ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 705
Скачиваний: 1
Ð.Ð. ТокаÑев
ÐССÐÐÐÐÐÐТÐÐЬСÐÐРСТÐТЬÐ
ÐÐСТÐÐÐ ÐÐÐÐÐ-УÐÐÐÐРСÐТÐТР⢠5 ⢠2017
75
кÑÑпном гоÑоде ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐµÑÑÑ Ð¿Ð°Ñки Ðлиева, ÑвлÑÑÑиеÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑной доминан-
Ñой гоÑодÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва. Ð ÑенÑÑе паÑка обÑзаÑелÑно ÑазмеÑÑн памÑÑник
ÐейдаÑÑ ÐлиевÑ. ÐÑоме паÑков, в каждом гоÑоде ÑÑнкÑиониÑÑÑÑ ÑенÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾
имени. Ðни Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸ на ÑовÑеменнÑе аналоги двоÑÑов пионеÑов Ñ Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð½Ñкой
Ñимволикой и кÑÑжками Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей, Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ ÑкÑпозиÑией, ÑаÑÑказÑваÑ-
Ñей о жизненном пÑÑи лидеÑа наÑии. ТиповÑе памÑÑники â иногда по неÑколÑ-
ко ÑÑÑк в ÑоÑне-двÑÑ Ð¼ÐµÑÑов дÑÑг Ð¾Ñ Ð´ÑÑга â ÑазмеÑÐµÐ½Ñ Ð² ÑенÑÑÐ°Ñ Ð³Ð¾Ñодов. Ðил-
боÑÐ´Ñ Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñажением ÐейдаÑа Ðлиева â Ð²Ð´Ð¾Ð»Ñ ÑÑаÑÑ Ð¸ на вÑезде в наÑелÑннÑе
пÑнкÑÑ. ÐзобÑажение ÑкÑ-пÑезиденÑа поÑвлÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº поÑÑоÑнное дополнение
к Ð»ÐµÐ¹Ð±Ð»Ñ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð½ÐµÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑионалÑнÑÑ Ñелеканалов. Ðа гоÑе в Ðалакене ÑÑо-
Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð¹ до ÑÑепени ÑмеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð²Ð¾Ð¶Ð´Ñм миÑового пÑолеÑаÑиаÑа памÑÑник.
ÐлаÑÑи поÑÑÑовеÑÑкого ÐзеÑбайджана пÑÑалиÑÑ ÑоздаÑÑ Ð¾Ð±Ñаз ÐÑаÑÑÑка, но Ñ
Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑилÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй Ðенин. РоÑÑийÑкий иÑÑледоваÑÐµÐ»Ñ ÑовÑеменного ÐзеÑ-
байджана ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐаÑаваев пиÑеÑ: «СовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ â ÑÑо Ñимбиоз
гейдаÑизма (ÑÑанÑÑоÑмиÑованного ÑовеÑÑкого) и ÐÐÐ , наÑледие коÑоÑой делÑÑ
Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой и влаÑÑÑ, и оппозиÑиÑ, ÑоглаÑнÑе в Ñом, ÑÑо главнÑй паÑÑеÑн â ÑÑо
незавиÑимоÑÑÑ, Ñ.е. анÑиимпеÑиализм. ЧаÑÑÑ ÑовеÑÑкого, ÑабоÑаÑÑÐ°Ñ Ð² положи-
ÑелÑном ÑмÑÑле, â ÑÑо вÑÑ, ÑÑо ÑвÑзано Ñ ÑабоÑой ÐейдаÑа Ðлиева» [1].
СовеÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑакÑика в ÑоÑмиÑовании оÑиÑиалÑной идеологии поÑождаеÑ-
ÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑоÑмиÑованием пÑавÑÑей динаÑÑии (в ÑевÑале 2017 г. пÑезиденÑ,
оÑÐµÑ ÐºÐ¾ÑоÑого бÑл пÑезиденÑом, назнаÑил ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¸Ñе-пÑезиденÑом). Со-
веÑÑÐºÐ°Ñ ÑÑадиÑÐ¸Ñ Ð¿ÑодолжаеÑÑÑ Ð² пÑÑмом ÑмÑÑле вмеÑÑе Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑÑ ÑовеÑÑкиÑ
ÑÑнкÑионеÑов. «ÐедÑÑка» Рамиз ÐÐµÑ Ñиев, глава идеологиÑеÑкого оÑдела ЦÐ
ÐзеÑбайджана в конÑе 1980-Ñ , Ñ 1995 г. возглавлÑÐµÑ ÐÐ.
