Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8489
Скачиваний: 2
Злостность проявляется либо в продолжительном неисполнении приговора, решения или иного судебного акта, либо в совершении данных действий, несмотря на неоднократные требования соответствующих органов. Отсутствие этого признака исключает квалификацию деяния по ст. 315 УК. Прекращая уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления в отношении Д., Военная коллегия Верховного Суда РФ указала, что Д. принимал определенные меры по исполнению судебного решения. После того как выданные им справки офицеру З. были признаны не соответствующими решению суда, он запросил в суде образец подобной справки. Получив ее, исполнил решение суда. При таких обстоятельствах действия Д. не образуют состава злостного неисполнения судебного решения <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1999. N 5. С. 16 - 17.
Это преступление относится к числу длящихся, имеет формальный состав. Оно считается оконченным с момента неисполнения указанных в законе процессуальных актов либо воспрепятствования их исполнению.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию содеянного не влияют. Ими могут быть личные отношения, интересы службы и т.п.
Субъект преступления - представитель власти, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, сотрудник коммерческой или иной организации.
Укрывательство преступлений (ст. 316 УК). Объект - нормальная деятельность органов предварительного расследования и суда по своевременному пресечению и раскрытию преступления, изобличению виновных лиц и привлечению их к уголовной ответственности. В связи с этим законом установлена ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.
Объективная сторона состоит в укрывательстве одного или нескольких преступлений, отнесенных законодателем к числу особо тяжких (ст. 15 УК). Укрывательство совершается только путем активных действий и представляет собой сокрытие преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем, а равно приобретение и сбыт таких предметов.
Укрывательство преступника - это сокрытие лица, совершившего преступление (предоставление убежища или транспортного средства, изменение его внешнего вида, снабжение подложным или чужим паспортом). Под укрывательством средств или орудий совершения преступления понимается либо их сокрытие (перенос в другое место, припрятывание и т.п.), либо их уничтожение или изменение внешнего вида. Сокрытие следов преступления означает их уничтожение (например, замывание крови на месте преступления, ремонт автомобиля после наезда и т.п.). С целью укрывательства преступления предметы, добытые преступным путем, могут быть либо сокрыты, либо реализованы.
По смыслу закона ответственность по ст. 316 УК наступает лишь в случае физического укрывательства преступления. Так называемое интеллектуальное сокрытие не охватывается составом данного преступления.
Рассматриваемое преступление имеет формальный состав и оконченным считается с момента совершения соответствующих действий укрывателя.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что укрывает особо тяжкое преступление, и желает этого.
В законе говорится о заранее не обещанном укрывательстве. Следовательно, умысел на сокрытие преступления возникает после его совершения. Если же укрывательство преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, заведомо добытых преступным путем, а также приобретение или сбыт таких предметов было обещано заранее, т.е. до или во время совершения преступления, то оно согласно ст. 33 УК образует соучастие в преступлении и признается видом пособничества.
Укрывательство преступления, а также приобретение или сбыт предметов, заведомо добытых преступным путем, могут быть признаны соучастием и тогда, когда исполнитель по другим причинам, например в силу систематического их совершения, заранее, т.е. до начала преступления, рассчитывал на подобное содействие.
Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Согласно примечанию к ст. 316 УК, лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуком).
Заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенное должностным лицом с использованием служебных полномочий, образует совокупность преступлений и квалифицируется по ст. ст. 285 и 316 УК. Если же указанные действия совершены с целью незаконного освобождения от уголовной ответственности прокурором, следователем или лицом, производящим дознание, то в этом случае они образуют состав преступления, предусмотренного ст. 300 УК.
Глава 20. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК). Данное преступление посягает, во-первых, на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; во-вторых, на жизнь указанных лиц либо их близких.
Потерпевшими могут быть:
а) сотрудники правоохранительных органов - штатные сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы охраны, федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, федеральной таможенной службы, органов контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ и др. (ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ (в ред. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <1>);
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
б) военнослужащие - лица, проходящие службу по контракту или призыву в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. от 4 мая 2006 г., с изм. от 3 июля 2006 г.) "О воинской обязанности и военной службе" <1>). На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащего распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в ред. от 8 мая 2006 г. N 66-ФЗ) "О статусе военнослужащих" <2>). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 (в ред. от 20 января 2003 г. N 2) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" указанный статус сохраняется за военнослужащими, прикомандированными в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами РФ, государственным унитарным предприятиям, акционерным обществам, иным предприятиям, учреждениям и организациям (п. 1) <3>;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
<2> РГ. 2006. 11 мая.
<3> БВС РФ. 2000. N 4.
в) близкие указанных лиц: 1) близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки); 2) лица, состоящие в ином родстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры) или свойстве (родственники супруга - его (ее) родители, братья, сестры); 3) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (жених, невеста, сожитель) (п. п. 3, 4 и 37 ст. 5 УПК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> По этому поводу см. также: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" (п. 6) // Судебная практика по уголовным делам. С. 135.
