Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8498
Скачиваний: 2
--------------------------------
<1> БВС РСФСР. 1967. N 5. С. 15 - 16.
Приготовление и покушение юридически невозможны в преступлениях с двумя формами вины. Если вследствие частичного выполнения действий, образующих объективную сторону конкретного состава преступления, наступают причинно связанные с ними последствия, играющие роль квалифицирующего признака, субъективное отношение к наступлению которых выражается в неосторожности, содеянное следует квалифицировать по правилам идеальной совокупности преступлений.
Например, если вследствие насилия, примененного при покушении на изнасилование, потерпевшей по неосторожности причиняется смерть, то действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 30, ст. 131 УК и ч. 1 ст. 109 УК, но не по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 131 УК. В этой связи сомнительно решение Верховного Суда РФ, признавшего правильной квалификацию преступных действий обвиняемого по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 131 УК <1>. (Согласно обстоятельствам дела потерпевшая, по отношению к которой было применено насилие, ставившее целью сломить ее сопротивление, пыталась спастись, забравшись на окно декоративной решетки балкона, однако упала на асфальт и разбилась насмерть.)
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1998. N 8. С. 5 - 6.
Следует отметить, что при квалификации приготовления к преступлению и покушения на преступление необходимо не только устанавливать прямой умысел виновного, но и учитывать направленность такого умысла. В частности, при совершении приготовления (покушения) виновному могут быть на общих основаниях вменены квалифицирующие признаки, относящиеся к объекту посягательства (например, возраст потерпевшего, особая ценность предмета хищения), если его сознанием охватывались эти обстоятельства. Так, покушение на изнасилование заведомо несовершеннолетней (при условии достоверной известности виновному этого обстоятельства) следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30, п. "д" ч. 2 ст. 131 УК, а не по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 131 УК.
С точки зрения объективной стороны стадии совершения преступления (приготовление и покушение) не могут быть выявлены применительно к целому ряду преступлений.
Например, предварительная преступная деятельность исключается в некоторых преступлениях с материальным составом, в которых наступающие последствия являются признаком, отграничивающим уголовно наказуемое деяние от административно наказуемого правонарушения, дисциплинарного проступка и т.п. (например, ст. ст. 171, 285 УК и др.). В таких случаях отсутствие преступных последствий исключает постановку вопроса об уголовной ответственности лица, хотя за совершенные действия оно может подлежать административной или дисциплинарной ответственности.
Приготовление и покушение не могут иметь места в так называемых деликтах создания опасности (ч. 1 ст. 215, ч. 1 ст. 217 и др. УК).
Если приготовление возможно почти во всех преступлениях с формальным составом, то для того чтобы в таком преступлении могла наличествовать стадия покушения, требуется либо чтобы общественно опасное деяние состояло из нескольких действий (например, изнасилование (ст. 131 УК)), либо чтобы преступное действие характеризовалось определенной продолжительностью во времени, позволяющей прервать преступное посягательство (например, отправление взятки по почте); в преступлениях с формальным составом, совершаемых путем бездействия, покушение невозможно.
Квалификация неоконченного преступления должна осуществляться по ч. 1 или ч. 3 ст. 30 УК и по статье Особенной части УК, предусматривающей ответственность за преступление, к совершению которого готовилось лицо, либо на совершение которого покушалось. Следует обратить внимание на то, что квалификация неоконченного преступления должна осуществляться обязательно со ссылкой на конкретную часть ст. 30 УК (ч. 1 при приготовлении и ч. 3 при покушении соответственно); неуказание в процессуальных документах части ст. 30 УК является нарушением уголовно-процессуального закона и в случае с приговором является основанием к его отмене (п. 1 ст. 382 УПК).
Согласно ст. 66 УК при назначении наказания за неоконченное преступление назначаемое наказание подлежит обязательному смягчению.