СвободнÑе медиа в ÐÑмении и ÐÑÑзии, конкÑÑенÑнÑе вÑбоÑÑ Ð² Ð¾Ð±ÐµÐ¸Ñ ÑÑÑа-
Ð½Ð°Ñ , Ñмена влаÑÑи и оппозиÑии легалÑнÑм пÑÑÑм на паÑламенÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÑбоÑÐ°Ñ ,
ÑÑ Ð¾Ð´ глав гоÑÑдаÑÑÑв поÑле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑиÑÑÑионнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¼Ð¾Ñий, вÑÑокий
ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкого ÑÑаÑÑиÑ, ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ñлова и веÑоиÑповеданиÑ, оÑÑÑÑÑÑвие
монополии Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑпеÑÑлÑжб на ÑоÑмиÑование ÑмÑÑлов и конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð·Ð°
оппозиÑией, â вÑÑ ÑÑо Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð¾Ð±Ð° гоÑÑдаÑÑÑва в полном ÑмÑÑле поÑÑ- â поÑле-
ÑовеÑÑкими.
Ð ÐÑмении ÑÐ¾Ñ ÑанÑеÑÑÑ Ð²ÐµÑоÑÑноÑÑÑ Â«ÑеÑовеÑизаÑии» ÑеÑез оÑоÑмление
пÑавÑÑей паÑÑии, Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶ÐµÐ¹ на ÐÐСС, глава коÑоÑой ÑвлÑеÑÑÑ ÑеалÑнÑм главой
гоÑÑдаÑÑÑва, подменÑÑÑим по ÑакÑиÑеÑким полномоÑиÑм пÑезиденÑа и пÑедÑе-
даÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑавиÑелÑÑÑва. ÐемокÑаÑиÑеÑкий ÑаÑад ÑÐ¾Ñ ÑанÑеÑÑÑ, в Ñ.Ñ. из-за Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾-
димоÑÑи ÐÑмении в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÐ°Ð±Ð°Ñ Ñкого конÑликÑа вÑглÑдеÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ демокÑа-
ÑиÑной, Ñем ÐзеÑбайджан, и бÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ «пÑавилÑной» Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½ÑÑ Ð´Ð¾Ð½Ð¾Ñов,
Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑво по-пÑÐµÐ¶Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑиÑ. ÐÑи ÑÑом в ÑÑÑане оÑоÑмлÑеÑÑÑ
Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð ÐµÑпÑбликанÑкой паÑÑии â в апÑеле 2018 г., когда ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ ÑÑно, ÑÑ Ð¾-
Ð´Ð¸Ñ Ð»Ð¸ пÑÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¡Ð°ÑгÑÑн или оÑÑаÑÑÑÑ, можно бÑÐ´ÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ð¾Ð± оконÑаÑелÑ-
ной инÑÑиÑÑÑионализаÑии неоÐÐСС или пÑодолжении ÑÑанзиÑа. ÐÑмÑнÑкие
коллеги ÑÑавниваÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑво Ñо ÑÑÑанами наÑодной демокÑаÑии: ÐÐÐ , ÐÐÐ ,
Research Article
A.A. Tokarev
76
MGIMO REVIEW OF INTERNATIONAL RELATIONS ⢠5 ⢠2017
ÐÐÐ , в коÑоÑÑÑ ÑÑÑеÑÑвовала многопаÑÑÐ¸Ð¹Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема, но ÑаÑпÑеделение меÑÑ
завиÑело Ð¾Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑавÑÑей паÑÑии.
