
вопÑоÑ
вÑживаниÑ
ÑзÑÑеÑкиÑ
ÑÑади
-
Ñий
,
Ñак
как
его
познаваÑелÑнаÑ
ÑенноÑÑÑ
длÑ
изÑÑениÑ
ÐолÑÑо
-
го
ÑеÑÑоÑа
казалаÑÑ
незнаÑиÑелÑной
.
ÐлÑ
ÑÑого
доÑÑаÑоÑно
ÑаÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
междÑ
ÑкоÑее
безÑелигиознÑми
/
Ñелигиозно
индиÑ
-
ÑеÑенÑнÑми
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñами
и
оÑмеÑеннÑми
воздейÑÑвием
пÑаво
-
Ñлавного
Ñ ÑиÑÑианÑÑва
оÑеÑинами
в
Южной
ÐÑеÑии
,
Ñ
одной
ÑÑоÑонÑ
â
и
гÑÑзинÑкой
ÑамобÑÑноÑÑÑÑ
,
оÑмеÑенной
воздейÑÑ
-
вием
пÑавоÑлавного
Ñ ÑиÑÑианÑÑва
,
Ñ
дÑÑгой
.
Ð.Ð. ШниÑелÑман
: ЧÑо же каÑаеÑÑÑ ÐомиÑÑии по изÑÑениÑ
племенного ÑоÑÑава наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑии (ÐÐÐС), Ñо в наÑале 1930 г.
она бÑла пÑеобÑазована в ÐнÑÑиÑÑÑ Ð¿Ð¾ изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñодов СССР.
ÐнÑми Ñловами, вопÑеки ÑÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑов (Ñ. 265), во вÑо-
Ñой половине 1930-Ñ
гг. ÐÐÐС Ñже не ÑÑÑеÑÑвовала.
ÐвÑоÑÑ:
ÐвÑоÑÑ
ÑпÑÑÑили
из
видÑ
Ñо
обÑÑоÑÑелÑÑÑво
,
ÑÑо
комиÑÑиÑ
бÑла
пÑеобÑазована
в
инÑÑиÑÑÑ
.
Ð.Ð. ШниÑелÑман
: ÐÑÑд ли евÑеев-аÑкенази в ÐÑÑзии ÑледÑ-
ÐµÑ ÑÑиÑаÑÑ Ð¸Ð¼Ð¼Ð¸Ð³ÑанÑами (Ñ. 289) â Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð¸ пеÑедвигалиÑÑ Ð² гÑа-
ниÑаÑ
Ñвоей ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¾Ð±Ð¸ÑаниÑ.
ÐвÑоÑÑ:
ÐвÑоÑÑ
не
ÑÑавили
вопÑоÑ
об
«
Ð°Ð»Ð»Ð¾Ñ Ñонном
» (
в
оÑ
-
лиÑие
оÑ
«
авÑÐ¾Ñ Ñонного
»)
Ñ Ð°ÑакÑеÑе
гÑÑпп
.
ÐÑкенази
,
как
и
Ñк
-
ÑаинÑÑ
,
немÑÑ
,
киÑайÑÑ
и
дÑ
.
гÑаждане
ÐÑÑзии
,
пÑиÑли
ÑÑда
извне
,
пÑиÑÑм
в
XIX
и
XX
ÑÑолеÑиÑÑ
.
ÐеÑеÑекалаÑÑ
ли
пÑи
ÑÑом
гоÑÑдаÑÑÑвеннаÑ
гÑаниÑа
,
в
данном
ÑлÑÑае
бÑло
вÑоÑоÑÑепенно
,
ÑоÑмалÑно
Ñледовало
замениÑÑ
понÑÑие
«
пеÑеÑеленÑÑ
»
понÑÑи
-
ем
«
мигÑанÑÑ
».
Ð.Ð. ШниÑелÑман
: Ðе вполне коÑÑекÑнÑм пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ
ÑабоÑа авÑоÑов Ñо ÑÑаÑиÑÑиÑеÑкими даннÑми, ибо неÑедко ÑеÑÑ
идÑÑ Ð¾ малопÑедÑÑавиÑелÑной вÑбоÑке, и Ñледовало Ð±Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ оÑ-
ÑоÑожно и кÑиÑиÑнее оÑноÑиÑÑÑÑ Ðº полÑÑеннÑм пÑоÑенÑам.
ÐаклÑÑениÑ
из
СШÐ
,
Ðнглии
,
РоÑÑии
425
ÐвÑоÑÑ:
Так
как
ÑÑоÑ
ÑпÑÑк
пÑиводиÑÑÑ
дÑÑгими
ÑеÑензен
-
Ñами
оÑобенно
в
оÑноÑении
лазов
,
мÑ
Ñкажем
здеÑÑ
на
наÑи
ÑоÑки
зÑениÑ
,
ÑÑоÑмÑлиÑованнÑе
Ñам
.
Ð.Ð. ШниÑелÑман
: ЧÑо же каÑаеÑÑÑ ÑÑÑлки на мои ÑабоÑÑ
(пÑим. 308 к гл. «ÐÑÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÑоÑ»), Ñо Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½Ð° пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² недо-
Ñмение, ибо в ÑÑиÑ
моиÑ
пÑбликаÑиÑÑ
Ð½ÐµÑ Ñого, о ÑÑм пиÑÑÑ Ð°Ð²-
ÑоÑÑ. ÐаÑо в ниÑ
еÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñого, ÑÑо обÑÑждали авÑоÑÑ Ð² дÑÑгиÑ
меÑÑаÑ
Ñвоей ÑабоÑÑ, но без какого-либо ÑÑÑÑа моиÑ
пÑбликаÑий.