§ 2. Квалификация приготовления
Приготовление - это начальная имеющая уголовно-правовое значение стадия совершения умышленного преступления. При квалификации приготовления следует иметь в виду, что при нем посягательство на объект еще не осуществляется, а действия, образующие приготовление, не входят в объективную сторону подготавливаемого преступления.
Согласно ч. 1 ст. 30 УК приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Средствами или орудиями совершения преступления признаются любые предметы или приспособления, облегчающие совершение задуманного. Так, орудиями могут быть отмычки для открытия замка, фомки для взлома двери, ножи для насильственных преступлений и т.д. Другими словами, под орудиями преступления следует понимать предметы, непосредственно используемые в процессе его совершения, увеличивающие физические возможности человека. Средствами же совершения преступления являются предметы, вещества, энергия и приспособления, физические, химические и иные свойства которых используются для совершения преступления (снотворное для усыпления потерпевшего; яд для убийства путем отравления; печать учреждения, которую не вернули в положенное место, с тем чтобы подделать документы, и т.д.).
Под приисканием следует понимать приобретение, независимо от способа, средств или орудий совершения преступления. Это может быть и покупка, и обмен, и приобретение во временное пользование, и кража, и др.
Изготовление отличается от приискания тем, что средства и орудия, необходимые для совершения преступления, создаются заново. Например, изготовляется кастет, нож, форма и удостоверение работника милиции и т.д.
В отличие от изготовления приспособление средств и орудий совершения преступления предполагает их переделку из уже имеющихся в распоряжении виновного предметов.
Под приисканием соучастников понимается склонение третьих лиц к совершению преступления или их вербовка. Если лицу по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления, то оно отвечает за неудавшееся подстрекательство, квалифицируемое как приготовление к преступлению (ч. 5 ст. 34 УК).
В этой связи интерес представляет дело К-ва <1>. Согласно его обстоятельствам, К-в работал кладовщиком у частного предпринимателя Ш. Имея денежные долги и узнав о наличии у нее крупных денежных сумм и банковского счета, он решил совершить разбойное нападение на Ш. с целью хищения ее имущества. Для участия в преступлении он намеревался привлечь К., работавшего сторожем в помещении детского комбината, где находился офис Ш. В течение нескольких дней К-в склонял его к совершению планируемого преступления. 2 ноября 1998 г. К-в встретился с К. для окончательного согласования плана их действий во время нападения на Ш. Однако К. от участия в преступлении отказался и явился в милицию, в связи с чем К-ву не удалось совершить разбойное нападение по не зависящим от него причинам. Преступные действия К-ва по безуспешному склонению другого лица к совершению преступления были правильно квалифицированы как приготовление к разбою.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2000. N 5. С. 6 - 7.
Под сговором понимается создание группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы для совершения преступления.
Под иным умышленным созданием условий для совершения преступления понимают устранение препятствий, изучение места совершения предполагаемого преступления и иную деятельность, направленную на обеспечение возможности совершить преступление.
За приготовлением к преступлению следует либо стадия покушения на преступление (и тогда приготовление поглощается последующей более тяжкой стадией, за исключением случаев, когда приготовление к преступлению содержит в себе признаки самостоятельного состава преступления), либо добровольный отказ от преступления (и тогда вопрос об уголовной ответственности лица решается по правилам ст. 31 УК), и лишь недоведение приготовительных к совершению преступления действий до конца по не зависящим от лица обстоятельствам позволяет в конкретных случаях говорить о наличии имеющей самостоятельное уголовно-правовое значение стадии совершения преступления.
При квалификации приготовления необходимо отличать его от не имеющего уголовно-правового значения обнаружения умысла. В данном случае само по себе высказывание намерения, не подкрепленное конкретными действиями, не может влечь за собой уголовную ответственность. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указывается, что как ненаказуемое обнаружение умысла (а не как покушение на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп) следует расценивать высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2000. N 4. С. 5 - 9.