РазниÑа Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐÑменией и ÐÑÑзией ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² Ñом, ÑÑо во вÑоÑой ÑÑоÑмиÑо-
валÑÑ Ð´ÐµÐ¼Ð¾ÐºÑаÑиÑеÑкий ÑаÑад пÑи оÑÑÑÑÑÑвии ÑеалÑного наÑодного ÑÑвеÑениÑе-
Ñа. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° пÑоведение конкÑÑенÑнÑÑ ÐºÐ°Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ð¹, кÑиÑÐ¸ÐºÑ Ð¿ÑавиÑелÑÑÑва в
СÐÐ, ÑоÑаÑÐ¸Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи и оппозиÑии в паÑламенÑе, ÑеалÑное ÑÑководÑÑво ÑÑÑа-
ной оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð»Ð¸Ñа, не наделÑннÑе полномоÑиÑми поÑÑедÑÑвом вÑбоÑов.
Ð ÑÑом ÑмÑÑле ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑиваÑизаÑии гоÑÑдаÑÑÑва командой пÑедпÑинимаÑелÑ
ÐÐ¸Ð´Ð·Ð¸Ð½Ñ ÐваниÑвили, безÑÑловно, оÑлиÑÐ°ÐµÑ ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑовеÑÑкиÑ
гоÑÑдаÑÑÑв. ÐеÑоÑÑно, бÐлÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑÑонализаÑÐ¸Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи в ÑÑловиÑÑ ÑоÑмалÑно
демокÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑедÑÑ ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ ÑолÑко в Ðолдавии, оÑÐ³Ð°Ð½Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи коÑо-
Ñой ÑакÑиÑеÑки пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ Ð¿ÑедпÑинимаÑÐµÐ»Ñ ÐладимиÑÑ ÐÐ»Ð°Ñ Ð¾ÑнÑкÑ. ÐнаÑе
говоÑÑ, ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой боковÑÑ Ð²ÐµÑÐ²Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑовеÑÑкого ÑазвиÑиÑ: не
«ÑеÑовеÑизаÑиÑ» полиÑиÑеÑкого менеджменÑа в ÐзеÑбайджане, не его «анÑиÑо-
веÑизаÑиÑ» Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñм пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ в «ÑеÑовеÑизаÑиÑ» в ÐÑмении, а никоим
обÑазом не Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð¹ на ÑовеÑÑкÑÑ Ð¿ÑакÑÐ¸ÐºÑ Ð³Ð¾ÑÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑлÑÑай.
ÐÑоведÑннÑй анализ показÑваеÑ, ÑÑо вклÑÑение Ñакой пеÑеменной как
«ÑÑниÑеÑкие ÑÑÑÑкие» неопÑавданно. Ðо-пеÑвÑÑ , как Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñил в наÑале Ñек-
ÑÑа, две из ÑÑÑÑ ÑÑÑан Южного Ðавказа ÑилÑно изменилиÑÑ ÑеÑÑиÑоÑиалÑно,
ÑÑо Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑепиÑей Ñ ÑовеÑÑкими некоÑÑекÑнÑми.