По кругу потерпевших данное преступление необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. ст. 277 и 295 УК. В первом случае потерпевшим выступает государственный или общественный деятель, посягательство на жизнь которого производится в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо мести за такую деятельность; во втором случае - лицо, осуществляющее правосудие или предварительное расследование либо исполнение приговора, решения суда или иного судебного акта в целях воспрепятствования их законной деятельности или из мести за нее.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких. Посягательство охватывает как убийство, так и покушение на него. При ненаступлении смерти квалификация по ст. 317 УК осуществляется без ссылки на ст. 30 УК.
Б., зная, что Д. является сотрудником милиции, в целях противодействия задержанию произвел в потерпевшего из обреза выстрел с близкого расстояния, но произошла осечка <1>. Х. во время его задержания сотрудниками милиции бросил в них гранату, причинив потерпевшему М. вред здоровью <2>. У. из-за задержания его братьев за кражу коров убил работника милиции Т. <3>. Во всех указанных случаях действия виновных квалифицированы по ст. 317 УК. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговоры оставила без изменения.
--------------------------------
<1> ВС РФ. Дело N 39-о05-31.
<2> ВС РФ. Дело N 29-о05-36.
<3> ВС РФ. Дело N 82-о05-29.
Уголовная ответственность по указанной статье наступает в случае, если сотрудник правоохранительных органов или военнослужащий выполняет обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Под названной деятельностью следует понимать: несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других мероприятий; поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств.
Убийство сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное в связи с выполнением указанными лицами своей служебной деятельности, не связанное с охраной общественного порядка или обеспечением общественной безопасности, квалифицируется по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.
Деятельность потерпевшего должна носить законный характер, т.е. соответствовать требованиям нормативных правовых актов.
В., не соглашаясь с приговором Кировского областного суда, которым он осужден по ст. 317 УК, в кассационной жалобе просил отменить приговор, так как он правонарушения не совершал, его действия в отношении потерпевшего К. были совершены против не как сотрудника милиции, а как гражданина. Все произошло в нерабочее время.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, признав приговор суда законным и обоснованным, в определении указала, что в соответствии с законом сотрудник милиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени обязан принять меры к предотвращению и пресечению правонарушения. В. достоверно было известно, что потерпевший является сотрудником милиции. Факт нарушения осужденным общественного порядка материалами уголовного дела установлен. Действия потерпевшего являются законными и были направлены на пресечение правонарушения. При таких обстоятельствах посягательство на жизнь сотрудника милиции правильно квалифицировано по ст. 317 УК <1>.
--------------------------------
<1> ВС РФ. Дело N 10-о04-21.
Посягательство на жизнь в связи с незаконной деятельностью сотрудника правоохранительного органа может образовать ряд правовых ситуаций. Во-первых, состояние необходимой обороны (ст. 37 УК); во-вторых, убийство (ст. 108 УК) или причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 114 УК) при превышении пределов необходимой обороны; в-третьих, не исключается аффект лица и на этом основании квалификация его действий по ст. 107 УК.
Состав рассматриваемого преступления является формальным, считается оконченным с момента посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
В связи с указанным обстоятельством Т. обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой признать ст. 317 УК не соответствующей ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, так как она предусматривает в качестве наказания пожизненное лишение свободы независимо от того, наступила смерть потерпевшего или нет. Между тем ч. 4 ст. 66 УК исключает возможность его назначения за приготовление к преступлению и покушение на преступление. Создается неопределенность в правовом регулировании, позволяя судам по-разному решать вопрос о наказании за совершение данного преступления.
Конституционный Суд РФ в своем определении указал, что состав преступления, предусмотренного ст. 317 УК, сформулирован таким образом, что для признания его оконченным достаточно совершения виновным лицом соответствующих действий и не требуется наступления такого общественно опасного последствия, как смерть указанных в ней лиц. В связи с этим установление в санкции наказания в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы уже за саму попытку лишения жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких не порождает неопределенности с точки зрения согласованности этой санкции с положением ч. 4 ст. 66 УК РФ, поскольку установленный ею запрет назначения в качестве наказания пожизненного лишения свободы относится лишь к приготовлению и покушению на особо тяжкие преступления против жизни и не касается оконченных преступлений. Следовательно, исключается возможность не только произвольной квалификации посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или членов их семей по различным статьям Уголовного кодекса РФ, но и разного подхода к решению вопроса о применении к этим действиям положений ч. 4 ст. 66 УК РФ. Кроме того, уголовный закон позволяет суду дифференцированно решать вопрос о наказании лица, совершившего рассматриваемое преступление, в зависимости и от того, наступила ли смерть потерпевшего в результате посягательства <1>.
--------------------------------
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2003 г. N 72-О.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.