ÐвÑоÑÑ:
СÑÑлка
на
ÑÑÑдÑ
Ð
.
ШниÑелÑмана
в
ÑÑом
меÑÑе
ÑлÑжила
пÑежде
вÑего
обобÑаÑÑим
Ñказанием
на
Ñо
,
ÑÑо
ÑÑи
ÑÑÑдÑ
в
Ñелом
ÑодеÑжаÑ
обоÑнованнÑÑ
кÑиÑикÑ
позднеÑовеÑ
-
ÑкиÑ
и
поÑÑÑовеÑÑкиÑ
наÑионалÑнÑÑ
иÑÑоÑиогÑаÑий
,
пÑиÑÑм
ав
-
ÑоÑ
занимаеÑ
нейÑÑалÑнÑÑ
позиÑиÑ
,
Ñ
.
е
.
вÑкÑÑваеÑ
Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·
-
мÑ
,
не
ÑÑановÑÑÑ
на
ÑÑÑ
-
либо
ÑÑоÑонÑ
,
в
Ñом
ÑиÑле
ÑоÑÑийÑкÑÑ
.
Ð
Ñелом
ÑабоÑÑ
ШниÑелÑмана
бÑли
длÑ
наÑ
во
вÑеÑ
оÑноÑениÑÑ
помоÑÑÑ
в
оÑиенÑаÑии
.
Ð.Ð. ШниÑелÑман
: Ркниге, к ÑожалениÑ, вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¸ до-
ÑаднÑе опеÑаÑки, коÑоÑÑе иной Ñаз иÑкажаÑÑ Ð¼ÑÑли авÑоÑов.
ЧÑо же каÑаеÑÑÑ Ð³Ð»Ð¾ÑÑаÑиÑ, пÑедоÑÑавленного ÐÑÑ Ð¸Ð²Ð¾Ð¼ ÐÐÐ
ÐÑÑзии, Ñо в нем оÑибоÑно иÑполÑзÑеÑÑÑ ÑÑÑаÑевÑее понÑÑие
«ибеÑийÑко-кавказÑкой ÑзÑковой ÑемÑи». СовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð³Ð²Ð¸Ñ-
Ñика Ð¾Ñ ÑÑого оÑказалаÑÑ. ÐмеÑÑо ÑÑого ÑеÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° идÑи о двÑÑ
ÑазнÑÑ
неÑодÑÑвеннÑÑ
лингвиÑÑиÑеÑкиÑ
ÑемÑÑÑ
â каÑÑвелÑÑкой
и ÑевеÑокавказÑкой.
ÐвÑоÑÑ:
Указание
Ð
.
ШниÑелÑмана
на
клаÑÑиÑикаÑиÑ
обоÑ
-
нованно
.
ÐоÑÑÑлаÑ
об
обÑем
пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ð¸
ÑжнокавказÑкиÑ
(
каÑÑвелÑÑкиÑ
),
западно
-(
Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñко
-
адÑгейÑкиÑ
)
и
воÑÑоÑнокав
-
казÑкиÑ
(
Ð²Ð°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ñко
-
дагеÑÑанÑкиÑ
)
ÑзÑков
оÑ
обÑего
пÑаÑзÑка
ÑаÑÑмаÑÑивалÑÑ
в
западной
лингвиÑÑике
Ñ
1960-
Ñ
,
а
в
ÑовеÑÑкой
Ñ
1980-
Ñ
вÑÑ
более
кÑиÑиÑеÑки
и
в
наÑÑоÑÑее
вÑемÑ
в
знаÑиÑелÑной
ÑÑепени
оÑвеÑгаеÑÑÑ
.
ÐоÑÑÑлаÑ
об
обÑноÑÑи
,
вклÑÑаÑ
обозна
-
Ñение
«
ÐбеÑийÑко
-
кавказÑкие
ÑзÑки
» (
Ñо
ÑÑÑлкой
на
кавказÑкÑÑ
ÐбеÑиÑ
(
ÐвеÑиÑ
. â
ÐеÑ
.),
ÐÑÑзиÑ
)
бÑл
в
ÑвоÑ
вÑемÑ
Ñакже
и
по
-
лиÑиÑеÑким
вÑÑказÑванием
о
ведÑÑей
позиÑии
гÑÑзинÑкого
ÑзÑка
ÑÑеди
вÑеÑ
вÑÑеÑказаннÑÑ
Ñ
з
Ñков
.
ÐÑимениÑелÑно
к
глоÑÑаÑиÑ
ÑÑо
нелÑзÑ
пÑедположиÑÑ
в
обÑзаÑелÑном
поÑÑдке
,
можеÑ
бÑÑÑ
,
ÑеÑÑ
идÑÑ
о
некÑиÑиÑеÑком
заимÑÑвовании
ÑÑндамен
-
ÑалÑнÑÑ
ÑÑÑдов
ÑовеÑÑкого
вÑемени
,
как
Ñо
ÑиÑоко
ÑаÑпÑо
-
ÑÑÑанÑнного
IV
Ñома
«
ÐбеÑийÑко
-
кавказÑкие
ÑзÑки
» (1967)
из
ÑеÑии
«
ЯзÑки
наÑодов
СССÐ
»,
воплоÑаÑÑей
пÑедÑÑавлениÑ
Ñо
-
гдаÑней
наÑки
.
ÐÑоме
Ñого
,
до
ÑиÑ
поÑ
неболÑÑаÑ
ÑаÑÑÑ
кавказо
-