Ðо-вÑоÑÑÑ , по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÐÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·Ñ Ð´Ð¸ÑкÑÑÑ ÑоÑÑийÑкой влаÑÑи базиÑÑеÑÑÑ Ð½Ð°
наÑионалÑно-гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ , а не ÑÑниÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾ÑнованиÑÑ (в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ñой
же УкÑаинÑ): ÑÑавниÑе Â«Ð¼Ñ Ð±Ñдем заÑиÑаÑÑ Ð³Ñаждан РоÑÑии» Ñ Â«Ð¼Ñ Ð±Ñдем за-
ÑиÑаÑÑ ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Â». ÐÑо знаÑиÑ, ÑÑо ÑÑÑÑкие не ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ ÐºÐ°Ðº знаÑÐ¸Ð¼Ð°Ñ Ñо-
ÑиалÑÐ½Ð°Ñ Ð³ÑÑппа Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·Ñкой полиÑики РоÑÑии. СледоваÑелÑно,
даже апеллÑÑÐ¸Ñ Ðº ÑовеÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¸ÑклÑÑаÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð½Ð°ÑÑаÑив. Соб-
ÑÑвенно, в 2008 г. ÑÑаÑÑие РоÑÑии в опеÑаÑии по пÑинÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑÑзии к миÑÑ Ð¸
опÑавдÑвалоÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñием ÑоÑÑийÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ñаждан (ÑÑниÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾ÑеÑин и Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ð¾Ð²)
на ÑоÑмалÑно гÑÑзинÑкой ÑеÑÑиÑоÑии. Ð-ÑÑеÑÑÐ¸Ñ , ÑÑно-наÑионалÑнÑÑ Ð¿ÑоÑи-
воÑеÑий Ñ ÑÑÑÑкими ÑезиденÑами и ÑÑÑиÑÑами в ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ñегиона не наблÑда-
еÑÑÑ: Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑонÑ, ÑÑÑÑкие инÑегÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð² наÑионалÑнÑе ÑообÑеÑÑва, Ñ
дÑÑгой, накал аÑмÑно-азеÑбайджанÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ гÑÑзино-Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·ÑÐºÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений Ñа-
ков, ÑÑо на ÑÑом Ñоне Ñложно ÑвидеÑÑ ÑложноÑÑи Ñ ÑÑÑÑкими менÑÑинÑÑвами.
ÐаконеÑ, ÑиÑло ÑÑниÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÑолÑко мало, ÑÑо едва ли можно гово-
ÑиÑÑ Ð¾ влиÑнии ÑÑого ÑÑноÑа на гоÑÑдаÑÑÑвенное ÑÑÑоиÑелÑÑÑво. ÐÑо не оÑме-
нÑÐµÑ ÑÐ¾Ñ ÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð° пеÑеменнÑÑ ÑÑÑÑкого ÑзÑка как пока еÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°-
даÑÑего ÑÑаÑÑÑом lingua franca или влиÑÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑии как кÑÑпнейÑего акÑоÑа
в Ñегионе на наÑионалÑнÑе полиÑики. РеÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¾Ð± ÑÑниÑноÑÑи в ÑÑой ÑаÑÑи
поÑÑÑовеÑÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва, в оÑлиÑие, напÑимеÑ, Ð¾Ñ ÑкÑаинÑкого, молдав-
Ñкого, пÑибалÑийÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑаÑÑи ÑÑеднеазиаÑÑÐºÐ¸Ñ ÑлÑÑаев, даннÑÑ Ð¿ÐµÑеменнÑÑ
ÑледÑÐµÑ Ð¸ÑклÑÑиÑÑ (еÑли и оÑÑавлÑÑÑ, Ñо ÑолÑко Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑавнений
в Ñелом).
Ð.Ð. ТокаÑев
ÐССÐÐÐÐÐÐТÐÐЬСÐÐРСТÐТЬÐ
ÐÐСТÐÐÐ ÐÐÐÐÐ-УÐÐÐÐРСÐТÐТР⢠5 ⢠2017
77
Ð ÑÑÑкий ÑзÑк более не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑÑÑойÑивой ÑвÑзи Ñ ÑовеÑÑким наÑледием и
не Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ ÑоÑмалÑнÑм ÑÑаÑÑÑом. С одной ÑÑоÑонÑ, ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑаÑпÑоÑÑÑа-
Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑеди ÑиÑÑлÑнÑÑ ÑÑноÑов невÑÑок, и в ÑÑеде молодÑÑ Ð³ÑÑзин, аÑмÑн и
азеÑбайджанÑев ÑÑÑÑкий плавно ÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼ÐµÑÑо английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ (пÑиÑин
ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво: Ð¾Ñ Ð¿ÑомоÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð¾Ð¼ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÐÐРи пÑогÑамм обменов
вкÑпе Ñ ÑоÑÑийÑкой паÑÑивноÑÑÑÑ Ð² ÑÑой ÑÑеÑе до обÑазоваÑелÑнÑÑ ÑÑандаÑÑов,
вклÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð² ÐзеÑбайджане и ÐÑÑзии изÑÑение английÑкого как пÑиоÑиÑеÑ-
ного вÑоÑого ÑзÑка). С дÑÑгой, ÑÑÑÑкий ÑзÑк не воÑпÑинимаеÑÑÑ Ð½Ð°Ñелением в
ÑÑÑкой взаимоÑвÑзи Ñ Ð Ð¾ÑÑией. ÐÑÑпнÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑов на лингвиÑÑиÑеÑкой по-
Ñве на Южном Ðавказе не бÑло давно
16
â в оÑлиÑие Ð¾Ñ ÑÑолкновений в ÑвÑзи
Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑами ÑеÑÑиÑоÑиалÑной ÑелоÑÑноÑÑи. Ðожно ÑвеÑенно ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо
в лингвиÑÑиÑеÑком ÑмÑÑле ÐÑмениÑ, ÐзеÑбайджан и ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ ÑÑали подлинно
поÑÑÑовеÑÑкими.