В этой связи интерес представляет дело Х., осужденного за покушение на хищение наркотических средств. Отменяя приговор и прекращая уголовное преследование в этой части, Верховный Суд РФ справедливо отметил, что действия Х. являлись ненаказуемым обнаружением умысла: обсуждая с соучастниками план разбойного нападения на квартиру и предполагая, что, кроме ценностей, там могут находиться наркотики, он высказал намерение завладеть ими в случае обнаружения, однако при нападении никаких действий, направленных на завладение наркотиками, не совершил <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1999. N 3. С. 19 - 20.
§ 3. Квалификация покушения
Покушением на преступление (ч. 3 ст. 30 УК) признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Покушение отличается от приготовления тем, что является посягательством на охраняемый уголовным законом объект, а действия при покушении входят в объективную сторону совершаемого преступления.
При квалификации покушения возникают определенные трудности, связанные со сложностью в ряде случаев разграничить, с одной стороны, действия, входящие в объективную сторону совершаемого преступления и образующие, как следствие, покушение, и, с другой - действия, образующие лишь приготовление.
Интересно в этом отношении дело М., осужденного изначально за покушение на убийство. Изменяя квалификацию действий осужденного, Верховный Суд РФ указал, что М. всего лишь обратился к А. с предложением за денежное вознаграждение убить С., который мешал его коммерческой деятельности; разработал план убийства и заплатил предполагаемому исполнителю деньги. Однако поскольку А. обратился в правоохранительные органы, преступление не было доведено до конца по не зависящим от воли М. обстоятельствам, а содеянное М. надлежит квалифицировать как приготовление к преступлению, а не покушение на него, поскольку действий, непосредственно направленных на убийство потерпевшего, совершено не было <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2005. N 7. С. 14.
Объективная сторона покушения характеризуется тремя признаками: а) действие (бездействие) непосредственно направлено на совершение (исполнение) преступления; б) совершение (исполнение) преступления прервано; в) совершение (исполнение) преступления прервано по не зависящим от виновного обстоятельствам.
Покушение на преступление с материальным составом отличается от оконченного деяния тем, что здесь либо не наступают предусмотренные диспозицией статьи УК последствия, на причинение которых был направлен умысел виновного, либо последствия наступают, но в меньшем объеме по сравнению с ожидаемым виновным. Действия лица в обоих случаях квалифицируются по направленности умысла как покушение на совершение преступления, на которое был направлен замысел виновного.
В частности, как покушение на преступление следует квалифицировать преступные действия по совершению хищения в крупном или особо крупном размере, когда совершить такое хищение виновному не удалось по не зависящим от него обстоятельствам <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. N 4 "О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества" // Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. М., 2005. С. 23 - 28.
Однако от преступлений, в которых крупный (особо крупный) размер похищенного составляет преступное последствие, следует отличать преступления, в которых особо крупный размер преступного дохода составляет цель деяния (п. "б" ч. 4 ст. 162 УК, п. "б" ч. 3 ст. 163 УК). В таких случаях неполучение особо крупного размера преступного дохода не влияет на признание преступления оконченным, поскольку в реальности преступление совершено с целью завладения имуществом в особо крупном размере. Иными словами, неудавшийся разбой, направленный на завладение имуществом в крупном размере, следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление (т.е. по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 162 УК), поскольку завладение имуществом в крупном размере является в данном случае преступным последствием; и напротив, неудавшийся разбой, направленный на завладение имуществом в особо крупном размере, следует квалифицировать как оконченное преступление (т.е. по п. "б" ч. 4 ст. 162 УК), поскольку завладение имуществом в особо крупном размере является в данном случае всего лишь целью действий лица, оконченных по своей сути.
Покушение на преступление с материальным составом может также отличаться от оконченного деяния тем, что лицо исходно не успело совершить всех действий, составляющих объективную сторону преступления. Действия лица также квалифицируются по направленности умысла как покушение на совершение преступления, на которое был направлен замысел виновного.