ÐÑи ÑÑом ÑовеÑÑкое наÑледие оказÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑилÑнейÑее влиÑние на инÑÑиÑÑ-
ÑионалÑнÑÑ ÑÑадиÑиÑ. ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð¸ ÐзеÑбайджан, еÑли пÑедÑÑавиÑÑ Ð¸Ñ Ð² каÑеÑÑве
лиÑноÑÑей, в вопÑоÑÐ°Ñ Ð¸ÑÑоков гоÑÑдаÑÑÑвенноÑÑи Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð² ÑоÑÑоÑнии ÑÑÑ-
ÑÑÑаÑии по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº СССР, ÑÑаÑаÑÑÑ Ð²ÑÑеÑниÑÑ ÑÑÑеÑÑвÑÑÑÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑÑ Ð¾
ÑобÑÑвенном ÑÑаÑÑÑе как ССР. Ðбе ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¿ÑовозглаÑаÑÑ Ð¿ÑеемÑÑвенноÑÑÑ Ð´Ðµ-
мокÑаÑиÑеÑким ÑеÑпÑбликам, возникÑим в ÑезÑлÑÑаÑе ÑаÑпада РоÑÑийÑкой им-
пеÑии. ÐÑи ÑÑом наблÑдаеÑÑÑ Ð¾Ð±Ñий Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑовеÑÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва ÑÑенд
игноÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑоÑÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑÑиÑоÑий, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми гоÑÑдаÑÑÑва подоÑли к
1991 г., именно в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑÑкого СоÑза.
СимволиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñика ÑÑÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв гоÑаздо менее однознаÑна. ÐÑе
ÑÑи ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¸Ð½ÐºÐ¾ÑпоÑиÑÑÑÑ Ð¸ ÑовеÑÑкие, и анÑиÑовеÑÑкие ÑÐ¸Ð¼Ð²Ð¾Ð»Ñ Ð¸ оÑлиÑа-
ÑÑÑÑ Ð¸Ñ ÑооÑноÑением. Ð ÐÑмении, на оÑиÑиалÑном ÑÑовне не иÑклÑÑаÑÑей
ÑовеÑÑкий пеÑиод из пеÑеÑÐ½Ñ Ð¿ÑедÑеÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ ÑовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑÐ²Ñ Ð¿Ð¾-
лиÑий, паÑиÑÐµÑ ÑоблÑдаеÑÑÑ Ð² болÑÑей ÑÑепени. ÐзеÑбайджан, за иÑклÑÑени-
ем знаÑиÑелÑного колиÑеÑÑва ÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑников, избавлÑеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑовеÑÑкиÑ
Ñимволов. ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð°ÐºÑивнÑÑ Ð°Ð½ÑиÑовеÑÑкÑÑ ÑимволиÑеÑкÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑикÑ
ÑкоÑее по инеÑÑии, ÑÐ¾Ñ ÑанÑÑ ÑовеÑÑкие ÑÐ¸Ð¼Ð²Ð¾Ð»Ñ Ð½Ð° пеÑиÑеÑии и ÑеÑÑиÑоÑии, и
маÑÑового ÑознаниÑ.
ÐаконеÑ, наиболее веÑомаÑ, на Ð½Ð°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, пеÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ â ÑпеÑиÑика по-
вÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовеÑÑкого полиÑиÑеÑкого опÑÑа в поÑÑÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ . ÐаÑколÑко
СовеÑÑкий СоÑз ÑÐ¾Ñ ÑанилÑÑ Ð½Ðµ в ÑÐ¸Ð¼Ð²Ð¾Ð»Ð°Ñ Ð¸ памÑÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ , а в ежедневной пÑак-
Ñике? ÐаÑадокÑалÑнÑм обÑазом ÑÑÑанÑ, диÑкÑÑÑивно и ÑимволиÑеÑки избав-
лÑÑÑиеÑÑ Ð¾Ñ ÑовеÑÑкого наÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð²Ð¾ÑпÑоизводÑÑ ÐµÐ³Ð¾ в полиÑиÑеÑком пÑоÑеÑÑе.
Ð ÑÑом ÑмÑÑле ÐзеÑбайджан, ÑоздавÑий оÑÐµÐ½Ñ ÑеÑÑÑзнÑй кÑлÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑи, оÑо-
16
ÐоÑÑÑовеÑÑÐºÐ°Ñ ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð±Ñла наиболее ÑложнÑм многоÑоÑÑавнÑм гоÑÑдаÑÑÑвом, в коÑоÑом кÑÑпнÑе наÑионалÑ-
нÑе менÑÑинÑÑва (аÑмÑне и азеÑбайджанÑÑ) не Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ в наÑионалÑное лингвиÑÑиÑеÑкое пÑоÑÑÑанÑÑво. Ðднако
ÑÑÐ¾Ñ Â«ÑзÑковой пейзаж» бÑл беÑконÑликÑно изменÑн поÑÑедÑÑвом ÑÑпеÑнÑÑ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ Ð¸ инÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑ-
нÑÑ ÑеÑоÑм. СÑÑеÑÑвÑÑÑие неÑÑпеÑнÑе Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°ÑионалÑного ÑÑÑоиÑелÑÑÑва казÑÑÑ (воÑпÑиÑÑие ÑенÑÑалÑнÑми
влаÑÑÑми в каÑеÑÑве ÑепаÑаÑиÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑвлений Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑевеÑÑи ÐÐ¸Ð±Ð»Ð¸Ñ Ð½Ð° мингÑелÑÑкий) не вÑзÑвало Ñе-
ÑÑÑзнÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑов.
Research Article
A.A. Tokarev
78
MGIMO REVIEW OF INTERNATIONAL RELATIONS ⢠5 ⢠2017
бенно Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð¹ не на ÑÑалинÑкий, но на ленинÑкий ÑлÑÑай, в наименÑÑей ÑÑепе-
ни ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑовеÑÑким.
ÐÑли Ð¼Ñ Ð±ÐµÑÑм на вооÑÑжение ÑкалÑ, на одном конÑе коÑоÑой авÑоÑиÑаÑизм
позднего СССР, а на дÑÑгой â либеÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ¼Ð¾ÐºÑаÑиÑ, можно Ñ ÑвеÑенноÑÑÑÑ
ÑказаÑÑ, ÑÑо вÑе ÑÑи ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¾ÑоÑли Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ полÑÑа, не добÑалиÑÑ Ð´Ð¾ дÑÑгого
и пÑоÑно ÑвÑзли где-Ñо поÑеÑедине, Ñ.е. ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо логика ÑÑанзиÑа не ли-
нейна, а многовекÑоÑна, в оÑеÑедной Ñаз подÑвеÑдилÑÑ. РинÑÑиÑÑÑионалÑном
ÑмÑÑле ÑÑой ÑÐºÐ°Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑоÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÑÑеÑÑвÑеÑ. ÐÑделÑнÑе пÑизнаки демокÑаÑиÑе-
Ñкого Ñежима в ÐÑмении нивелиÑÑÑÑÑÑ Ð¿ÑакÑикой паÑÑийного ÑÑÑоиÑелÑÑÑва,
в ÐÑÑзии â ÑоÑмиÑованием ÑÑÑаÑегиÑеÑкого кÑÑÑа ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑедÑÑвом закÑлиÑ-
нÑÑ Ð¿ÑоÑедÑÑ. ÐÑлÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑи в ÐзеÑбайджане оÑевиднÑм обÑазом повÑоÑÑеÑ
ÑовеÑÑкÑÑ Ð¿ÑакÑикÑ.
ÐоÑÑÑовеÑÑкие в геогÑаÑиÑеÑком и ÑемпоÑалÑном ÑмÑÑле, ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð®Ð¶Ð½Ð¾Ð³Ð¾
Ðавказа не ÑÑали подлинно поÑÑÑовеÑÑкими в оÑноÑении внÑÑÑенней полиÑи-
ки, авÑомаÑиÑеÑки ÑÐ¾Ñ ÑанÑÑ ÑеÑÑÑ ÑовеÑÑкого полиÑиÑеÑкого Ñежима, пÑи ÑÑом
в двÑÑ Ð¸Ð· ÑÑÑÑ ÑлÑÑаев знаÑиÑелÑно пÑодвинÑвÑиÑÑ Ð½Ð° пÑÑи демокÑаÑизаÑии.
ÐиÑкÑÑÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸ ÑимволиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð±Ð¾ÑÑба Ñ ÑовеÑÑким наÑледием не заÑÑагиваеÑ
оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¸Ñ ÑÑÑоÑ, Ñ Ð¾ÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð·Ð½Ð°Ñимое влиÑние на ÑоÑмиÑование наÑио-
налÑнÑÑ Ð½Ð°ÑÑаÑивов.
СпиÑок лиÑеÑаÑÑÑÑ
1. ÐаÑаваев Ð. Ð ÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑÑ Ð¸ кÑлÑÑÑÑа в ÑÑÑа-
Ð½Ð°Ñ Ð¡ÐÐ (на пÑимеÑе ÐзеÑбайджана): иÑ-
Ñледование Ñонда «ÐаÑледие ÐвÑазии»
[ÐлекÑÑоннÑй ÑеÑÑÑÑ] // ÐепÑикоÑновен-
нÑй запаÑ. 2015. â 101. URL: http://ia-centr.
ru/expert/874/ (даÑа обÑаÑениÑ: 27.08.2017).
2. ÐаÑкедонов С.Ð. ÐÑаздники и памÑÑнÑе
даÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑовеÑÑкого ÐакавказÑÑ: иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¸
полиÑика [ÐлекÑÑоннÑй ÑеÑÑÑÑ] // ÐепÑи-
коÑновеннÑй запаÑ. 2015. â 101. URL: http://
www.nlobooks.ru/node/6381 (даÑа обÑаÑениÑ:
27.08.2017).
3. Aliyev H. Post-Communist Civil Society and the
Soviet Legacy Challenges of Democratisation
and Reform in the Caucasus. New York: Palgrave
Macmillan, 2015. 241 p.
4. Geukjian O. Ethnicity, Nationalism and Conflict
in the South Caucasus. Routledge, 2016. 247 p.
5. Jankauskas Ð., Gudžinskas L. Reconceptualizing
Transitology: Lessons from Post-Communism.
Lithuanian Annual Strategic Review. 2007. Ð p.
181-199.
6. Kuzio T. History, memory and nation building
in the post-Soviet colonial space. // Nationalities
Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity.
2002. Vol. 30. No. 2. Pp. 241-264.
7. Kuzio T. Transition in Post-Communist states:
Triple or Quadruple // Politics. 2001. Vol. 21 (3).
Pp. 168-177. DOI: 10.1111/1467-9256.00148
8. Levitski S. Why «Democratic Breakthrougs»
often fail to create democracies: Modes of
Transition. [ÐлекÑÑоннÑй ÑеÑÑÑÑ]. http://
www.sais-jhu.edu/academics/regional-studies/
europe/conferences/countering-regression/pdf/
lucan-way-background.pdf (даÑа обÑаÑениÑ
27.08.2017).
9. McFaul Ð. Transitions from Postcommunism //
Journal of Democracy. 2005. Vol. 16. No. 3. Ð p.
5-19.
10. Moore C.D. Is the Post- in Postcolonial the Post-
in Post-Soviet? Toward a Global Postcolonial
Critique // PMLA. 2001. Vol. 116. â 1. Pp. 111-
128.
11. Schwarz H. A Companion to Postcolonial
Studies. Blackwell Publishing Ltd. 2005. 632 p.
12. Tsygankov A.P. Modern at Last? Variety of Weak
States in the Post-Soviet World // Communist
and Post-Communist Studies. 2007. Vol. 40. No.
4. Pp. 423-439.
13. Ward A. Postcolonial Traumas: Memory,
Narrative, Resistance. New York: Palgrave
Macmillan, 2015. 248 p.
Ð.Ð. ТокаÑев
ÐССÐÐÐÐÐÐТÐÐЬСÐÐРСТÐТЬÐ
ÐÐСТÐÐÐ ÐÐÐÐÐ-УÐÐÐÐРСÐТÐТР⢠5 ⢠2017
79
14. Zakharov N., Law I. Post-Soviet Racisms New
York: Palgrave Macmillan, 2015. 251 p.
15. Zurcher C. The Post-Soviet Wars: Rebellion,
Ethnic Conflict, and Nationhood in the
Caucasus. New York: New York university press,
2007. 289 p.
Ðб авÑоÑе:
ÐлекÑей ÐлекÑандÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ Ð¢Ð¾ÐºÐ°Ñев
â к.полиÑ.н., ÑÑаÑÑий наÑÑнÑй ÑоÑÑÑдник ЦенÑÑа глобалÑнÑÑ Ð¿Ñо-
блем ÐнÑÑиÑÑÑа междÑнаÑоднÑÑ Ð¸ÑÑледований ÐÐÐÐÐ, 119454, ÐоÑква, пÑоÑÐ¿ÐµÐºÑ ÐеÑнадÑкого, 76.
E-mail: a.tokarev@inno.mgimo.ru.
NEGATION, INCLUSION, GRADUAL
OBLIVION: STATE STRATEGIES ON
SOVIET HERITAGE IN GEORGIA,
ARMENIA AND AZERBAIJAN
A.A. Tokarev
DOI 10.24833/2071-8160-2017-5-56-60-80
Moscow State Institute of International Relations (University)
Abstract:
In the year of 100th anniversary of the October Revolution, the author turns to
the question of the Soviet heritage influence on nation- and state-building processes in
three countries of the South Caucasus â Azerbaijan, Armenia and Georgia. The article postu-
lates clear differences between the study of postcolonialism and the post-Soviet space, and
therefore the author presents his own operationalization of the âimperial heritageâ study.
The countries of the South Caucasus are compared based on the following criteria: a number
of ethnic Russians as the main constituent of the Soviet people living in the country; a status
of the Russian language; national symbols (statutes, architecture, Soviet state symbols, the
hierarchy of military ranks), and political practices (functioning of the party systems, type of
sovereignty, degree of freedom of speech and political competition).
Studying Azerbaijan, Armenia and Georgia differently coming out of the USSR and using
the disintegration of the USSR to construct their national narratives in accordance with their
own ideas about the ways of development, the author finds a repetition of the Soviet system
elements.
Each of the states demonstrates a unique combination of âpost-Soviet Sovietâ phenomena.
The difference lies in the ratio between pro-Soviet and anti-Soviet elements.
Azerbaijan seems to maintain a pro-Soviet narrative more than the others. It inherited the
Soviet cult of personality and combined this practice with a completely non-Soviet (Eastern)
tradition of political dynasties covered by the election system.
The Armenian political tradition includes reference to Soviet Armenia as the Second Repub-
lic, which distinguishes the country from the neighbors who consider themselves to be the
successors of the democratic republics that emerged during the Civil War in Russia. Despite
competitive elections and free media, the Armenian leadership seeks to establish a political
system with a single dominant party and formally maintain electoral competition. This con-
junction of Soviet symbols (Armenia did not carry out systematic decommunization) and
political practices is oddly mixed with the image of Garegin Nzhdeh as âthe father of nationâ,
a person who was accused in the USSR for collaborating with the Third Reich.